Морские врата Таганрога
---
Что такое приморский город без морских ворот, без гостеприимного Морвокзала? Птица без крыла...
Когда-то в Таганроге был прекрасный, очень красивый и современный морвокзал...
Давным-давно на этом месте были причалы частных пароходств, потом, после войны, морская школа ДОСААФ, и Деревянный дебаркадер в качестве морского вокзала. Позже, на этом месте был пирс, от которого отходили на Ростов и Азов "Метеоры" и "Ракеты". Иногда мы с него ловили бычков на донку, или пройдя по этому причалу, перелазили через забор на территорию порта, что бы ловить тех же бычков с Северного мола.
Ещё раньше на этом месте было совсем небольшое помещение морвокзала.
Самое интересное, что внутри висела картина "Три богатыря".
Помните у Северного в песне про плавленный сырок?
Трое появились не случайно,
Троица придумана не зря,
Ведь недаром чуть не в каждой чайной
Есть картина «Три богатыря»
Вообще, вся эта территория, начиная от бюста Гарибальди, невероятно преобразилась в 70-е годы прошлого века. Была построена современнейшая редкой красоты гостиница "Темеринда" с рестораном на крыше.
Не смейтесь, именно так она мною воспринималась тогда, и я очень хотел побыстрее вырасти, повзрослеть, что бы гулять в этом самом ресторане. Он мне казался таким...заманчивым, сказочным... Как жалко, что мы вырастаем, и сказке приходит конец(
Уже в середине 90-х, в период тотального развала, я частенько снимал здесь нумера с почасовой оплатой. Гостиница не отапливалась, и лишь в нескольких номерах меняли бельё и сдавали страждущим...
Сейчас её реконструировали, и на крыше по прежнему ресторан. Но я уже безнадёжно повзрослел, увы...
В те же 70-е годы, в первой их половине, построили замечательное здание морвокзала из стекла и бетона, а вся прилегающая часть, причал,стали любимейшим местом отдыха горожан.
Опять же, сегодня сложно понять, что именно так привлекало, это сложно сформулировать. Такой симбиоз современного модерна и седой истории приморского города - всё сошлось на этом пятачке...
Обратите внимание, на первых снимках ещё нет памятника катеру, эти фотографии первой половины 70-х
В то время жизнь Морвокзала била ключом. Метеоры и Ракеты отходили и причаливали как электрички, с интервалом в 1,5-2 часа, иногда к нам заходили довольно большие корабли.
Я сам совершил в 76 году морской круиз на теплоходе "Колхида" в город-герой Керчь, где тогда жила сестра дедушки, этот круиз произвёл на меня неизгладимое впечатление. Мы заходили в какие-то порты, Бердянск, Жданов, сам круиз занял, кажется два или три дня...)
А ещё все таганрожцы в обязательном порядке совершали двухчасовые морские прогулки на теплоходе "Рассвет", который позже сменил "Семён Морозов".
"Морозов" был послабее. В "Рассвете" по всему периметру была открытая палуба, а в "Морозове" палубы не было, была открытая площадка на корме, и закрытая кают-компания на носу. Можно было спуститься вниз, и наблюдать за происходящим из иллюминатора.
А можем мне это показалось, ведь когда я катался на "Рассвете" я был младше, а когда на "Морозове" - старше))
На самом деле, это просто фантастическое удовольствие даже в нашем море, особенно для детей. Очень печально что наши дети сегодня лишены такого естественного для приморского города удовольствия.
А вот это, кажется, "Рассвет". В детстве он мне казался огромным))
На причале таганрожцы обожали ловить рыбу. Важно было найти участок без припаркованных кораблей...
Ловили на удочки, на чаще на донки. Иногда бросали хватку.
Одно время по ночам шла чехонь, вот это было интересно - ночь, и весь причал в рыбаках)
Якорь петровских времён...
А это я с друзьями в 82-83 годах. Витёк Овца сел за убийство и следы его я потерял на долгие годы, а недавно совершенно случайно встретил...на кладбище холмиком, Вова Капитан спился и умер года четыре назад, и автор в белых штанах... Пока Бог дал, жив и даже здоров...
В тот период мы частенько зависали у моря, это было время замечательное, чистое, незамутнённое...
Нередко заходили в кафешку "Прибой" слева от морвокзала, если смотреть с моря. Было в ней что-то от старых морских таверн, там собирались моряки, там продавали напитки из "Торгмортранса", которых не было в других заведениях.
