ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ АРМАВИРСКОГО МОДЕРНА
---
Дом купцов братьев Богарсуковых
Поздней осенью 1913 г. в самом центре села Армавира, на углу Николаевского проспекта и ул. Дукмасовской (ныне угол ул. Кирова, 43 и Комсомольской, 133) начинается строительство нового большого здания. Прежде здесь стоял одноэтажный кирпичный торговый корпус, в котором действовал ряд магазинов. Владельцы данной усадьбы Яков, Егор и Исаак Никитьевичи Богарсуковы, происходившие из коренных жителей села черкесо-гаев (черкесских армян), пользовались заслуженной известностью в качестве одних из крупнейших предпринимателей Юга России. Их отец – купец-мануфактурщик Никита Павлович Богарсуков (1834-1913) еще в 1870-е гг. вместе с братьями Карпом и Христофором переселился в Екатеринодар, где и протекала его основная коммерческая деятельность.
В кубанской столице располагались главные конторы двух торговых домов: «Никита Богарсуков и сыновья» и «Братья Карп и Христофор Богарсуковы», их отделения были открыты во многих городах региона. Любопытно, что в самом Армавире Богарсуковы коммерческую деятельность практически прекратили. Что стало причиной этого разрыва с родовым гнездом, неизвестно. Возможно, имелись какие-то личные мотивы, а, может быть, купцы просто не хотели конкурировать со своими сородичами и земляками, в числе которых были такие мануфактурные короли, как Тарасовы. Вместе с тем, и после переезда в Екатеринодар на малой родине у Богарсуковых оставалось немало недвижимости, а сами они официально числились «жителями селения Армавир», и только Христофор Павлович удостоился звания личного почетного гражданина.
Сохранилось большое групповое фото сотрудников екатеринодарской фирмы «Никита Богарсуков и сыновья» 1908 года, на котором помещены портреты некоторых представителей этой купеческой династии.
Никита Павлович Богарсуков (1908 г.).
Яков Никитич Богарсуков (1908 г.).
Егор Никитич Богарсуков (1908 г.).
В 1910 г. для дальнейшего развития торговли мануфактурными товарами на базе семейных предприятий купцов в Екатеринодаре было образовано «Товарищество Братьев Богарсуковых» с основным капиталом 1,2 млн. руб. В ночь на 3 марта 1913 г. на 79-м году жизни скончался Никита Павлович. Не исключено, что именно с этим фактом было связано возвращение бизнеса Богарсуковых в Армавир. В ноябре того же года в селе открывается оптово-розничное отделение их товарищества, и одновременно дети покойного Яков, Егор и Исаак Никитьевичи начинают строительство на вышеупомянутом угловом участке огромного 3-х этажного здания, которое предназначалось для театра, первоклассной гостиницы, ресторанов и магазинов. Работы продвигались быстро, и уже летом 1914 г. капитальный кирпичный корпус с наружной стороны был окончен. Дом Богарсуковых стал одним из самых значительных сооружений в Армавире. Высота здания доходила до 26 м, его объем составлял 33,5 тыс. куб. м, а общая полезная площадь – 6,9 тыс. кв. м. Все междуэтажные перекрытия были устроены из железобетона. Под домом располагался подвальный этаж.
Фасад здания, как и большинство крупных армавирских построек того времени, был решен в духе рационального модерна. Оштукатуренные уличные плоскости с рустовкой, имитирующей прямоугольные каменные блоки, имели подчеркнуто строгий деловой облик. Через каждые два-три оконных проема фасад был раскрепован плоскими лопатками. Над сильно выступающим карнизом, опиравшимся на ряд прямоугольных модульонов, располагались парапетные тумбы простой геометрической формы. В восточной части здания поднимался высокий дугообразный аттик с глухим трехчастным окном, что делало общую композицию объема более пластичной. Широкие окна витринного типа первого этажа значительно смягчали некоторую тяжеловесность и массивность объема постройки.
Бывший дом братьев Богарсуковых, строившийся под театр, гостиницу и магазины. Снимок начала 1930-х годов, когда здесь располагался Армавирский Дом Советов.
