Вторая Бауманская улица. Часть 1.
---
Вторая Бауманская улица. Часть 1.
Прежнее название - улица Коровий Брод - происходит от брода через реку Яуза, через который в XVII—XVIII веках вели коров на скотопрогонный двор близ Красных Ворот.
Дом № 1в. (недавно изменили нумерацию, сейчас №4А1) Постройка конца 19 - начала 20 века. Перед революцией в этом здании размещалось 2-е Лефортовское женское училище. А прежде на этом месте размещался общирный луг.
В своих воспоминаниях Д.А. Покровский пишет: "По окончании дневных работ, после ужина, фабричные и мастеровые собирались на своих дворах или же за воротами, на улице, гурьбой и под аккомпанемент гармонии часок-другой распевали песни, да такие, что их нередко заслушивалось и разборчивое ухо, которое слыхало и настоящих певцов и певиц. Были даже сборные пункты, где каждый вечер устраивалась импровизированная сходка особенно ретивых охотников до таких вокальных развлечений: одним из этих пунктов был обширный луг на земле Дворцового сада, между усадьбой бывшей графов Бутурлиных и зданием бывшего Лефортовского дворца, как раз напротив Лефортовского частного дома. Сюда сходились целыми сотнями такие любители пения, которые более или менее смыслили в нем, и стройность, с какою они исполняли различные нумера из репертуара народных песен, могла бы сделать честь любому вымуштрованному певческому хору: здесь можно было воочию убедиться, до какой степени музыкален наш народ и какое неисчислимое богатство вокальных талантов гибнет среди него в душной атмосфере фабрик и мастерских, трактиров и кабаков, исчезая бесследно, неведомое и не признаваемое никем и в грош не ценимое самими его обладателями. Не можем не удостоверить, в качестве беспристрастных свидетелей, многократно присутствовавших на этих концертах, что они всегда отличались, не говоря уже о совершенной трезвости певцов, не только безупречной чинностью, но даже как бы чопорностью исполнителей; состав певцов и певиц был самый разношерстный: и фабричные, и мастеровые, и низшего разбора приказчики, и поденщики, и солдаты — но все они, очевидно, сознавали, отправляясь на вокальную сходку, что идут на дело, не лишенное серьезности, и являлись туда отнюдь не растерзанными, какими многие из них, без сомнения, привыкли быть в обиходе повседневной жизни, но более или менее принаряженными и подтянувшимися".
Следующий дом, стоящий в глубине, рядом с Лефортовским дворцом - дом №11. Интересные фото этого здания под названием "Притоны Немецкой слободы" здесь.
Улица эта знаменита не только притонами, но и дворцами.
Лефортовский дворец.
На рубеже XVII и XVIII вв. близ царского села Преображенского, в Немецкой слободе, формируется новый дворцовый центр столицы. Вдоль реки Яузы возводятся дворцы приближенных Петра.
Вид Лефортовского дворца и Императорского Московского технического училища. Фото 1888 г.
Дом №3. Здесь находится Лефортовский дворец, построенный в в 1697–1699 годах "мастером каменных дел" Дмитрием Васильевичем Аксамитовым.по заказу Петра I и затем подарен царем генералу Лефорту.
Лефорт Франц Яковлевич (16551656 - 1699 гг.) русский военный деятель, адмирал (1695). Выходец из Швейцарии, из купеческой семьи, начал службу во французской и нидерландской армиях. В 1675 г. приехал в Россию в числе многочисленных искателей приключений, которыми тогда была полна Европа. Он жил в Немецкой слободе, нигде не служа, и женился на дочери подполковника Сугэ (Суэ) - Елизавете. В 1678 г. поступил на военную службу в чине капитана. Участвовал в русско-турецкой войне 1676 - 1681 гг. и Крымских походах 1687 и 1689 гг.
Лефорт был человеком светским, с хорошими манерами, необыкновенно живой, ловкий, веселый, откровенный, симпатичный, собою был очень хорош, в обществе умел всех оживить, развеселить, никто не мог лучше его устраивать праздники или пиршества. Никто лучше Лефорта не владел ружьём и топором, из кости и из дерева он с необыкновенным искусством точил тонкие вещи. Он правил рулем и парусом как самый опытный боец, метко бросал гранаты, наводил оружие.
В Немецкой слободе встретил Лефорта царь Петр I и сразу же сблизился с ним. С фавором к Лефорту пришли отличия и пожалования: он был сделан генерал-адмиралом и для него царь стал строить роскошный дворец на берегу Яузы.