Так же мы любили отдыхать в "Чайке", называемой "Рванными парусами", там тоже можно было цивильно посидеть, взяв бутылочку "Рубина" или венгерского вермута "Кармен" или "Кечкемет".
И бутылочку "сухарика"...
А в году так в 83-м в помещении "Прибоя" открылось легендарное кафе-бар "Бригантина". Точнее, это был коктейль-бар... Он стал любимейшим местом проведения досуга молодёжи города. Просто фантастическое заведение! Швейцар в морской форме, бармены Петя и "Уважаемый" в тельняшках, приглушённый свет, рыбацкие сети на стенах, пианино в углу. И старый скрипач Генрих, который в табачном дыму наяривал на своей скрипке так, что зайдя на пол часика любой посетитель оставался до закрытия. Вентиляции не было, дым столбом стоял так, что можно было вешать топор, туалет рядом на улице, но атмосфера была настолько фантастическая, с таким драйвом... Ни до ни после я не встречал ничего подобного!)
Как жаль, что невозможно войти в одну реку дважды...(
Вообще, вспоминая заведения того периода я понимаю, что мы были не избалованы... Ведь в этих мега-популярных кабаках не было элементарного - вентиляции и даже туалета. Из "Бригантины" выходили в уличный, из "Рванных парусов" тоже, аж за ж.д. пути, и в "Крючке" удобства были на улице.
При этом эти заведения считались крутыми, не забегаловками...
Говоря о Морвокзале, нельзя не упомянуть памятник "Катер", который стал привычной частью панорамы набережной Таганрога. Этот памятник посвящён морякам Азовской флотилии, принимавшем участие в освобождении города. Его открыли на 30-летие Победы, 9 мая 1975 года.
Это минный тральщик, и конечно, именно этот катер участия в освобождении города не принимал. Но, он участвовал в Сталинградской битве. Потом, с 50-х годов боевой корабль находился на пенсии, и был учебным судном таганрогской морской школы ДОСААФ. А в 1974 году пришла пора умирать - ветерана отправили на судоремонтный завод, где его должны были разрезать на металл.
Но в последний момент было принято решение его отреставрировать, и водрузить на постамент. Вот такая судьба, прямо как у людей...
Наверное в Таганроге нет ни одного жителя, который в детстве или отрочестве не залезал на этот памятник, и не смотрел в прицел крупнокалиберного пулемёта...))
А ещё наверняка у большинства имеются фотографии "я на фоне катера".
Судя по машине это 1998-99 годы...
А это уже 2000-й)
В 90-е годы можно было на машине заезжать куда угодно, хоть к самому причалу. Что все и делали. Ночью весь причал был облеплен рыбаками, в свете прожекторов отлично шла чехонь...
Судя по машине, это 1996 год...
А это уже середина нулевых....
Во время штормов и приливов все в обязательном порядке приезжают к памятнику посмотреть и оценить масштабы катастрофы. Где-то раз в пять лет случаются нагоны, когда вода заливает причал и подножие памятника...
Это сильнейший шторм в 1997 году...
А это самый сильный за всю новейшую историю ураган и прилив в сентябре 2014 года...
На этой фотографии второй половины 80-х уже мы не видим красивых клумб, это начался период упадка.
Судьба таганрогского Морвокзала оказалась незавидной. Его просто закрыли, отменили как экономически не выгодные, все рейсы Метеоров и Ракет, прогулочные корабли пустили под нож.
А в здании Морвокзала стали по вечерам проводить занятия модной тогда аэробики. Мы даже иногда приезжали к стеклянным витражам посмотреть на танцующих биксочек, получая эстетическое удовлетворение, а при хорошем раскладе и возможность познакомиться после тренировки.
Ещё позже в здании Мор вокзала устроили ночные дискотеки, на веранде под навесом стояли бильярдные столы. Это был выдающийся движняк, здесь же, прямо в кустиках, молодёжь занималась сексом, возле памятника стояли машины и прямо на капотах все бухали спирт "Рояль". Такие времена))
Ну а потом ушлые предприниматели просто поставили забор, лишив всех горожан и причала и Морвокзала.
При молчаливом попустительстве городской и областной власти просто произошёл рейдерский захват.
Оказалось, что по каким-то архивным документам советских времён эта территория была отдана городу портом в аренду. И вот теперь они забрали эту территорию обратно.
Глупость, конечно.
часть фотографий взята с FB, группы любителей истории "Таганрога", часть с личных коллекций на сайте "Одноклассники"
Так приморский город лишился Морвокзала.
