Первый бюджет Кудрина: что не так
16.10.2018 380 0 0 davydov-index

Первый бюджет Кудрина: что не так

---
0
В закладки
Счетная палата представила отзыв на проект федерального бюджета — это первый такой документ после того, как ведомство возглавил Алексей Кудрин. Проект главного финансового документа страны вызвал вопросы у аудиторского ведомства.

Первый бюджет Кудрина: что не так бюджета, Счетной, экономики, годах, бюджете, целей, Счетная, палате, Кудрина, страны, палаты, основной, проект, палата, экономических, финансирования, развития, аудиторы, политики, роста


Самое главное замечание, которое возникло у аудиторов — сомнение в возможности исполнения майских указов Владимира Путина. Прежде всего, это касается попадания России в топ-5 экономик и обеспечении темпов экономического роста выше мировых. Речь идет о показателе ВВП по паритету покупательской способности (ППС), объяснял министр экономического развития Максим Орешкин.

По этому индикатору Россия сейчас находится на шестом месте в мире, а на пятом — Германия. Выйти на пятое место, согласно указу, необходимо к 2024 году, напоминает РБК. Аудиторы Счетной палаты выразили сомнение, что исходя из прогнозируемых темпов роста ВВП, этой цели удастся достичь.

Еще одной существенной претензией, которую высказала Счетная палату к проекту бюджета — механизм бюджетного правила (схема закупки валюты на сверхдоходы от нефти дороже $40). Аудиторы считают, что закупки, которые Минфин проводил в периоды ослабления рубля, усиливали валютную нестабильность, так как дополнительно увеличивали спрос на иностранную валюту.

Не видят в Счетной палате и необходимых объемов финансирования для обеспечения в 2020—2024 годах динамики инвестиций в основной капитал. В условиях растущей волатильности финансовых рынков и неопределенности, связанной с санкциями США, отмечают они, компании и вовсе могут сократить вложения. Так уже было в 2015—2016 годах, когда инвестиции в основной капитал снизились на 10,3%.

Кроме того, не устраивает аудиторов и прогноз по рублю в бюджете. По их мнению, «снижение цен на нефть (до $57,9 к 2021 году), предусматриваемое в прогнозе, в 2019–2021 годах должно сопровождаться более существенным ослаблением национальной валюты».

На замечания СП уже отреагировал Минфин:
— Несколько неожиданно, что Счетная палата не смогла разобраться, что риски для финансовой стабильности были связаны с потоками капитала, а механизм «бюджетных правил» только усилил устойчивость нашей финансовой системы и экономики к таким рискам, — заявили в ведомстве.

Также в Счетной палате РФ обратили внимание, что динамика реальных пенсий, закладываемая в проект бюджета, недостаточна для повышения уровня жизни пенсионеров, отмечают аудиторы.

Пенсии, согласно прогнозу правительства, действительно будут расти в реальном выражении, однако рост этот будет непродолжительным: 2,5% - в 2020 году и 1% - к 2023-204 году. В целом Счетная палата допускает, что влияние пенсионной реформы на рост экономики переоценено.

Под вопросом и сокращение бедности в два раза. В Счетной палате утверждают, что оценить эффект дополнительных мер социальной и адресной поддержки попросту нельзя — неясно, какие это меры и каковы будут финансовые затраты на них. Сомневаются аудиторы и в росте реальной зарплаты россиян на 0,6% в 2019 году. Дополнительных мер для повышения оплаты труда бюджетников не предполагается, комментируют аудиторы.

В то же время «Коммерсант» отмечает, что исторически у СП существовали разные взгляды на возможность содержательной критики правительственного курса в таких заключениях, и в этом смысле заключение 2018 года продолжает практику руководства СП Татьяной Голиковой. Впрочем, технические возможности палаты в этой сфере, очевидно, очень ограничены: из заключения практически невозможно понять, основываются ли претензии СП к положениям, например, бюджетного прогноза Минэкономики на альтернативных моделях или же они произвольны, комментирует издание.

Своим мнением поделился Алексей Белостоцкий, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Курского государственного университета: "Полагаю, необходим более детальный, внимательный перерасчет макроэкономических показателей, основной целью которого будет не создание профицитного бюджета, а такого финансового плана который позволит исполнить все майские указы профинансировать национальные проекты и поднять социально-экономическое развитие страны на новый уровень в долгосрочной перспективе".

Мнение Белостоцкого практически совпадает с оценкой главного научного сотрудника Института экономики РАН, доктора экономических наук, профессора Олега Сухарева: "Кудрина критикуют и часто за дело, но следуя объективным критериям, я обязан признать, что претензия бюджету, которую он высказывает абсолютна справедлива - ресурсов недостаточно в бюджете 2019-2021 года для реализации целей Майского указа 2018 года.

Причина же в том, что планирование целей осуществляется неграмотно, вне связки с ресурсным подходом и стратегическим планированием, а система стратегического планирования пока не развёрнута в стране в соответствии с Законом от 2014 года "О стратегическом планировании в РФ".Проблема не в бюджете, даже не в целях, а в системе разработки и реализации экономической политики, в исходных идеологических установках экономической политики и стратегии развития России. Но здесь есть проблемы, над которыми следует работать. Именно это приводит к тому, что всегда и цели и финансы на них пересматриваются год от года, ситуация такова, что в начале года показатели одни, к концу они уже другие. Причина, вне всяких сомнений, заключается в неудовлетворительном положении вещей в области макроэкономической политики и бюджетном планировании".

Кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и практики управления Оренбургского филиала РАНХиГС Тагир Шарипов полагает: "Сомнения команды Алексея Кудрина о достижимости поставленных «национальных целей» при таком проекте бюджета, разделяю полностью. Говорить сложно о достижении национальных целей и выполнении майского Указа Президента РФ при значительном отклонении финансирования в 2019-2021гг от утвержденных паспортов, так если для проекта «Цифровая экономика» расходы по паспорту на 2019 — 228 млрд. руб., а в бюджете — 108 млрд. руб., то тут уже добавить нечего и ждать каких-либо достижений не приходится.

При этом критика Высшей школы экономики и команды Алексея Кудрина касательно недостаточности роста расходов на здравоохранение в 2019–2021 годах, кажется больше популистской, чем имеющее реальное содержание, так как наблюдается переброска части расходов нацпроекта с 2019 года на 2020-й год.
Хочется также отметить, что работа самой Счетной палаты выглядит не совсем эффективно, так как из заключения невозможно сделать вывод, насколько точны и обоснованы ее расчеты. И уж высказывать мнение о нефтяных ценах и курсе рубля на 2019-2021гг, ссылаясь на рыночную ситуацию 2014–2015 годов Счетной палате негоже.

Подводя итог, хочется отметить, что исполнение правительством поставленных целей майского Указа Президента РФ и нацпроектов является важным и необходимым условием для развития государства. Отставание финансирования на начальных этапах может сказаться очень негативно на экономике страны. Допускать такую ситуацию, думаю, не стоит, лучше пересмотреть проект бюджета, изыскав средства".

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]