Главным же и наиболее ярким визуальным акцентом сооружения являлись висячие балконы-галереи, которые со стороны Николаевского проспекта и Дукмасовской улицы охватывали весь дом на уровне 2-го и 3-го этажей. Выполненные в стилистике модерна большие балконные решетки отражали разнообразные растительные мотивы. В причудливом декоре художественного металла можно было увидеть распустившиеся цветы и листья, изогнутые стебли, ветви и вьющиеся лианы. Два яруса галерей соединялись рядом из нескольких десятков изящных железных колонн в виде тонких и стройных стволов деревьев. В целом при взгляде на дом купцов Богарсуковых создавалось потрясающее впечатление висячих садов, расцветших на фоне серых каменных стен.
Армавирский Дом Советов (1930-е гг.).
По словам известного историка южнороссийской архитектуры О.Х. Халпахчьяна, вышеописанное решение внешнего облика сооружения, «возможно, было навеяно городскими домами Армении с длинными деревянными балконами». Мне же представляется, что Богарсуковым, как и большинству других коренных армавирцев, гораздо ближе была культура адыгов, нежели позабытые традиции давно покинутой исторической родины. Образ же рассматриваемого здания у меня вызывает ассоциации с известными венскими рядными домами знаменитого зодчего Отто Вагнера, где мы встречаем похожие балконы-галереи на 2-м и 3-м этажах. Театрально-гостиничный комплекс Богарсуковых стал последней крупной постройкой досоветского Армавира, в которой воплотились элементы стилей модерна и функционализма, а, возможно, и что-то от грядущего ар-деко.
Как уже говорилось выше, строительство дома Богарсуковых было в основном завершено летом 1914 г. 2 июля того же года в местной газете «Отклики Кавказа»: появилось интересное сообщение об этом сооружении: «В доме наследников Н.П. Богарсукова возводится грандиозный театр, который будет занимать два этажа. Театр рассчитан на 800-1000 человек; ширина театрального зала 22 с половиной аршина, длина 26 с половиной аршин, высота 15 арш.; рампа имеет 12 арш., глубина сцены 9 арш.; при сцене 8 уборных для артистов; сцена будет оборудована по последнему слову техники. По Дукмасовской и Николаевской улицам театр обхватывают балконы шириной в 4 арш. в два этажа. В каждом ярусе театра имеется по фойе, из которых ход в роскошный ресторан гостиницы. За образец взят один из берлинских театров». В заметке указывалось, что полная отделка и оборудование помещений будет завершена в 1915 г.
К сожалению, об упомянутом берлинском прототипе здания (да и был ли он?) ничего не известно. Нет никаких сведений и об архитекторе дома Богарсуковых.
Фрагмент дореволюционной застройки улицы Первомайской (прежде – Николаевский проспект) на снимке 1930-х годов. Бывший дом Богарсуковых отмечен красной стрелкой. За большим дугообразным аттиком видна надстройка над театральной сценой.
После начала Первой мировой войны отделочные работы в театрально-гостиничном здании были заморожены. Что произошло с купцами Богарсуковыми в период революционных потрясений 1917 г. и гражданской войны неизвестно. Как и многие другие влиятельные и именитые прежде семейства, они словно канули в небытие. После окончательного установления в Армавире советской власти бывший дом Богарсуковых стоял пустым и заброшенным еще около десяти лет. Это великолепное здание, являвшееся одним из лучших на Северном Кавказе образцов архитектуры модерна, стало печальным символом несбывшихся надежд и нереализованных перспектив развития дореволюционного Армавира. У новых советских властей города не было средств на завершение внутренней отделки и техническое оборудование постройки. Только в апреле 1929 г. тут вновь закипела работа, и хотя она в основном касалась интерьеров, внешний облик здания также претерпел незначительные изменения. Над угловой частью фасада был установлен небольшой купол с часами, увенчанный флагштоком с красным знаменем и пятиконечной звездой. К началу нового 1930 года в здании открывается Армавирский Дом Советов.
