Гороховец, Владимирская область. Воскресенская церковь. 1680-90-е гг.
---
Городок Гороховец богат памятниками средневекового зодчества – как гражданского, так и культового назначения. Не избалован переизбытком туристов, как Суздаль, а летом 2017 ещё не подвергся масштабной реставрации, развёрнутой осенью того же года и приуроченной к 850-летнему юбилею города – а потому, на предлагаемых фото безлюден и ещё покрыт неким подобием ”патины времени”, не испорченной свежей штукатуркой и позолотой.
Древний архитектурный памятник бесподобного Гороховца, о котором пойдет речь сегодня – Воскресенская церковь, расположенная неподалёку от легендарных, превращенных в объект музейного показа, каменных Палат купца Семёна Ершова (к слову, в этом городе практически все заслуживающие внимания объекты расположены весьма компактно). На след. фото – те самые Палаты, начало 1680-х гг:
Семён Никифорович Ершов, ”гостиной сотни человек”, сперва отстроил дом семейству, а затем облагодетельствовал родной город, пожертвовав средства на строительство Троице-Никольского собора для Никольского монастыря, белоснежный архитектурный ансамбль которого воспаряет над городом уже который век, приковывая взгляд, изумительным облаком осеняя благословенный тихий Гороховец, чудом сохранившийся на реке Клязьме островок средневековой России…
Ностальгия по этому городу невероятная, и накрывает уже спустя день после отъезда…
На след. фото – тот самый Троице-Никольский собор (1686 г) Никольского монастыря:
Присмотритесь и обратите внимание на “ступенчатое” расположение двух ярусов апсид – в нижнем этаже была устроена церковь Николая Чудотворца, в верхнем – Троицкая церковь. По сходному проекту на средства того же С. Ершова неподалёку от его дома (на пару лет позже) строился и Воскресенский храм, предмет нашего сегодняшнего рассказа (на след. фото):
Он ”неуклюж” лишь на первый взгляд – до тех пор, пока не узнаёшь о двухметровых стенах нижнего этажа.
Силуэт – те же тройные апсиды в два ”уступа”: верхние над предалтарной частью Введенской нижней церкви.
С севера и запада – массивная галерея, под сводами которой располагается северный вход в нижнюю церковь.
На второй ярус галереи ведет мощная лестница на ползучих арках (один из самых моих любимых элементов средневекового зодчества).
Арки заложены в советское время – храм использовался под склад, а позднее, вплоть до начала 2000 гг, в его помещениях располагалась Гороховецкая спортшкола.
От внутреннего убранства не осталось ничего – выкрашенные облезлой масляной краской стены с прибитыми баскетбольными корзинами, заштукатуренные росписи 1862 г (якобы под штукатуркой частично уцелевшие). Можно даже разглядеть остатки западного входного портала верхней церкви, через который осуществлялся доступ с паперти в четверик.
Западная паперть на первом этаже (она на след. фото) имела выход, ведущий на улицу (заложен):
И тяжеловесные арки на галерее были раскрытыми (заложены). И крылечко просматривалось насквозь (проёмы заложены).
А колокольня, надстроенная во второй половине XVIII века, шестигранная нелепая конструкция которой, словно бельмо на глазу, корёжила древнюю архитектуру – нет, не заложена, наоборот, разобрана. И от Трёхсвятительской церкви, что встречала входящих у ворот, ни камня не осталось – лишь фото.
Как и от самих тех ворот с оградою – одно воспоминание, да старый снимок.
...На реставрацию Воскресенской церкви год назад из госбюджета выделено 99 млн руб. Осенью 2017 г (с задержкой в установленных контрактом сроках и отклонением от согласованного проекта реставрации) были начаты работы, завершение которых планировалось к концу 2018. Я бродила по Гороховцу в июне 2017 – территория вокруг здания была завалена стройматериалами, пару раз на глаза попались работяги-строители. Что происходит там сейчас – не знаю. Надеюсь на лучшее.
На то, чтобы поставить на место упавший крест центральной главы, денег определённо должно хватить.
