Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д. 14/ Литейный пр., д. 21. 1877/1798 гг.
---
Сегодняшний сюжет - громадный дом в центре Петербурга, с фасадов которого вот уже 140 лет свысока взирают на город каменные Жар-Птицы.
Интересующее нас угловое здание имеет двойной адрес: Литейный пр, д. 21/ул. Пестеля, д. 14.
Оживлённый перекресток вечно шумного проспекта:
До 1990-х по Литейному бегали дребезжащие трамваи – с 6 утра до полуночи радуя окрестных жителей своим существованием (среди коих в те годы была и Ваша покорная слуга).
Потом, когда в ходе грандиозных ремонтных работ проспект был перекрыт и в буквальном смысле раскурочен на всю свою ширину (от стены до стены стоящих друг напротив друга домов по чётной и нечётной сторонам), были уложены новомодные рельсы на специальной подушке, якобы смягчающей бег железных коней, но попользоваться вволю ими трамваю не пришлось – вскоре было принято решение вовсе отказаться от этого вида транспорта в центре города (очень уж он затруднял движение, особенно в час пик, особенно на Литейном мосту). Рельсы остались. Машин прибавилось. Я переехала в другой район, на выселки, по ту сторону культурной пропастиL
Фасад дома по Литейному проспекту нынче выглядит непрезентабельно – между окнами четвертого этажа основательно обвалилась штукатурка. К тому же, традиционно, с крыш на пешеходов там сбрасывали снег – мы лучше завернем на Пестеля, где спокойней и фасады целей.
Улица Пестеля соединяет собою две церкви в центре Петербурга – Спасо-Преображенский собор (нынешний вид приобретший благодаря Василию Стасову, в 1820-х гг отстроившему здание после серьёзного пожара), он на фото:
...и Пантелеймоновскую церковь (один из старейших храмов Петербурга, ведущий историю от 1730-хх годов, но в ходе позднейших перестроек утративший первоначальный облик):
Расстояние между храмами по прямой невелико – и семиста метров не наберётся, а посему, при необходимости, улицу Пестеля можно проскочить за пять минут, спеша по своим делам, сосредоточенно глядя себе под ноги, задумавшись о насущном и прячась носом в шарф от метели. Ну да, при этом еще и не отрываясь от смартфона.
А можно, засунув телефон в тёплый карман, остановиться на этом углу, поднять голову и попытаться сквозь метель рассмотреть ту самую Жар-Птицу, гордо восседающую на 4 этаже дома номер 14 - предводительницу причудливого каменного зверинца, украшающего здание, и состоящего, кроме неё самой, из грифонов, драконов и змей.
И еще, присмотревшись внимательно, можно заметить вертикальную линию стыка двух зданий, из которых состоит дом – границу, четко разделяющую старое и новое, до и после, исконную незамысловатость, впоследствии радикально преобразившуюся согласно модным тенденциям и фантазии зодчего.
Три окна справа от угла относятся к первоначальному, более старому зданию (1798, 1847 гг), четвертое и пятое (сдвоенные окна) и всё, что слева от них – пристроено в 1876 году.
Историческим ядром здания является длинная двухэтажная постройка, в 27 окон, появившаяся на Литейном проспекте еще в годы правления Павла I – в 1798 году. Именно эта дата сейчас указывается в паспорте жилого дома. След. фото - фасад по Литейному:
От его первоначального облика сохранились прямоугольные оконные проёмы двух нижних этажей: первому этажу достались окна наименьшей площади – что в корне отличается от традиций городской жилой застройки последующих периодов, когда именно первые этажи доходных домов, заведомо ориентированные для сдачи в аренду под торговые и развлекательные заведения, получали обширные окна-витрины разнообразных форм.
В 1847 г, при очередной смене собственника, дом был надстроен: согласно проекту, этажность здания увеличилась вдвое, новые помещения получили более высокие потолки (3,6 м на втором этаже, 4,2 м на четвертом) и арочные оконные проёмы. При этом внешним декором почти не увлекались, ограничившись рустовкой фасадов.
