Сургутские ретромобили. Москвичи
---
Прогуливаясь по Сургуту буквально наткнулся на выставку ретромобилей. Экспозиция вполне заслуживает отдельного рассказа. Сегодня о "Москвичах".
Что нам важно знать о "Москвичах", друзья? По моему мнению, прежде всего то, что с них и началось в Советском Союзе массовое производство автомобилей для частного использования. Ну а самой-самой первой моделью является этот, представленный на двух первых фотографиях,
"Москвич-400".
В конце 30-х прошлого столетия на Западе понимали необходимость производства массового автомобиля для населения и, в общем-то, успешно налаживали разработку и изготовление. Единственный крупный советский автозавод в те годы, ГАЗ, выпускал автомобили вроде бы и легковые, но, преимущественно, престижные. Ну или, как минимум, крупноватые. На них возили лишь руководство страны, кое-что работало в качестве такси в крупных городах, кое-что по распределению попадало в большие и значимые организации. Попытка наладить производство первой довоенной малолитражки разработчиком НАМИ не имело широкого успеха.
После окончания второй мировой в СССР попало огромное количество трофейной техники, в том числе легковых автомобилей. Германского, преимущественно, производства. Но вот беда: машины были, дорог не было. Соответственно ходила техника не долго. Ни что не ново, правда?
Еще тогда был взят определенный курс, исходя из поставленной задачи. Задача заключалась далеко не в строительстве хороших дорог. Задача была поставлена четкая: создать советский автомобиль, годный к эксплуатации в условиях плохих дорог, а чаще в условиях отсутствия оных. Я, правда, своими словами сказал, не цитировал. Но суть в этом и состояла.
02. Наиболее подходящим прототипом оказался проверенный в отечественных условиях Opel Kadett K38. Относительно современен на то время, а главное имеет крепкий кузов. Да и все остальные характеристики подходили для массового советского автомобиля. Внешне, по моему мнению, получился очень симпатичный автомобиль. Появись спрос на ретростиль в современной модели (помните Крайслер создавао ПТ Круизер?) - один из лучших кандидатов в прототипы.
Нет смысла в наше время копаться в технических характеристиках модели. То, что мне бросилось в глаза, так это шкворни (не является однокоренным со словом "зашквар", если что) в передней подвеске и рессоры в задней. Такие непривычные нынче вещи, хотя совсем недавно их носили и последние Волги. А рессоры были непременным решением и на Москвичах, и на Волгах.
Мне мало верится в то, что документация на Кадетта (а вместе с ним и на первую Олимпию) была окончательно утеряна и Москвича буквально воссоздавали по оригинальному образцу. Точнее, в воссоздание Москвича еще можно поверить, а в полную утрату документации... Ну не знаю. Иначе как бы Германия в короткие сроки наладила выпуск послевоенной модификации Opel Olympia?
03. На моих снимках, правда, Олимпия довоенная, образца 1938 года. Именно такая модель стоит на выставке. Я, кстати, до сих пор ничего не сказал о том, что выставка расположена в городе Сургуте, на площадке у университета. А попал я сюда, следуя в историко-этнографический комплекс "Старый Сургут".
04. Название свое Olympia, созданная в 1935 году, получила в честь предстоящей Олимпиады в Германии. Подробностей об Опеле не будет, мы же сегодня о "Москвичах" говорим.
05. 402-й Москвич стал следующей ступенью в развитии отечественного легкового транспорта массового производства. В какой-то степени это было погоней за характеристиками Олимпии. Что касается внешности, по-моему налицо влияние ГАЗовских моделей, в частности "Победы". Выпуск 402-го наладили в 1956 году, т.е. десять лет спустя после выпуска первого Москвича-400.
06. Кузов нового Москвича в угоду ремонтопригодности сделали сварным из нескольких крупных сборок. Убрали шкворни в передней подвеске, поставили отопитель с подачей воздуха на лобовое стекло. Автомобиль в базе оснастили радиоприемником! В те годы хрипящий приемником ДВ, СВ диапазона значительно увеличивал стоимость автомобиля. Нынче Clarion с приличной акустикой не имеет никакого веса в стоимости авто.
07. Однако потребности населения и народного хозяйства росли и вскоре понадобился массовый автомобиль для села и полевых условий. Он должен быть полноприводным и предельно крепким. И кушать бензин гораздо скромней, чем существовавший в тот период ГАЗ-69. За основу модели взяли тот же Москвич-402, усилили кузов и оснастили полным приводом. Завод-изготовитель, как и в случаях всех вышеперечисленных Москвичей, МЗМА - Московский завод малолитражных автомобилей. Год начала выпуска - 1957.
