4 эпохи. Ворота Горицкого монастыря в Переславле-Залесском
---
Очередная серия в нашем проекте "4 эпохи", которая сегодня будет посвящена замечательному архитектурному памятнику, ставшему символом Переславского музея-заповедника.
Сначала, по традции, сравнение в формате "3 эпохи".
Ворота Горицкого монастыря на снимках Прокудина-Горского 1911 г., Томаса Хаммонда 1964 г. и моём 2015 г.:
Хотя наш проект с тройными сравнениями появился из желания показать обманчивость обычных сравнений "было-стало", на сей раз именно тройное сравнение создаёт обманчивое впечатление, поскольку история этого памятника довольная сложная, со своими тайнами и сюрпризами.
Первый сюрприз тройного сравнения заключается в том, что наиболее "плачевное" состояние ворот относится вовсе не к советским временам, а к эпохе до съёмок Прокудина-Горского.
Восточные ворота бывшего Успенского Горицкого монастыря на фото Дубровского около 1880 г.:
4 эпохи, 1880-1911-1964-2015 гг.:
Мне пока не удалось выяснить, является ли отсутствие фронтона следствием реставрационных работ, либо его не было длительное время, до восстановления в начале 1880-х.
В пользу первой версии говорит рисунок Ф.Ф.Рихтера, сделанный в 1840-е гг.:
На нём нет фронтона, хотя не исключено, что Рихтера он просто не заинтересовал.
В пользу второй версии говорит фото из фондов Переславского музея-заповедника, которое Елена Шадунц (старший научный сотрудник этого музея) датирует 1870-ми годами:
На предыдущем фото фронтон выглядит более "дряхлым", чем на снимке И.Ф.Барщевского 1884 г., но вот сюжет "фрески" ещё старый, тот самый, что на снимке Дубровского без фронтона:
При этом на снимке из фондов Переславского музея-заповедника фигура льва (слева) выбита, а на фото Барщевского на её месте уже появилась новая - лошадиная (об этой истории будет отдельный рассказ).
Т.е., этот снимок однозначно более старый, чем у Барщевского. Но кладка явно одинаковая, что было бы невозможно при воссоздании, т.е. фронтон один и тот же (не могли же его снять целиком, а затем поставить на место?). Конечно, снимок "1870-х" мог быть сделан в период 1881-1883 гг., но почему тогда так сильно облуплен фасад спустя всего пару лет после его воссоздания? Кстати, снимков Переславля-Залесского ранее 1880 г. вообще до сих пор не известно.
Наконец, есть рисунок ворот, который в одной из сетевых публикаций датируется 1870 годом:
Оригинальный источник рисунка не известен, но есть некоторые основания доверять такой датировке.
В общем, головоломка.
Второй сюрприз тройного сравнения заключается в том, что ободранное состояние ворот в 1964 г. вовсе не характерно для позднесоветского периода.
Уже на снимке Е.Кузина 1967 г. они сияют свежей побелкой после реставрации:
Третий сюрприз тройного сравнения заключается в том, что до недавнего времени на фронтоне была фреска (картина), третья по счёту. Очевидно, её сняли при реставрации в 2012 г.:
Без "панно", как и без завершения с крестом, ворота смотрятся бедно, поэтому надеюсь, что однажды восстановят и то, и другое.
Более подробно метаморфозы ворот Горицкого монастыря будут рассмотрены в проекте "Коридоры времени".
Сначала, по традции, сравнение в формате "3 эпохи".
Ворота Горицкого монастыря на снимках Прокудина-Горского 1911 г., Томаса Хаммонда 1964 г. и моём 2015 г.:
Хотя наш проект с тройными сравнениями появился из желания показать обманчивость обычных сравнений "было-стало", на сей раз именно тройное сравнение создаёт обманчивое впечатление, поскольку история этого памятника довольная сложная, со своими тайнами и сюрпризами.
Первый сюрприз тройного сравнения заключается в том, что наиболее "плачевное" состояние ворот относится вовсе не к советским временам, а к эпохе до съёмок Прокудина-Горского.
Восточные ворота бывшего Успенского Горицкого монастыря на фото Дубровского около 1880 г.:
4 эпохи, 1880-1911-1964-2015 гг.:
Мне пока не удалось выяснить, является ли отсутствие фронтона следствием реставрационных работ, либо его не было длительное время, до восстановления в начале 1880-х.
В пользу первой версии говорит рисунок Ф.Ф.Рихтера, сделанный в 1840-е гг.:
На нём нет фронтона, хотя не исключено, что Рихтера он просто не заинтересовал.
В пользу второй версии говорит фото из фондов Переславского музея-заповедника, которое Елена Шадунц (старший научный сотрудник этого музея) датирует 1870-ми годами:
На предыдущем фото фронтон выглядит более "дряхлым", чем на снимке И.Ф.Барщевского 1884 г., но вот сюжет "фрески" ещё старый, тот самый, что на снимке Дубровского без фронтона:
При этом на снимке из фондов Переславского музея-заповедника фигура льва (слева) выбита, а на фото Барщевского на её месте уже появилась новая - лошадиная (об этой истории будет отдельный рассказ).
Т.е., этот снимок однозначно более старый, чем у Барщевского. Но кладка явно одинаковая, что было бы невозможно при воссоздании, т.е. фронтон один и тот же (не могли же его снять целиком, а затем поставить на место?). Конечно, снимок "1870-х" мог быть сделан в период 1881-1883 гг., но почему тогда так сильно облуплен фасад спустя всего пару лет после его воссоздания? Кстати, снимков Переславля-Залесского ранее 1880 г. вообще до сих пор не известно.
Наконец, есть рисунок ворот, который в одной из сетевых публикаций датируется 1870 годом:
Оригинальный источник рисунка не известен, но есть некоторые основания доверять такой датировке.
В общем, головоломка.
Второй сюрприз тройного сравнения заключается в том, что ободранное состояние ворот в 1964 г. вовсе не характерно для позднесоветского периода.
Уже на снимке Е.Кузина 1967 г. они сияют свежей побелкой после реставрации:
Третий сюрприз тройного сравнения заключается в том, что до недавнего времени на фронтоне была фреска (картина), третья по счёту. Очевидно, её сняли при реставрации в 2012 г.:
Без "панно", как и без завершения с крестом, ворота смотрятся бедно, поэтому надеюсь, что однажды восстановят и то, и другое.
Более подробно метаморфозы ворот Горицкого монастыря будут рассмотрены в проекте "Коридоры времени".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]