
Итоги-2018. Межполушарный космический год.
---

28 мая 2018 года мне исполнился 1 000 000 000 секунд. Космическое число очень удачно совпало с периодом космических изысканий. И хотя продлились они лишь полгода, а не весь год, ещё ни разу я не писал про такую даль - от российского Дальнего Востока до других планет Солнечной системы.
- Поездки в Ближнее Подмосковье (январь-июнь): Дзержинский, Реутов, Королёв, Химки, Люберцы, Жуковский, Голицыно, снова Королёв, Монино, Щёлково и Звёздный городок, а также короткие поездки в Смоленскую область (Гагарин) и Петербург.
- Калужская область (январь): Москва - Обнинск - Боровск - Калуга - Боровск - Москва.
- Волго-Урал (апрель): Москва - Саратов и Красноармейский район - Самара - Миасс - Кыштым - Касли - Златоуст - Сатка - Катав-Ивановск - Усть-Катав - Чапаевск - Сызрань - Пенза - Москва.
- Байконур (июнь). Москва - Оренбург - Актюбинск - Байконур - Казалинск - Оренбург - Москва.
- Северный Урал (июль). Москва - Пермь - Березники - Соликамск - Ныроб - Маньпупунёр - Чердынь и окрестные деревни - Красновишерск - Соликамск - Березники - Пожва - Кудымкар - Пермь - Киров - Сыктывкар и окретсности (Корткерос, Ульяново) - Усть-Цилемский район (Усть-Цильма, Скитская) - Ижма - Москва.
- Дальний Восток (август-октябрь) в двух частях. Москва - Южно-Сахалинск - Александровск-Сахалинский - Ноглики - Взморье - Томари - Чехов - Холмск - Южно-Сахалинск и окрестности - Невельск - Холмск - Южно-Сахалинск и окрестности - Корсаков - Кунашир - Итуруп - Шикотан - Сахалин (Корсаков-Южный-Холмск) - Ванино - Владивосток - Славянка и окрестности (полуостров Гамова и Краскино - Хасан) - Владивосток - Шкотово - Находка - Чистоводное - Ольга - Кавалерово - Дальнегорск - Уссурийск - Спасск-Дальний - Хабаровск и Фуюань (Китай) - Биробиджан - Благовещенск - Иркутск - Москва.
Отправной точкой 2018 года можно считать вот этот кадр, снятый из окна поезда Алма-Ата - Астана на вокзале Караганды осенью прошлого года. Мы шутили тогда, что это наверное у "Роскосмоса" есть тайный проект по терраформированию Марса, но теперь-то я знаю, что жидкий кислород, вместе с керосином - один из двух компонентов топлива большинства современных ракет. Состав шёл из Темиртау на Байконур, на запуск, о посещении которого я так и не смог договориться ни с "Роскосмосом", ни с турфирмой.
2.

Когда именно у меня появилась мечта увидеть запуск ракеты и вообще посетить Байконур, я уже не помню. Первый раз я забрасывал удочку в 2012 году через одну из российских турфирм, и девочки на том конце провода, услышав слово "блоггер", обрадовались: "О, тогда мы могли бы сделать для вас рекламный тур!". Но в тот год что-то не задалось, и я ещё не знал, что упустил свой шанс. С тех пор и ЖЖ вышел в тираж, и "Роскосмос" стал нервным, и слово "блоггер" окончательно скомпрометировано. Однако в 2018 году я решил для себя: сейчас или никогда! И занялся космической темой всерьёз.
Поэтому ещё в 2017 году я выдвинул Свою Космическую Программу, и с января 2018-го, после долгой посленовогодней простуды, взялся её воплощать. Идея моя была простой и красивой: сейчас я сделаю у себя в блоге путеводитель по космическим достопримечательностям России, "нарисую" портрет отрасли, и под это дело смогу добиться аккредитации прессы на освещение запуска. Начал я с истории, и ещё в январе отправился в "колыбель космонавтики" - Калугу и Боровск:
3.
4.
А заодно в Обнинск - на Первую в мире АЭС. А в ней, как на удачу, обнаружился ещё и ядерный двигатель от спутника:
5.
Увидев родину Циолковского, я двинулся на родину Гагарина - в одноимённый городок (бывший Гжатск) на Смоленщине:
6.
И в Петербург, потому что большая часть космической ПРЕДистория - там:
7.
8.
9.
Ведь даже Петропавловка и Адмиралтейство когда-то занимала Газодинамическая лаборатория:
10.
Поездка в Питер в начале года у меня успела стать чем-то вроде традиции, и даже за два дня в Северной столице я успел увидеть очень много и помимо космической темы. Например, самый маленький двор-колодец:
11.
Но довольно быстро я понял, что 2/3 актуальной космической отрасли сосредоточены в Москве и Ближнем Подмосковье. И я стал заново открывать для себя Ближнее Подмосковье, оказавшееся очень самобытным и интересным регионом. Главное свойство этих неуютных городов с безудержными ростом человейников - в том, что они всегда за спиной. Их жители ездят в Москву отдыхать и работать, а москвичи, покидая столицу, всегда стараются поскорее прорваться сковзь этот пояс бесконечных пробок. Ближнее Подмосковье - регион недолюбленный и недоисследованный, и я рад, что космическая тема оказалась поводом его разглядеть.
Первым посещённым городом 2018 года стал индустриально-православный Дзержинский:
12.