Кроме усиления кузова и дополнительно моста поменяли рулевое, изменили подвеску, оснастили раздаткой.
08. Зацените клиренс! Хотя до мостов не так много, а на первый взгляд выглядит очень внушительно. Но в любом случае 220мм запаса есть.
09. Ну и в завершении сегодняшнего обзора Москвичей модель с индексом 408. Многие из вас могли застать этот автомобиль на дорогах страны. В моем детстве было множество 412-х, но и 408-е еще попадались. Они, кстати, мало отличались до модернизации 412-го. С этой модели в 1964 году стартовало третье поколение Москвичей. Модель выпускалась параллельно на двух заводах. На этом снимке автомобиль с эмблемой АЗЛК (АвтоЗавод имени Ленинского Комсомола), на фото ниже - Ижевского завода.
По старой советской традиции наши конструктора разрабатывали "автомобиль будущего". Т.е. в 1959 году шли разработки авто, планируемого у выпуску в 1963-м. Тем не менее общие черты дизайна оказались вполне в ногу с временем и европейскими аналогами. В 60-е Москвич успешно экспортировался и пользовался хорошим спросом за рубежом! А география поставок? Удивительно, но это скандинавские страны, Франция, Германия, Англия!
Вы можете себе представить большой спрос в этих странах, например, на современную Гранту? Вряд ли. В чем же был секрет Москвича? Наверняка спрос был специфичен? Например, как-то я читал, что канадские фермеры до сих пор очень любят старые Нивы. На них очень удобно и выгодно пахать :) Т.е. в роли минитракторов :)
По Москвичу тоже спрос оказался специфичен, но все гораздо проще. Спрос объясняется большими успехами Москвичей в авторалли.
10. Первые 412-е не отличались от Мосвича-408 (на фото 408-й). 412-й уже не имел таких успешных объемов экспорта, но собирался в Болгарии и странах Бенилюкса. Финский дилер успешно продавал пикапа на базе 412-го, известного в нашей стране как ИЖ-2715. Экспорт существовал, но акцент сместился с развитых капстран на развивающиеся. Наиболее существенное изменение облика 412-го произошло с получением прямоугольной головной оптики ГДРовского производства.
Вот, в общем-то, все. Это все Москвичи на выставке. Позже отдельно покажу представителей ГАЗа.
Что нам важно знать о "Москвичах", друзья? По моему мнению, прежде всего то, что с них и началось в Советском Союзе массовое производство автомобилей для частного использования. Ну а самой-самой первой моделью является этот, представленный на двух первых фотографиях,
"Москвич-400".
В конце 30-х прошлого столетия на Западе понимали необходимость производства массового автомобиля для населения и, в общем-то, успешно налаживали разработку и изготовление. Единственный крупный советский автозавод в те годы, ГАЗ, выпускал автомобили вроде бы и легковые, но, преимущественно, престижные. Ну или, как минимум, крупноватые. На них возили лишь руководство страны, кое-что работало в качестве такси в крупных городах, кое-что по распределению попадало в большие и значимые организации. Попытка наладить производство первой довоенной малолитражки разработчиком НАМИ не имело широкого успеха.
После окончания второй мировой в СССР попало огромное количество трофейной техники, в том числе легковых автомобилей. Германского, преимущественно, производства. Но вот беда: машины были, дорог не было. Соответственно ходила техника не долго. Ни что не ново, правда?
Еще тогда был взят определенный курс, исходя из поставленной задачи. Задача заключалась далеко не в строительстве хороших дорог. Задача была поставлена четкая: создать советский автомобиль, годный к эксплуатации в условиях плохих дорог, а чаще в условиях отсутствия оных. Я, правда, своими словами сказал, не цитировал. Но суть в этом и состояла.
02. Наиболее подходящим прототипом оказался проверенный в отечественных условиях Opel Kadett K38. Относительно современен на то время, а главное имеет крепкий кузов. Да и все остальные характеристики подходили для массового советского автомобиля. Внешне, по моему мнению, получился очень симпатичный автомобиль. Появись спрос на ретростиль в современной модели (помните Крайслер создавао ПТ Круизер?) - один из лучших кандидатов в прототипы.
Нет смысла в наше время копаться в технических характеристиках модели. То, что мне бросилось в глаза, так это шкворни (не является однокоренным со словом "зашквар", если что) в передней подвеске и рессоры в задней. Такие непривычные нынче вещи, хотя совсем недавно их носили и последние Волги. А рессоры были непременным решением и на Москвичах, и на Волгах.