Спустя три десятилетия дом с прилегающим земельным участком был продан потомственному почётному гражданину, купцу А. М. Тупикову. В 1876 г, по указанию нового хозяина, началась масштабная реконструкция здания, в ходе которой к старому корпусу на Литейном, под прямым углом к нему (вдоль Пантелеймоновского переулка - нынешней ул. Пестеля) был вплотную пристроен новый корпус тех же пропорций в 4 этажа (он на предыдущем фото). Кроме того, в конструкцию обновлённого здания, в итоге принявшего форму замкнутого четырёхугольника, была включена каменная постройка Г-образной формы, вероятнее всего, с тех же павловских времён находившаяся в глубине участка.
В результате реконструкции 1876-1877 гг многократно увеличилась полезная площадь сдаваемых внаём помещений.
Клиентов нужно было заманивать – и обширные фасады, выходящие на две улицы, решено было украсить, броско, “богато”, но …ненавязчиво.
Автор нового проекта, академик архитектуры, петербуржец Юлий Осипович Дютель, справился с поставленной задачей, сумев не переступить границу, за которой начинается дурновкусие.
Прежде всего (это прекрасно видно с перекрестка) – дом почти симметричен (любая симметрия визуально воспринимается с благодарностью).
Почти – ибо новый фасад по Пестеля вышел на четыре окна длиннее, что позволило слегка подкорректировать исторический проект, поместив в центре здания, для проезда во двор, арку в два этажа высотой...
...(на её решетке – вензель с заглавными буквами имени заказчика – А, М, Т), выделив этот участок здания балконом:
...а над ним - неким фантазийным подобием большого ордера, в два этажа высотой:
К тому времени классицизм уже ушёл в прошлое, перестав быть актуальным, но некоторые его элементы, в качестве эффектных архитектурных дополнений, использовались нередко.
Пять лет своей жизни (после окончания Императорской Академии художеств в Петербурге) Юлий Осипович Дютель провёл в Испании, продолжая изучение европейского архитектурного наследия, так сказать, в натуре.
Вот вам и ответ на вопрос, что послужило образцами для многочисленных лепных дополнений, украсивших собою неприметный доселе доходный дом.
Все эти узоры, витушки, жгутики, валики, аркатуры, маскароны, грифоны, драконы, колонны,
...умопомрачительные капители, карнизы, розетки, решетки...
...– и, разумеется, Жар-Птицы, их четыре, по числу башенок эркеров (две на Пестеля, две на Литейном).
При всей пышности верхней части здания, строгие окна двух нижних этажей оставили почти нетронутыми, добавив лишь геометрический декор по периметру, сдержанные колонки (и те достались лишь окнам по Пестеля – на Литейном их нет) да межоконный пояс.
Первый и второй этажи корпуса по Литейному проспекту – постройка 1798 года, поздними наслоениями не захотели затенять историю дома.
Юлий Осипович Дютель в общей сложности построил (точнее, перестроил) для того же состоятельного петербургского домовладельца, г-на Тупикова, три доходных дома на Литейном проспекте – номер 8 (пересечение с ул. Чайковского), номер 64 (перекресток с Невским пр.) и номер 21 (он же номер 14 по ул. Пестеля). Последний - самый нарядный из них, о нём наш сегодняшний рассказ.
Сейчас это – рядовой жилой дом, 8 парадных, 113 квартир, из которых 5 коммуналок (максимум на 4 комнаты). Говорят, в 1970-х коммуналки здесь были страшные – 10-комнатные, с 30 жильцами и единственной на всех ванной на дровах. Даже без газовых водонагревательных колонок. Испугались? Дома-памятники, они у нас тут такие, да…
Побродив по риэлторским сайтам, можно отыскать предложения о продаже недвижимости в этом доме. Например, за 3-комнатную квартиру на 4 этаже, общей площадью 100 квадратов (из которых только на кухню+столовую приходится 9+12 кв м), просят 16 млн руб.
Не по карману? Можно сэкономить половину, взяв “однушку” за 8.99 млн – общая 74, жилая 40, тоже неплохо. Старый фонд с капремонтом – что ж вы хотите.
Завершать на сей саркастической ноте не след, а посему – еще одна порция позитива. Вы обратили внимание, как аккуратно отремонтирован фасад, изрядно перенасыщенный декоративными деталями?
Любо-дорого взглянуть. И даже водосточные трубы покрасили в тон. Работы выполнены в 2007 г, еще при Валентине Ивановне Матвиенко.
