История польского бронепоезда Р.Р.55 ("Bartosz Głowacki")
---
Июль 1920 г. сложился для Польши катастрофически. Фронт рухнул на всём протяжении. К середине августа Красная Армия подошла к Львову и Варшаве. Отступление сопровождалось большими потерями, в том числе и в технике.
В разгар сражения польский Генштаб потребовал спешно подготовить несколько бронепоездов взамен утраченных. Во исполнение этого распоряжения Управление строительства бронепоездов (КВРР) в Кракове в августе изготовило два бронепоезда: "Śmierć" (Смерть) и "Bartosz Głowacki".
Паровоз бронепоезда "Śmierć", под Варшавой.
Последний был назван в честь участника восстания под предводительством Тадеуша Костюшко. Впоследствии (после гибели бронепоезда "Generał Dowbor") он получил обозначение P.P. 20 (Pociąg pancerny №20).
Старший лейтенантStanisław Pigoń, лейтенанты Tadeusz Strumiłło и Olgierd Grzymała-Grzymałowski
на фоне бронепоезда Bartosz Głowacki" (1920 г.). Видны оба артиллерйских вагона и бронепаровоз.
Бронепоезд включал две крытые артиллерийские бронеплощадки с центральной башней на крыше, открытую артиллерийскую площадку и нескольких штурмовых (пехотных) вагонов. Артиллерийские бронеплощадки получены из небольших немецких товарных вагонов, бронированных стальными листами и снабженных центральной орудийной башней на крыше.
В башнях с круговым обстрелом размещались русские 76,2-мм орудия Путиловского завода обр. 1902 г. На артиллерийской платформе аналогичное орудие монтировалось на тумбовой установке и прикрывалось щитом.
Броневагоны имели скруглённое бронирование (делавшее их похожими на цистерны). Толщина плит достигала 20 мм, но вместо броневой стали использовалось котельное железо. Борта обшивались изнутри дубовыми досками. Броневагоны имели только межвагонную дверь и люк в полу. Экипаж составлял 17 человек. Вес броневагона достигал 11,6 т.
Штурмовой вагон
Штурмовые вагоны представляли собой деревянные товарные вагоны с бойницами для пулемётов и винтовок и наблюдательной или пулемётной башенкой на крыше. Стрелковое вооружение бронепоезда составляло 10 пулемётов (Bergmann LMG – один из многочисленных клонов пулемёта Максима) и 70 винтовок. Локомотивом служил бронированный в Польше немецкий паровоз типа G7 (№4460, изготовлен в Breslau).
Экипаж в сентябре 1920 г. включал 8 офицеров, 37 сержантов и 97 рядовых. Первым командиром бронепоезда стал лейтенант Stanisław Pigoń. С октября 1920 его место занял лейтенант Marian Truskolaski.
Формирование бронепоезда завершилось 30 августа 1920 г. после чего его перегнали в Варшаву. 2 сентября "Bartosz Głowacki" направлен на фронт в расположение 15-й пехотной дивизии 4-й армии (вместе с бронепоездом "Wilk" (Волк).
К этому моменту в ходе войны произошёл коренной перелом. "Чудо на Висле" отбросило Красную Армию до Бреста и Гродно. Но поляки на этом останавливаться не собирались. С 10 сентября "Bartosz Głowacki" действовал на линии Брест - Черемша (в сторону Бельска).
Броневагон с дальней радиостанцией RKD/P (дальность до 80 км)
В ходе боёв 18 - 19 сентября два его орудия получили повреждения, третье разорвалось 20 сентября. При этом погиб один член экипажа, ранено четверо. Однако и в таком состоянии поезд участвовал в захвате станции Свислочь (вблизи Волковыска).
После этого бронепоезд временно вооружили обычными полевыми орудиями на железнодорожных платформах. В ходе сражения на реке Нёман "Bartosz Głowacki" поддерживал наступление группы генерала Юнга на Волковыск (взят 23 сентября).
Бронепоезд проявил себя в этот день поддерживая атаку 62-го пехотного полка на деревню Полонка на р. Свислочь.