Вторым - Реутов, который уже почти что и не Реутов, а то ли Москва, то ли Балашиха. Здесь меня встречал

13.

Королёв, оказавший воистину Космической столицей - в итоге я побывал в нём трижды, и дважды - за проходной РКК "Энергия":
14.
Но эти спускаемые аппараты лежат на задворках дома культуры:
15.
После Снегопада Века я наведался в Химки, где меня встретила Татьяна

16.

По Люберцам, куда я дошёл практически пешком из своего дома, давно уже не бегают люберы:
17.

Было и дальнее Подмосковье - например, Пересвет, в котором учили летать ракеты:
18.

Поскольку космонавтика отпочковалась от авиации, следом за космической столицей я посетил ещё и авиационную - Жуковский:
19.

Одним из сильнейших впечатлений которого стал... космической корабль при храме! Так бывает, если храм построил батюшка, в миру строивший аэродромы.
20.

Нахабино, в лесу близ которого в 1930-х годах полетела первая ракета Королёва:
21.
Поиски космических экспонатов в музеях привели меня в новомодный парк "Патриот" с его пафосом и гигантскими пустыми пространствами:
22.

А заодно - в ближайший к нему городок Голицыно:
23.

"Патриотские" экспозиции, впрочем, не разочаровали. Отдельный павильон тут нашёлся даже для войны в Сирии:
24.

А летом я побывал и в Монино, великолепный авиамузей которого "Патриот" уже не первый год стремится сканнибалить:
25.

Летом, позже других, я посетил ещё два подмосковных города - древний Дмитров у канала Москва-Волга, о которых до сих пор не написал:
26.

27.

И странноватое хлебное Щёлково:
28.

Знакомство с которым начал ещё зимой, на машине в компании

29.

Здесь - умер:
30.

А вот церковь в Смольнево - просто красивая и лишний раз напоминает, что ракеты произошли от шатровых храмов:
31.

Подмосковные изыскания чередовались с прогулками по Москве, и я люблю, когда есть повод узнать свой мегаполис получше:
32.

И не только про космос:
33.

Но об открытии возрождённого павильона "Космос" на ВДНХ я долго ждал вестей:
34.

А дождавшись - не был разочарован:
35.

Я уже упомянул двух коллег по ЖЖ. Но стоило было мне взяться за свою Космическую программу, как рядом со мной сразу буквально материализовалось множество единомышленников. Для начала мне надо было разобраться в технике, и просещали меня с самого начала




36.
37.
Само собой, космические аппараты не летают в поле зрения и не ездят по улицам даже в Королёве. Поэтому в Москве или в Подмосковье, в Калуге или в Самаре, в Петербурге или на Байконуре я много ходил по различным "космическим" музеям.
38.

39.

40.

Но очень быстро стало ясно, что общедоступными музеями дело не ограничиться. Да и целью мой было ведь совсем не общедоступное место Байконур! Я быстро узнал, что немалая часть сокровищ отечественной космонавтики, в том числе редчайшие машины и исторические реликвии, хранятся в ведомственных музеях, куда невозможно просто взять и прийти, купив билет.
В музей НИИ Робототехники в Петербурге меня привёл на экскурсию

41.
Но в других институтах и заводах таких знакомых не было. Так появился "Варандей-Тур" - я набирал экскурсионные группы с полными данными, централизованно подавал заявки, получал разрешения, собирал группы в назначенном месте... И всё с одной на самом деле единственной целью - там побывать самому!
Пробным шаром стал музей Института космических исследований, самый доступный и открытый. И вот нам проводит экскурсию человек, в отрасль пришедший ещё до запуска Первого спутника:
42.

