Музей Изначалья: «Сие деньги коломьски» в Коломне. (Второй уровень) Часть1
03.10.2015 656 0 0 vittasim

Музей Изначалья: «Сие деньги коломьски» в Коломне. (Второй уровень) Часть1

---
0
В закладки
Первый уровень музея http://vittasim.livejournal.com/161474.html
Второй уровень музея - это глубокий сводчатый подвал 18-го столетия, где хранятся главные музейные сокровища. Он стоит на дне засыпанного рва – который тянулся от Пятницких ворот вдоль кремлевской стены к Москве-реке. К этому рву под толщей стен Пятницкой башни вел потайной сводчатый подлаз. Где был выход из него – не знает никто.





Глубина подвала, это глубина средневековой Коломны, равна 4 м 16см. Многие монеты и клады, которые здесь представлены, найдены в коломенской земле на этой самой глубине. Подвал хорошо сохранился благодаря тому, что был полностью засыпан землей.



Первая витрина (она крайняя слева от лестницы) представляет товарные деньги, то есть средства платежа на Руси 10 веков тому назад.



Среди прочих предметов в витрине представлены грузики и пряслица для веретена. Среди них – самое известное на Руси пряслице из розового шифера, которое часто находят в составе кошельков и кладов. Возможно, «шиферные пряслица» — это каменные русские монеты домонгольского периода. Подделать такую монету было невозможно — месторождение розового сланца в Овруче — единственное в Европе.





Еще один вид товарных денег - ракушки каури из Индийского океана, которые широко использовались как деньги во всем мире, в том числе на Руси, где их называли ужовками и змеиными головками. В сосуде клад ракушек каури 12-13 веков, найденный в коломенской земле, а рядом для сравнения – лежат современные ракушки каури. Еще в 17 веке за несколько ниток бус из каури можно было купить раба или рабыню. Кстати, ракушечные деньги оказались самыми долговечными деньгами в мире, до сих пор на некоторых островах Тихого и Индийского океанов существуют эти деньги из моря.



В витрине лежат фигурки, похожие на дельфинчиков.Дельфинчики  были монетой древнегреческого города-государства Ольвии, расположенного в 40 километрах от современного Николаева. Соседями дельфинчиков по витрине являются скифские деньги – бронзовые наконечники стрел.



Внизу витрины - россыпь больших серебряных монет - это– прекрасно сохранившийся клад куфических дирхем 10-го века, найденный совсем недавно при распашке поля под Коломной. А рядом – родной горшок от этого клада, наполненный поломанными дирхемами. Куфические дирхемы – это серебряные монеты Арабского халифата – огромного мусульманского государства, возникшего в 7-8 веках. На Руси его знали как Агарянское царство. Монеты не имеют изображений, потому как мусульманская религия запрещала наносить на монеты образы. Дирхемы покрыты благочестивыми надписями из Корана, сделанными арабским шрифтом куфи. Отсюда и сами дирхемы стали называться куфическими. Рядом с целыми куфическими дирхемами лежат их обломки. Ценности куфических серебряных монет на Руси заключалась только в их весе Когда покупатель и продавец не могли разойтись, они попросту отламывали от дирхема кусочек серебра, или, наоборот, добавляли его. По мере обращения дирхемов таких кусочков становилось все больше. А обращение это было очень интенсивным. В 9-10-м веках куфические дирхемы становятся основной денежной единицей Древней Руси, так как на Руси не было своего серебра, и ее денежное обращение целиком зависело от притока серебра привозного. Свои русские монеты – красивые златники и сребреники, выпущенные после крещения Руси, носили больше юбилейный характер и практически не имели хождения.  Основной поток куфического серебра шел по Великому Волжскому пути из варяг в арабы, связывавшему Балтику с Каспийским морем и Арабским Халифатом. Путь этот называли Серебряным. Поэтому коломенская земля, лежащая в месте впадения Москвы-реки в приток Волги – Оку, хранит так много куфических кладов.



Коломенская земля была крупным перевалочным пунктом великих торговых путей средневековья – из варяг в арабы, из варяг в греки, из варяг в китайцы, пересекавших Русь с севера на юг и с востока на запад. Например - ожерелье из бусин - настоящая карта средневековых коммуникаций, которые шли через коломенскую землю. Готовых бус в средневековье не было. Они создавались постепенно, бусина за бусиной. Бусины из янтаря  прибыли сюда с берегов Балтики, бусины из горного хрусталя и красно-рыжего сердолика – из Индии. Кстати, красный сердолик считался мужским камнем, а рыжеватый – женским.



