20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации
26.10.2018 639 0 0 visualhistory

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации

---
0
В закладки
Сегодня в нашем проекте История улиц мира улицы 1978 года.
Посмотрим, как была устроена городская жизнь 40 лет назад, и много ли с тех пор изменилось?
Конец 1970-х — это сумерки автомобилизации. В развитых странах она практически достигла физического предела, богатые мегаполисы "Третьего мира" уже начали задыхаться от пробок. Однако огоромный простор для автомобильной экспансии ещё сохраняется в бедных частях того же "Третьего мира" и странах социалистического лагеря.

А Китай 40 лет назад был почти безавтомобильной страной!
Главный проспект Пекина в 1978 году дышит небесным спокойствием:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Раньше эти полупустые пекинские улицы с преимущественно велосипедным движением ассоциировались у меня с осталостью маоистского Китая, но теперь, глядя на апокалиптические снимки современного траффика в китайской столице, я всё чаще задаю себе вопрос: какой же из двух можно назвать "Пекином здорового человека", тот прошлый или нынешний?

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


На следующем снимке структура пекинского уличного траффика 1978 года представлена просто в эталонно наглядном виде:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Единственное авто в кадре - мелкосерийный членовоз "Шанхай" для партгосноменклатуры.

Для сравнения посмотрим на столицу соседеней капстраны — Бангкок 1978 г.:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Вот что интересно: 40 лет назад Таиланд был ещё совершенно нищим, сам ещё не начал производить автомобили, а Банкок ими уже забит по самое некуда!

Смотрим теперь на одну из самых богатых и благопулчных стран мира, Амстердам-78, автомобилей визуально меньше, чем в Бангкоке, зато есть велосипедисты, как в Китае:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Дальше начинаешь понимать, что к тому времени уже сформировалась закономерность: переизбыток автомобилей на улицах — это верный признак городов "Третьего мира", бедности и низкой урбанистической культуры.

В Стамбуле 78-го машины повсюду, даже на тротуарах, как в Москве 2000-х:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


А Тегеране за год до победы исламской революции настоящий автоапокалипис:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Тут не только купленное на нефтедоллары, но и своё местно производство, по лицензии.  Причём дальше машин будет только больше и Тегеран пойдёт на последний виток автомобилизации — строительство туннелей и эстакад.
В 2000-м откроют метро.

Довольно редкая особенность тегеранского траффика того времени заключалась в большом количестве мотоциклов и мопедов (что было больше характерно для городов ЮВА):

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Теперь для сравнения смотрим одну из главных магистралей Вены в том же 78-м. Понятно, почему меньше людей, ну где же обилием автомобилей в стране с гораздо более высоким уровнем благосостояния, чем в Иране?

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Причём, если смотреть национальную статистику, то число машин на душу населения к концу 1970-х в Нидерландах и Австрии будет явно больше, чем в Таиланде, Турции или Иране. Парадокс!

Даже в Каире 78-го, который был куда беднее Стамбула и Тегерана, наблюдает автомобильное столпотворение:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Фактически здесь уже завершался второй этап автомобилизации — дело дошло до физического разделения транспортного и пешеходного потоков, началось строительство городских автоэстакад:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Обратите внимание, какая на обоих каирских снимках куцая пешеходная инфраструктура: люди вынуждены бродить по проезжей части, лавируя между автомобилями.

Теперь перенесёмся в один из богатейших и наиболее развитых городов мира — Лондон. Здесь на протяжении последних 80 (если не более) лет наблюдается одна и та же картина: минимум частных автомобилей на улицах, более половины траффика представляют автобусы и такси, т.е. общественный транспорт:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Нормальная ширина тротуаров, успокоенный траффик, никаких подземных переходов — уважение к пешеходу!
Кстати, обратите внимание: "вафельная" разметка в Лондоне появилась на несколько десятилетий раньше, чем в Москве.

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Какой же разительный контраст с соседним Парижем, где в 78-м на улицах в основном частные автомобили!

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Спасибо, хоть брусчатку оставили!
Кажется, это именно парижский префект выдал в 1970-е эту безумную фразу — "город должен принять автомобиль".

Но судя по виду Елисейский Полей Париж 1978 года явно не спешил превращаться в столицу автоапокалипсиса наподобие Тегерана или Каира:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


А вот сытый и благополучный Триполи, каким он был 40 лет назад, "принял автомобиль" всей душой:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Широкие автострады вместо улиц — это же мечта любого автомобилиста!

Тем временем по кривым и горбатым улочкам Лиссабона продолжали ползать старые жёлтые трамвайчики:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Почему именно в этой маленькой бедной стране одними первых поняли, что эти вагончики — не какая-то убыточная рухлядь, мешающая автотранспорту, а неприкосновенная "национальная святыня"?

Ещё по Лиссабону в те времена ползали такие британские "динозавры":

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Ещё одним западно-европейским городом, где даже на пике автомобилизации бережно сохраняли трамвай, был Хельсинки. Но вот велосипедистов с улиц машины в то время вытеснили почти полностью:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Теперь это уже история. В 2025 г. Хельсинки должен быть полностью очищен от частных автомобилей.

