Гарднеровский переулок.
---
Гарднеровский переулок.
Название следующего переулка - Гарднеровский - сохранилось с XVIII столетия, он назван по домовладельцу - английскому купцу Францу (Френсису) Гарднеру. В разные годы этот переулок назывался и Корниловским и Реформатским, вероятно, по находившейся здесь церкви этого вероисповедания (она находилась в соседнем Денисовском переулке, о ней я писала здесь).
Именовался он и Волковым переулком в 1818 г. по дому генерал-майора Александра Александровича Волкова (1779 -1833 гг.), но обо всем по порядку.
Англичанин Ф. Гарднер, известен своей первой в России частной фарфоровой фабрикой, открытой в 1766 г. в селе Вербилки Дмитровского уезда.
Франц Яковлевич Гарднер (1714 - 1770 гг.) приехал в Россию в 1746 г. и в начале торговал лесом, а потом, накопив необходимый капитал, взялся за новое и тогда даже несколько таинственное дело - секрет производства фарфора еще недавно тщательно охранялся и составлял государственную тайну.
Успех Гарднеровской фабрике обеспечил Иоганн Миллер, работавший в начале 1760-х годов на Императорском фарфоровом заводе и знакомый с рецептурой фарфоровой массы Д. И. Виноградова.
Гарднеровская фабрика завоевала славу одной из лучших в России; как сообщал в 1801 г. "Географический словарь Российского государства", фабрика "... работает фарфоровые кофейники, чайники и прочий всякия вещи с таким искусством, что и саксонскому мало в чем уступит". Славились известные гарднеровские орденские сервизы, сделанные на заказ - особенно Владимирский, состоявший из 140 кувертов и стоивший тогда умопомрачительную сумму - 15 тысяч рублей. Известны по всей России были и гарднеровские фигурки, представлявшие в миниатюре российские типы.
Завод наследников Гарднера в Вербилках в 1892 г. вошел в "империю" М. С. Кузнецова, монополизировавшего почти все производство фарфора и фаянса в России и активно выходившего на иностранный рынок.
Основатель династии Гарднеров был и основателем знаменитого Английского клуба в Петербурге, имевшего позднее достойного продолжателя и соперника в лице московского Английского клуба.
К сожалению, историю первой русской частной фабрики мы знаем мало: в имении Гарднеров, недалеко от Дмитрова хранились исключительно ценный архив и прекрасная коллекция фарфора, но после коммунистического переворота архив сожгли в печке, а коллекция бесследно исчезла - приехал человек с мандатом из Москвы и все увез в неизвестном направлении.
Затем, в начале XIX в. на месте владения Гарднера находились два участка, заключенные между тремя переулками - Гарднеровским, Большим Демидовским и Денисовским. Один из них принадлежал генерал-майору А.А. Волкову, начальнику московского корпуса жандармов с 1826 г., доносившему в Петербург о поведении Пушкина. Он был женат на одной из сестер Римских-Корсаковых - Софье Александровне - об этой семье увлекательно написал М.О. Гершензон в "Грибоедовской Москве".
Другой участок, вошедший позже в состав фабричного, выходил на Большой Демидовский переулок и принадлежал коммерции советнику А.А. Кригеру. Оба эти участка и приобрел в 1880-х годах И.П. Яни или, как он писался тогда, Яни Панайот, чтобы возвести там несколько фабричных зданий для своей кондитерской фабрики по Гарднеровскому переулку, именно такой официальный адрес фабрики по справочнику "Вся Москва" за 1901 г. Сейчас все здания, принадлежавшие фабрике, числятся как дом №30 по Денисовскому переулку, а раньше адрес этих домов, что на фото, был Гарднеровский №1 - 3, т.е. адрес фабрики.
Годом основания фабрики считается 1876 г., но по другим данным фабрика уже участвовала в выставках, проходивших в 1870 г.
Иван Павлович Яни (1848 -1895 гг.), грек по национальности, приехав в Москву привез из Греции много рецептов всяческих сладостей. На этой фабрике производились рахат-лукумы, греческая пастила, позже шоколад и конфеты.
Его магазины находились в Солодовниковском и Лубянском пассаже. И от покупателей не было отбоя. Кроме того, Яни арендовал павильон в "Сокольниках".
Сокольники. Кафе в кругу. Фото 1911 - 1912 гг.
"Круг" в Сокольниках - на нем город сдавал в аренду коммерсантам участки. Один из них арендовал грек, владелец знаменитой кондитерской фабрики восточных сладостей "Яни" - Иван Яни-Панайот. Двухэтажный павильон и площадка перед ним отводилась для посетителей. На всех стенах были написаны названия лакомств, предлагаемых публике. Огромный рекламный щит над входом изображал караван, везущий пряности и какао. Но лучше зрительной рекламы была ароматическая. Дух кофе с корицей и кардамоном, миндальных печений, пряных специй витали по всему Кругу. Прославились запеченные с ломтиком сыра и мякотью грецкого ореха груши, молочно-медово-яблочные коктейли, ягодная пастила и щербет. Часть лакомств делали тут же. Другую, дабы не сжечь павильон, на фабрике. Кафе было самым любимым у горожан. По праздничным дням тут играл оркестр или небольшие музыкальные коллективы. Вечером павильон озаряли "китайские" разноцветные фонарики. Для детей тут же можно было заказать тележку, запряженную пони, для лакомства которой в кафе продавали морковь, и сделать на ней круг."