Это было великолепное сооружение с высокими крышами, украшенными резными гребнями. Оно представляло собой удивительную смесь западноевропейского стиля с типичными для Руси палатными постройками с многочисленными элементами московского барокко. Это была первая в русской архитектуре попытка освобождения от допетровских форм зодчества.
Лефортовский дворец. Реконструкция.
Во дворце находился огромный зал высотой 10 метров и площадью более 300 кв. метров, украшенный портретом Петра, картинами и множеством зеркал, обитый шпалерами и английским красным сукном. Этот зал мог одновременно вместить 1500 гостей. По описанию современника, одна из комнат "обита зеленой кожей и уставлена ценными шкафами, вторая содержит предметы китайской работы, третья украшена серебряной дамасской парчой и здесь находится кровать трех локтей высотой с красноватыми занавесями; четвертую комнату его величество сверху донизу украсил маринами, а с потолка свешивались галера и корабли".
Лефортовский дворец. Главный зал.
В марте 1694 г. Лефорт сообщает в письме своему брату: "В саду имеются пруды, которых здесь нелегко найти, и в них множество рыбы. По другую сторону реки у меня есть парк, где находятся разнообразные дикие животные. Мой дом самый красивый и самый приятный из всех в окрестности; люди этой страны приходят сюда, чтобы посмотреть его как редкость". Как и большинство архитектурных сооружений петровской эпохи в Немецкой слободе, главный фасад дворца обращен не на улицу, а на реку, что, вероятно, было связано с представлением о Яузе как о судоходной реке. Вокруг сооружения на галереях должны были быть поставлены 50 небольших пушек.
В.А.Тимин. Восточный фасад Лефортовского дворца со стороны реки Яузы в первую четверть XVIII века. Реконструкция. РГВИА.
Новоселье в новом дворце состоялось 12 февраля 1699 года, а менее чем через месяц - 2 марта - хозяин роскошных палат на 46 году жизни скончался. Официально считалось, что его свела в могилу гнилая горячка, злокачественная лихорадка, которая была подхвачена им в Азовском походе. Но у Франца Лефорта было множество недоброжелателей, были завистники, которые не могли ему простить, иностранцу, такого быстрого взлета и фавора у русского царя. По Москве поползли слухи, что в этом дворце, в этом доме, находился магический подклад. Это некий предмет, заговоренный на смерть, близкое нахождение к этому предмету должно, собственно, и привести к гибели. Другая легенда гласит: с потолка дворца одной из зал время от времени начинает капать такая вязкая тягучая красная жидкость.Так это или нет, сейчас уже, наверно, не установишь. Сейчас в здании находится Российский государственный военно-исторический архив. Один из сотрудников этого архива лет 30 тому назад умер от болезни, симптомы которой абсолютно совпадали с симптомами, описанными врачами, лечившими Франца Лефорта.
В 1706 году Пётр I подарил дворец А. Д. Меншикову после того как дом его в Семёновской слободе сгорел. Меншиков перестроил и значительно увеличил дворец.
Меншиков А.Д.
Перестройка дворца прошла по проекту архитекторa Д.-М. Фонтана, который добавил к основному зданию незамкнутый квадрат из двухэтажных флигелей, соединённый с главным зданием переходами. Второй этаж флигелей использовался как жилые помещения, а первом был занят под хозяйственные нужды. Фонтана также построил прямоугольный двор с аркадами.
Реконструкция внутреннего двора с открытыми аркадами. Источник: Старинная Москва. Реконструкции К.К.Лопяло.
Пётр I продолжал использовать дворец для для встреч с послами и развлечений. В 1727 году Меншиков потерял власть, был сослан, а дворец конфискован в казну.
Меншиков, как известно, был большим любителем набивать свой карман за казенный счет и к пику своей карьеры скопил совершенно несметные сокровища. Вот эти сокровища и есть одна из легенд Лефортовского дворца. После того, как Меншиков проиграл в борьбе за власть и был сослан в ссылку в Березов, то сокровища его так и не нашли. Развернулась совершенно детективная история, кто-то видел, как в саду Лефортовского дома закапывают два сундука, набитых золотом. Естественно этим делом стала заниматься Тайная Канцелярия, было учинено расследование, перекопали почти весь сад Лефортовского дворца, но никаких сокровищ так и не нашли. Золото Меншикова, действительно, куда-то исчезло. Может быть, оно до сих пор где-то в этих стенах.
Лефортовский дворец. Дворовый фасад бокового корпуса. Фото 1970 - 1978 гг.
