Правительство мешает регионам?
---
Рейтинговое агентство Standart&Poor’s (S&P) пришло к выводам, что из-за действий правительства РФ система региональных финансов становится неустойчивой и несбалансированной.
С одной стороны, правительство поддерживает регионы финансово, с другой – каждый год меняет налоговую систему, а на налоги приходится почти 70% их доходов, считает аналитики, выводы которых публикуют «Ведомости».
Так, за последние 10 лет правительство снизило ставку налога на прибыль, ввело новые вычеты по НДФЛ, постоянно меняло ставки и правила зачисления доходов от акцизов, вводило и отменяло региональные налоги. Кроме того, с 2017 года регионы лишились 1 п.п. из налога на прибыль. С 2018 года субъекты федерации получили право ввести налог на движимое имущество, но в этом же году лишились его. В настоящее время региональные власти сами могут влиять лишь на 10% своих доходов, в основном неналоговых – от продажи имущества и сборов.
Ждут регионы перемены в правилах игры и в 2019 году. В частности, они могут потерять право снижать налог на прибыль до 13,5%, которое является одной из ключевых региональных льгот. В настоящее время такие поправки уже приняты в Госдуме в первом чтении. Их пришлось вводить из-за отмены контроля за трансфертными ценами по большинству внутренних сделок, объяснял Минфин в «Основных направлениях налоговой политики». В министерстве в том числе опасаются, что без контроля прибыль будет перетекать из одного региона в другой.
При этом, лишенным самостоятельности в налоговой политике регионам остается рассчитывать на поддержку правительства, но повлиять на нее они не могут, предупреждают аналитики S&P.
С выводами рейтингового агентства согласны и в Счетной палате России. В ведомстве считают, что риски неустойчивости региональной системы весьма велики. Это связано с тем, что дефицит бюджета российских регионов в настоящее время составляет почти 19 млрд рублей, хотя он и стал почти втрое меньше.
Кроме того, аудиторы отмечают, что бюджеты субъектов федерации недостаточно сбалансированы и сильно дифференцированы. За последние три года разрыв в объемах казны между самыми бедными и самыми богатыми регионами составил 600%. Аналитики S&P считают, что помочь в этом может только бюджетная дисциплина, но межбюджетные трансферты не стимулируют регионы повышать эффективность расходов.
Еще один риск – рост долговой нагрузки регионов: в прошлом году примерно у половины всех российских регионов она превышала 60%, а шести регионов, по итогам года, превысила 100%.
Один из собеседников «Ведомостей» рассказал, что правительство предлагает решить проблему, разделив регионы по уровню долговой нагрузки. В частности, Минфин будет оценивать долговую нагрузку и делить регионы на три категории – с высокой, средней и низкой долговой устойчивостью, рассказывает. При этом, заемщики с низкой устойчивостью смогут занимать на рынке только для рефинансирования долга. В министерстве от комментариев по этому вопросу отказались.
Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента Калужского государственного университета им. К.Э.Циолковского Татьяна Бурцева проанализировала дифференцированную систему финансирования регионов: “Регионы России по бюджетной обеспеченности всегда были сильно дифференцированны, эта проблема не сегодняшнего дня. Всегда число регионов – доноров не превышало 10-13, поэтому без реализации принципа бюджетного федерализма России не обойтись.
Другое дело, что получение федеральных средств на данный момент требует их целевой направленности с учетом национальных целей, которые перечислены в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”.
Доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета (Волгоград) Лариса Шаховская тщательно проанализировала специфику финансовой системы регионов: “Да, федеральное Правительство ежегодно оказывает финансовую поддержку регионам. Например, только на обустройство городской инфраструктуры Волгоградская область получит в 2019 году почти 792 млн. рублей. Кроме того, на создание ясельных групп в Волгоградской области на этот же год выделено 421,1 млн. рублей, а уже к 2020 году, сумма, выделяемая на эти цели из федерального бюджета, возрастет до 698,2 млн. то есть без малого до 700 млн. рублей.
И это при том, что общий долг Волгоградской области перед федеральным бюджетом на 1.11.2018 составлял почти 51,5 млрд. рублей, уменьшившись за минувший год, примерно, на 7,5 млрд. рублей”.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента им. И.П. Поварича Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Кемеровский государственный университет” Анатолий Акулов рассуждает: “Единственное, с чем можно поспорить – это, наверно, слово «расшатывает». Какая-то негативная окраска, как будто бы Правительство сознательно и специально «вредит» регионам. Но, действительно, тенденция высокой централизации бюджетных доходов в России есть, большинство новаций в налоговом и бюджетном законодательстве последних 10-15 лет было не в пользу регионов. В этом аналитики S&P совершенно правы”.