Стеклянные бусины с васильковыми глазками – оберегами от сглаза, – попадали сюда из Северного Кавказа, черные глазчатые бусины – из среднеазиатского города Афрасиаба, будущего Самарканда. Красивые мозаичные бусины из цветного стекла круглой и цилиндрической формы везли из Александрийских мастерских Египта. По словам арабского путешественника 10-го века Ибн Фадлана, русы особенно ценили зеленые бусины, покупая их своим женам по дирхему за штуку. Возможно, это были африканские изумруды. Славяне часто к бусам добавляли пуговку – как оберег.





В 11-м веке замирает Великий Волжский путь, в 12-м  меркнет былой блеск пути из варяг в греки, и Русь вступает в новый виток своей истории. «И раздрася вся Русская земля» написал летописец о распаде Древнерусского государства в 12-м веке. А в следующем столетии раздробленная Русь была завоевана Монгольской империей. Русские земли и княжества стали данниками монгольского улуса Джучи, известного как Золотая Орда. Утрата политического единства и независимости Руси привела к Безмонетному периоду ее истории, который длился два с половиной века – с 12-го по вторую половину 14-го. Об этом, домонетном, периоде рассказывает вторая витрина.



В начале XI века, во времена правления сына Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, когда рынок остро ощутил нехватку денег, стали появляться первые гривны, отлитые из вышедших из оборота монет. Их использовали, как средство накопления, а также в торговле между представителями верхушки общества: князьями, боярами, богатыми купцами. Гривны носили на шее (В VI веке славяне называли шею гривой). Весила серебряная гривна 200 г. На рынке, при покупке, от гривны отрубали топором кусочек и взвешивали, так как у каждого купца были чашечные весы. Позднее, для удобства хранения и переноса, гривны стали переплавлять в слиток – палочку. До XIV в любой отрубленный от гривны кусочек назывался рублем. Позднее рублем называлась разрубленная пополам 200-граммовая гривна. А из рубля делали сто копеек, каждая весом в один грамм.



Деньга чеканилась по оригинальной русской проволочной технологии, которая коренным образом отличалась от общепринятого в то время способа чеканки монет, кружки которых вырубались в раскованных листах серебра, совсем как пельмени. Способ этот давал много отходов, тогда как русская проволочная технология была практически безотходной. Проволочные деньги чеканились при помощи монетных штемпелей, которые всегда шли в паре – верхний и нижний. На концах штемпелей вырезались изображения будущей монеты. Изображения резались в негативе, то есть были вогнутыми, чтобы на монете получиться выпуклыми.Предмет, расположенный на самом верху витрины – верхний монетный штемпель Ивана III. Но… монетные штемпеля быстро изнашивались, а процесс их изготовления с вырезанием мелких деталей был трудоемким. Вот почему с XV-го века штемпеля изготавливают при помощи маточника, или как говорили раньше, «матошник», наверху витрины. В общем и целом он похож на штемпель. На его рабочей части вырезалось выпуклое позитивное изображение, которое затем выбивалось на целой серии одинаковых монетных штемпелей.



В витрине также представлены фальшивые или как говорили в старину «воровские» деньги XIV-XV столетий. По виду их можно принять за чистую монету, то есть за монету из чистого серебра. На самом деле монеты эти не серебряные, а медные с нанесенным на них серебряным слоем. Для того, чтобы проверить деньги, на торг брали с собой гвоздь, пробивали в монетке отверстие, чтобы проверить на срезе состав деньги. Наказывали фальшивомонетчиков страшно – заливали в горло раскаленный свинец. Рядом в витрине находятся еще одни «воровские» деньги – подделки под монеты великого князя Рязанского Олега Ивановича, а точнее - суперподделки своего времени. Хотя эти монеты на 100% серебряные, они сделаны по другой технологии – не чеканкой, а литьем. Литье позволяло экономить драгоценное серебро, так как из-за разной плотности металла литые монеты получались легче чеканных.



В конце 14-го века завершается долгий Безмонетный период русской истории. Следующий век стал временем массовой чеканки монет в русских уделах. На Русь буквально обрушился монетный дождь во всем разнообразии местных образов, еще не приведенных к единому государственному знаменателю. Недаром удельную чеканку этого времени сравнивают с творчеством. Третья витрина находится справа от входа и рассказывает о кладах.



Витрину с кладами венчает сосуд-кубышка. Она была найдена совсем рядом с Музеем «Изначалья» на коломенском посаде. Кубышку можно назвать древней русской копилкой для денег. Ее форма с узким горлышком не позволяла запросто запустить туда руку и взять монетку-другую. От такой вот кубышки пошли в русском языке выражения: "хранить деньги в кубышке", "складывать в кубышку", "держать деньги в кубышке".