Во время переноса столицы из Санкт-Петербурга обратно в Москву в царствование Петра II (1727–1730 годы) царский двор располагался в Лефортовском и Головинском дворцах. Когда Пётр II приехал в Москву на свою коронацию, он остановился в Лефортовском дворце. Вскоре сестра Петра II Наталья Алексеевна умерла во дворце, а император из него переехал.
Худ. Луи Каравак Наталья Алексеевна (справа) в образе Дианы в 8-летнем возрасте с братом, будущим Петром II, в образе Аполлона. 1722 г.
Петр II возвратился во дворец в апреле 1728 года, здесь прошло его обручение с Екатериной Долгоруковой, но он вскоре заболел оспой и умер во дворце в день назначенной свадьбы, 18 января 1730 года.
Петр II
В 1742 году во дворце останавливалась Елизавета Петровна после её коронации. Дворец также использовался как резиденция иностранных послов, чумной карантин (в 1771 году), жильё для театральных служителей, и, с января 1804 года, как военный архив.
В 1812 году дворец был разрушен и заброшен. "Сама природа, без всякой человеческой заботы, украсила его дикорастущими большими деревьями по окнам, дверям, кровле и т. п. В нём имели пристанище стаи птиц и толпы жуликов, так что поздно вечером и ночью никто не смел проходить мимо".
После перестройки в конце 1840-х и начале 1850-х годов дворец приобрёл третий этаж. В нём разместилось Московское отделение архива Главного штаба.
В самом начале XX века здесь, на казенной квартире, жил архитектор Рерберг И.И.
Ограда у Лефортовского дворца.
А уже в советское время, здесь в детстве жил будущий актер Лев Дуров. В те годы семья Дуровых жила в одноэтажном здании бывших конюшен на территории Лефортовского дворца.
Сейчас здесь находится Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), хранящий документацию, образовавшуюся в деятельности высших, центральных и местных органов военного управления и военных учреждений России с конца ХVII века до марта 1918 года, в том числе документы периода Отечественной войны 1812 года.Продолжение. Часть 2.
Другие улицы Москвы и их достопримечательности. Оглавление.
Использованы материалы: Романюка, Википедии, http://www.russia.ru/video/benediktov8/ и другие.
Прежнее название - улица Коровий Брод - происходит от брода через реку Яуза, через который в XVII—XVIII веках вели коров на скотопрогонный двор близ Красных Ворот.
Дом № 1в. (недавно изменили нумерацию, сейчас №4А1) Постройка конца 19 - начала 20 века. Перед революцией в этом здании размещалось 2-е Лефортовское женское училище. А прежде на этом месте размещался общирный луг.
В своих воспоминаниях Д.А. Покровский пишет: "По окончании дневных работ, после ужина, фабричные и мастеровые собирались на своих дворах или же за воротами, на улице, гурьбой и под аккомпанемент гармонии часок-другой распевали песни, да такие, что их нередко заслушивалось и разборчивое ухо, которое слыхало и настоящих певцов и певиц. Были даже сборные пункты, где каждый вечер устраивалась импровизированная сходка особенно ретивых охотников до таких вокальных развлечений: одним из этих пунктов был обширный луг на земле Дворцового сада, между усадьбой бывшей графов Бутурлиных и зданием бывшего Лефортовского дворца, как раз напротив Лефортовского частного дома. Сюда сходились целыми сотнями такие любители пения, которые более или менее смыслили в нем, и стройность, с какою они исполняли различные нумера из репертуара народных песен, могла бы сделать честь любому вымуштрованному певческому хору: здесь можно было воочию убедиться, до какой степени музыкален наш народ и какое неисчислимое богатство вокальных талантов гибнет среди него в душной атмосфере фабрик и мастерских, трактиров и кабаков, исчезая бесследно, неведомое и не признаваемое никем и в грош не ценимое самими его обладателями. Не можем не удостоверить, в качестве беспристрастных свидетелей, многократно присутствовавших на этих концертах, что они всегда отличались, не говоря уже о совершенной трезвости певцов, не только безупречной чинностью, но даже как бы чопорностью исполнителей; состав певцов и певиц был самый разношерстный: и фабричные, и мастеровые, и низшего разбора приказчики, и поденщики, и солдаты — но все они, очевидно, сознавали, отправляясь на вокальную сходку, что идут на дело, не лишенное серьезности, и являлись туда отнюдь не растерзанными, какими многие из них, без сомнения, привыкли быть в обиходе повседневной жизни, но более или менее принаряженными и подтянувшимися".
