4 эпохи. Ворота Горицкого монастыря в Переславле-Залесском
27.11.2018 739 0 0 architectstyle

4 эпохи. Ворота Горицкого монастыря в Переславле-Залесском

---
0
В закладки
Очередная серия в нашем проекте "4 эпохи", которая сегодня будет посвящена замечательному архитектурному памятнику, ставшему символом Переславского музея-заповедника.
Сначала, по традции, сравнение в формате "3 эпохи".

Ворота Горицкого монастыря на снимках Прокудина-Горского 1911 г., Томаса Хаммонда 1964 г. и моём 2015 г.:
4 эпохи. Ворота Горицкого монастыря в Переславле-Залесском ворот, снимке, Горицкого, музеязаповедника, монастыря, сравнения, сюрприз, тройного, фронтона, заключается, Переславского, эпохи, снимок, фондов, фронтон, более, реставрации, этого, старый, состояние


Хотя наш проект с тройными сравнениями появился из желания показать обманчивость обычных сравнений "было-стало", на сей раз именно тройное сравнение создаёт обманчивое впечатление, поскольку история этого памятника довольная сложная, со своими тайнами и сюрпризами.

Первый сюрприз тройного сравнения заключается в том, что наиболее "плачевное" состояние ворот относится вовсе не к советским временам, а к эпохе до съёмок Прокудина-Горского.

Восточные ворота бывшего Успенского Горицкого монастыря на фото Дубровского около 1880 г.:
4 эпохи. Ворота Горицкого монастыря в Переславле-Залесском ворот, снимке, Горицкого, музеязаповедника, монастыря, сравнения, сюрприз, тройного, фронтона, заключается, Переславского, эпохи, снимок, фондов, фронтон, более, реставрации, этого, старый, состояние


4 эпохи, 1880-1911-1964-2015 гг.:
4 эпохи. Ворота Горицкого монастыря в Переславле-Залесском ворот, снимке, Горицкого, музеязаповедника, монастыря, сравнения, сюрприз, тройного, фронтона, заключается, Переславского, эпохи, снимок, фондов, фронтон, более, реставрации, этого, старый, состояние


Мне пока не удалось выяснить, является ли отсутствие фронтона следствием реставрационных работ, либо его не было длительное время, до восстановления в начале 1880-х.

В пользу первой версии говорит рисунок Ф.Ф.Рихтера, сделанный в 1840-е гг.:
4 эпохи. Ворота Горицкого монастыря в Переславле-Залесском ворот, снимке, Горицкого, музеязаповедника, монастыря, сравнения, сюрприз, тройного, фронтона, заключается, Переславского, эпохи, снимок, фондов, фронтон, более, реставрации, этого, старый, состояние


На нём нет фронтона, хотя не исключено, что Рихтера он просто не заинтересовал.
В пользу второй версии говорит фото из фондов Переславского музея-заповедника, которое Елена Шадунц (старший научный сотрудник этого музея) датирует 1870-ми годами:

4 эпохи. Ворота Горицкого монастыря в Переславле-Залесском ворот, снимке, Горицкого, музеязаповедника, монастыря, сравнения, сюрприз, тройного, фронтона, заключается, Переславского, эпохи, снимок, фондов, фронтон, более, реставрации, этого, старый, состояние


На предыдущем фото фронтон выглядит более "дряхлым", чем на снимке И.Ф.Барщевского 1884 г., но вот сюжет "фрески" ещё старый, тот самый, что на снимке Дубровского без фронтона:

4 эпохи. Ворота Горицкого монастыря в Переславле-Залесском ворот, снимке, Горицкого, музеязаповедника, монастыря, сравнения, сюрприз, тройного, фронтона, заключается, Переславского, эпохи, снимок, фондов, фронтон, более, реставрации, этого, старый, состояние


При этом на снимке из фондов Переславского музея-заповедника фигура льва (слева) выбита, а на фото Барщевского на её месте уже появилась новая - лошадиная (об этой истории будет отдельный рассказ).
Т.е., этот снимок однозначно более старый, чем у Барщевского. Но кладка явно одинаковая, что было бы невозможно при воссоздании, т.е. фронтон один и тот же (не могли же его снять целиком, а затем поставить на место?). Конечно, снимок "1870-х" мог быть сделан в период 1881-1883 гг., но почему тогда так сильно облуплен фасад спустя всего пару лет после его воссоздания? Кстати, снимков Переславля-Залесского ранее 1880 г. вообще до сих пор не известно.

Наконец, есть рисунок ворот, который в одной из сетевых публикаций датируется 1870 годом:
4 эпохи. Ворота Горицкого монастыря в Переславле-Залесском ворот, снимке, Горицкого, музеязаповедника, монастыря, сравнения, сюрприз, тройного, фронтона, заключается, Переславского, эпохи, снимок, фондов, фронтон, более, реставрации, этого, старый, состояние


Оригинальный источник рисунка не известен, но есть некоторые основания доверять такой датировке.
В общем, головоломка.

Второй сюрприз тройного сравнения заключается в том, что ободранное состояние ворот в 1964 г. вовсе не характерно для позднесоветского периода.

Уже на снимке Е.Кузина 1967 г. они сияют свежей побелкой после реставрации:
4 эпохи. Ворота Горицкого монастыря в Переславле-Залесском ворот, снимке, Горицкого, музеязаповедника, монастыря, сравнения, сюрприз, тройного, фронтона, заключается, Переславского, эпохи, снимок, фондов, фронтон, более, реставрации, этого, старый, состояние


Третий сюрприз тройного сравнения заключается в том, что до недавнего времени на фронтоне была фреска (картина), третья по счёту. Очевидно, её сняли при реставрации в 2012 г.:

4 эпохи. Ворота Горицкого монастыря в Переславле-Залесском ворот, снимке, Горицкого, музеязаповедника, монастыря, сравнения, сюрприз, тройного, фронтона, заключается, Переславского, эпохи, снимок, фондов, фронтон, более, реставрации, этого, старый, состояние


Без "панно", как и без завершения с крестом, ворота смотрятся бедно, поэтому надеюсь, что однажды восстановят и то, и другое.

Более подробно метаморфозы ворот Горицкого монастыря будут рассмотрены в проекте "Коридоры времени".
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]