Правда, остался без ответа вопрос, насколько соответствует исторической, дореволюционной расцветке равномерный светло-бежевый тон, коим нынче покрыты стены? Ну да ладно, это уже придирки - ведь главное, что в целом выглядит очень даже неплохоJ
Интересующее нас угловое здание имеет двойной адрес: Литейный пр, д. 21/ул. Пестеля, д. 14.
Оживлённый перекресток вечно шумного проспекта:
До 1990-х по Литейному бегали дребезжащие трамваи – с 6 утра до полуночи радуя окрестных жителей своим существованием (среди коих в те годы была и Ваша покорная слуга).
Потом, когда в ходе грандиозных ремонтных работ проспект был перекрыт и в буквальном смысле раскурочен на всю свою ширину (от стены до стены стоящих друг напротив друга домов по чётной и нечётной сторонам), были уложены новомодные рельсы на специальной подушке, якобы смягчающей бег железных коней, но попользоваться вволю ими трамваю не пришлось – вскоре было принято решение вовсе отказаться от этого вида транспорта в центре города (очень уж он затруднял движение, особенно в час пик, особенно на Литейном мосту). Рельсы остались. Машин прибавилось. Я переехала в другой район, на выселки, по ту сторону культурной пропастиL
Фасад дома по Литейному проспекту нынче выглядит непрезентабельно – между окнами четвертого этажа основательно обвалилась штукатурка. К тому же, традиционно, с крыш на пешеходов там сбрасывали снег – мы лучше завернем на Пестеля, где спокойней и фасады целей.
Улица Пестеля соединяет собою две церкви в центре Петербурга – Спасо-Преображенский собор (нынешний вид приобретший благодаря Василию Стасову, в 1820-х гг отстроившему здание после серьёзного пожара), он на фото:
...и Пантелеймоновскую церковь (один из старейших храмов Петербурга, ведущий историю от 1730-хх годов, но в ходе позднейших перестроек утративший первоначальный облик):
Расстояние между храмами по прямой невелико – и семиста метров не наберётся, а посему, при необходимости, улицу Пестеля можно проскочить за пять минут, спеша по своим делам, сосредоточенно глядя себе под ноги, задумавшись о насущном и прячась носом в шарф от метели. Ну да, при этом еще и не отрываясь от смартфона.
А можно, засунув телефон в тёплый карман, остановиться на этом углу, поднять голову и попытаться сквозь метель рассмотреть ту самую Жар-Птицу, гордо восседающую на 4 этаже дома номер 14 - предводительницу причудливого каменного зверинца, украшающего здание, и состоящего, кроме неё самой, из грифонов, драконов и змей.
И еще, присмотревшись внимательно, можно заметить вертикальную линию стыка двух зданий, из которых состоит дом – границу, четко разделяющую старое и новое, до и после, исконную незамысловатость, впоследствии радикально преобразившуюся согласно модным тенденциям и фантазии зодчего.
Три окна справа от угла относятся к первоначальному, более старому зданию (1798, 1847 гг), четвертое и пятое (сдвоенные окна) и всё, что слева от них – пристроено в 1876 году.
Историческим ядром здания является длинная двухэтажная постройка, в 27 окон, появившаяся на Литейном проспекте еще в годы правления Павла I – в 1798 году. Именно эта дата сейчас указывается в паспорте жилого дома. След. фото - фасад по Литейному:
От его первоначального облика сохранились прямоугольные оконные проёмы двух нижних этажей: первому этажу достались окна наименьшей площади – что в корне отличается от традиций городской жилой застройки последующих периодов, когда именно первые этажи доходных домов, заведомо ориентированные для сдачи в аренду под торговые и развлекательные заведения, получали обширные окна-витрины разнообразных форм.
В 1847 г, при очередной смене собственника, дом был надстроен: согласно проекту, этажность здания увеличилась вдвое, новые помещения получили более высокие потолки (3,6 м на втором этаже, 4,2 м на четвертом) и арочные оконные проёмы. При этом внешним декором почти не увлекались, ограничившись рустовкой фасадов.
Спустя три десятилетия дом с прилегающим земельным участком был продан потомственному почётному гражданину, купцу А. М. Тупикову. В 1876 г, по указанию нового хозяина, началась масштабная реконструкция здания, в ходе которой к старому корпусу на Литейном, под прямым углом к нему (вдоль Пантелеймоновского переулка - нынешней ул. Пестеля) был вплотную пристроен новый корпус тех же пропорций в 4 этажа (он на предыдущем фото). Кроме того, в конструкцию обновлённого здания, в итоге принявшего форму замкнутого четырёхугольника, была включена каменная постройка Г-образной формы, вероятнее всего, с тех же павловских времён находившаяся в глубине участка.