Следующий дом, стоящий в глубине, рядом с Лефортовским дворцом - дом №11. Интересные фото этого здания под названием "Притоны Немецкой слободы" здесь.
Улица эта знаменита не только притонами, но и дворцами.
Лефортовский дворец.
На рубеже XVII и XVIII вв. близ царского села Преображенского, в Немецкой слободе, формируется новый дворцовый центр столицы. Вдоль реки Яузы возводятся дворцы приближенных Петра.
Вид Лефортовского дворца и Императорского Московского технического училища. Фото 1888 г.
Дом №3. Здесь находится Лефортовский дворец, построенный в в 1697–1699 годах "мастером каменных дел" Дмитрием Васильевичем Аксамитовым.по заказу Петра I и затем подарен царем генералу Лефорту.
Лефорт Франц Яковлевич (16551656 - 1699 гг.) русский военный деятель, адмирал (1695). Выходец из Швейцарии, из купеческой семьи, начал службу во французской и нидерландской армиях. В 1675 г. приехал в Россию в числе многочисленных искателей приключений, которыми тогда была полна Европа. Он жил в Немецкой слободе, нигде не служа, и женился на дочери подполковника Сугэ (Суэ) - Елизавете. В 1678 г. поступил на военную службу в чине капитана. Участвовал в русско-турецкой войне 1676 - 1681 гг. и Крымских походах 1687 и 1689 гг.
Лефорт Франц Яковлевич.
Лефорт был человеком светским, с хорошими манерами, необыкновенно живой, ловкий, веселый, откровенный, симпатичный, собою был очень хорош, в обществе умел всех оживить, развеселить, никто не мог лучше его устраивать праздники или пиршества. Никто лучше Лефорта не владел ружьём и топором, из кости и из дерева он с необыкновенным искусством точил тонкие вещи. Он правил рулем и парусом как самый опытный боец, метко бросал гранаты, наводил оружие.
В Немецкой слободе встретил Лефорта царь Петр I и сразу же сблизился с ним. С фавором к Лефорту пришли отличия и пожалования: он был сделан генерал-адмиралом и для него царь стал строить роскошный дворец на берегу Яузы.
Это было великолепное сооружение с высокими крышами, украшенными резными гребнями. Оно представляло собой удивительную смесь западноевропейского стиля с типичными для Руси палатными постройками с многочисленными элементами московского барокко. Это была первая в русской архитектуре попытка освобождения от допетровских форм зодчества.
Лефортовский дворец. Реконструкция.
Во дворце находился огромный зал высотой 10 метров и площадью более 300 кв. метров, украшенный портретом Петра, картинами и множеством зеркал, обитый шпалерами и английским красным сукном. Этот зал мог одновременно вместить 1500 гостей. По описанию современника, одна из комнат "обита зеленой кожей и уставлена ценными шкафами, вторая содержит предметы китайской работы, третья украшена серебряной дамасской парчой и здесь находится кровать трех локтей высотой с красноватыми занавесями; четвертую комнату его величество сверху донизу украсил маринами, а с потолка свешивались галера и корабли".
Лефортовский дворец. Главный зал.
В марте 1694 г. Лефорт сообщает в письме своему брату: "В саду имеются пруды, которых здесь нелегко найти, и в них множество рыбы. По другую сторону реки у меня есть парк, где находятся разнообразные дикие животные. Мой дом самый красивый и самый приятный из всех в окрестности; люди этой страны приходят сюда, чтобы посмотреть его как редкость". Как и большинство архитектурных сооружений петровской эпохи в Немецкой слободе, главный фасад дворца обращен не на улицу, а на реку, что, вероятно, было связано с представлением о Яузе как о судоходной реке. Вокруг сооружения на галереях должны были быть поставлены 50 небольших пушек.
В.А.Тимин. Восточный фасад Лефортовского дворца со стороны реки Яузы в первую четверть XVIII века. Реконструкция. РГВИА.