В период Великой Отечественной войны в результате немецко-фашистских бомбардировок Дом Советов сгорел, и от него осталась только коробка капитальных стен. После освобождения города от оккупации здание долго стояло бесхозным, медленно ветшая от действия атмосферных осадков.
Сгоревший Дом Советов на фото 1940-х гг.
Пустующее здание в ожидании восстановления в 1950-е гг. Модерновые балконы-галереи еще целы и прекрасны.
Только в 1952 г. городскими властями оно было предоставлено Министерству машиностроения и приборостроения СССР под восстановление для размещения здесь Машиностроительного техникума. Однако прошло еще более десятилетия до того момента, когда в 1963 г. в эти стены вновь вернулась жизнь.
Здание в процессе реконструкции (1950-е гг.).
При восстановлении и реконструкции здания его исторический облик оказался утрачен. Фасадные плоскости постройки были декорированы в упрощенных формах советского классицизма в рамках безордерной системы. Главное украшение дома Богарсуковых – модерновые балконы галереи были срезаны. Впоследствии решетки с растительным узором использовали в качестве секций заборов в разных частях города. Каким-то чудом часть из них уцелела до наших дней в ограде аэропорта в пригородном хуторе Красная Поляна.
Армавирский машиностроительный техникум в восстановленном здании на открытке 1963 г.
Балконные решетки бывшего дома Богарсуковых в ограде аэродрома в хуторе Красная Поляна под Армавиром (современные снимки).
Учебный корпус машиностроительного техникума в бывшем доме Богарсуковых.
Несмотря на сохранение старинных наружных капитальных стен, здание уже ничем не напоминает тот прекрасный памятник архитектуры рационального модерна, каким оно рождалось более столетия тому назад. Сегодня в бывшем доме Богарсуковых действует Машиностроительный техникум. Вместе с тем, следует признать, что, располагаясь в самом центре города на углу улиц Кирова, 43 и Комсомольской, 133, это учебное здание уже давно стало одной из визитных карточек Армавира, воплотив в своей более чем вековой и непростой судьбе несколько эпох истории нашей страны.
Поздней осенью 1913 г. в самом центре села Армавира, на углу Николаевского проспекта и ул. Дукмасовской (ныне угол ул. Кирова, 43 и Комсомольской, 133) начинается строительство нового большого здания. Прежде здесь стоял одноэтажный кирпичный торговый корпус, в котором действовал ряд магазинов. Владельцы данной усадьбы Яков, Егор и Исаак Никитьевичи Богарсуковы, происходившие из коренных жителей села черкесо-гаев (черкесских армян), пользовались заслуженной известностью в качестве одних из крупнейших предпринимателей Юга России. Их отец – купец-мануфактурщик Никита Павлович Богарсуков (1834-1913) еще в 1870-е гг. вместе с братьями Карпом и Христофором переселился в Екатеринодар, где и протекала его основная коммерческая деятельность.
В кубанской столице располагались главные конторы двух торговых домов: «Никита Богарсуков и сыновья» и «Братья Карп и Христофор Богарсуковы», их отделения были открыты во многих городах региона. Любопытно, что в самом Армавире Богарсуковы коммерческую деятельность практически прекратили. Что стало причиной этого разрыва с родовым гнездом, неизвестно. Возможно, имелись какие-то личные мотивы, а, может быть, купцы просто не хотели конкурировать со своими сородичами и земляками, в числе которых были такие мануфактурные короли, как Тарасовы. Вместе с тем, и после переезда в Екатеринодар на малой родине у Богарсуковых оставалось немало недвижимости, а сами они официально числились «жителями селения Армавир», и только Христофор Павлович удостоился звания личного почетного гражданина.
Сохранилось большое групповое фото сотрудников екатеринодарской фирмы «Никита Богарсуков и сыновья» 1908 года, на котором помещены портреты некоторых представителей этой купеческой династии.
Никита Павлович Богарсуков (1908 г.).
Яков Никитич Богарсуков (1908 г.).
Егор Никитич Богарсуков (1908 г.).