Но, возможно, Бог иначе поворотит?
Посмотрим...
Когда-то в Таганроге был прекрасный, очень красивый и современный морвокзал...
Давным-давно на этом месте были причалы частных пароходств, потом, после войны, морская школа ДОСААФ, и Деревянный дебаркадер в качестве морского вокзала. Позже, на этом месте был пирс, от которого отходили на Ростов и Азов "Метеоры" и "Ракеты". Иногда мы с него ловили бычков на донку, или пройдя по этому причалу, перелазили через забор на территорию порта, что бы ловить тех же бычков с Северного мола.
Ещё раньше на этом месте было совсем небольшое помещение морвокзала.
Самое интересное, что внутри висела картина "Три богатыря".
Помните у Северного в песне про плавленный сырок?
Трое появились не случайно,
Троица придумана не зря,
Ведь недаром чуть не в каждой чайной
Есть картина «Три богатыря»
Вообще, вся эта территория, начиная от бюста Гарибальди, невероятно преобразилась в 70-е годы прошлого века. Была построена современнейшая редкой красоты гостиница "Темеринда" с рестораном на крыше.
Не смейтесь, именно так она мною воспринималась тогда, и я очень хотел побыстрее вырасти, повзрослеть, что бы гулять в этом самом ресторане. Он мне казался таким...заманчивым, сказочным... Как жалко, что мы вырастаем, и сказке приходит конец(
Уже в середине 90-х, в период тотального развала, я частенько снимал здесь нумера с почасовой оплатой. Гостиница не отапливалась, и лишь в нескольких номерах меняли бельё и сдавали страждущим...
Сейчас её реконструировали, и на крыше по прежнему ресторан. Но я уже безнадёжно повзрослел, увы...
В те же 70-е годы, в первой их половине, построили замечательное здание морвокзала из стекла и бетона, а вся прилегающая часть, причал,стали любимейшим местом отдыха горожан.
Опять же, сегодня сложно понять, что именно так привлекало, это сложно сформулировать. Такой симбиоз современного модерна и седой истории приморского города - всё сошлось на этом пятачке...
Обратите внимание, на первых снимках ещё нет памятника катеру, эти фотографии первой половины 70-х
В то время жизнь Морвокзала била ключом. Метеоры и Ракеты отходили и причаливали как электрички, с интервалом в 1,5-2 часа, иногда к нам заходили довольно большие корабли.
Я сам совершил в 76 году морской круиз на теплоходе "Колхида" в город-герой Керчь, где тогда жила сестра дедушки, этот круиз произвёл на меня неизгладимое впечатление. Мы заходили в какие-то порты, Бердянск, Жданов, сам круиз занял, кажется два или три дня...)
А ещё все таганрожцы в обязательном порядке совершали двухчасовые морские прогулки на теплоходе "Рассвет", который позже сменил "Семён Морозов".
"Морозов" был послабее. В "Рассвете" по всему периметру была открытая палуба, а в "Морозове" палубы не было, была открытая площадка на корме, и закрытая кают-компания на носу. Можно было спуститься вниз, и наблюдать за происходящим из иллюминатора.
А можем мне это показалось, ведь когда я катался на "Рассвете" я был младше, а когда на "Морозове" - старше))
На самом деле, это просто фантастическое удовольствие даже в нашем море, особенно для детей. Очень печально что наши дети сегодня лишены такого естественного для приморского города удовольствия.
А вот это, кажется, "Рассвет". В детстве он мне казался огромным))
На причале таганрожцы обожали ловить рыбу. Важно было найти участок без припаркованных кораблей...
Ловили на удочки, на чаще на донки. Иногда бросали хватку.
Одно время по ночам шла чехонь, вот это было интересно - ночь, и весь причал в рыбаках)
Якорь петровских времён...
А это я с друзьями в 82-83 годах. Витёк Овца сел за убийство и следы его я потерял на долгие годы, а недавно совершенно случайно встретил...на кладбище холмиком, Вова Капитан спился и умер года четыре назад, и автор в белых штанах... Пока Бог дал, жив и даже здоров...
В тот период мы частенько зависали у моря, это было время замечательное, чистое, незамутнённое...
Нередко заходили в кафешку "Прибой" слева от морвокзала, если смотреть с моря. Было в ней что-то от старых морских таверн, там собирались моряки, там продавали напитки из "Торгмортранса", которых не было в других заведениях.
Так же мы любили отдыхать в "Чайке", называемой "Рванными парусами", там тоже можно было цивильно посидеть, взяв бутылочку "Рубина" или венгерского вермута "Кармен" или "Кечкемет".
