Судьба теплохода на подводных крыльях "Вихрь"
20.11.2018 928 0 0 foto-history

Судьба теплохода на подводных крыльях "Вихрь"

---
0
В закладки
Судьба теплохода на подводных крыльях


Шёл 1962 год. Пассажирское судно на подводных крыльях "Вихрь" прибыло в Одессу в то время, когда порт был ещё заполонён судами довоенной постройки, и даже в лучшем случае - предвоенной, а в городе ещё на многих травайных линиях ходили трамваи, большáя часть которых была даже и дореволюционной постройки, хотя они и были модернизированы в довоенный и послевоенный периоды.

А облик судна "Вихрь" соответствовал уже формам и тенденциям послевоенного периода, что было ещё редкостью для того времени; ведь даже флот, строившийся в 1950-е годы был конструкционно и идеологически часто менее прогрессивен чем суда самого последнего предвоенного времени.

Судьба теплохода на подводных крыльях


Что и говорить, динамичные футуристические формы нового теплохода на подводных крыльях резко контрастировали с доминирующим вокруг старомодным обликом многих, и городских, и междугородних транспортных средств Одессы того времени.

Судьба теплохода на подводных крыльях


Тем не менее, хотя и на самом "Вихре" были, как бы, и старомодные элементы форм, принадлежавшие к предвоенному периоду, но они, всё же, локальны, и решающего значения при восприятии силуэта судна не несли. В контурах форм корабля и их пропорциях улавливается даже какое-то интуитивное подобие другому кораблю, воздушному - Ту-124.

"Вихрь" был построен в Горьком (ныне - Нижний Новгород), на судоверфи "Красное Сормово". Судно было спроектировано конструкторским бюро по судам на подводных крыльях генерального конструктора Ростислава Алексеева, и явилось вторым и последним в серии из двух судов типа "Спутник". Головное судно серии, СПК "Спутник" стал речным лайнером, на его основе в проекте были проведены дополнения, по видимому - в системе подводных крыльев и дополнительных локальных элементах конструкции, требуемых правилами актуального положения тогдашнего морского регистра и других соответствующих предписаний.

Судьба теплохода на подводных крыльях


"Идеологическим" предшественником "Вихря" (не конструкционным !) следует считать предвоенный глиссер-катамаран "Экспресс", а "идеологическими" приемниками - сначала СПК "Тайфун", а позднее и СПК "Циклон".
Вместе с парой судов "Спутник" - "Вихрь" тем же ОКБ, примерно в то же время, была спроектирована другая пара, меньших размерений и более современных форм - "Метеор" и "Комета (также, речная и морская версии соответственно). Вторая пара затем пошла в серию, а первая - нет. Почему конкретно произошло всё именно так - есть наверняка версии, содержщие объективные (формализированные объяснения), но учитывая все аспекты устоев действительности в СССР того времени, такое решение могло быть принято и по чисто субъективным причинам, а затем под это могло быть подведено обоснование.

Тем не менее, СПК "Вихрь" стал нетиповым, единственным в своём роде и крупнейшим в СССР того времени, а может и в мире, морским пассажирским судном на подводных крыльях. Почти два десятилетия наперёд, даже с появлением в Одессе многочисленных серийных СПК типа "Комета", СПК "Вихрь" оставался необычным и оригинальным, узнаваемым и неповторимым судном. Ведь несмотря на множество различий, даже при внешнем восприятии размеров, "Вихрь" был и заметно длиннее и шире судов на подводных крыльях типа "Комета".

Судьба теплохода на подводных крыльях


Обращает на себя внимание тот факт, что по состоянию на 1969 год, двигатели судна были уже не оригинальные. Следовательно, замена двигателей оригинальных, на приведенные в технических данных, видимо, произошла между 1964 и 1969 годами.

Также как и у его "идеологических" судов- предшественника и последователей, у "Вихря" была и своя линия, на которую он, поначалу, был поставлен также как и другие единичные суда - экспериментально. Так у довоенного "Экспресса" была линия Сочи-Сухуми, у "Циклона" из вотрой половины 1980-х – линия Одесса-Ялта. А "Вихрь" в 1962 году, или самое позднее по-настоящему - в 1963, заступил на линию Одесса - Херсон (с заходом в Очаков), и пройдя пробную эксплуатацию, навсегда оставшись единичным судном серии - стал главным и в основном единственным судном, как минимум полтора десятилетия проработавшим на этой линии. 12.08.1962, видимо, состоялся официальный ввод в эксплуатацию пассажирского теплохода на подводных крыльях "Вихрь".

