20 век в цвете. 1938 год. Мир на пороге войны 80 лет назад
---
Сегодня у нас в проекте 20 век в цвете 1938 год.
Ранее уже были улицы 1938 года в цвете.
Никаких положительных ассоциаций этот год не вызывает. ашлюс Австрии, "Хрустальная ночь", гражданская война в Испании, японская агрессия в Китае, бои на озере Хасан, Мюнхенский сговор.
Британский премьер Чемберлен с германским министром Риббентропом в Мюнхене, сентябрь 1938 г.:
Вернувшись из Мюнхена в Лондон, Чемберлен скажет "я привёз мир нынешнему поколению".
В 1938 г. нацистская Германия и примкнувшая к ней Польша совершили первые акты аннексии, ставшие прологом Второй Мировой войны в Европе.
В ночь с 11 на 12 марта 1938 г. германские войска вошли на территорию Австрии.
Австрийская армия, получившая приказ не оказывать сопротивления, капитулировала.
13 марта Гитлер торжественно въехал в Вену и в тот же день был опубликован закон «О воссоединении Австрии с Германской империей».
"Счастливые" австрийцы приветствуют Адольфа Гитлера во время кампании по аншлюсу, 1938:
10 апреля 1938 г. в Австрии прошёл "референдум" по аншлюсу.
Согласно опубликованным нацистами результатам 99,73 % голосов было подано за слияние с Германией при всеобщей явке 99,71 %.
Австрийцы во время кампании подготовки к плебисциту:
Половину Европы охватил психоз. Миллионы людей бились в истерике, выкрикивая воинственные лозунги и славя вождей.
Флоренция. Толпа приветствует Гитлера во время его государственного визита, 1938:
Гитлер и Муссолини во время государственного визита Гитлера в Италию, 1938:
Дуче во время государственного визита Гитлера в Италию, 1938:
Гитлер приветствует очередной нацистский парад в Нюрнберге, 1938:
Члены "Лиги немецких девушек" танцуют во время съезда нацистской партии в Мюнхене, 1938:
Ежегодный ритуал полуночной присяги эсэсовцев в Feldherrnhalle, Мюнхен, фотограф Хуго Йегер, 1938:
Факельное шествие в Нюрнберге во время партийного съезда, 1938:
Тем временем в Испании шёл третий год гражданской войны, ставшей полигоном для главных участников будущей Второй мировой.
Захваченный франкистами у республиканцев танк Т-26 советского производства, провинция Валенсия, май 1938 г.
Снимок раскрашенный, но реальных цветных фотографий гражданской войны в Испании, как ни странно, так и не найдено, не считая известных кадров парада победы Франко в Мадриде (май 1939 г.)
Раз уж затронута танковая тема, то покажем и парад латвийской армии 18 ноября 1938 г.:
АВТОМОБИЛИ
Несмотря на приблежение новой мировой войны, ведущие страны мира продолжали активно развивать легковой автопром.
В 1938 г. обрёл свои окончательные очертания проект KdF (нем. Kraft durch Freude «Сила через радость»: нацистский лозунг и пропагандистское название будущего автомобиля), который станет известен миру позднее как "Фольксваген Жук".
К эскизу его дизайна приложил руку лично Гитлер, обещавший обеспечить каждую "истинно немецкую" семью "народным автомобилем".
Первые опытные образцы уже активно обкатывали на немецких дорогах:
26 мая 1938 г. возле небольшого местечка Фаллерслебен были начаты работы по строительству огромного завода по производству "народного автомобиля".
В итоге "жук" стал одним из самых массовых и самых культовых автомобилей в истории, а также рекордным долгожителем конвейера.
Всего за период с 1938 по 2003 год было изготовлено 21 529 464 штук этой малолитражки.
В предвоенные годы власти "Третьего рейха" были озабочены не только массовым производством "народного автомобиля", но и созданием сети скоростных автодорог. Несколько автобанов они даже успели построить. Протяжённость германских автомагистралей к 1940 г. составляла около 3700 км.
На этом снимке Вальтера Холльнагеля запечатлён Автобус-экспресс Deutsche Reichsbahn на новом автобане между Бременом и Гамбургом, 1938 г.:
Та же трасса Бремен-Гамбург:
Mercedes-Benz Roadster V170 на трассе во время поездки из Нюрберга в Австрию, 1938:
Какой же немец не любит быстрой езды?
