Входим в зону ПВО, нас кто-то облучает...
---
Я пробовала ездить с Димой, Васей Утникным, с Гариком Харламовым, с Дартом Вейдером и даже с магистром Йодой. Увы, каждый чем-то, да не устраивал. Оксана дичайше тупила, Гарик задолбал однообразными шуточками, а Йода так медленно произносил подсказки, что нужный поворот оказывался уже проеханным (или проеденным? или пройденным?)
А пару месяцев назад появился в навигаторе ещё один голос, непривычный для всех, но очень знакомый для меня - им стал лётчик-испытатель, шеф-пилот Российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ", командир борта самолета МиГ-35, Герой России Михаил Беляев.
Давайте посмотрим, что же означают на профессиональном языке авиационных специалистов некоторые фразы и выражения, произнесенные им в приложении.
Михаил записал более 120 фраз, с помощью которых приложение ведет водителя по маршруту в объезд пробок, помогает найти парковку, предупреждает о камерах, авариях и ремонтных работах. Стрелка-курсор сделана в виде новейшего сверхманевренного истребителя МиГ-35.
Для Беляева этот проект стал необычным, и поначалу он даже отказался участвовать. "Это как-то не свойственно людям нашей профессии — участие в таких мероприятиях. Ну потом мы пообсуждали, поразмышляли, для чего это нужно… Мы популяризируем авиацию и МиГ, чтобы как раз он выходил в массы и люди знали о нем", — признался он в интервью ТАСС.
"Будем знакомы — командир борта МиГ-35.
Подсказываю маневры, помогаю достигать цели"
"В первую очередь сотрудники РСК "МиГ", их родственники и друзья с большим удовольствием обнаружили, что появилась именно функция МиГ-35 в качестве символа в навигаторе, ну и голос Михаила Беляева, — смеется летчик. — Мне трудно сказать, насколько широко это разошлось, но тем не менее моя супруга пользуется и многие люди, которые меня знают".
Миш, и я тоже с тобой теперь почти каждый день общаюсь))
Однако какие-то специфические фразы и выражения, которыми общаются пилоты и авиадиспетчеры, не всегда бывают понятны простым людям. Поэтому Беляеву пришлось вместе c редакторами их корректировать для удобного восприятия обычных пользователей и даже приходить "к некоторому консенсусу, что на авиационном сленге должно звучать именно вот так". Корреспондент ТАСС Роман Азанов отобрал наиболее интересные и нестандартные фразы, озвученные шеф-пилотом корпорации "МиГ" и попросил летчика прокомментировать, что они означают.
Маршрут построен
"Все системы в норме, к взлету готов"
"Вышка, к взлету готов"
В принципе, первая — это действующая реальная фраза, а вторая — из радиообмена. "Вышка — это обычно командно-диспетчерский пункт управления полетами, который дает разрешение на взлет-посадку, на выполнение различных операций".
"Гордый! К взлету готов"
"Гордый" — это позывной аэродрома Раменское. Для тех, кто работает в авиации, это считается знаковым аэродромом, и большинство авиаторов знает, что такое "Гордый", — говорит летчик, при этом уточняя, что у каждого аэродрома есть свой позывной.
Если это гражданские, они штатные — Шереметьево, Внуково, Домодедово — вышки. У них распределение зон ответственности: "Домодедово-вышка", или "Домодедово-подход", или руление. То есть на разных каналах разные диспетчеры, у которых своя зона ответственности. На военных аэродромах или аэродромах смешанного базирования немного другие позывные, которые могут быть постоянные, а могут быть сменные. То есть на общем канале — это чаще всего определенная частота или первый канал — для всех он постоянный позывной. Например, для аэродрома Раменское это "Гордый", для аэродрома Луховицы — "Лепесток".
Сменные позывные могут быть уже на рабочих каналах с определенной периодичностью. При этом военные летчики обязаны знать все названия. Например, аэродром может называться Спиртовый — и даже такое бывает.
Найден более быстрый маршрут
"Прошу изменения полетного маршрута"
Обычно при подготовке к любому полету задание четко оговаривается, поясняет Беляев. Определяется маршрут — основной или запасной — для выполнения полета или перелета. То, что прописано в полетном задании.
"Рассчитан более быстрый маршрут, набираю высоту"
"Это то, что необходимость изменения возникла, дальше этот маршрут просчитан или бортовым компьютером, штурманом или самим летчиком. И соответственно, такая фраза выдается. Ну с набором высоты — это присказка, — объясняет Беляев. — Был на одной высоте, а теперь пошел выше и дальше".