Потом были музеи РКК "Энергия" и ЦННИмаш в Королёве:
43.

44.
А в музей завода "Звезда" в Люберцах пустили меня, но не пустили группу:
45.
Последней из организованных мной была экскурсия в Звёздный городок, уже в июне, и её уже упоминали в своих итогах года Татьяна


46.

Однако в деле "охоты за ведомственными музеями" я был не один. Уже не помню как судьба свела меня с прекрасными Леной и Верой и сообществом "Твой сектор космоса". Благодаря им я смог попасть в ещё пяток музеев, на которые мне самому, наверное, не хватило бы времени, связей и нервов. Это музей НПО им. Лавочкина в Химках:
47.

Грандиозный Демзал "Энергии", скрытый на той же площадке завода, что и музей, но в другом подчинении:
48.

Труднодоступный демзал МГТУ им. Баумана в Орево под Дмитровом:
49.

И не музей, а действующий Институт медико-биологических проблем со стендами экспериментов:
50.

Но к весне я подустал крутиться у Москвы, и наконец взял курс на восток. На Волго-Урале космическая программа вела меня по городам, но сама составляла где-то 10% от всей культурной программы. Я посетил Гагаринское поле под Саратовом аккурат в День космонавтики:
51.

Сам Саратов с его горами и запущенными дворами:
52.

И, вместе с Александром без блога (но с машиной!) - саратовские окрестности. Колонии немцев и русская вольница:
53.

Самара в компании

54.

Целая россыпь уральских городов, космических и не очень, и в основном - стараниями Константина

55.

56.

Ярчайшим открытием среди которых стала Сатка, где есть магнезиты и "Дупло Орла":
57.

58.

...Все крупные города, показанные ранее, да и большинство мелких, были мне хорошо знакомы. Но к общему волго-уральскому вояжу я пристегнул незнакомый ранее город - Пензу. И белое пятное Пензенской области перестало зиять на моей карте посещённых регионов:
59.

В Пензе встречали меня Валентин

60.

Здесь тоже есть ведомственный музей, и главная тема его - ядерное оружие. Вот они, ядрён-батоны, в ряд, и каждым из них можно разрушить большой город.
61.

Следующим пунктом был Воронеж:
62.

И его колоритные окрестности:
62а.

А в ещё в нескольких "космических" городах, как например Омск или Днепропетровск, я побывал в прошлые годы...
63а.

...Космическая программа шла тяжело, и у меня на месяцы вперёд был расписан график поездок и публикаций. Я оказался как тот мальчик, что вечером взял книги готовиться к экзамену, но вместо подготовки - зачитался до утра. У меня и на повседневную жизнь-то времени не слишком хватало, что уж говорить про поиски вариантов поездки на Байконур?
Некоторые возможности свалились на меня сами. Совершенно случайно у меня нашёлся знакомый со связями с пресс-службе "Роскосмоса", и он хорошо меня вёл... но в последний момент всё разбилось о вопрос "Есть ли у вас Инстаграм?".
Я мог бы вписаться в посветительский автопробег Федерации космонавтики к Байконуру - но организация и согласования затягивались, и я понял, что если пробег не состоится - то останусь ни с чем, а другие возможности будут исчерпаны.
Поэтому поехал я сам тупым и примитивным способом - как субагент одной турфирмы. Но пригласив нескольких человек в группу, в том числе уже знакомых


Вот он, Байконур - скромный городок у берега Вселенной:
63.

Космическая программа достигла своей кульминации:
64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

71а.

Из Байконура в Казалинск я впервые в жизни проехал на поезде зайцем:
72.

А в Оренбурге впервые в жизни опоздал на поезд, не попав в Ясный - ещё один город-космодром.
73.

