Соцсети – не угроза?
---
Россияне не видят угрозы в том, что кто-то может воспользоваться их персональными данными в соцсетях.
К таким выводам пришел ВЦИОМ по итогам совместного опроса с с проектным офисом по реализации национальной программы "Цифровая экономика" Аналитического центра при правительстве.
По данным социологической службы, 63% опрошенных пользуются интернетом ежедневно, из них 24% делают это более четырех часов в день. Еще 11% — несколько раз в неделю, 3% — несколько раз в месяц, сообщает РБК, ознакомившись с результатами исследования. При этом, каждый пятый россиянин вообще не является интернет-пользователем, а 2% заходят туда эпизодически, но не менее одного раза в полгода.
Количество пользователей соцсетей практически совпадает в количество интернет-пользователей в целом – их 62%. Из них 41% опрошенных заходят в соцсети ежедневно, 14% — несколько раз в неделю, еще 4% — несколько раз в месяц.
Самыми активными в соцсетях ожидаемо оказались представители молодежи в возрасте 18 – 24 лет: доля ежедневного пользования соцсетями ими достигла 82%. Для сравнения: среди аудитории 60 лет и старше таких оказалось всего 15%.
«Почти половина (47%) пользователей размещали в социальных сетях какую-либо информацию о себе за последние год-полтора. Чаще всего пользователи лайкают понравившиеся посты и фото/видео (85%), две трети опрошенных (67%) сами размещали фотографии и ролики на своих страницах. Более половины респондентов (56%) комментируют посты, фото и видео других участников. Почти треть (30%) респондентов вносят информацию о своих увлечениях и хобби. Около четверти (23%) публикуют собственные посты», — говорится в материалах исследования.
В ходе опроса выяснилось, что 55% респондентов уверены, что их персональными данными в соцсетях кто-то пользуется. Из них 18% говорят об этом уверенно. Противоположного мнения придерживаются 34% (определенно уверены в неиспользовании своих данных 14%).
Те же 55% опрошенных относятся к факту использования персональных данных негативно, 36% - безразлично. Плохо пользователи относятся и к использованию данных операторами социальных сетей (60%). С другой стороны, большинство респондентов (52%), говорящих об утечке их данных третьим лицам, не видят в ней угрозы. В то же время 77% не уверены, что предоставление возможности разрешать или запрещать доступ третьим лицам к личной информации действительно повышает безопасность личных данных.
Эксперты ВЦИОМа отмечают, что несмотря на массовое использование интернета, для большинства россиян угроза столкновения с противоправными действиями в этой реальности носит гипотетический характер. Вместе с тем опрашиваемые высказывают достаточно высокий уровень тревожности относительно возможного использования персональных данных, отмечают они. В связи с этим, социологи уверены, что важно провести общественную и экспертную дискуссию по вопросу регулирования этой сферы для гарантий защиты прав граждан и повышения цифровой грамотности.
Опрос ВЦИОМа — "Спутник" был проведен 24–25 октября 2018 года. Метод — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров 3,2 тыс. респондентов. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 1,8%.
Как сообщал "Давыдов.Индекс", ранее соцсеть "Вконтакте", после серии скандалов, связанных с уголовными делами за репосты, пообещала раскрывать статистику о запросах, поступающих от правоохранительных органов.
В августе 2018 года одна из фигурантов таких дел, жительница Барнаула Мария Мотузная (ее обвинили в экстремизме из-за мемов, размещенных на странице) опубликовала документ с данными, которые "Вконтакте" передает правоохранительным органам. В нем сообщалась дата создания пользователем страницы во "ВКонтакте", история активности с IP-адресами, с которых осуществлялся вход на нее, информация о прикрепленном номере телефона и его изменении, а также история изменений паролей.
Юрист, блогер, общественный деятель Денис Сапрыгин полагает, что необходимо серьезно относиться к цифровой безопасности: "Результаты исследования кажутся мне вполне соответствующими реальности. Меня значительно больше тревожит то, что мои данные в полном объеме находятся в распоряжении госслужб. Все эти данные прекрасно продаются, покупаются и используются недобросовестными людьми. Как базы полиции, так и базы налоговой службы".
Региональный директор информационного агентства "Медиакорсеть" (Уфа) Шамиль Валеев рассуждает: “Цифровой фатализм” приходит на место “ложной анонимности в интернете”: за 20 лет пользования сервисами передачи данных россияне крепко подсели на свои интернеты и не готовы отказаться от их деловых преимуществ и от радостей цифрового социума.
Сеть дала шанс самовыразиться самым нелюдимым интровертам и социофобам, которые “в аналоге” так и остались бы запечными тараканами.
Очевидно, что граждане ещё не ощутили себя в массе уязвимыми для киберпреступлений, хотя до сих пор побаиваются цифровых транзакций. Люди пока делегируют свою цифровую безопасность и приватность “Неведомому Админу”, как диагноз доктору, как правило, не сталкиваясь со злоупотреблениями его доступом к любому трафику явным образом".
Доктор философских наук, заведующий кафедрой электронных СМИ Института филологии и журналистики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, профессор кафедры теории политики и коммуникации Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, зам. председателя Наблюдательного совета Общественного телевидения России Антон Фортунатов детально проанализировал проблему цифровой незащищенности жителей России: "Я думаю, здесь вопрос не в цифровой грамотности россиян, а, я бы сказал, в их социальной интегрированности. Действует принцип: раз меня это не коснулось лично, значит, это не имеет большого значения. При этом происходит постепенное привыкание к уровню прозрачности твоего социального статуса.
Степень таргетированности рекламы на своем компьютере мы можем распознать лишь по совпадению рекламных предложений с недавно сделанными запросами. Мы даже можем поиронизировать над «наивностью» роботов, которые пытаются нам навязать наши вчерашние интересы".
