Санкт-Петербург, Колокольная ул., дом 11. 1900 г.
---
В путеводителях по Петербургу этот памятник архитектуры нередко ласково именуется “Дом-пряник”. Расположен он в историческом центре: в паре минут ходьбы от Владимирского собора, на Колокольной улице (бывшей когда-то Басманной), что берет начало от соборной 64-метровой колокольни. Нечётная сторона, дом под номером 11.
Зачарованно глядя сначала на небанальное майоликовое изображение этой неполной дюжины, а затем на всю щедрую россыпь яркого декора редкого по живописности здания, проникаешься идеей, которую хотел выразить зодчий сто лет назад: всё новое – это хорошо забытое старое…
Дом строился в 1899-1900 гг. как доходный – подобно множеству домов этого типа, на улицу выходит узким 18-метровым торцом, основною своею длиной в 50 м углубляясь во двор (туда мы тоже заглянем, чтобы рассмотреть сей позитивный ”антиколодец”, он на след. фото).
Сияющий изразцами уличный фасад пятиэтажного здания – гордость всей Колокольной улицы.
Да что уж там - всего предреволюционного гражданского архитектурного Питера, ибо уникален, вызывающ, нестандартен, да и просто красив. Архитектурный замысел принадлежит Николаю Никитичу Никонову – зодчему, оставившему богатейшее наследие, значительная часть которого (десяток храмов в неорусском стиле, в котором работал Никонов) безжалостно уничтожена в Ленинграде как до, так и уже после Великой Отечественной войны. В двухстах метрах от объекта сегодняшнего рассказа, за 10 лет до его возникновения, на углу Стремянной и Николаевской (нынче ул. Марата) улиц по проекту всё того же Николая Никонова была возведена Троицкая церковь, уничтоженная в 1964 году (она на след. фото).
На опустевшем святом месте сначала в 1977 году построили бани, простоявшие на радость жителям неблагоустроенных коммуналок 30 лет (в те годы горячее водоснабжение имелось далеко не во всех домах исторического центра). В 2007 на этом месте (ул. Марата, д. 5/21) возведён свежий новодел, очередной бизнес-центр.
Но вернёмся на Колокольную, 11.
Итак, фасад, выходящий на улицу. Условно разделён на три части (что подчёркивается некстати покрашенными почему-то именно в белый цвет водосточными трубами). На втором этаже в центральной части – четыре самых нарядно оформленных окна, объединённых арками попарно:
Сочетание поливной керамики, терракотовых вставок:
В пары визуально сгруппированы и окна вышележащих этажей, различаясь формой фигурных наличников и колонок. Центральная часть, третий этаж:
Центральная часть, четвёртый этаж:
Центральная часть, пятый этаж:
Левая, самая узкая часть здания, в ней расположены наибольшие по площади окна. Окно третьего этажа:
Левая часть фасада, окна четвертого этажа:
Отсутствие наличников на окнах первого этажа с лихвой компенсируется роскошно декорированным парадным входом-порталом и коваными проездными воротами...
...над которыми нависает, устроенный на уровне второго и третьего этажей, ослепительно прекрасный, прямоугольный в плане эркер, объект зависти всех обладателей недвижимости в старом фонде Петербурга (да и не обладателей тожеJ).
Эркер, уровень второго этажа, ширинки с изразцами, живописная керамика в тимпане:
Эркер, уровень третьего этажа, вертикальные и горизонтальные майоликовые панно, тройная арка с висячими “гирьками”, настоящий праздник для глаз:
Третий, четвертый, пятые этажи, обращаем внимание на шатёр, кокошники и слуховые оконца:
Говорят, на крыше установлены флюгеры с изображением числа 1900, года постройки здания. В одном из окон 4 этажа желтеет табличка ”Продаётся”, речь о комнате, подробности далее в рассказе.
И, наконец, первый этаж, самая главная красота дома, сложносоставные майоликовые узорные панно, украшающие вход/въезд.
Восемь лет назад очищенные от вековых копоти и грязи, блестят и сверкают, даже несмотря на вечное отсутствие солнца – на эту сторону улицы оно не заглядывает.
Классика жанра – на одной площадке квартиры №№ 4, 5, 23, фирменная питерская нумерация. Всего в доме 23 квартиры, из которых 7 коммуналок. Если верить одному из риэлторских сайтов, стоимость 31-метровой комнаты в два окна, выходящих на Колокольную, с сохранившейся на потолке замечательной лепниной (фото прилагается) в 9-комнатной (!) коммунальной квартире (общей площадью под 300 квадратов) на 4 этаже – порядка 2,5 млн р. За 9-комнатное удовольствие – недурственно. Ну да, метраж, памятник, лепнина, аура дома…А вы еще не видели, какая там лестница…А если еще и на 9 эту сумму умножить…
Декоративные детали, рисунок изразцов, каменные фигурные элементы – сделаны по авторским эскизам самого Николая Никитича Никонова.