Запуск был 6 июня, но после него я посетил ещё несколько "космических" мест и фактически завершил свою космическую программу лишь в августе. Что она принесла мне? Знания. Частью интересные, частью горькие. Когда я писал свою программу, я стремился видеть "свет в оконце". Потому что иначе я просто не могу писать. Теперь, когда она закрыта, скажу совсем не новогоднюю вещь - нет тут впереди никакого света, и русская космонавтика - это в первую очередь культурное наследие.
Но горькими были и многие знания, касающиеся меня самого и моих возможностей.
Во-первых, я понял, что реальный медиаресурс моего блога - это 0,00. Это не тот блог, с которым можно стучаться в серьёзные пресс-службы. Не знаю, в чём тут дело - что ЖЖ вышел из моды или что мой собственный формат не для пресс-туров. Но в конечном счёте всё, что у меня в этом ЖЖ есть - это моя аудитория ценителей. "Широкая известность в узких кругах" - вот результат 11 лет труда. И - возможность делать любимое дело!
Во-вторых, честно говоря с пресс-службами мне и дел иметь больше не хочется. Абсолютно ЛЮБОЕ доступное мне сотрудничество с предприятиями и организациями оборачивается какими-то условиями, ограничениями, требованиями к содержанию постов. Вот например на ГЭС Пороги под Саткой меня возил безобидный Центр туризма и гостеприимства. Однако кто прочёл пост сразу после публикации - могут заметить, что из него с тех пор пропало несколько фотографий... И ставшая ещё одной приметой 2018 года чехарда фотохостингов (Яндекс-Фотки и Фликр - всё, а я теперь на Фото.Мейл.Ру.) тут совсем не при чём.
Популяризаторы космонавтики же хоть и восхитили меня, но кажется, это не отозвалось взаимностью. Я не нашёл среди них друзей и забыт ими был очень быстро.
Зато я знаю теперь, что ландшатфы Маньпупунёра - не инопланетные. Это ландшафты Земли, делающие её уникальной:
74.

78.

79.

На Землю я вернулся через Северный Урал. 1 июля я летал в вертолётный тур на Маньпупунёр из Ныроба на севере Пермского края, а 10-12 июля ехал на народный праздник в Усть-Цильму на севере Республики Коми. Эти два пункта и предопредилил маршрут - по окрестностям моей любимой Чердыни:
80.

81.

Включая прежде незнакомый Красновишерск:
82.

По таинственному Коми-Пермяцкому округу, где в лесах цветут папоротники:
83.

Через родную Пермь, где я развиртуализовался с Андреем

82.

Проведал бабушку да не узнал района из своего детства:
83.

Через Киров, о котором до сих пор не написал:
84.

И через Сыктывкар, где романтический корабль на центральной площади построили зэки:
85.

По дороге Пяти паромов от станции Ираёль в глухие деревни за Печорой:
86.

Чтобы увидеть Усть-Цилемскую Горку - уникальное по нынешним временам русское действо:
87.

88.

А от Кирова до Усть-Цильмы я разделил эту дорогу с автостопщицей Леной, моей попутчицей на севере уже в третий раз:
89.

Русскую тему я продолжил буквально через неделю - по случаю визита



90.

91.

92.

А писать новые посты я продолжал не разгибая спины... Я собирался было в Чувашию, ведь третьим народом в космосе были именно чуваши (Андриян Николаев)... но накануне поездки сдал билеты, понимая, что нет сил. Я так и не съездил в Саранск во время Мундиаля, хотя даже в Москве хор пьяных мексиканцев на Никольской мне запомнился надолго.
К середине августа я пребывал в состоянии ЗАКРИТИЧЕСКОЙ усталости, а между тем висела передо мной самая долгая и сложная поездка этого года, самое дальнее из всех моих путешествий - конечно же, на Дальний Восток! Я был готов от него отказаться... но слишком много пудов соли съели мы вместе с вот этой женщиной, которой я обещал показать Океан.
93.

И вот сквозь эту закритическую усталость я полетел за 10 000 вёрст от дома, и два месяца скитался вместе с Ольгой по Сахалину, Курилам, Приморью и Приамурью. В двухмесячные путешествия я уезжал не раз, но прежде всегда имел промежуточный отдых. Здесь же - лишь несколько тихих дней, включая День рождения на владивостокском острове Попова, с видом на тихоокеанский рассвет:
94.

Фактически, это путешествие представляло собой ещё один год, год 2018,5, и потому не вполне уместно помещать его в эти итоги. В конце концов, кроме двух частей обзора я и не выложил пока что ничего. Вот лишь совсем кратко - Сахалин с буйством природы:
95.

Остатками Японии:
96.

Включая железные дороги, которые вот-вот перешьют на российскую колею:
97.

