Что в разное время было на Марсовом поле ?
---
Петербургская Сахара, Пустой луг, Потешное поле... Все они в разное время принадлежали одному и тому же месту в центре Петербурга — Марсову полю. История его удивительна: даже когда облик города в целом уже, казалось бы, сформировался, участок земли между Невой и Михайловским замком не давал горожанам покоя. Чего здесь только не было: американские горки, коровьи пастбища, карусели, обсерватории, огороды и даже стадо оленей. Впрочем, обо всём по порядку.
Изначально это место было малопривлекательным и, скорее всего, звалось в народе Козьим болотом. Так обычно говорили про окраинные нежилые районы, где оседали городские низы, велась сомнительная торговля и устраивались казни. Когда болото осушили, получившийся Пустой, или Большой, луг вошёл в состав Летнего сада. Пётр I проводил там как регулярные смотры войск, так и весёлые городские праздники с потешными огнями — фейерверками, благодаря чему само поле стало зваться Потешным. Напротив Потешного поля располагался первый в городе Зверовой двор, учреждённый Петром в 1711 году. При праздновании заключения Ништадтского мира в 1721 году на поле построили триумфальную арку.
Вскоре здесь выросли дворцы: сначала Летний дом Екатерины I, потом Летний дворец Елизаветы Петровны. Из Потешного поле стало Царицынским, и вскоре его уже называли не иначе, как Царицын луг. Он получил регулярную планировку, приятно зазеленел и стал любимым местом для прогулок горожан (отсюда ещё одно неофициальное название — «Променад») и проведения массовых увеселений, а после высочайшего указа 1752 года на Царицыном лугу мирно паслись коровы её императорского величества. При Екатерине II городские праздники с ледяными горами, каруселями, иллюминациями собирали на лугу целые толпы, однако утром следующего дня там находили десятки напившихся, замёрзших и задавленных людей.
С уходом эпохи женского правления ушли и шумные гуляния с Царицыного луга. Он вновь был отдан воинским парадам. В ХIX веке за ним закрепилось современное название — Марсово поле. Из-за регулярных маршировок трава на нём настолько истопталась, что поле превратилось в сухой и пыльный плац, который горожане прозвали Петербургской Сахарой. Впрочем, в 1869 году в одной из газет писали, что на Марсовом поле «строятся палатки, карусели, качели, водружаются шесты, воздвигается народный театр или, вернее, сцена для него. Зрители помещаются, стоя на открытом воздухе. От пивных заводов посылаются бочки-сороковки. Колбасник-немец устраивается неподалёку и предлагает по лавочным ценам горячие сосиски».
Дух веселья, очевидно, возвращался, и к XX веку на Марсовом поле одно развлечение сменялось другим. Николай II проводил там парады, на которые можно было смотреть с высоких трибун, купив билет по высокой цене, отчего там собиралась публика с высоким достатком, желающая пощеголять модным парижским нарядом. Для наблюдения за редкими небесными явлениями на Марсовом поле устанавливали телескоп. В 1910–1911 годах некий богач устраивал катания на оленях. Золотая молодёжь встречалась на модном скейтер-ринге, широкая публика ходила поглазеть на сомалийскую деревню и живущих в ней негров, все желающие фотографировалась на американских горках.
Но беззаботная пора быстро кончилась. О том, какую роль отвели Марсову полю после событий в феврале 1917 года, знает каждый петербуржец. Как и о спасительных огородах, разбитых здесь в блокаду. Теперь это место обросло разными таинственными легендами, но здесь по-прежнему любят гулять как туристы, так и коренные петербуржцы. Гулять, вспоминать историю и фантазировать о будущем.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]