Керамику изготовляли в мастерской при Миргородской художественно-промышленной школе им. Н. В. Гоголя, где в те годы был налажен выпуск полихромных изразцов. Архитектор, будучи родом из Ярославской губернии и, возможно, в пору юности имея перед глазами живые примеры украшенных изразцами зданий, широко использовал майолику для многих своих проектов, часть из которых, к сожалению, не дошла до наших дней.
Вот так смотрел бы и смотрел – мешая спешащим прохожим, которые, видя замершего созерцателя, невольно поворачивают голову в том же направленииJ.
Давайте войдём во двор – ибо калитка (о чудо – редкий случай, спасибо Жилкомсервису Центрального района!) не заперта на кодовый замок. Арка-проезд:
Вид из арки во двор:
А тут и не колодец вовсе! У дома два двора – один не замкнут стенами по периметру. сообщается с двором рядом стоящего дома № 13 и в него выходят окна квартир, предназначенных для респектабельных жильцов, а также сохранившие витражную расстекловку окна роскошной парадной лестницы, на которую попадают входящие с Колокольной улицы посетители:
А вот второй двор уже глухой, депрессивный, мы в него не пойдем, чтобы не портить впечатление от увиденного. Первый двор:
Здесь на стенах уже нет буйства псевдо-русского узорочья, о нём напоминают лишь керамические вставки в геометрически-строгом кирпичном орнаменте.
Торец здания эффектно оформлен в виде башни с полукруглыми окнами и щипцовыми завершениями:
Ярусы подчеркнуты декоративными поясками разных профилей.
Собственно, башня эта предназначалась для размещения всего-навсего…черной лестницы – с голубями впридачуJ.
Шикарная парадная лестница помещена в центре здания – внутри выступающей за линию фасада части, ассимметрично расположенные окна которой соответствуют линиям лестничных маршей.
Окна сии замечательны не только значительными размерами, но и своими разноцветными витражами, сохранившимися во внутренних оконных рамах (с улицы, увы, роскошь эту не разглядеть, зато в Рунете можно найти их многочисленные фото). Мда, вот это и в самом деле парадная…
И напоследок еще раз окинем взглядом сие архитектурное чудо.
И впрямь, эдакая русская узорная коврижка, созданная хоть и ”по мотивам”, но с фантазией и размахомJ
Заметили? Фасад не изуродован кондиционерами и рекламными вывесками, хотя помещения и арендуются коммерческими организациями.
В 2010 году, после случившегося во внутреннем дворе пожара в одной из квартир 4 этажа, в результате тушения которого серьезно пострадала часть здания, дом качественно отреставрировали – событие из разряда ”нет худа без добра”.
Теперь – берегут.
Зачарованно глядя сначала на небанальное майоликовое изображение этой неполной дюжины, а затем на всю щедрую россыпь яркого декора редкого по живописности здания, проникаешься идеей, которую хотел выразить зодчий сто лет назад: всё новое – это хорошо забытое старое…
Дом строился в 1899-1900 гг. как доходный – подобно множеству домов этого типа, на улицу выходит узким 18-метровым торцом, основною своею длиной в 50 м углубляясь во двор (туда мы тоже заглянем, чтобы рассмотреть сей позитивный ”антиколодец”, он на след. фото).
Сияющий изразцами уличный фасад пятиэтажного здания – гордость всей Колокольной улицы.
Да что уж там - всего предреволюционного гражданского архитектурного Питера, ибо уникален, вызывающ, нестандартен, да и просто красив. Архитектурный замысел принадлежит Николаю Никитичу Никонову – зодчему, оставившему богатейшее наследие, значительная часть которого (десяток храмов в неорусском стиле, в котором работал Никонов) безжалостно уничтожена в Ленинграде как до, так и уже после Великой Отечественной войны. В двухстах метрах от объекта сегодняшнего рассказа, за 10 лет до его возникновения, на углу Стремянной и Николаевской (нынче ул. Марата) улиц по проекту всё того же Николая Никонова была возведена Троицкая церковь, уничтоженная в 1964 году (она на след. фото).
На опустевшем святом месте сначала в 1977 году построили бани, простоявшие на радость жителям неблагоустроенных коммуналок 30 лет (в те годы горячее водоснабжение имелось далеко не во всех домах исторического центра). В 2007 на этом месте (ул. Марата, д. 5/21) возведён свежий новодел, очередной бизнес-центр.
Но вернёмся на Колокольную, 11.
Итак, фасад, выходящий на улицу. Условно разделён на три части (что подчёркивается некстати покрашенными почему-то именно в белый цвет водосточными трубами). На втором этаже в центральной части – четыре самых нарядно оформленных окна, объединённых арками попарно:
Сочетание поливной керамики, терракотовых вставок:
В пары визуально сгруппированы и окна вышележащих этажей, различаясь формой фигурных наличников и колонок. Центральная часть, третий этаж:
Центральная часть, четвёртый этаж:
Центральная часть, пятый этаж:
Левая, самая узкая часть здания, в ней расположены наибольшие по площади окна. Окно третьего этажа:
Левая часть фасада, окна четвертого этажа:
Отсутствие наличников на окнах первого этажа с лихвой компенсируется роскошно декорированным парадным входом-порталом и коваными проездными воротами...