Гоночные автомобили Mercedes, прозванные "серебрянными стрелами", на Гран-при Триполи в итальянской Ливии, 1938:
Немецкий гонщик Bernd Rosemeyer (1909-1938) на Гран-при в Швейцарии:
Авто на улице литовской столицы Каунаса, 1938:
Американский предвоенный автопром вплотную подошёл к появлению кузовов понтонного типа, но война отодвинет эту революцию в дизайне на целое десятилетие.
Студебекер 1938 г.:
Студебекер-кабриолет как машина "американской мечты" из рекламы 1938-го:
ДРУГОЙ ТРАНСПОРТ
В предвоенные годы немцы добились немалых успехов не только в создании автомобилей и скоростных автотрасс, но и в технологической модернизации железных дорог.
Вид новых цехов завода RAW в г. Виттенберге со скоростным поездом модели "Кёльн", 1938 г.:
Перед самым началом Второй Мировой немцы успели продать несколько таких дизельных составов в Чили.
Гамбургский поезд S-Bahn серии ET 99 (ELT 1562) для переменного тока (25 Гц - 6 кВ) в том же 1938-м:
Одновременно продолжалось производство усовершенствованных паровозов.
Свежепостроенный локомотив 50 437 в городе Торн Восточной Пруссии:
Теперь перенесёмся в Британию.
Этот паровоз был окрашен в Голубую ливрею в числе четырех "коронационных" локомотивов, 1938:
Развивалась и гражданская авиация.
Приветствие пассажиров рейса Пан Ам в Браунсвилле, штат Техас, США, фотограф, Anthony Stewart, 1938:
На снимке легендарный Douglas DC-3, производившийся в 1935-1952 гг. (в т.ч. в СССР как Ли-2).
Он стал самым массовым пассажирским/транспортным самолётом в мире, в ограниченном количестве эксплуатируется до сих пор.
ЛЮДИ ИСКУССТВА
Фотопортрет мексиканской художницы Фриды Кало в блузке из голубого сатина, 1938:
Американский актёр Кларк Гейбл за год до выхода фильма "Унесённые ветром", 1938:
Орсон Уэлс в эфире станции «CBS» читает радиопостановку романа "Война миров" 30 октября 1938 г.:
По сообщениям газет, постановку слушали около 6 миллионов человек, и примерно пятая часть из них приняла её за реальные новостные репортажи, что вызвало массовую панику среди жителей северо-востока США.
ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ
Жизнь людей в 1938 году в целом не так сильно отличалось от современной. В ней было место и тяжёлому труду, и равлечениям, и беззаботному пляжному отдыху.
Пляж в Аркашоне, Франция. Фотограф Fernand Baldet, 12 сентября 1938 г.:
В районе Стокгольма, в местечке Ванадислунден, народ расслабляется в только что построенном открытом бассейне Vanadisbadet, 1938 г.:
Кажется, он работает до сих пор, с перерывом 2007-2014 гг.
Лыжники в Альпах, 1938:
Венгрия, жизнь обывателей, фотограф Konok Tamas, 1938:
Венгрия, труд крестьян, фотограф Konok Tamas, 1938:
Была ли у них вообще механизация сельского хозяйства до войны?
Венгрия, крестьянский рынок, 1938:
Китайские крестьяне недалеко от Пекина, 1938:
Автобус в китайской провинции Ганьсу, фото Карла Миданса (Bus in Kansu China by Carl Mydans), 1938:
Представители итальянских колоний в национальных костюмах, 1938:
Американские девушки позируют со своими досками для сёрфинга на пляже Вайкики в Гонолулу, Гавайи, фотограф Richard Hewitt Stewart, ноябрь 1938 г.:
Сам процесс катания на снимке из журнала "Vogue", 1938:
Уличная сцена на острове Ванкувер (Канада), один из первых снимков в известной личной фотоколлекции Чарльза Кушмана, 1938:
Цветных кадров жизни в СССР пока не найдено.
Исключение составляет жизнь отдельно взятого Емельяна Ярославского (1878-1943), главного идеолога антирелигиозной кампании и историка ВКП(б).