В 1970-х гг город приводили в глянцево-туристическое состояние, по аналогии с упомянутым Суздалем – готовили к паломничеству отечественных и зарубежных путешественников, благо здесь есть чему удивляться. (След. фото - слева поодаль колокольня и Сретенский собор Сретенского монастыря, справа вблизи - Воскресенская церковь:)
Тогда же в Гороховце расположился участок Владимирской специальной экспериментальной научно-реставрационной производственной мастерской (вынужденно покинувший дивный город-музей в конце 1990-х гг, в обстановке всеобщего бардака и хаоса реставрационной сферы).
Тогда же, в середине 1970-х, осуществлялась реставрация Воскресенского храма (и не только его), которому вернули сбитое в 1930-х гг пятиглавие. На фото запечатлен процесс восстановления утраченного – западные барабаны уже на месте:
Именно оно, полностью обновлённое, виднеется на всех изумительных панорамах игрушечного Гороховца, открывающихся с Никольской горы:
Купола, шатры, маленькие домики, купеческие палаты, Клязьма, леса за нею, уходящие в неоглядные дали…
Но вернёмся к стенам нашего храма – мы еще не весь его осмотрели.
В противовес внушительным стенам – легкомысленные наличники на оконцах, особенно замечателен силуэтом средний. Сходное ”симметричное трио” повторяется на апсидах.
На основательных подпорках крыльца – россыпь ширинок, возможно, с утерянными во времени изразцами либо каменными резными вставками.
Мысленно можно восполнить пробелы, вернуть упущенное, удалить лишнее, добавить утраченное, вспомнить забытое, восстановить исконное. Воображение – великая вещьJ
Солидные столбы галереи, с основательными базами и капителями:
Это по их образцу в 1970-х гг восстанавливали крыльцо Дома Опарина, совершенно рассыпавшееся в песок от времени. (Ещё один впечатляющий образчик Гороховецкой средневековой жилой застройки, он на фото:)
В августе 2018 года появилась новость, что ”Гороховец (наряду с Суздалем, Выборгом, Ростовом Великим, Торжком, Чистополем, Старой Руссой, Тутаевым и Арзамасом) вошёл в число девяти победителей конкурса «Комплексное развитие территории и инфраструктуры малых исторических поселений», организованного Министерством культуры России.
А посему город получит от Нового банка развития БРИКС 32,55 млн долларов США. Деньги будут направлены на строительство новых культурных и социальных объектов, а также на продолжение работ по сохранению уникального архитектурного наследия Гороховца.”
Хочется надеяться, что историко-архитектурному наследию Гороховца в ходе освоения этих бешеных денег (2,2 млрд руб) не будет нанесён непоправимый ущерб…
Древний архитектурный памятник бесподобного Гороховца, о котором пойдет речь сегодня – Воскресенская церковь, расположенная неподалёку от легендарных, превращенных в объект музейного показа, каменных Палат купца Семёна Ершова (к слову, в этом городе практически все заслуживающие внимания объекты расположены весьма компактно). На след. фото – те самые Палаты, начало 1680-х гг:
Семён Никифорович Ершов, ”гостиной сотни человек”, сперва отстроил дом семейству, а затем облагодетельствовал родной город, пожертвовав средства на строительство Троице-Никольского собора для Никольского монастыря, белоснежный архитектурный ансамбль которого воспаряет над городом уже который век, приковывая взгляд, изумительным облаком осеняя благословенный тихий Гороховец, чудом сохранившийся на реке Клязьме островок средневековой России…
Ностальгия по этому городу невероятная, и накрывает уже спустя день после отъезда…
На след. фото – тот самый Троице-Никольский собор (1686 г) Никольского монастыря:
Присмотритесь и обратите внимание на “ступенчатое” расположение двух ярусов апсид – в нижнем этаже была устроена церковь Николая Чудотворца, в верхнем – Троицкая церковь. По сходному проекту на средства того же С. Ершова неподалёку от его дома (на пару лет позже) строился и Воскресенский храм, предмет нашего сегодняшнего рассказа (на след. фото):
Он ”неуклюж” лишь на первый взгляд – до тех пор, пока не узнаёшь о двухметровых стенах нижнего этажа.
Силуэт – те же тройные апсиды в два ”уступа”: верхние над предалтарной частью Введенской нижней церкви.
С севера и запада – массивная галерея, под сводами которой располагается северный вход в нижнюю церковь.
На второй ярус галереи ведет мощная лестница на ползучих арках (один из самых моих любимых элементов средневекового зодчества).