Мне мало верится в то, что документация на Кадетта (а вместе с ним и на первую Олимпию) была окончательно утеряна и Москвича буквально воссоздавали по оригинальному образцу. Точнее, в воссоздание Москвича еще можно поверить, а в полную утрату документации... Ну не знаю. Иначе как бы Германия в короткие сроки наладила выпуск послевоенной модификации Opel Olympia?
03. На моих снимках, правда, Олимпия довоенная, образца 1938 года. Именно такая модель стоит на выставке. Я, кстати, до сих пор ничего не сказал о том, что выставка расположена в городе Сургуте, на площадке у университета. А попал я сюда, следуя в историко-этнографический комплекс "Старый Сургут".
04. Название свое Olympia, созданная в 1935 году, получила в честь предстоящей Олимпиады в Германии. Подробностей об Опеле не будет, мы же сегодня о "Москвичах" говорим.
05. 402-й Москвич стал следующей ступенью в развитии отечественного легкового транспорта массового производства. В какой-то степени это было погоней за характеристиками Олимпии. Что касается внешности, по-моему налицо влияние ГАЗовских моделей, в частности "Победы". Выпуск 402-го наладили в 1956 году, т.е. десять лет спустя после выпуска первого Москвича-400.
06. Кузов нового Москвича в угоду ремонтопригодности сделали сварным из нескольких крупных сборок. Убрали шкворни в передней подвеске, поставили отопитель с подачей воздуха на лобовое стекло. Автомобиль в базе оснастили радиоприемником! В те годы хрипящий приемником ДВ, СВ диапазона значительно увеличивал стоимость автомобиля. Нынче Clarion с приличной акустикой не имеет никакого веса в стоимости авто.
07. Однако потребности населения и народного хозяйства росли и вскоре понадобился массовый автомобиль для села и полевых условий. Он должен быть полноприводным и предельно крепким. И кушать бензин гораздо скромней, чем существовавший в тот период ГАЗ-69. За основу модели взяли тот же Москвич-402, усилили кузов и оснастили полным приводом. Завод-изготовитель, как и в случаях всех вышеперечисленных Москвичей, МЗМА - Московский завод малолитражных автомобилей. Год начала выпуска - 1957.
Кроме усиления кузова и дополнительно моста поменяли рулевое, изменили подвеску, оснастили раздаткой.
08. Зацените клиренс! Хотя до мостов не так много, а на первый взгляд выглядит очень внушительно. Но в любом случае 220мм запаса есть.
09. Ну и в завершении сегодняшнего обзора Москвичей модель с индексом 408. Многие из вас могли застать этот автомобиль на дорогах страны. В моем детстве было множество 412-х, но и 408-е еще попадались. Они, кстати, мало отличались до модернизации 412-го. С этой модели в 1964 году стартовало третье поколение Москвичей. Модель выпускалась параллельно на двух заводах. На этом снимке автомобиль с эмблемой АЗЛК (АвтоЗавод имени Ленинского Комсомола), на фото ниже - Ижевского завода.
По старой советской традиции наши конструктора разрабатывали "автомобиль будущего". Т.е. в 1959 году шли разработки авто, планируемого у выпуску в 1963-м. Тем не менее общие черты дизайна оказались вполне в ногу с временем и европейскими аналогами. В 60-е Москвич успешно экспортировался и пользовался хорошим спросом за рубежом! А география поставок? Удивительно, но это скандинавские страны, Франция, Германия, Англия!
Вы можете себе представить большой спрос в этих странах, например, на современную Гранту? Вряд ли. В чем же был секрет Москвича? Наверняка спрос был специфичен? Например, как-то я читал, что канадские фермеры до сих пор очень любят старые Нивы. На них очень удобно и выгодно пахать :) Т.е. в роли минитракторов :)
По Москвичу тоже спрос оказался специфичен, но все гораздо проще. Спрос объясняется большими успехами Москвичей в авторалли.
10. Первые 412-е не отличались от Мосвича-408 (на фото 408-й). 412-й уже не имел таких успешных объемов экспорта, но собирался в Болгарии и странах Бенилюкса. Финский дилер успешно продавал пикапа на базе 412-го, известного в нашей стране как ИЖ-2715. Экспорт существовал, но акцент сместился с развитых капстран на развивающиеся. Наиболее существенное изменение облика 412-го произошло с получением прямоугольной головной оптики ГДРовского производства.
Вот, в общем-то, все. Это все Москвичи на выставке. Позже отдельно покажу представителей ГАЗа.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]