В 1910 г. для дальнейшего развития торговли мануфактурными товарами на базе семейных предприятий купцов в Екатеринодаре было образовано «Товарищество Братьев Богарсуковых» с основным капиталом 1,2 млн. руб. В ночь на 3 марта 1913 г. на 79-м году жизни скончался Никита Павлович. Не исключено, что именно с этим фактом было связано возвращение бизнеса Богарсуковых в Армавир. В ноябре того же года в селе открывается оптово-розничное отделение их товарищества, и одновременно дети покойного Яков, Егор и Исаак Никитьевичи начинают строительство на вышеупомянутом угловом участке огромного 3-х этажного здания, которое предназначалось для театра, первоклассной гостиницы, ресторанов и магазинов. Работы продвигались быстро, и уже летом 1914 г. капитальный кирпичный корпус с наружной стороны был окончен. Дом Богарсуковых стал одним из самых значительных сооружений в Армавире. Высота здания доходила до 26 м, его объем составлял 33,5 тыс. куб. м, а общая полезная площадь – 6,9 тыс. кв. м. Все междуэтажные перекрытия были устроены из железобетона. Под домом располагался подвальный этаж.
Фасад здания, как и большинство крупных армавирских построек того времени, был решен в духе рационального модерна. Оштукатуренные уличные плоскости с рустовкой, имитирующей прямоугольные каменные блоки, имели подчеркнуто строгий деловой облик. Через каждые два-три оконных проема фасад был раскрепован плоскими лопатками. Над сильно выступающим карнизом, опиравшимся на ряд прямоугольных модульонов, располагались парапетные тумбы простой геометрической формы. В восточной части здания поднимался высокий дугообразный аттик с глухим трехчастным окном, что делало общую композицию объема более пластичной. Широкие окна витринного типа первого этажа значительно смягчали некоторую тяжеловесность и массивность объема постройки.
Бывший дом братьев Богарсуковых, строившийся под театр, гостиницу и магазины. Снимок начала 1930-х годов, когда здесь располагался Армавирский Дом Советов.
Главным же и наиболее ярким визуальным акцентом сооружения являлись висячие балконы-галереи, которые со стороны Николаевского проспекта и Дукмасовской улицы охватывали весь дом на уровне 2-го и 3-го этажей. Выполненные в стилистике модерна большие балконные решетки отражали разнообразные растительные мотивы. В причудливом декоре художественного металла можно было увидеть распустившиеся цветы и листья, изогнутые стебли, ветви и вьющиеся лианы. Два яруса галерей соединялись рядом из нескольких десятков изящных железных колонн в виде тонких и стройных стволов деревьев. В целом при взгляде на дом купцов Богарсуковых создавалось потрясающее впечатление висячих садов, расцветших на фоне серых каменных стен.
Армавирский Дом Советов (1930-е гг.).
По словам известного историка южнороссийской архитектуры О.Х. Халпахчьяна, вышеописанное решение внешнего облика сооружения, «возможно, было навеяно городскими домами Армении с длинными деревянными балконами». Мне же представляется, что Богарсуковым, как и большинству других коренных армавирцев, гораздо ближе была культура адыгов, нежели позабытые традиции давно покинутой исторической родины. Образ же рассматриваемого здания у меня вызывает ассоциации с известными венскими рядными домами знаменитого зодчего Отто Вагнера, где мы встречаем похожие балконы-галереи на 2-м и 3-м этажах. Театрально-гостиничный комплекс Богарсуковых стал последней крупной постройкой досоветского Армавира, в которой воплотились элементы стилей модерна и функционализма, а, возможно, и что-то от грядущего ар-деко.