Арки заложены в советское время – храм использовался под склад, а позднее, вплоть до начала 2000 гг, в его помещениях располагалась Гороховецкая спортшкола.
От внутреннего убранства не осталось ничего – выкрашенные облезлой масляной краской стены с прибитыми баскетбольными корзинами, заштукатуренные росписи 1862 г (якобы под штукатуркой частично уцелевшие). Можно даже разглядеть остатки западного входного портала верхней церкви, через который осуществлялся доступ с паперти в четверик.
Западная паперть на первом этаже (она на след. фото) имела выход, ведущий на улицу (заложен):
И тяжеловесные арки на галерее были раскрытыми (заложены). И крылечко просматривалось насквозь (проёмы заложены).
А колокольня, надстроенная во второй половине XVIII века, шестигранная нелепая конструкция которой, словно бельмо на глазу, корёжила древнюю архитектуру – нет, не заложена, наоборот, разобрана. И от Трёхсвятительской церкви, что встречала входящих у ворот, ни камня не осталось – лишь фото.
Как и от самих тех ворот с оградою – одно воспоминание, да старый снимок.
...На реставрацию Воскресенской церкви год назад из госбюджета выделено 99 млн руб. Осенью 2017 г (с задержкой в установленных контрактом сроках и отклонением от согласованного проекта реставрации) были начаты работы, завершение которых планировалось к концу 2018. Я бродила по Гороховцу в июне 2017 – территория вокруг здания была завалена стройматериалами, пару раз на глаза попались работяги-строители. Что происходит там сейчас – не знаю. Надеюсь на лучшее.
На то, чтобы поставить на место упавший крест центральной главы, денег определённо должно хватить.
В 1970-х гг город приводили в глянцево-туристическое состояние, по аналогии с упомянутым Суздалем – готовили к паломничеству отечественных и зарубежных путешественников, благо здесь есть чему удивляться. (След. фото - слева поодаль колокольня и Сретенский собор Сретенского монастыря, справа вблизи - Воскресенская церковь:)
Тогда же в Гороховце расположился участок Владимирской специальной экспериментальной научно-реставрационной производственной мастерской (вынужденно покинувший дивный город-музей в конце 1990-х гг, в обстановке всеобщего бардака и хаоса реставрационной сферы).
Тогда же, в середине 1970-х, осуществлялась реставрация Воскресенского храма (и не только его), которому вернули сбитое в 1930-х гг пятиглавие. На фото запечатлен процесс восстановления утраченного – западные барабаны уже на месте:
Именно оно, полностью обновлённое, виднеется на всех изумительных панорамах игрушечного Гороховца, открывающихся с Никольской горы:
Купола, шатры, маленькие домики, купеческие палаты, Клязьма, леса за нею, уходящие в неоглядные дали…
Но вернёмся к стенам нашего храма – мы еще не весь его осмотрели.
В противовес внушительным стенам – легкомысленные наличники на оконцах, особенно замечателен силуэтом средний. Сходное ”симметричное трио” повторяется на апсидах.
На основательных подпорках крыльца – россыпь ширинок, возможно, с утерянными во времени изразцами либо каменными резными вставками.
Мысленно можно восполнить пробелы, вернуть упущенное, удалить лишнее, добавить утраченное, вспомнить забытое, восстановить исконное. Воображение – великая вещьJ
Солидные столбы галереи, с основательными базами и капителями:
Это по их образцу в 1970-х гг восстанавливали крыльцо Дома Опарина, совершенно рассыпавшееся в песок от времени. (Ещё один впечатляющий образчик Гороховецкой средневековой жилой застройки, он на фото:)
В августе 2018 года появилась новость, что ”Гороховец (наряду с Суздалем, Выборгом, Ростовом Великим, Торжком, Чистополем, Старой Руссой, Тутаевым и Арзамасом) вошёл в число девяти победителей конкурса «Комплексное развитие территории и инфраструктуры малых исторических поселений», организованного Министерством культуры России.
А посему город получит от Нового банка развития БРИКС 32,55 млн долларов США. Деньги будут направлены на строительство новых культурных и социальных объектов, а также на продолжение работ по сохранению уникального архитектурного наследия Гороховца.”
Хочется надеяться, что историко-архитектурному наследию Гороховца в ходе освоения этих бешеных денег (2,2 млрд руб) не будет нанесён непоправимый ущерб…
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]