Госуправление и “цифра”: проблемы и задачи
17.01.2019 1 022 0 0 davydov-index

Госуправление и “цифра”: проблемы и задачи

---
0
В закладки
Участники Гайдаровского форума обсудили проблемы цифровизации в системе госуправления.

Госуправление и “цифра”: проблемы и задачи системы, госуправления, цифровой, цифровизации, создание, считает, Шклярук, проблемы, власти, развития, Сбербанка, глава, госуслуг, принципе, также, будет, государства, Кроме, когда, предоставления


По мнению научного руководителя программы Chief Digital Transformation Officer Высшей школы госуправления (ВШГУ) РАНХиГС Марии Шклярук, цифровизация выступает драйвером роста для развития системы госуправления, однако она к этому в настоящее время совершенно не готова.

Она уверена, что, хотя стадия простой имплементации IT-решений в аналоговые процессы уже пройдена, а технологии используются для их реинжиниринга и оптимизации, развитие российской системы госуправления запаздывает.

— Мир уже ушел в третью стадию, когда преобразования идут за счет платформенных решений, — приводит слова эксперта “Коммерсант”.

При этом, Шклярук считает, что у государства нет ответа на вопрос, что с ним будет происходитькогда госорганы потеряют одну из основных нынешних функций — посредника между людьми и их данными или людьми и организациями.

Автор доклада также полагает, что текущий уровень технологической инфраструктуры, необходимой для предоставления госуслуг и обеспечения деятельности системы госуправления, недостаточен. По ее словам, тенденции к переменам уже наблюдаются, но пока их крайне мало.

Для развития процесса нужны люди с компетенциями и культура взаимодействия, резко отличающаяся от той, что есть сейчас в госуправлении.

В своем докладе Шклярук отмечает, что ключевыми векторами цифровой трансформации являются построение общенациональной архитектуры данных, создание системы управления, основанной на принципе максимальной удовлетворенности граждан. Кроме того, важен и кадровый вопрос — типичные чиновники должны превратиться в руководителей технологических процессов и управлять изменениями.

Впрочем, вице-премьер Максим Акимов, курирующий в правительстве цифровой блок, считает, что говорить о таких фундаментальных проблемах пока рано.

— У нас гораздо более глубокие проблемы менее зрелых этапов до сих пор не решены. И в 2019 году нам придется решать их с помощью традиционных инструментов, — комментирует он.

По его словам, такими задачами станет приведение в порядок базовых информационных ресурсов (таких как ЕГРН, единая паспортная база, реестр населения, реестр юридических лиц), обеспечение их интероперабельности и взаимодействия с частными провайдерами для алгоритмизированного предоставления госуслуг, создание национальной системы управления данными и системы мотивации ведомств, у которых “разладился вкус” к достижению цифровой зрелости. Вице-премьер уверен, что, не решив базовых проблем, продвинуться вперед дальше не получится.

Однако глава Сбербанка Герман Греф, в свою очередь полагает, что движение вперед в принципе невозможно, так как базовые концептуальные проблемы не сформулированы, а цифровая программа по итогам первого года ее работы требует серьезного пересмотра. Еще одной проблемой он называет перестроение системы образования под новые реалии экономики, выведение вузов “из зоны комфорта”, чтобы переподготовить как можно большее количество специалистов. Главной же угрозой Греф считает монополизацию государством областей цифровой экономики.

— Министерства выстроились в очередь, не вполне понимая, что они будут делать, но пытаясь застолбить соответствующую поляну, — объясняет глава Сбербанка, добавляя, что властям, наоборот, не стоит спешить с регулированием развивающихся технологий.

Как сообщал “Давыдов.Индекс”, год назад, также на Гайдаровском форуме экс-глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин (сейчас возглавляет Счетную палату РФ) и глава Сбербанка Герман Греф представили предложения по принципам работы правительства, начиная с 2018 года, которые они обозначили как “Государство граждан”.

Они представили свое видение реформирования российского государства, основанное на принципе “правительство как платформа”, который был реализован в правительственной реформе в Великобритании в 2010 – 2015 годах. Кроме того, в качестве образцов лучших практик взяты административные реформы в Эстонии, Финляндии и Малайзии.

Основная идея, предложенная авторами проекта, — совместить построение новой системы регулярного менеджмента госаппарата, создание “цифрового государства”, реформу кадровой службы и дерегулирование.
Основными целями тогда называли полную доступность к 2024 году всех госинформресурсов в режиме реального времени и “мгновенное” предоставление 50 наиболее востребованных госуслуг.

Кроме этого, в числе кадровых новаций предложено создание отдельного органа власти, ответственного за управление кадрами на госслужбе, а также центра оценки государственных служащих. Помимо этого, озвученная программа дерегулирования подразумевает под собой расширение реформы контрольно-надзорной деятельности, сокращение числа контрольных органов к 2024 году с нынешних 43 до 20, регулярный пересмотр контрольных функций государства и отмену всего не влияющего на уровень риска контроля и надзора.

Писатель, публицист, общественный деятель (Пенза) Михаил Козин рассуждает о проблемах цифровизации госуправления: "Я бы сказал “надо, но не можем”. И это при наличии едва ли не лучших в мире программистов и инженеров. Сопротивление переходу на цифру будет отчаянным и жёстким, ибо любая оптимизация должна и будет приводить к оптимизации и сокращению рабочих мест.

Менеджмент и управление начинается не с приёма на работу, а с увольнения, а при нашем раздутом чиновничьем аппарате оптимизация в цифре приведёт к сокращению чуть ли не в два раза".

Политолог, генеральный директор Центра развития региональной политики, директор Фонда изучения электоральных процессов и электоральной политики (ФИЭП) Илья Гращенков детально разобрал специфику цифровизации госуправления: "Вообще ситуация уникальная. Власть сама запустила в себя “вирус цифровизации”, слабо понимая, что это вообще такое и на определенном этапе действия системы власти (аппаратной, так как построена по данному аналоговому принципу) стали входить в конфликт с действиями или даже намерениями цифровых институтов (программной надстройки).

Fatal error возник в ситуации, когда стало очевидно, что архаичная власть РФ просто саботирует вредоносную для неё цифровизацию. В ситуации, когда большая часть внутренних сделок решается в теневом режиме, принципы цифровизации (например, уход от посредничества между населением и функциями госуправления, которое сегодня осуществляют министерства) оказываются неудобны для власти".

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]