И бутылочку "сухарика"...
А в году так в 83-м в помещении "Прибоя" открылось легендарное кафе-бар "Бригантина". Точнее, это был коктейль-бар... Он стал любимейшим местом проведения досуга молодёжи города. Просто фантастическое заведение! Швейцар в морской форме, бармены Петя и "Уважаемый" в тельняшках, приглушённый свет, рыбацкие сети на стенах, пианино в углу. И старый скрипач Генрих, который в табачном дыму наяривал на своей скрипке так, что зайдя на пол часика любой посетитель оставался до закрытия. Вентиляции не было, дым столбом стоял так, что можно было вешать топор, туалет рядом на улице, но атмосфера была настолько фантастическая, с таким драйвом... Ни до ни после я не встречал ничего подобного!)
Как жаль, что невозможно войти в одну реку дважды...(
Вообще, вспоминая заведения того периода я понимаю, что мы были не избалованы... Ведь в этих мега-популярных кабаках не было элементарного - вентиляции и даже туалета. Из "Бригантины" выходили в уличный, из "Рванных парусов" тоже, аж за ж.д. пути, и в "Крючке" удобства были на улице.
При этом эти заведения считались крутыми, не забегаловками...
Говоря о Морвокзале, нельзя не упомянуть памятник "Катер", который стал привычной частью панорамы набережной Таганрога. Этот памятник посвящён морякам Азовской флотилии, принимавшем участие в освобождении города. Его открыли на 30-летие Победы, 9 мая 1975 года.
Это минный тральщик, и конечно, именно этот катер участия в освобождении города не принимал. Но, он участвовал в Сталинградской битве. Потом, с 50-х годов боевой корабль находился на пенсии, и был учебным судном таганрогской морской школы ДОСААФ. А в 1974 году пришла пора умирать - ветерана отправили на судоремонтный завод, где его должны были разрезать на металл.
Но в последний момент было принято решение его отреставрировать, и водрузить на постамент. Вот такая судьба, прямо как у людей...
Наверное в Таганроге нет ни одного жителя, который в детстве или отрочестве не залезал на этот памятник, и не смотрел в прицел крупнокалиберного пулемёта...))
А ещё наверняка у большинства имеются фотографии "я на фоне катера".
Судя по машине это 1998-99 годы...
А это уже 2000-й)
В 90-е годы можно было на машине заезжать куда угодно, хоть к самому причалу. Что все и делали. Ночью весь причал был облеплен рыбаками, в свете прожекторов отлично шла чехонь...
Судя по машине, это 1996 год...
А это уже середина нулевых....
Во время штормов и приливов все в обязательном порядке приезжают к памятнику посмотреть и оценить масштабы катастрофы. Где-то раз в пять лет случаются нагоны, когда вода заливает причал и подножие памятника...
Это сильнейший шторм в 1997 году...
А это самый сильный за всю новейшую историю ураган и прилив в сентябре 2014 года...
На этой фотографии второй половины 80-х уже мы не видим красивых клумб, это начался период упадка.
Судьба таганрогского Морвокзала оказалась незавидной. Его просто закрыли, отменили как экономически не выгодные, все рейсы Метеоров и Ракет, прогулочные корабли пустили под нож.
А в здании Морвокзала стали по вечерам проводить занятия модной тогда аэробики. Мы даже иногда приезжали к стеклянным витражам посмотреть на танцующих биксочек, получая эстетическое удовлетворение, а при хорошем раскладе и возможность познакомиться после тренировки.
Ещё позже в здании Мор вокзала устроили ночные дискотеки, на веранде под навесом стояли бильярдные столы. Это был выдающийся движняк, здесь же, прямо в кустиках, молодёжь занималась сексом, возле памятника стояли машины и прямо на капотах все бухали спирт "Рояль". Такие времена))
Ну а потом ушлые предприниматели просто поставили забор, лишив всех горожан и причала и Морвокзала.
При молчаливом попустительстве городской и областной власти просто произошёл рейдерский захват.
Оказалось, что по каким-то архивным документам советских времён эта территория была отдана городу портом в аренду. И вот теперь они забрали эту территорию обратно.
Глупость, конечно.
часть фотографий взята с FB, группы любителей истории "Таганрога", часть с личных коллекций на сайте "Одноклассники"
Так приморский город лишился Морвокзала.
Но, возможно, Бог иначе поворотит?
Посмотрим...
Взято: skif-tag.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]