Самым первым капитаном судна стал Иван Хабаров, участник обороны и освобождения в Войну 1941-1945 гг городов Крымского полуострова и Новороссийска - он осуществлял перегон "Вихря" из Горького в Одессу. Из одного из литературных источников известно имя ещё одного первого капитана судна - Игоря Рачинского. А свой первый рейс, в котором приняли участие Одесские журналисты, "Вихрь", под руководством капитана Игоря Рачинского, выполнил 27 октября 1962 года - позже именно эта дата стала праздноваться как фактический день ввода судна в эксплуатацию.

Судьба теплохода на подводных крыльях


Поначалу, видимо, "Вихрь" работал на этой линии параллельно с тем, что на ней выполняли рейсы и обычные суда. Главным судном на 1962 год на линии Одесса - Херсон был теплоход "Котовский", а работал он на ней в том же 1962 году вместе с теплоходом "Львов", выполняя полный оборот по линии за два дня и обуславливая таким образом интервал отходов по линии как каждодневный.

Неизвестно точно, когда конкретно "Котовский" оставил работу на линии, и как это происходило, но в какой-то момент в 1960-е годы он полностью передал её "Вихрю", и тот стал единоличным и главным судном на этом маршруте. Итак, предшественником "Вихря" на его линии стал теплоход "Котовский", у него он принял эстафрту.

СПК "Вихрь" работал на своей линии Одесса - Очаков - Херсон ежегодно, как минимум с середины апреля по середину октября, выполняя по меньшей мере один полный круговой оборот по линии в день. Теплоход отходил из Одессы в 10:00, прибытие в Херсон осуществлялось примерно в 12:15/12:30. В 15:00 "Вихрь" отходил из Херсона, прибывая в Одессу в 17:15/17:30. Заход в Очаков в оба направления длился, примерно, по 10 минут. В летний период (в июле и августе), по некоторым данным, "Вихрь" выполнял и по два полных оборота на линии.

Судьба теплохода на подводных крыльях


Интересно, что в то время как "Вихрь" был главным судном малой междугородней морской пассажирской линии, уходящей на восток от Одессы, речной теплоход "Белинский" был судном, обслуживавшим аналогичную линию, уходящую на запад от Одессы: Одесса - Измаил.
Сезоны их работы совпадали, присутствовала и теоретическая возможность пересадки в Одессе с одного из них на другой. Позже, оба судна одновременно передадут свои линии СПК типа "Комета", а в начале 1990-х обе линии также почти одновременно прекратят своё существование.

Следует также отметить и то, что в то время ещё в Херсон приходили суда Днепровской пассажирской линии Киев - Херсон. С учётом пересадок, "Вихрь" предоставлял пассажирам каждодневную возможность быстро добраться до Одессы и в тот же день продолжить поездку морем дальше - например по Крымско-Кавказсой линии или в Измаил. Пассажир, прибывший рано утром в Херсон рейсом из Киева получал возможность к вечеру того же дня быть в Одессе а на утро следующего дня - в Ялте или в Измаиле.

Судьба теплохода на подводных крыльях


С учётом того что автодорожный транспорт в те годы был развит плохо, частных автотранспортных среств было мало - такие морские линии и возможности, открываемые ими для пассажиры имели большое транспортное значение.

Следует также упомянуть и о том, что в Киев, перед отправлением судна в Херсон, прибывало другое судно - из Чернигова, открывая большие возможности для составных внутриукраинских рейсов Чернигов - Киев - Херсон - Одесса -Крым или -Дунай, и важная роль в этом отводилась экспрессному (иначе не назовёшь) участку, обслуживаемому скоростным "Вихрем".

В 1970-е годы на тогда ещё новом комплексе Морвокзала Одессы у "Вихря" было и своё "зарезервированное" исключительно под него причальное место - причальная стенка между причалом Морвокзала и обоими катерными понтонными причалами. "Вихрь" стоял здесь почти всегда кормой к Морвокзалу а носовой частью - к катерным причалам.
Постепенно, серийные суда на подводных крыльях типа "Комета" вступили в эксплуатацию практически на всех линиях ближней и малой междугородней протяжённости, связывавшие Одессу с другими городами и населёнными пунктами морским путём, заменив на них небольшие суда, обслуживавшие эти линии до этого: Одесса - Белгород-Днестровский (бывш. Аккерман), Одесса - Очаков - Николаев, и даже на междугороднюю линию средней протяжённости Одесса - Евпатория.

Судьба теплохода на подводных крыльях


Дальше Евпатории Одесские СПК тогда ещё не ходили, и летом 1969 года для опробации возможности продления линии до Севастополя, на неё был поставлен СПК "Вихрь". Не известно, делался ли при этом заход судна в Евпаторию. На его домашней линии Одесса - Херсон в этот период "Вихрь" был заменён, видимо, одной из Одесских "Комет".

Есть разные данные о том, что за годы эксплуатации "Вихрь" видели также в Измаиле, Ялте, Керчи и даже в Жданове (ныне Мариуполь). Всё это вполне возможно, но у автора статьи к моменту её написания нет ни подтверждающих ни опровергающих эти сведения данных.