Вы приехали в промежуточную точку
"Промежуточная точка. Жду дальнейших указаний"
Такое бывает при выполнении какого-то маршрутного полета, если говорим про военную авиацию. Определяются поворотные точки (над ней маршрут меняет свою траекторию, отклонение по курсу, высоте или как-то еще) и эти промежуточные. Это может быть цель или некая точка, над которой надо произвести какое-то действие: коррекцию навигационных систем или изменить, допустим, параметры полета — высоту или скорость.
Вы ушли с маршрута
"Земля не отвечает. Потеря ориентировки. Летим по приборам…"
Эту фразу придумали с редакторами. В том случае, если пропадает сигнал GPS и свое местоположение этой программой не определяется. То, что было запланировано, программа не понимает, где мы находимся и как мы двигаемся относительно запланированного.
В реальности говорим о том, что главное — находиться в неком стабильном состоянии по параметрам полета: по высоте и скорости. Мы это контролируем по приборам: летим в прямолинейном горизонтальном положении и в некотором предполагаемом направлении, но мы не понимаем, где мы еще. Самолет стабилизирован, сбалансирован. А в это время мы пытаемся определить свое местоположение и восстановить ориентировку, где находимся и что нам нужно делать
Вы вернулись на маршрут
"Не двойной кульбит в воздухе, но на маршрут вернулись"
Это жаргонная вставка. Типа того, что ситуация неопределенности завершилась, далее действуем по ранее установленному плану.
Двойной кульбит — это маневр, который выполняет наш самолет с отклоняемым вектором тяги (ОВТ). Он считается, наверное, по техническому выполнению со стороны летчика и по аэродинамическим особенностям летательного аппарата наиболее сложным. Такой маневр выполняет только наш истребитель МиГ-29ОВТ. В мире никто такого больше не делает.
Авария
"Впереди неисправный борт…"
В реальной жизни такое тоже имеет место быть, ведь, как правило, в воздухе не один самолет, а много. И если у кого-то что-то происходит, тогда диспетчер информирует об этом остальных. Для того чтобы все участники воздушного движения понимали и каким-то образом давали ему приоритет на изменение, например, маршрута захода на посадку и давали возможность в эфире (радиообмене) высказываться тому, кому дан приоритет. Остальные просто молча слушают, что же происходит.
Дорожные работы
"Впереди мощное кучевое облако… Грозовой фронт. Впереди зона турбулентности…"
Грозовой фронт и мощная кучевая облачность считаются опасными явлениями погоды, в которые воздушным судам попадать крайне нежелательно. И необходимо принять все меры, чтобы обойти это путем изменения маршрута или набора высоты.
"В мощной кучевой облачности всегда присутствуют восходящие и нисходящие потоки, которые начинают трясти, болтать самолет, и возникает зона турбулентности. Это неблагоприятные явления", — говорит летчик, уточняя, что турбулентность в обычном гражданском самолете и военном ощущается примерно одинаково.
Впереди камера
"Входим в зону ПВО. Похоже, нас кто-то облучает…"
Это некий профессиональный термин. Зона ПВО (противовоздушной обороны) — общепринятый термин.
Это те зенитные ракетные комплексы и радарные установки, которые находятся на земле, контролируют все воздушное пространство и понимают, кто находится в воздухе — свой или чужой, или неопознанный. И дальше принимается решение на атаку этого воздушного судна или на его пролет.
А облучение… на самолетах-истребителях установлены применительно к автомобильной технике радары-детекторы, которые воспринимают радиолокационное облучение, лазерное и пуски ракет по инфракрасному каналу. И летчик-истребитель всегда понимает, что кто-то его облучает и кто-то пытается его обнаружить или уже обнаружил. И более того, по степени облучения понимает — или по нему будет сейчас пуск ракеты, или другое.
Что касается времени, говорит летчик, то тут все зависит от того, какое средство ПВО работает по самолету. "Скажем так, если это достаточно близко и самолет находится уже в зоне поражения, то время очень ограничено. Грубо говоря, сравнивая по сигналам с радаром-детектором на автомобиле, обнаружение — это сигнал с уровнем 1–2, дальше подготовка к пуску ракеты — это 3, 4, 5. А когда от 6 до 9 — это уже все, ракета уже пойдет. Ты уже попался в зону действия автомобильного радара — тебя уже сняли".