Судя по снимкам Владислава Микоши, жизнь у него в 1938 г. была совсем неплохая: большая вилла в окружении райского сада и персональное авто.
Емельян Ярославский. Фотораф В. Микоша. Архив Р.Л.Кармена:
Ярославский с внуком:
ГОРОДА
В завершение, как обычно, небольшая прогулка по городам.
Единственный известный цветной снимок Москвы 1938 г. был обнаружен нами на календаре американской авиакомпании TWA:
В Берлине начали рыть котлован под новое русло Шпрее для строительства Гроссехолла (аналог московского "Дворца Советов"):
Снос старого дома на Седергатан в Стокгольме, 1938:
Стокгольм никто не бомбил, но сами посносили столько исторических кварталов, что хватило бы на три ковровых бомбардировки.
Берген. Вид на Бергенский собор и гавань:
Осло. Вид на гавань и город:
В этом ракурсе, кажется, ничего не изменилось.
Баттери-парк в Нью-Йорке, фотограф Franz Grasser:
Плёнка у этого Грассера, конечно, была никудышная.
Ремонт фонаря на мосту Золотые Ворота в Сан-Франциско, 1938:
Три наездника на фоне пирамид в Гизе, фотограф Anthony Stewart, 1938:
Для "седых пирамид" 80 лет, вообще не срок. Кстати, тут особенно хорошо видно, что голова у Сфинкса явно не аутентичная.
Фото древней Пальмиры из архива журнала National Geographic, 1938:
Те самые ворота с обложки советского учебника "История древнего мира", которые уже в наше время взорвали игиловские варвары.
Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-жизнь, 1942-война/1942-жизнь, 1943, 1944, 1945 война/1945 мир, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955, 1956/СССР-1956, 1957/СССР-1957, 1958/СССР-1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966, 1967/СССР-1967, 1968/СССР-1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976, 1977/СССР-1977, 1978/СССР-1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986, 1987/СССР-1987, 1988/СССР-1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996, 1997/РФ-1997, 1998/РФ-1998, 1999/РФ-1999.
Все серии проекта "Сравнительная история улиц мира":
1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2006
Ранее уже были улицы 1938 года в цвете.
Никаких положительных ассоциаций этот год не вызывает. ашлюс Австрии, "Хрустальная ночь", гражданская война в Испании, японская агрессия в Китае, бои на озере Хасан, Мюнхенский сговор.
Британский премьер Чемберлен с германским министром Риббентропом в Мюнхене, сентябрь 1938 г.:
Вернувшись из Мюнхена в Лондон, Чемберлен скажет "я привёз мир нынешнему поколению".
В 1938 г. нацистская Германия и примкнувшая к ней Польша совершили первые акты аннексии, ставшие прологом Второй Мировой войны в Европе.
В ночь с 11 на 12 марта 1938 г. германские войска вошли на территорию Австрии.
Австрийская армия, получившая приказ не оказывать сопротивления, капитулировала.
13 марта Гитлер торжественно въехал в Вену и в тот же день был опубликован закон «О воссоединении Австрии с Германской империей».
"Счастливые" австрийцы приветствуют Адольфа Гитлера во время кампании по аншлюсу, 1938:
10 апреля 1938 г. в Австрии прошёл "референдум" по аншлюсу.
Согласно опубликованным нацистами результатам 99,73 % голосов было подано за слияние с Германией при всеобщей явке 99,71 %.
Австрийцы во время кампании подготовки к плебисциту:
Половину Европы охватил психоз. Миллионы людей бились в истерике, выкрикивая воинственные лозунги и славя вождей.
Флоренция. Толпа приветствует Гитлера во время его государственного визита, 1938:
Гитлер и Муссолини во время государственного визита Гитлера в Италию, 1938:
Дуче во время государственного визита Гитлера в Италию, 1938:
Гитлер приветствует очередной нацистский парад в Нюрнберге, 1938:
Члены "Лиги немецких девушек" танцуют во время съезда нацистской партии в Мюнхене, 1938:
Ежегодный ритуал полуночной присяги эсэсовцев в Feldherrnhalle, Мюнхен, фотограф Хуго Йегер, 1938:
Факельное шествие в Нюрнберге во время партийного съезда, 1938:
Тем временем в Испании шёл третий год гражданской войны, ставшей полигоном для главных участников будущей Второй мировой.