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
К таким выводам пришел ВЦИОМ по итогам совместного опроса с с проектным офисом по реализации национальной программы "Цифровая экономика" Аналитического центра при правительстве.
По данным социологической службы, 63% опрошенных пользуются интернетом ежедневно, из них 24% делают это более четырех часов в день. Еще 11% — несколько раз в неделю, 3% — несколько раз в месяц, сообщает РБК, ознакомившись с результатами исследования. При этом, каждый пятый россиянин вообще не является интернет-пользователем, а 2% заходят туда эпизодически, но не менее одного раза в полгода.
Количество пользователей соцсетей практически совпадает в количество интернет-пользователей в целом – их 62%. Из них 41% опрошенных заходят в соцсети ежедневно, 14% — несколько раз в неделю, еще 4% — несколько раз в месяц.
Самыми активными в соцсетях ожидаемо оказались представители молодежи в возрасте 18 – 24 лет: доля ежедневного пользования соцсетями ими достигла 82%. Для сравнения: среди аудитории 60 лет и старше таких оказалось всего 15%.
«Почти половина (47%) пользователей размещали в социальных сетях какую-либо информацию о себе за последние год-полтора. Чаще всего пользователи лайкают понравившиеся посты и фото/видео (85%), две трети опрошенных (67%) сами размещали фотографии и ролики на своих страницах. Более половины респондентов (56%) комментируют посты, фото и видео других участников. Почти треть (30%) респондентов вносят информацию о своих увлечениях и хобби. Около четверти (23%) публикуют собственные посты», — говорится в материалах исследования.
В ходе опроса выяснилось, что 55% респондентов уверены, что их персональными данными в соцсетях кто-то пользуется. Из них 18% говорят об этом уверенно. Противоположного мнения придерживаются 34% (определенно уверены в неиспользовании своих данных 14%).
Те же 55% опрошенных относятся к факту использования персональных данных негативно, 36% - безразлично. Плохо пользователи относятся и к использованию данных операторами социальных сетей (60%). С другой стороны, большинство респондентов (52%), говорящих об утечке их данных третьим лицам, не видят в ней угрозы. В то же время 77% не уверены, что предоставление возможности разрешать или запрещать доступ третьим лицам к личной информации действительно повышает безопасность личных данных.
Эксперты ВЦИОМа отмечают, что несмотря на массовое использование интернета, для большинства россиян угроза столкновения с противоправными действиями в этой реальности носит гипотетический характер. Вместе с тем опрашиваемые высказывают достаточно высокий уровень тревожности относительно возможного использования персональных данных, отмечают они. В связи с этим, социологи уверены, что важно провести общественную и экспертную дискуссию по вопросу регулирования этой сферы для гарантий защиты прав граждан и повышения цифровой грамотности.
Опрос ВЦИОМа — "Спутник" был проведен 24–25 октября 2018 года. Метод — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров 3,2 тыс. респондентов. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 1,8%.
Как сообщал "Давыдов.Индекс", ранее соцсеть "Вконтакте", после серии скандалов, связанных с уголовными делами за репосты, пообещала раскрывать статистику о запросах, поступающих от правоохранительных органов.
В августе 2018 года одна из фигурантов таких дел, жительница Барнаула Мария Мотузная (ее обвинили в экстремизме из-за мемов, размещенных на странице) опубликовала документ с данными, которые "Вконтакте" передает правоохранительным органам. В нем сообщалась дата создания пользователем страницы во "ВКонтакте", история активности с IP-адресами, с которых осуществлялся вход на нее, информация о прикрепленном номере телефона и его изменении, а также история изменений паролей.
Юрист, блогер, общественный деятель Денис Сапрыгин полагает, что необходимо серьезно относиться к цифровой безопасности: "Результаты исследования кажутся мне вполне соответствующими реальности. Меня значительно больше тревожит то, что мои данные в полном объеме находятся в распоряжении госслужб. Все эти данные прекрасно продаются, покупаются и используются недобросовестными людьми. Как базы полиции, так и базы налоговой службы".
Региональный директор информационного агентства "Медиакорсеть" (Уфа) Шамиль Валеев рассуждает: “Цифровой фатализм” приходит на место “ложной анонимности в интернете”: за 20 лет пользования сервисами передачи данных россияне крепко подсели на свои интернеты и не готовы отказаться от их деловых преимуществ и от радостей цифрового социума.
Сеть дала шанс самовыразиться самым нелюдимым интровертам и социофобам, которые “в аналоге” так и остались бы запечными тараканами.
Очевидно, что граждане ещё не ощутили себя в массе уязвимыми для киберпреступлений, хотя до сих пор побаиваются цифровых транзакций. Люди пока делегируют свою цифровую безопасность и приватность “Неведомому Админу”, как диагноз доктору, как правило, не сталкиваясь со злоупотреблениями его доступом к любому трафику явным образом".
Доктор философских наук, заведующий кафедрой электронных СМИ Института филологии и журналистики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, профессор кафедры теории политики и коммуникации Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, зам. председателя Наблюдательного совета Общественного телевидения России Антон Фортунатов детально проанализировал проблему цифровой незащищенности жителей России: "Я думаю, здесь вопрос не в цифровой грамотности россиян, а, я бы сказал, в их социальной интегрированности. Действует принцип: раз меня это не коснулось лично, значит, это не имеет большого значения. При этом происходит постепенное привыкание к уровню прозрачности твоего социального статуса.
Степень таргетированности рекламы на своем компьютере мы можем распознать лишь по совпадению рекламных предложений с недавно сделанными запросами. Мы даже можем поиронизировать над «наивностью» роботов, которые пытаются нам навязать наши вчерашние интересы".
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]