А вот произносимая Беляевым фраза "Отработаем действия в зоне ПВО" была согласована с редакторами, и они также задали ему вопрос: "А что должен делать самолет в этом случае?"
Для самолетов-истребителей есть так называемые противоракетные маневры, которые направлены на срыв возможности пуска ракеты со стороны средств ПВО. Самолет начинает энергично разворачиваться под 90 градусов с изменением скорости и высоты. Чаще всего сверху вниз с разгона. И выполнять маневрирование так называемой пространственной змейкой. И в этом случае вероятность попадания ракеты гораздо ниже.
До конца маршрута осталось…
"Снижаемся по глиссаде до аэродрома…"
Глиссада — это траектория движения самолета при заходе на посадку как по курсу, так и по высоте.
"И в принципе она строго стандартизирована и определена, то есть это именно маршрут по выходу на посадочный курс строго в створ взлетно-посадочной полосы, — объясняет летчик. — То есть в зависимости от удаления самолета до точки касания он должен иметь строго определенные параметры. И вот следование по этой траектории называется глиссадой".
"Выпускаем колеса, до прибытия… Перехожу к рулению. До полной остановки"
Такое есть и в реальности. Это разделение по этапам — захода на посадку, посадки и самого руления на место стоянки. Есть контрольные точки именно на глиссаде, где командир воздушного судна обязан доложить диспетчеру о состоянии самолета, что он вышел на посадочную прямую, выпущены шасси, закрылки и механизация крыла (для уменьшения посадочной скорости).
Вы приехали
"Задание выполнено, встретимся на разборе полетов"
Эта фраза про разбор полетов пошла именно от летчиков. Во-первых, процедура подготовки к полету тоже достаточно длительная — "это и постановка задачи кто куда на чем летит, с какой заправкой и какую цель должен выполнить". Дальше — само выполнение полета, а после все снова собираются под руководством командира или руководителя. Каждый докладывает, что он сделал, выполнена или не выполнена задача, по каким причинам она не выполнена и что произошло. А дальше определяется, почему эти отклонения были, кто и как их исправил и кто виноват.
"Но тут все зависит от начальника и командира. Если он достаточно мудрый, выдержанный и воспитанный, то это происходит спокойно, указываются ошибки, говорится о том, как нужно было правильно делать. Если не выдержанный, то там… вплоть до отстранения от полетов и другие выводы", — говорит Беляев.
На сегодняшний день курсор МиГ-35 в навигаторе скачали уже более 150 тыс. пользователей в России и странах СНГ.
Роман Азанов, Марина Лысцева, ТАСС.
Оригинал статьи
А пару месяцев назад появился в навигаторе ещё один голос, непривычный для всех, но очень знакомый для меня - им стал лётчик-испытатель, шеф-пилот Российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ", командир борта самолета МиГ-35, Герой России Михаил Беляев.
Давайте посмотрим, что же означают на профессиональном языке авиационных специалистов некоторые фразы и выражения, произнесенные им в приложении.
Михаил записал более 120 фраз, с помощью которых приложение ведет водителя по маршруту в объезд пробок, помогает найти парковку, предупреждает о камерах, авариях и ремонтных работах. Стрелка-курсор сделана в виде новейшего сверхманевренного истребителя МиГ-35.
Для Беляева этот проект стал необычным, и поначалу он даже отказался участвовать. "Это как-то не свойственно людям нашей профессии — участие в таких мероприятиях. Ну потом мы пообсуждали, поразмышляли, для чего это нужно… Мы популяризируем авиацию и МиГ, чтобы как раз он выходил в массы и люди знали о нем", — признался он в интервью ТАСС.
"Будем знакомы — командир борта МиГ-35.
Подсказываю маневры, помогаю достигать цели"
"В первую очередь сотрудники РСК "МиГ", их родственники и друзья с большим удовольствием обнаружили, что появилась именно функция МиГ-35 в качестве символа в навигаторе, ну и голос Михаила Беляева, — смеется летчик. — Мне трудно сказать, насколько широко это разошлось, но тем не менее моя супруга пользуется и многие люди, которые меня знают".
Миш, и я тоже с тобой теперь почти каждый день общаюсь))
Однако какие-то специфические фразы и выражения, которыми общаются пилоты и авиадиспетчеры, не всегда бывают понятны простым людям. Поэтому Беляеву пришлось вместе c редакторами их корректировать для удобного восприятия обычных пользователей и даже приходить "к некоторому консенсусу, что на авиационном сленге должно звучать именно вот так". Корреспондент ТАСС Роман Азанов отобрал наиболее интересные и нестандартные фразы, озвученные шеф-пилотом корпорации "МиГ" и попросил летчика прокомментировать, что они означают.