Новоселье в новом дворце состоялось 12 февраля 1699 года, а менее чем через месяц - 2 марта - хозяин роскошных палат на 46 году жизни скончался. Официально считалось, что его свела в могилу гнилая горячка, злокачественная лихорадка, которая была подхвачена им в Азовском походе. Но у Франца Лефорта было множество недоброжелателей, были завистники, которые не могли ему простить, иностранцу, такого быстрого взлета и фавора у русского царя. По Москве поползли слухи, что в этом дворце, в этом доме, находился магический подклад. Это некий предмет, заговоренный на смерть, близкое нахождение к этому предмету должно, собственно, и привести к гибели. Другая легенда гласит: с потолка дворца одной из зал время от времени начинает капать такая вязкая тягучая красная жидкость.Так это или нет, сейчас уже, наверно, не установишь. Сейчас в здании находится Российский государственный военно-исторический архив. Один из сотрудников этого архива лет 30 тому назад умер от болезни, симптомы которой абсолютно совпадали с симптомами, описанными врачами, лечившими Франца Лефорта.
В 1706 году Пётр I подарил дворец А. Д. Меншикову после того как дом его в Семёновской слободе сгорел. Меншиков перестроил и значительно увеличил дворец.
Меншиков А.Д.
Перестройка дворца прошла по проекту архитекторa Д.-М. Фонтана, который добавил к основному зданию незамкнутый квадрат из двухэтажных флигелей, соединённый с главным зданием переходами. Второй этаж флигелей использовался как жилые помещения, а первом был занят под хозяйственные нужды. Фонтана также построил прямоугольный двор с аркадами.
Реконструкция внутреннего двора с открытыми аркадами. Источник: Старинная Москва. Реконструкции К.К.Лопяло.
Пётр I продолжал использовать дворец для для встреч с послами и развлечений. В 1727 году Меншиков потерял власть, был сослан, а дворец конфискован в казну.
Меншиков, как известно, был большим любителем набивать свой карман за казенный счет и к пику своей карьеры скопил совершенно несметные сокровища. Вот эти сокровища и есть одна из легенд Лефортовского дворца. После того, как Меншиков проиграл в борьбе за власть и был сослан в ссылку в Березов, то сокровища его так и не нашли. Развернулась совершенно детективная история, кто-то видел, как в саду Лефортовского дома закапывают два сундука, набитых золотом. Естественно этим делом стала заниматься Тайная Канцелярия, было учинено расследование, перекопали почти весь сад Лефортовского дворца, но никаких сокровищ так и не нашли. Золото Меншикова, действительно, куда-то исчезло. Может быть, оно до сих пор где-то в этих стенах.
Лефортовский дворец. Дворовый фасад бокового корпуса. Фото 1970 - 1978 гг.
Во время переноса столицы из Санкт-Петербурга обратно в Москву в царствование Петра II (1727–1730 годы) царский двор располагался в Лефортовском и Головинском дворцах. Когда Пётр II приехал в Москву на свою коронацию, он остановился в Лефортовском дворце. Вскоре сестра Петра II Наталья Алексеевна умерла во дворце, а император из него переехал.
Худ. Луи Каравак Наталья Алексеевна (справа) в образе Дианы в 8-летнем возрасте с братом, будущим Петром II, в образе Аполлона. 1722 г.
Петр II возвратился во дворец в апреле 1728 года, здесь прошло его обручение с Екатериной Долгоруковой, но он вскоре заболел оспой и умер во дворце в день назначенной свадьбы, 18 января 1730 года.
Петр II
Е. Долгорукова
В 1742 году во дворце останавливалась Елизавета Петровна после её коронации. Дворец также использовался как резиденция иностранных послов, чумной карантин (в 1771 году), жильё для театральных служителей, и, с января 1804 года, как военный архив.
В 1812 году дворец был разрушен и заброшен. "Сама природа, без всякой человеческой заботы, украсила его дикорастущими большими деревьями по окнам, дверям, кровле и т. п. В нём имели пристанище стаи птиц и толпы жуликов, так что поздно вечером и ночью никто не смел проходить мимо".
После перестройки в конце 1840-х и начале 1850-х годов дворец приобрёл третий этаж. В нём разместилось Московское отделение архива Главного штаба.
В самом начале XX века здесь, на казенной квартире, жил архитектор Рерберг И.И.
Ограда у Лефортовского дворца.
А уже в советское время, здесь в детстве жил будущий актер Лев Дуров. В те годы семья Дуровых жила в одноэтажном здании бывших конюшен на территории Лефортовского дворца.
Сейчас здесь находится Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), хранящий документацию, образовавшуюся в деятельности высших, центральных и местных органов военного управления и военных учреждений России с конца ХVII века до марта 1918 года, в том числе документы периода Отечественной войны 1812 года.Продолжение. Часть 2.
Другие улицы Москвы и их достопримечательности. Оглавление.
Использованы материалы: Романюка, Википедии, http://www.russia.ru/video/benediktov8/ и другие.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]