Где-то между 1977 и 1981 годами, к сожалению, пока трудно сказать достовернее когда точно, "Вихрь" был де-факто выведен из эксплуатации. Почему это произошло именно в данный момент, сказать точно также невозможно. Но он совпадает по времени с окончательным прекращением эксплуатации на ближних междугородних линиях в Черноморско-Азовском регионе всех небольших водоизмещающих судов, при этом - закрытии части этих линий, и перевода оставшихся линий в эксплуатацию исключительно в унифицированной форме теплоходами на подводных крыльях типа "Комета".

Судьба теплохода на подводных крыльях


То же самое стало в тот период и с обычными междугородними линиями бассейна, обслуживаемые небольшими типовыми водоизмещающими судами величины около 1000 BRT. Другой причиной могло стать и то, что судну по паспорту мог быть ответден срок безмодернизационной эксплуатации в 15 лет, и для такого единичного теплохода были бы неэкономичы работы по поддержанию его в строю на дальнейший длительный период. Могли быть и другие причины, о которых могло быть и малоизвестно.
Возможно, что судно к тому времени находилось в таком состоянии, что и не поддавалось таким ремонтам, или возможно была и тотальная поломка. Всё это лишь анализ и предположения, точных причин и даты прекращения эксплуатации не известно. Тем не менее, в выше упомянутый период (между 1977 и 1981 годами), "Вихрь" передал свою линию Одесса - Херсон судам на подводных крыльях типа "Комета".

Судьба теплохода на подводных крыльях


Предположительно 20.06.1981 пассажирское судно на подводных крыльях "Вихрь" было формально списано. А в середине 1980-х годов, скорее всего - в 1986 году, судно было разобрано на металлолом на Одесском СРЗ номер 1. Опыт проекта и эксплуатации "Вихря" наверняка был учтён при проектировании морского СПК "Тайфун" и намного позднее - также морского, СПК "Циклон".

К сожалению, люди, не имеющие прямого отношения к флоту и для которых всё что с ним связано не является также предметом увлечений, часто обобщали и путали в своём восприятии облик "Вихря" с формами типичных для того времени многочисленных однотипных СПК типа "Комета", поэтому очень трудно теперь найти и опредилить воспоминания, относящиеся именно к СПК "Вихрь".

Судьба теплохода на подводных крыльях


Этим и объясняется тот достойный сожаления факт, что таких достоверных воспоминаний очевидцев, относящихся именно к данному судну и его рейсам, существует сравнительно мало.

Ян Пичиневский.

Технические и статистические данные судна:
Год постройки: 1962.
Судоверфь постройки: "Красное Сормово", Горький (ныне - Нижний Новгород), СССР.
Построечный номер: 330.
Водоизмещение порожнем (в 1969 году): 88,43 тонн.
Чистая грузоподъемность (в 1969 году): 23,4 тонн.
Водоизмещение в полном грузу (в 1969 году): 119,83 тонн.
Непотопляемость судна: одноотсечная, "ограниченно" двухотсечная – обеспечивалась при затоплении любых двух смежных из 11 водоупорных отсеков.
Способ соединения частей корпуса: аргоно-дуговая сварка.
Длина судна, максимальная: 47,54 метра.
Длина судна, между предельными положениями перпенд. сечений, пересекающих плоскость ватерлинии (на плаву): 38,50 метра.
Ширина судна (конструкционная): 8,97 метра.
Ширина судна (габаритная): 11,44 метра.
Максимальная осадка (в водоизмещающем состоянии): 4,14 метра.
Максимальная осадка (во время хода на крыльях): 1,50 метра.
Крыльевое устройство: два основных несущих крыла - носовое и кормовое, выполненных из нержавеющей стали, и два вспомогательных - стабилизатор и среднее крыло, выполненных из аллюминиево-магниевого сплава.
Двигатели (в 1969 году): четыре дизеля Машиностроительного завода г. Ленинград, СССР, постройки 1964 года.
Дистанционное управление двигателей: осуществляется из капитанской (рулевой) рубки.
Мощность энергетической установки (в 1969 году): 4800 (4 х 1200) индексированных лошадинных сил.
Количество винтов: 4, трёхлопастные.
Скорость судна при ходе на крыльях (в 1969 году): 34,5 узла.
Пассажировместимость: 260 человек (пассажирских кресел).
Экипаж: 9 человек.
Район плавания (в 1962 и 1969 годах): в прибрежной линии с удалением от берега до 20 миль при волнении моря до 4 баллов.
Район плавания (в 1962 и 1969 годах): ограничен в пределах Чёрного моря.
Порт приписки (1962 – 1981): Одесса, СССР.
Флаг (1962 - 1981): СССР.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]