Маршрут построен
"Все системы в норме, к взлету готов"
"Вышка, к взлету готов"
В принципе, первая — это действующая реальная фраза, а вторая — из радиообмена. "Вышка — это обычно командно-диспетчерский пункт управления полетами, который дает разрешение на взлет-посадку, на выполнение различных операций".
"Гордый! К взлету готов"
"Гордый" — это позывной аэродрома Раменское. Для тех, кто работает в авиации, это считается знаковым аэродромом, и большинство авиаторов знает, что такое "Гордый", — говорит летчик, при этом уточняя, что у каждого аэродрома есть свой позывной.
Если это гражданские, они штатные — Шереметьево, Внуково, Домодедово — вышки. У них распределение зон ответственности: "Домодедово-вышка", или "Домодедово-подход", или руление. То есть на разных каналах разные диспетчеры, у которых своя зона ответственности. На военных аэродромах или аэродромах смешанного базирования немного другие позывные, которые могут быть постоянные, а могут быть сменные. То есть на общем канале — это чаще всего определенная частота или первый канал — для всех он постоянный позывной. Например, для аэродрома Раменское это "Гордый", для аэродрома Луховицы — "Лепесток".
Сменные позывные могут быть уже на рабочих каналах с определенной периодичностью. При этом военные летчики обязаны знать все названия. Например, аэродром может называться Спиртовый — и даже такое бывает.
Найден более быстрый маршрут
"Прошу изменения полетного маршрута"
Обычно при подготовке к любому полету задание четко оговаривается, поясняет Беляев. Определяется маршрут — основной или запасной — для выполнения полета или перелета. То, что прописано в полетном задании.
"Рассчитан более быстрый маршрут, набираю высоту"
"Это то, что необходимость изменения возникла, дальше этот маршрут просчитан или бортовым компьютером, штурманом или самим летчиком. И соответственно, такая фраза выдается. Ну с набором высоты — это присказка, — объясняет Беляев. — Был на одной высоте, а теперь пошел выше и дальше".
Вы приехали в промежуточную точку
"Промежуточная точка. Жду дальнейших указаний"
Такое бывает при выполнении какого-то маршрутного полета, если говорим про военную авиацию. Определяются поворотные точки (над ней маршрут меняет свою траекторию, отклонение по курсу, высоте или как-то еще) и эти промежуточные. Это может быть цель или некая точка, над которой надо произвести какое-то действие: коррекцию навигационных систем или изменить, допустим, параметры полета — высоту или скорость.
Вы ушли с маршрута
"Земля не отвечает. Потеря ориентировки. Летим по приборам…"
Эту фразу придумали с редакторами. В том случае, если пропадает сигнал GPS и свое местоположение этой программой не определяется. То, что было запланировано, программа не понимает, где мы находимся и как мы двигаемся относительно запланированного.
В реальности говорим о том, что главное — находиться в неком стабильном состоянии по параметрам полета: по высоте и скорости. Мы это контролируем по приборам: летим в прямолинейном горизонтальном положении и в некотором предполагаемом направлении, но мы не понимаем, где мы еще. Самолет стабилизирован, сбалансирован. А в это время мы пытаемся определить свое местоположение и восстановить ориентировку, где находимся и что нам нужно делать
Вы вернулись на маршрут
"Не двойной кульбит в воздухе, но на маршрут вернулись"
Это жаргонная вставка. Типа того, что ситуация неопределенности завершилась, далее действуем по ранее установленному плану.
Двойной кульбит — это маневр, который выполняет наш самолет с отклоняемым вектором тяги (ОВТ). Он считается, наверное, по техническому выполнению со стороны летчика и по аэродинамическим особенностям летательного аппарата наиболее сложным. Такой маневр выполняет только наш истребитель МиГ-29ОВТ. В мире никто такого больше не делает.
Авария
"Впереди неисправный борт…"
В реальной жизни такое тоже имеет место быть, ведь, как правило, в воздухе не один самолет, а много. И если у кого-то что-то происходит, тогда диспетчер информирует об этом остальных. Для того чтобы все участники воздушного движения понимали и каким-то образом давали ему приоритет на изменение, например, маршрута захода на посадку и давали возможность в эфире (радиообмене) высказываться тому, кому дан приоритет. Остальные просто молча слушают, что же происходит.