Как уже говорилось выше, строительство дома Богарсуковых было в основном завершено летом 1914 г. 2 июля того же года в местной газете «Отклики Кавказа»: появилось интересное сообщение об этом сооружении: «В доме наследников Н.П. Богарсукова возводится грандиозный театр, который будет занимать два этажа. Театр рассчитан на 800-1000 человек; ширина театрального зала 22 с половиной аршина, длина 26 с половиной аршин, высота 15 арш.; рампа имеет 12 арш., глубина сцены 9 арш.; при сцене 8 уборных для артистов; сцена будет оборудована по последнему слову техники. По Дукмасовской и Николаевской улицам театр обхватывают балконы шириной в 4 арш. в два этажа. В каждом ярусе театра имеется по фойе, из которых ход в роскошный ресторан гостиницы. За образец взят один из берлинских театров». В заметке указывалось, что полная отделка и оборудование помещений будет завершена в 1915 г.
К сожалению, об упомянутом берлинском прототипе здания (да и был ли он?) ничего не известно. Нет никаких сведений и об архитекторе дома Богарсуковых.
Фрагмент дореволюционной застройки улицы Первомайской (прежде – Николаевский проспект) на снимке 1930-х годов. Бывший дом Богарсуковых отмечен красной стрелкой. За большим дугообразным аттиком видна надстройка над театральной сценой.
После начала Первой мировой войны отделочные работы в театрально-гостиничном здании были заморожены. Что произошло с купцами Богарсуковыми в период революционных потрясений 1917 г. и гражданской войны неизвестно. Как и многие другие влиятельные и именитые прежде семейства, они словно канули в небытие. После окончательного установления в Армавире советской власти бывший дом Богарсуковых стоял пустым и заброшенным еще около десяти лет. Это великолепное здание, являвшееся одним из лучших на Северном Кавказе образцов архитектуры модерна, стало печальным символом несбывшихся надежд и нереализованных перспектив развития дореволюционного Армавира. У новых советских властей города не было средств на завершение внутренней отделки и техническое оборудование постройки. Только в апреле 1929 г. тут вновь закипела работа, и хотя она в основном касалась интерьеров, внешний облик здания также претерпел незначительные изменения. Над угловой частью фасада был установлен небольшой купол с часами, увенчанный флагштоком с красным знаменем и пятиконечной звездой. К началу нового 1930 года в здании открывается Армавирский Дом Советов.
В период Великой Отечественной войны в результате немецко-фашистских бомбардировок Дом Советов сгорел, и от него осталась только коробка капитальных стен. После освобождения города от оккупации здание долго стояло бесхозным, медленно ветшая от действия атмосферных осадков.
Сгоревший Дом Советов на фото 1940-х гг.
Пустующее здание в ожидании восстановления в 1950-е гг. Модерновые балконы-галереи еще целы и прекрасны.
Только в 1952 г. городскими властями оно было предоставлено Министерству машиностроения и приборостроения СССР под восстановление для размещения здесь Машиностроительного техникума. Однако прошло еще более десятилетия до того момента, когда в 1963 г. в эти стены вновь вернулась жизнь.
Здание в процессе реконструкции (1950-е гг.).
При восстановлении и реконструкции здания его исторический облик оказался утрачен. Фасадные плоскости постройки были декорированы в упрощенных формах советского классицизма в рамках безордерной системы. Главное украшение дома Богарсуковых – модерновые балконы галереи были срезаны. Впоследствии решетки с растительным узором использовали в качестве секций заборов в разных частях города. Каким-то чудом часть из них уцелела до наших дней в ограде аэропорта в пригородном хуторе Красная Поляна.
Армавирский машиностроительный техникум в восстановленном здании на открытке 1963 г.
Балконные решетки бывшего дома Богарсуковых в ограде аэродрома в хуторе Красная Поляна под Армавиром (современные снимки).
Учебный корпус машиностроительного техникума в бывшем доме Богарсуковых.
Несмотря на сохранение старинных наружных капитальных стен, здание уже ничем не напоминает тот прекрасный памятник архитектуры рационального модерна, каким оно рождалось более столетия тому назад. Сегодня в бывшем доме Богарсуковых действует Машиностроительный техникум. Вместе с тем, следует признать, что, располагаясь в самом центре города на углу улиц Кирова, 43 и Комсомольской, 133, это учебное здание уже давно стало одной из визитных карточек Армавира, воплотив в своей более чем вековой и непростой судьбе несколько эпох истории нашей страны.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]