Отправимся наконец и в Западное полушарие.
К 1978-му США продолжали с большим отрывом оставаться самой автомобилизированной страной в мире, хотя по объёмам производства уже уступали Японии.
Старые городские улицы достиглы физических пределов вместимости ещё в 1920-е гг., с тех пор большая часть населения успела переселиться в субурбию, где вся жизнь крутилась вокруг автомибиля, а бескрайние коттеджные "мегавиллиджы" рассекали 10-полосные хайвэи.
Но наша история именно о городских улицах. В даунтаунах конца 70-х машин стало визуально меньше из-за нефтяного кризиса (дорогой бензин) и проблем с парковкой. Типичная нью-йорская авеню 1978-го может даже показаться полупустынной по сравнению с каким-нибудь Тегераном или Каиром:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Типичная черта нью-йорского траффика последних 80 лет — обилие жёлтых такси:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


А вот автобусов совершенно не видно! Не говоря уже о троллейбусах. Вероятно, их роль целиком взяла на зебя подземка.
Неожиданно часто встречаются архаичные "извозчики" из 1950-х, которые выглядят даже старее наших 21-х "Волг".

Эпоха больших американских автомобилей, столь непохожих на европейские, подходила к концу. Под ударами нефтяного кризиса самые отчаянные уже стали пересаживаться на малолитражки (невиданное прежде для США дело!):

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Пёстрый хаос центральных улиц Нью-Йорка 78-го, ещё одна малолитражка детектед:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


В солнечном Лос-Анджелесе автомобиль чувствовал себя гораздо вольготнее, и тут уже почти никому не нужны жёлтые такси, все при своих колёсах:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Как мы уже не раз писали, в "зоне влияния" американского автопрома находились большинство стран Латинской Америки, поэтому улицы их городов иногда довольно трудно отличить от "штатовских".

Весьма опасная Богота 1978 года:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Все виды общественного транспорта здесь многие десятилетия приносили в угоду частному автомобилю. Трамвай здесь убили, метро так и не построили, в итоге теперь пытаются справить положение с помощью "метробуса" - скоростных автобусных поездов.

Теперь снова вернёмся в мир социализма, с которого и начали свой пост. Помимо официальной идеологии, между соцстранами практически ничего не было общего, они принадлежали к разным цивилизациям.
Наиболее развитые европейские страны соцлагеря, хотя и отставали от Запада статистически на порядок по уровню автомобилизации, внешне ничем от европейских капстран не отличались. Даже модельный ряд автомобилей в 1978 г. ещё не казался таким безнадёжно устаревшим, каким он станет к концу 1980-х.

Количество машин в Восточном Берлине 1978 г. хоть и уступало заметно Западному сектору, но визуально вполне соответствовало уровню Амстердама, Вены, Лондона или Лиссабона:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


По Вацлавской площади в Праге в 78-м ещё ходил трамвай:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


И вот уже совсем другой мир — Тирана, столица страны, где не было ни одного частного автомобиля, зато велосипедизм был развит почти на амстердамском уровне:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Спустя 40 лет там типичный "Третий мир" с хаосом сверхавтомобилизации. Так сказать, кинулись из одной крайности в другую.

Хотя СССР официально не считал Бирму членом соцлагеря, там с 1962 г. строили социализм в условиях строгой самоизоляции. До начала 1990-х там ездило только то, что успели завести в страну ранее того самого 1962 года.
Поэтому Рангун 1978 г. так сильно смахивает на Гавану:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Настоящим символом местного траффика стали эти колоритные автобусы, переделанные из канадских военных грузовиков:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Ну и наконец наш родной СССР.
Хотя благодаря итальянским товарищам производство легковушек ужее довели до миллиона в год, львиная доля из этого шла на экспорт, поэтому Страна Советов оставалась царством трамваев, автобусов и троллейбусов.

Типичная сцена на главной московской улице в 1978 г.:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Современникам трудно себе представить, что 40 лет назад модели легковых машин в СССР можно было сосчитать по пальцам. Никаких иномарок, кроме посольских, да "мерса" Владимира Высоцкого))

У меня давно сложилось ощущение, что, вопреки всем статданным, машин на улицах Москвы ближе к 1980-м визуально стало меньше, чем в 1950-е или 1960-е.

Почти пустая площадь Дзержинского в 1978-м:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Зато в Москве 1970-х не было никаких пешеходных зон, кроме закрытой для транспорта в 1963 г. Красной площади.

Теперь так непривычно выглядит автомобильно движение на Кузнецком мосту 1978-го:
20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Хотя прибалтийские республики (наряду с Грузией) имели самый высокий уровень автомобилизации в СССР, по фотографиям Риги 78-м этого не очень заметно:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Трамвайный Киев 78-го, безвозвратно ушедшая эпоха:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации автомобилей, машин, траффика, автомобилизации, Теперь, улицах, назад, визуально, почти, меньше, улицы, городов, Типичная, Третьего, автомобиль, такси, концу, здесь, только, именно


Как всегда, буду рад любым замечаниям, дополнениям и мыслям от читателей.

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937/1937-улицы, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-улицы, 1942/1942-улицы, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/1946-улицы, 1947/СССР-1947/1947-улицы, 1948-улицы, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956/1956-улицы, 1957/СССР-1957/1957-улицы, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966/1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967/СССР-1967/1967-улицы, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976/1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977/СССР-1977/1977-улицы, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986/1986-улицы, 1987/СССР-1987/1987-улицы/1987-улицы СССР, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992/1992-улицы, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996/1996-улицы, 1997/РФ-1997, 1998, 1999/РФ-1999.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]