И суровой, я бы даже сказал пацанской русской современностью. Потом были Курилы на теплоходе "Игорь Фархутдинов":
98.

Японистый и даже анимешный Кунашир:
99.

Суровый Итуруп, где у нас ломались фотоаппараты и тратилиись со страшной скоростью деньги, а прогулка под тайфуном запомнилась надолго:
100.

И уютный Шикотан на Краю Света:
111.

Где океан на прощание показал мне кита:
112.

А сколько было съедено рыбы и морепродуктов на всех этих 4 островах!
113.

114.

"Я помню тот Ванинский порт..." - через него мы вернулись на материк бестолковейшим паромом-маршруткой из Холмска:
115.

И отправились поездом в потрясающий Владивосток:
116.

Здесь встретили нас Олег (без блога) на своей машине и его красавица-супруга Ольга. Олег катал нас по Владивостоку и Русскому острову и угощал шашлыками на даче. А возвращались мы в пожалуй худший дом Владивостока, если бы он не был Домом хороших людей - в 3-этажке без канализации и водопровода (!) снимал квартиру

117.

2018-й вышел у меня очень урабнистическим годом в противоположность 2017-му. И если тогда я вообще не назвал города года, то теперь их будет сразу 2 - Байконур и Владивосток. Порт на берегу Вселенной и порт на тихоокеанском берегу. Лейтмотив-2018 - это ДАЛЬ.
117.

После Владика было остальное Приморье - полукурортный Хасанский район, тянущийся вдоль Китая к Северной Корее:
119.

Здесь, купаясь в тёплом море на холодном ветру, среди морских ежей и морских звёзд, я простудился, и выздороветь мне уже не хватало сил:
120.

Неимоверно портовая Находка:
121.

Браконьерская и немного рудничная глубинка Сихотэ-Алиня:
122.

А Океанариум во Владивостоке и Сафари-парк в Шкотово дали нам возможность увидеть ещё и живой мир этого странного уголка России.
123.

124.

С Уссурийска, весьма красивого города торговцев и военных, начался наконец путь домой:
125.

Через Хабаровск, где нас никто не встретил, а усталость моя вспоминается с таким же содраганием, как рана, перелом или болезнь. Ещё во Владивостоке я порой не мог посчитать в кафе сдачу, а с той поры ведь прошла ещё пара недель...
126.

Моей новой страной 2018 год стал Китай. На сутки, у самой границы, в ориентированном на русских Фуюане... но даже так оставивший неизгладимое впечатление. И пусть на веъзде нас зазря мурыжили три часа пограничники, задавая через толмача тупые вопросы, я хочу сюда ещё!
127.

128.

Дальше были Биробиджан...
128а.

Благовещенск напротив опять же Китая, где нас отлично встретили Сергей
129.

А дальше Оле предстояла не раз пройденная автостопом трасса, а мне - грязный поезд в Иркутск к самолёту. Я замкнул свой Транссиб. Но сил смотреть в окно у меня уже не было, и начав год долгой затяжной простудой, тем же самым я его и закончил по возвращении.
130.

Так и заканчиваю я год, в настроении совсем не новогоднем и в усталости ещё не излеченной... Тяжёлый был год. Потому что насыщенный...
130.

...К 2018-му и 2017-му я подходил, уже зная наперёд свои планы и последовательно их воплощал.
К 2019-му я подхожу с большим желанием новых путешествий, но пока что без конкретных планов. Очень хочется в Китай, а вернее в Маньчжурию, но как ездить по китайским глубинкам, не найдя себе попутчика-китаиста? Енисей, который я намечал на прошедшее лето, видимо вновь откладывается - собирать команду и бронировать билеты надо было осенью... Так что не выгорит с Китаем - подамся в Монголию и по диким степям Забайкалья.
Очень хочется ещё куда-нибудь, будь то Север, Польша или Кавказ, но дальневосточными постами я буду завален до мая.
Однако те полсотни тысяч рублей, что вы перевели мне за последнюю пару недель всё же напоминают - то, что я делаю, многим нужно. А раз так - я продолжу это делать. С Новым годом, друзья!
Карта № 5469 3800 4387 6332 (Сбербанк)
PayPal - для перехода на страницу нажмите эту кнопку:

Счёт №: 408 17 810 5 38126760756
Буяновский Илья Алексеевич
Сбербанк РФ, офис №9038/01205
БИК: 044525225
Корр.счёт: 30101810400000000225
Взято: varandej.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]