Женат был Иван Павлович Яни на Януле Панайот, от которой имел то-ли 4-х, то-ли пятерых детей.
После смерти мужа, кондитерская фабрика переходит к его жене и носит название "Паровая фабрика н-цы Яны Янулы Панайот".
По тому же справочнику за 1901 г. изначально дом Янулы находился на углу Гарднеровского
и Б. Демидовского пер. Примерно на этом месте.
К этому времени у Яни Янулы Панайот, кроме уже перечисленных магазинов, появилось 2 магазина на Тверской и магазин на Арбате. Бойко была налажена реклама. Вот отрывок из книги Морозова М.М. "Около пяти лет он (сын) стал сам с большим усилием стараться читать и писать. У его постельки висел календарь с картинками из кондитерской Яни. Яни Янула Панайот была восточная кондитерская на Арбате, которую все дети очень любили. Он как-то хворал гриппом, лежал долго в постели, взял карандаш и стал списывать печатными буквами с этого календаря: "Яни Янула Панайот". Громко говорил буквы и писал ужасные каракули, но все-таки этим положил начало своей грамотности".
Успешная торговля позволила Януле в 1903 г. выстроить для своей семьи особняк в Денисовском переулке. О нем я писала здесь.
По мере взросления детей фабрика стала называться "Паровая фабрика торгового дома Яни Янулы Панайот с СЫНОВЬЯМИ", что отразилось на конфетных обертках.
В каком точно году фабрика прекратила свое существование неизвестно, но уже по справочнику "Вся Москва" за 1917 г. не упоминается ни фабрика, ни магазины Яни.
Где-то в 1910-х годах владельцы прекратили арендовать павильон в Сокольниках. Нашла в интернете на одном из форумов вот такую переписку. Один из потомков Яни Янулы Панайот пишет: "Я уже писал, что мой прадед Яни Еврепид Янке, владелец кондитерской фабрики в Москве, иммигрировал в Салоники после 1917 года.
В России у него остались дети и русская жена. Вернуться в большевицкую Россию не смог. Говорят, у него там тоже появилась жена и дети. В любом случае его корни из Салоников. Его отца звали Панайот, а мать, возможно, Янула. Брата - тоже Панайот и Василий".
По справочнику "Вся Москва" за 1917 г. участками Яни владели уже совсем другие люди, средний участок между Гарднеровским и Денисовским переулком в эти годы принадлежал Глазковой Капитолине Александровне, а участком примыкающим к Б. Демидовскому владел купец Егоров Михаил Дормидонтович. Интересно, что у этого купца, как и у его брата Митрофана Дормидонтовича была кондитерская фабрика на Сретенке, очевидно, они и выкупили фабрику Яни.
О судьбе потомков купцов Яни и купцов Глазковых (см. здесь).
Дом №560. В начале XX века, по тому же справочнику, между Гарднеровским и Денисовским переулком уже три участка, крайний участок, ближний к Немецкой (Бауманской) улице, и в 1901 г. и в 1917 г. принадлежал купцу Мануфактурными товарами Случаеву Александру Михайловичу, т.е. он владел частью участка Волкова А.А., о чем писал Романюк. В этом районе у Случаевых было несколько домов, об одном из них я писала здесь, еще один находился на М.Почтовой (бывшей Хапиловской) улице, д. 4 (не сохранился).
Дом этот, стоящий на участке Случаева, сейчас сильно перестроен, а скорее всего, и надстроен еще одним этажом.
Вид, того же дома со стороны Денисовского переулка.
Еще один дом, стоящий на участке Случаевых на углу Гарднеровского переулка и Бауманской улице нашла на фото 1970 г.
Деревянный особняк. Фото 1970 г.
Романюк пишет: "На участке Волкова в 1817 г. стоял, торцом к Денисовскому переулку, большой деревянный дом с мезонином". Возможно, это тот самый дом Волкова А.А., позднее перестроенный купцом Случаевым. Жаль, что не сохранился.
Другие достопримечательности. Оглавление.
Использованы материалы: Википедия, http://testan.narod.ru/moscow/book/sela/mosslob18_10.html; http://www.auction-imperia.ru/wdate.php?t=clublot&i=3558; http://il-ducess.livejournal.com/252668.html; http://www.oldmos.ru; http://humus.livejournal.com/1935983.html; http://www.greek.ru/forum/forum54/topic4523/ и другие.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]