Бронированный паровоз бронепоезда
В ночь с 24 на 25 сентября он прикрывал польское отступление из Волковыска (под натиском контрудара 27–й стрелковой дивизии). В это время поезд имел 6 вагонов с двумя полевыми пушками и десятком пулемётов. После заключения перемирия, с ноября 1920 г. бронепоезд использовался командованием 2-й армии и с лета 1921 г. базировался в Лиде.
"Bartosz Głowacki" примерно в 1922-1923 г.г. во время
подавления забастовочного выступления в Верхней Силезии.
После польско-советской войны "Bartosz Głowacki", в числе 12 других поездов, признан пригодным к дальнейшей эксплуатации. Подвижный состав, тем не менее, вскоре заменили более боеспособным. Импровизированные стрелковые вагоны вернули к роли товарных. Артиллерийские вагоны с центральной башней передали другим бронепоездам. А впоследствии – вывели в резерв.
В конце 1930-х орудия заменили на 75-мм, одну из бронеплатформ исключили из состава. Зато придали бронепоезду отряд бронедрезин из двух танков Renault FT-17 и четырёх танкеток на железнодорожном ходу (бронедрезины R и TKS). Уже после начала II Мировой войны на одной из контрольных платформ установили 40-мм зенитную пушку «Бофорс».
Бронедрезина типа R
Бронедрезина TKS
Дрезины делились на два отряда состоящих из 1 дрезины R и пары дрезин TKS. В се танки могли легко быть сгружены со своих железнодорожных шасси и использоваться для разведывательных действий. Пятая танкетка TKS оставалась в резерве.
Оба оригинальных вагона "Гловацкого" с центральной башней служили долго. Во второй половине 1920-х они, вероятно, входили в состав одного из 12 бронепоездов, но информации об этом обнаружить не удалось.
С началом боевых действий в сентябре 1939г. бронепоезд №55 входил в состав оперативной группы «Вышкув». 7 сентября 1939г. бронепоезд №55 находился в Скирневице, 8-го – в Варшаве, 10-го – в Минске Мазовецком и Седльце, 11-го – в Лукуве, 12-го – в Мендзыжеце. В этот период бронепоезд не вступал в прямые боестолкновения с противником, однако его команда и техника участвовала в ликвидации последствий бомбардировок и восстановлении поврежденных ж/д путей в районах действия, в частности 11 сентября в Лукуве.
Вспомогательный поезд (бронебаза)
4 сентября бронепоезд впервые принял участие непосредственно в боевых действиях в р-не ст. Жабинка к востоку от Бреста. Р.Р.55 был направлен в этот район для проверки появившейся информации о появлении там передовых частей 3-й танковой дивизии вермахта.
Для атаки в направлении моста через р. Мухавец, к югу от железнодорожной линии, были направлены 4 выгруженные с дрезин танкетки TKS, однако 3 из них были подбиты огнем 20-мм пушек немецких бронемашин, находившихся на мосту (людских потерь в экипажах не было).
TKS в районе Жабинки. Сентябрь 1939 года.
Действия немецких бронемашин воспрепятствовали также применению в бою штурмового взвода. Только огонь артиллерий находившегося на ж/д переезде бронепоезда заставил немецкие бронемашины отступить.
Позднее "Bartosz Głowacki" вступил в бой с наступавшими с южного направления (от Каменца Литовского) передовыми подразделениями 3-й танковой дивизии вермахта, уничтожив несколько единиц бронетехники и приостановив тем самым их наступление.
Группа танков 5-го полка 3-й тд, используя особенности местности, попыталась отрезать бронепоезд от Бреста, однако эти действия были пресечены артиллерией бронепоезда. После этого бронепоезд подвергся обстрелу из орудий батареи 75-го полка артиллерии вермахта. По завершении 45-минутной артиллерийской дуэли "Bartosz Głowacki" отступил в направлении Бреста, в целом выполнив поставленную боевую задачу.
Покинув Брест, бронепоезд отошёл ко Львову. Участвовал в обороне города. Сдался частям РККА 22 сентября.
После ремонта включён в состав 58 полка 9 дивизии войск НКВД по охране железных дорог. При этом в составе бронепоезда остались: бронепаровоз, два артиллерийские платформы (сохранившие 75-мм пушки), контрольные платформы. Дислоцировался в Белостоке. Командир - старший лейтенант Илларион Павлович Подгорный.
Источник
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]