Вместилища для денег и кладов – очень интересная тема. Клады укрывали в глиняных и металлических сосудах, ларцах и сундуках, кожаных и берестяных оболочках. Кстати, все горшки в витрине – родные. Именно в них были найдены представленные здесь клады. Среди керамики выделяется оболочный клад в бересте. Удивляет сохранность его берестяной оболочки. Видимо клад хранился в каких-то особо благоприятных условиях. Но береста и сама по себе очень долговечный природный материал, не боящийся сырости, а потому она была излюбленной «упаковкой» укрывателей кладов. Монеток в оболочном кладе совсем немного. Такие клады, скорее всего закапывали в жилище, в земляном полу, чтобы можно было достать в любое время.



Второй уровень музея, как уже говорилось выше, находится на дне рва возле Пятницких ворот коломенского кремля, история которых связана с сокрытием одного из самых таинственных русских кладов. Это – клад Марины Мнишек. Венчанная жена двух русских Самозванцев – Лжедмитрия Первого и Лжедмитрия Второго, «чародейка и обоянница», Марина Мнишек год жила в Коломне «царицею». Когда войска князя Пожарского погнали поляков из Москвы, Марина сбежала вместе с атаманом Заруцким из Коломны в Астрахань. Перед побегом были прихвачены городские сокровища и даже сняты тяжелые кованые створы Пятницких ворот. Груз получился немалый, а потому часть богатств решено было схоронить в 25 верстах от Коломны, недалеко от села Богородское в урочище Старцев брод. Ценности сложили в большую яму, сверху прикрыли створами Пятницких ворот и засыпали землей. По преданию, Марина Мнишек наложила на клад страшное заклятие. С тех пор многие покушались на него, но дело кончалось одним: все бежали с этого места, объятые неизъяснимым ужасом, который, как пишут старые книги, и считается главным признаком заговоренных кладов.



В витрине есть  клад  времен Ивана Грозного, состоящий ровно из тысячи серебряных монет. Признаком его «заговоренности» является крестик, лежавший в кладе поверх монет, пролежавших в земле в течение пяти веков. Говорят, что в заговоренном кладе лежащие сверху предметы, лучше не трогать: они несут сильную энергетику заговора. Если посмотреть на датировку кладов, нетрудно заметить, что в своем большинстве они относятся ко времени Ивана Грозного. Это лишний раз говорит о том, что клады – спутники лихих, смутных, нестабильных времен, когда у человека не было уверенности в завтрашнем дне. И, в сущности, за каждым кладом стоит какая-то человеческая трагедия. Зарыл клад – и не смог воспользоваться…



В витрине лежат кошельки с оплавившимися от пожара монетами, которые уже нельзя отделить друг от друга. Такие клады-кошельки были своего рода «заначками» на черный день. Их обычно не упрятывали далеко, а хранили где-нибудь за печкой, на чердаке, в стене избы. Но вот пожар… И сгорает все – и изба, и имущество, и заначки. Кто и когда нашел на пепелище эти кошельки – остается только догадываться. На одном из оплавков можно разглядеть след от топора. Причем след этот не свежий, а еще того времени. Датировка и вес серебра в кошельках помогли определить размеры заначек. Например, на рубль серебра в кошельке времени Ивана Грозного человек мог купить корову или лошадь и плюс что-то еще, например, топор и железный замок.



Среди кладов помещен комплекс, который, вроде бы, не имеет к ним никакого отношения к теме, хотя тоже принадлежит эпохе Ивана Грозного. Это предметы трех главных стадий проволочной чеканки монет: куски калиброванной проволоки с нанесенной разметкой, расплющенные овальные заготовки со следами обреза проволоки, и, наконец, готовые монеты, отчеканенные московскими штемпелями. Этот комплекс был найден недалеко от  Музея, возле древнего причала города, на дне старого русла Москвы-реки. Он позволяет с большой долей вероятности говорить о том, что в Коломне во времена Ивана Грозного существовал Монетный двор. Возможно, это было во время постройки коломенского кремля, а может, в то время, когда Иван Грозный готовился в Коломне к решающему походу на Казань. Ясно одно: Коломна, как крепость и точка роста Русского государства, должна была иметь на то достаточно энергии – денег. И деньги эти у Коломны были. Она их чеканила сама.



http://izi.travel/ru/208f-muzey-iznachalya-sie-est-dengi-kolomski/ru#dd45-vitrina-1-tovarnye-dengi/ru
https://xn----8sbnmfcbbdelnjb2bk.xn--p1ai/biographical/r/2603/
http://kolomna-text.ru/images/stories/Kolomenskie_moneti.pdf
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=16691
Аудиозапись экскурсииуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]