Захваченный франкистами у республиканцев танк Т-26 советского производства, провинция Валенсия, май 1938 г.
Снимок раскрашенный, но реальных цветных фотографий гражданской войны в Испании, как ни странно, так и не найдено, не считая известных кадров парада победы Франко в Мадриде (май 1939 г.)
Раз уж затронута танковая тема, то покажем и парад латвийской армии 18 ноября 1938 г.:
АВТОМОБИЛИ
Несмотря на приблежение новой мировой войны, ведущие страны мира продолжали активно развивать легковой автопром.
В 1938 г. обрёл свои окончательные очертания проект KdF (нем. Kraft durch Freude «Сила через радость»: нацистский лозунг и пропагандистское название будущего автомобиля), который станет известен миру позднее как "Фольксваген Жук".
К эскизу его дизайна приложил руку лично Гитлер, обещавший обеспечить каждую "истинно немецкую" семью "народным автомобилем".
Первые опытные образцы уже активно обкатывали на немецких дорогах:
26 мая 1938 г. возле небольшого местечка Фаллерслебен были начаты работы по строительству огромного завода по производству "народного автомобиля".
В итоге "жук" стал одним из самых массовых и самых культовых автомобилей в истории, а также рекордным долгожителем конвейера.
Всего за период с 1938 по 2003 год было изготовлено 21 529 464 штук этой малолитражки.
В предвоенные годы власти "Третьего рейха" были озабочены не только массовым производством "народного автомобиля", но и созданием сети скоростных автодорог. Несколько автобанов они даже успели построить. Протяжённость германских автомагистралей к 1940 г. составляла около 3700 км.
На этом снимке Вальтера Холльнагеля запечатлён Автобус-экспресс Deutsche Reichsbahn на новом автобане между Бременом и Гамбургом, 1938 г.:
Та же трасса Бремен-Гамбург:
Mercedes-Benz Roadster V170 на трассе во время поездки из Нюрберга в Австрию, 1938:
Какой же немец не любит быстрой езды?
Гоночные автомобили Mercedes, прозванные "серебрянными стрелами", на Гран-при Триполи в итальянской Ливии, 1938:
Немецкий гонщик Bernd Rosemeyer (1909-1938) на Гран-при в Швейцарии:
Авто на улице литовской столицы Каунаса, 1938:
Американский предвоенный автопром вплотную подошёл к появлению кузовов понтонного типа, но война отодвинет эту революцию в дизайне на целое десятилетие.
Студебекер 1938 г.:
Студебекер-кабриолет как машина "американской мечты" из рекламы 1938-го:
ДРУГОЙ ТРАНСПОРТ
В предвоенные годы немцы добились немалых успехов не только в создании автомобилей и скоростных автотрасс, но и в технологической модернизации железных дорог.
Вид новых цехов завода RAW в г. Виттенберге со скоростным поездом модели "Кёльн", 1938 г.:
Перед самым началом Второй Мировой немцы успели продать несколько таких дизельных составов в Чили.
Гамбургский поезд S-Bahn серии ET 99 (ELT 1562) для переменного тока (25 Гц - 6 кВ) в том же 1938-м:
Одновременно продолжалось производство усовершенствованных паровозов.
Свежепостроенный локомотив 50 437 в городе Торн Восточной Пруссии:
Теперь перенесёмся в Британию.
Этот паровоз был окрашен в Голубую ливрею в числе четырех "коронационных" локомотивов, 1938:
Развивалась и гражданская авиация.
Приветствие пассажиров рейса Пан Ам в Браунсвилле, штат Техас, США, фотограф, Anthony Stewart, 1938:
На снимке легендарный Douglas DC-3, производившийся в 1935-1952 гг. (в т.ч. в СССР как Ли-2).
Он стал самым массовым пассажирским/транспортным самолётом в мире, в ограниченном количестве эксплуатируется до сих пор.