В результате реконструкции 1876-1877 гг многократно увеличилась полезная площадь сдаваемых внаём помещений.
Клиентов нужно было заманивать – и обширные фасады, выходящие на две улицы, решено было украсить, броско, “богато”, но …ненавязчиво.
Автор нового проекта, академик архитектуры, петербуржец Юлий Осипович Дютель, справился с поставленной задачей, сумев не переступить границу, за которой начинается дурновкусие.
Прежде всего (это прекрасно видно с перекрестка) – дом почти симметричен (любая симметрия визуально воспринимается с благодарностью).
Почти – ибо новый фасад по Пестеля вышел на четыре окна длиннее, что позволило слегка подкорректировать исторический проект, поместив в центре здания, для проезда во двор, арку в два этажа высотой...
...(на её решетке – вензель с заглавными буквами имени заказчика – А, М, Т), выделив этот участок здания балконом:
...а над ним - неким фантазийным подобием большого ордера, в два этажа высотой:
К тому времени классицизм уже ушёл в прошлое, перестав быть актуальным, но некоторые его элементы, в качестве эффектных архитектурных дополнений, использовались нередко.
Пять лет своей жизни (после окончания Императорской Академии художеств в Петербурге) Юлий Осипович Дютель провёл в Испании, продолжая изучение европейского архитектурного наследия, так сказать, в натуре.
Вот вам и ответ на вопрос, что послужило образцами для многочисленных лепных дополнений, украсивших собою неприметный доселе доходный дом.
Все эти узоры, витушки, жгутики, валики, аркатуры, маскароны, грифоны, драконы, колонны,
...умопомрачительные капители, карнизы, розетки, решетки...
...– и, разумеется, Жар-Птицы, их четыре, по числу башенок эркеров (две на Пестеля, две на Литейном).
При всей пышности верхней части здания, строгие окна двух нижних этажей оставили почти нетронутыми, добавив лишь геометрический декор по периметру, сдержанные колонки (и те достались лишь окнам по Пестеля – на Литейном их нет) да межоконный пояс.
Первый и второй этажи корпуса по Литейному проспекту – постройка 1798 года, поздними наслоениями не захотели затенять историю дома.
Юлий Осипович Дютель в общей сложности построил (точнее, перестроил) для того же состоятельного петербургского домовладельца, г-на Тупикова, три доходных дома на Литейном проспекте – номер 8 (пересечение с ул. Чайковского), номер 64 (перекресток с Невским пр.) и номер 21 (он же номер 14 по ул. Пестеля). Последний - самый нарядный из них, о нём наш сегодняшний рассказ.
Сейчас это – рядовой жилой дом, 8 парадных, 113 квартир, из которых 5 коммуналок (максимум на 4 комнаты). Говорят, в 1970-х коммуналки здесь были страшные – 10-комнатные, с 30 жильцами и единственной на всех ванной на дровах. Даже без газовых водонагревательных колонок. Испугались? Дома-памятники, они у нас тут такие, да…
Побродив по риэлторским сайтам, можно отыскать предложения о продаже недвижимости в этом доме. Например, за 3-комнатную квартиру на 4 этаже, общей площадью 100 квадратов (из которых только на кухню+столовую приходится 9+12 кв м), просят 16 млн руб.
Не по карману? Можно сэкономить половину, взяв “однушку” за 8.99 млн – общая 74, жилая 40, тоже неплохо. Старый фонд с капремонтом – что ж вы хотите.
Завершать на сей саркастической ноте не след, а посему – еще одна порция позитива. Вы обратили внимание, как аккуратно отремонтирован фасад, изрядно перенасыщенный декоративными деталями?
Любо-дорого взглянуть. И даже водосточные трубы покрасили в тон. Работы выполнены в 2007 г, еще при Валентине Ивановне Матвиенко.
Правда, остался без ответа вопрос, насколько соответствует исторической, дореволюционной расцветке равномерный светло-бежевый тон, коим нынче покрыты стены? Ну да ладно, это уже придирки - ведь главное, что в целом выглядит очень даже неплохоJ
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]