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
С одной стороны, правительство поддерживает регионы финансово, с другой – каждый год меняет налоговую систему, а на налоги приходится почти 70% их доходов, считает аналитики, выводы которых публикуют «Ведомости».
Так, за последние 10 лет правительство снизило ставку налога на прибыль, ввело новые вычеты по НДФЛ, постоянно меняло ставки и правила зачисления доходов от акцизов, вводило и отменяло региональные налоги. Кроме того, с 2017 года регионы лишились 1 п.п. из налога на прибыль. С 2018 года субъекты федерации получили право ввести налог на движимое имущество, но в этом же году лишились его. В настоящее время региональные власти сами могут влиять лишь на 10% своих доходов, в основном неналоговых – от продажи имущества и сборов.
Ждут регионы перемены в правилах игры и в 2019 году. В частности, они могут потерять право снижать налог на прибыль до 13,5%, которое является одной из ключевых региональных льгот. В настоящее время такие поправки уже приняты в Госдуме в первом чтении. Их пришлось вводить из-за отмены контроля за трансфертными ценами по большинству внутренних сделок, объяснял Минфин в «Основных направлениях налоговой политики». В министерстве в том числе опасаются, что без контроля прибыль будет перетекать из одного региона в другой.
При этом, лишенным самостоятельности в налоговой политике регионам остается рассчитывать на поддержку правительства, но повлиять на нее они не могут, предупреждают аналитики S&P.
С выводами рейтингового агентства согласны и в Счетной палате России. В ведомстве считают, что риски неустойчивости региональной системы весьма велики. Это связано с тем, что дефицит бюджета российских регионов в настоящее время составляет почти 19 млрд рублей, хотя он и стал почти втрое меньше.
Кроме того, аудиторы отмечают, что бюджеты субъектов федерации недостаточно сбалансированы и сильно дифференцированы. За последние три года разрыв в объемах казны между самыми бедными и самыми богатыми регионами составил 600%. Аналитики S&P считают, что помочь в этом может только бюджетная дисциплина, но межбюджетные трансферты не стимулируют регионы повышать эффективность расходов.
Еще один риск – рост долговой нагрузки регионов: в прошлом году примерно у половины всех российских регионов она превышала 60%, а шести регионов, по итогам года, превысила 100%.
Один из собеседников «Ведомостей» рассказал, что правительство предлагает решить проблему, разделив регионы по уровню долговой нагрузки. В частности, Минфин будет оценивать долговую нагрузку и делить регионы на три категории – с высокой, средней и низкой долговой устойчивостью, рассказывает. При этом, заемщики с низкой устойчивостью смогут занимать на рынке только для рефинансирования долга. В министерстве от комментариев по этому вопросу отказались.
Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента Калужского государственного университета им. К.Э.Циолковского Татьяна Бурцева проанализировала дифференцированную систему финансирования регионов: “Регионы России по бюджетной обеспеченности всегда были сильно дифференцированны, эта проблема не сегодняшнего дня. Всегда число регионов – доноров не превышало 10-13, поэтому без реализации принципа бюджетного федерализма России не обойтись.
Другое дело, что получение федеральных средств на данный момент требует их целевой направленности с учетом национальных целей, которые перечислены в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”.
Доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета (Волгоград) Лариса Шаховская тщательно проанализировала специфику финансовой системы регионов: “Да, федеральное Правительство ежегодно оказывает финансовую поддержку регионам. Например, только на обустройство городской инфраструктуры Волгоградская область получит в 2019 году почти 792 млн. рублей. Кроме того, на создание ясельных групп в Волгоградской области на этот же год выделено 421,1 млн. рублей, а уже к 2020 году, сумма, выделяемая на эти цели из федерального бюджета, возрастет до 698,2 млн. то есть без малого до 700 млн. рублей.
И это при том, что общий долг Волгоградской области перед федеральным бюджетом на 1.11.2018 составлял почти 51,5 млрд. рублей, уменьшившись за минувший год, примерно, на 7,5 млрд. рублей”.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента им. И.П. Поварича Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Кемеровский государственный университет” Анатолий Акулов рассуждает: “Единственное, с чем можно поспорить – это, наверно, слово «расшатывает». Какая-то негативная окраска, как будто бы Правительство сознательно и специально «вредит» регионам. Но, действительно, тенденция высокой централизации бюджетных доходов в России есть, большинство новаций в налоговом и бюджетном законодательстве последних 10-15 лет было не в пользу регионов. В этом аналитики S&P совершенно правы”.
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]