ЛЮДИ ИСКУССТВА
Фотопортрет мексиканской художницы Фриды Кало в блузке из голубого сатина, 1938:
Американский актёр Кларк Гейбл за год до выхода фильма "Унесённые ветром", 1938:
Орсон Уэлс в эфире станции «CBS» читает радиопостановку романа "Война миров" 30 октября 1938 г.:
По сообщениям газет, постановку слушали около 6 миллионов человек, и примерно пятая часть из них приняла её за реальные новостные репортажи, что вызвало массовую панику среди жителей северо-востока США.
ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ
Жизнь людей в 1938 году в целом не так сильно отличалось от современной. В ней было место и тяжёлому труду, и равлечениям, и беззаботному пляжному отдыху.
Пляж в Аркашоне, Франция. Фотограф Fernand Baldet, 12 сентября 1938 г.:
В районе Стокгольма, в местечке Ванадислунден, народ расслабляется в только что построенном открытом бассейне Vanadisbadet, 1938 г.:
Кажется, он работает до сих пор, с перерывом 2007-2014 гг.
Лыжники в Альпах, 1938:
Венгрия, жизнь обывателей, фотограф Konok Tamas, 1938:
Венгрия, труд крестьян, фотограф Konok Tamas, 1938:
Была ли у них вообще механизация сельского хозяйства до войны?
Венгрия, крестьянский рынок, 1938:
Китайские крестьяне недалеко от Пекина, 1938:
Автобус в китайской провинции Ганьсу, фото Карла Миданса (Bus in Kansu China by Carl Mydans), 1938:
Представители итальянских колоний в национальных костюмах, 1938:
Американские девушки позируют со своими досками для сёрфинга на пляже Вайкики в Гонолулу, Гавайи, фотограф Richard Hewitt Stewart, ноябрь 1938 г.:
Сам процесс катания на снимке из журнала "Vogue", 1938:
Уличная сцена на острове Ванкувер (Канада), один из первых снимков в известной личной фотоколлекции Чарльза Кушмана, 1938:
Цветных кадров жизни в СССР пока не найдено.
Исключение составляет жизнь отдельно взятого Емельяна Ярославского (1878-1943), главного идеолога антирелигиозной кампании и историка ВКП(б).
Судя по снимкам Владислава Микоши, жизнь у него в 1938 г. была совсем неплохая: большая вилла в окружении райского сада и персональное авто.
Емельян Ярославский. Фотораф В. Микоша. Архив Р.Л.Кармена:
Ярославский с внуком:
ГОРОДА
В завершение, как обычно, небольшая прогулка по городам.
Единственный известный цветной снимок Москвы 1938 г. был обнаружен нами на календаре американской авиакомпании TWA:
В Берлине начали рыть котлован под новое русло Шпрее для строительства Гроссехолла (аналог московского "Дворца Советов"):
Снос старого дома на Седергатан в Стокгольме, 1938:
Стокгольм никто не бомбил, но сами посносили столько исторических кварталов, что хватило бы на три ковровых бомбардировки.
Берген. Вид на Бергенский собор и гавань:
Осло. Вид на гавань и город:
В этом ракурсе, кажется, ничего не изменилось.
Баттери-парк в Нью-Йорке, фотограф Franz Grasser:
Плёнка у этого Грассера, конечно, была никудышная.
Ремонт фонаря на мосту Золотые Ворота в Сан-Франциско, 1938:
Три наездника на фоне пирамид в Гизе, фотограф Anthony Stewart, 1938:
Для "седых пирамид" 80 лет, вообще не срок. Кстати, тут особенно хорошо видно, что голова у Сфинкса явно не аутентичная.
Фото древней Пальмиры из архива журнала National Geographic, 1938:
Те самые ворота с обложки советского учебника "История древнего мира", которые уже в наше время взорвали игиловские варвары.
Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-жизнь, 1942-война/1942-жизнь, 1943, 1944, 1945 война/1945 мир, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955, 1956/СССР-1956, 1957/СССР-1957, 1958/СССР-1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966, 1967/СССР-1967, 1968/СССР-1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976, 1977/СССР-1977, 1978/СССР-1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986, 1987/СССР-1987, 1988/СССР-1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996, 1997/РФ-1997, 1998/РФ-1998, 1999/РФ-1999.
Все серии проекта "Сравнительная история улиц мира":
1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2006
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]