...над которыми нависает, устроенный на уровне второго и третьего этажей, ослепительно прекрасный, прямоугольный в плане эркер, объект зависти всех обладателей недвижимости в старом фонде Петербурга (да и не обладателей тожеJ).
Эркер, уровень второго этажа, ширинки с изразцами, живописная керамика в тимпане:
Эркер, уровень третьего этажа, вертикальные и горизонтальные майоликовые панно, тройная арка с висячими “гирьками”, настоящий праздник для глаз:
Третий, четвертый, пятые этажи, обращаем внимание на шатёр, кокошники и слуховые оконца:
Говорят, на крыше установлены флюгеры с изображением числа 1900, года постройки здания. В одном из окон 4 этажа желтеет табличка ”Продаётся”, речь о комнате, подробности далее в рассказе.
И, наконец, первый этаж, самая главная красота дома, сложносоставные майоликовые узорные панно, украшающие вход/въезд.
Восемь лет назад очищенные от вековых копоти и грязи, блестят и сверкают, даже несмотря на вечное отсутствие солнца – на эту сторону улицы оно не заглядывает.
Классика жанра – на одной площадке квартиры №№ 4, 5, 23, фирменная питерская нумерация. Всего в доме 23 квартиры, из которых 7 коммуналок. Если верить одному из риэлторских сайтов, стоимость 31-метровой комнаты в два окна, выходящих на Колокольную, с сохранившейся на потолке замечательной лепниной (фото прилагается) в 9-комнатной (!) коммунальной квартире (общей площадью под 300 квадратов) на 4 этаже – порядка 2,5 млн р. За 9-комнатное удовольствие – недурственно. Ну да, метраж, памятник, лепнина, аура дома…А вы еще не видели, какая там лестница…А если еще и на 9 эту сумму умножить…
Декоративные детали, рисунок изразцов, каменные фигурные элементы – сделаны по авторским эскизам самого Николая Никитича Никонова.
Керамику изготовляли в мастерской при Миргородской художественно-промышленной школе им. Н. В. Гоголя, где в те годы был налажен выпуск полихромных изразцов. Архитектор, будучи родом из Ярославской губернии и, возможно, в пору юности имея перед глазами живые примеры украшенных изразцами зданий, широко использовал майолику для многих своих проектов, часть из которых, к сожалению, не дошла до наших дней.
Вот так смотрел бы и смотрел – мешая спешащим прохожим, которые, видя замершего созерцателя, невольно поворачивают голову в том же направленииJ.
Давайте войдём во двор – ибо калитка (о чудо – редкий случай, спасибо Жилкомсервису Центрального района!) не заперта на кодовый замок. Арка-проезд:
Вид из арки во двор:
А тут и не колодец вовсе! У дома два двора – один не замкнут стенами по периметру. сообщается с двором рядом стоящего дома № 13 и в него выходят окна квартир, предназначенных для респектабельных жильцов, а также сохранившие витражную расстекловку окна роскошной парадной лестницы, на которую попадают входящие с Колокольной улицы посетители:
А вот второй двор уже глухой, депрессивный, мы в него не пойдем, чтобы не портить впечатление от увиденного. Первый двор:
Здесь на стенах уже нет буйства псевдо-русского узорочья, о нём напоминают лишь керамические вставки в геометрически-строгом кирпичном орнаменте.
Торец здания эффектно оформлен в виде башни с полукруглыми окнами и щипцовыми завершениями:
Ярусы подчеркнуты декоративными поясками разных профилей.
Собственно, башня эта предназначалась для размещения всего-навсего…черной лестницы – с голубями впридачуJ.
Шикарная парадная лестница помещена в центре здания – внутри выступающей за линию фасада части, ассимметрично расположенные окна которой соответствуют линиям лестничных маршей.
Окна сии замечательны не только значительными размерами, но и своими разноцветными витражами, сохранившимися во внутренних оконных рамах (с улицы, увы, роскошь эту не разглядеть, зато в Рунете можно найти их многочисленные фото). Мда, вот это и в самом деле парадная…
И напоследок еще раз окинем взглядом сие архитектурное чудо.
И впрямь, эдакая русская узорная коврижка, созданная хоть и ”по мотивам”, но с фантазией и размахомJ
Заметили? Фасад не изуродован кондиционерами и рекламными вывесками, хотя помещения и арендуются коммерческими организациями.
В 2010 году, после случившегося во внутреннем дворе пожара в одной из квартир 4 этажа, в результате тушения которого серьезно пострадала часть здания, дом качественно отреставрировали – событие из разряда ”нет худа без добра”.
Теперь – берегут.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]