Дорожные работы
"Впереди мощное кучевое облако… Грозовой фронт. Впереди зона турбулентности…"
Грозовой фронт и мощная кучевая облачность считаются опасными явлениями погоды, в которые воздушным судам попадать крайне нежелательно. И необходимо принять все меры, чтобы обойти это путем изменения маршрута или набора высоты.
"В мощной кучевой облачности всегда присутствуют восходящие и нисходящие потоки, которые начинают трясти, болтать самолет, и возникает зона турбулентности. Это неблагоприятные явления", — говорит летчик, уточняя, что турбулентность в обычном гражданском самолете и военном ощущается примерно одинаково.
Впереди камера
"Входим в зону ПВО. Похоже, нас кто-то облучает…"
Это некий профессиональный термин. Зона ПВО (противовоздушной обороны) — общепринятый термин.
Это те зенитные ракетные комплексы и радарные установки, которые находятся на земле, контролируют все воздушное пространство и понимают, кто находится в воздухе — свой или чужой, или неопознанный. И дальше принимается решение на атаку этого воздушного судна или на его пролет.
А облучение… на самолетах-истребителях установлены применительно к автомобильной технике радары-детекторы, которые воспринимают радиолокационное облучение, лазерное и пуски ракет по инфракрасному каналу. И летчик-истребитель всегда понимает, что кто-то его облучает и кто-то пытается его обнаружить или уже обнаружил. И более того, по степени облучения понимает — или по нему будет сейчас пуск ракеты, или другое.
Что касается времени, говорит летчик, то тут все зависит от того, какое средство ПВО работает по самолету. "Скажем так, если это достаточно близко и самолет находится уже в зоне поражения, то время очень ограничено. Грубо говоря, сравнивая по сигналам с радаром-детектором на автомобиле, обнаружение — это сигнал с уровнем 1–2, дальше подготовка к пуску ракеты — это 3, 4, 5. А когда от 6 до 9 — это уже все, ракета уже пойдет. Ты уже попался в зону действия автомобильного радара — тебя уже сняли".
А вот произносимая Беляевым фраза "Отработаем действия в зоне ПВО" была согласована с редакторами, и они также задали ему вопрос: "А что должен делать самолет в этом случае?"
Для самолетов-истребителей есть так называемые противоракетные маневры, которые направлены на срыв возможности пуска ракеты со стороны средств ПВО. Самолет начинает энергично разворачиваться под 90 градусов с изменением скорости и высоты. Чаще всего сверху вниз с разгона. И выполнять маневрирование так называемой пространственной змейкой. И в этом случае вероятность попадания ракеты гораздо ниже.
До конца маршрута осталось…
"Снижаемся по глиссаде до аэродрома…"
Глиссада — это траектория движения самолета при заходе на посадку как по курсу, так и по высоте.
"И в принципе она строго стандартизирована и определена, то есть это именно маршрут по выходу на посадочный курс строго в створ взлетно-посадочной полосы, — объясняет летчик. — То есть в зависимости от удаления самолета до точки касания он должен иметь строго определенные параметры. И вот следование по этой траектории называется глиссадой".
"Выпускаем колеса, до прибытия… Перехожу к рулению. До полной остановки"
Такое есть и в реальности. Это разделение по этапам — захода на посадку, посадки и самого руления на место стоянки. Есть контрольные точки именно на глиссаде, где командир воздушного судна обязан доложить диспетчеру о состоянии самолета, что он вышел на посадочную прямую, выпущены шасси, закрылки и механизация крыла (для уменьшения посадочной скорости).
Вы приехали
"Задание выполнено, встретимся на разборе полетов"
Эта фраза про разбор полетов пошла именно от летчиков. Во-первых, процедура подготовки к полету тоже достаточно длительная — "это и постановка задачи кто куда на чем летит, с какой заправкой и какую цель должен выполнить". Дальше — само выполнение полета, а после все снова собираются под руководством командира или руководителя. Каждый докладывает, что он сделал, выполнена или не выполнена задача, по каким причинам она не выполнена и что произошло. А дальше определяется, почему эти отклонения были, кто и как их исправил и кто виноват.
"Но тут все зависит от начальника и командира. Если он достаточно мудрый, выдержанный и воспитанный, то это происходит спокойно, указываются ошибки, говорится о том, как нужно было правильно делать. Если не выдержанный, то там… вплоть до отстранения от полетов и другие выводы", — говорит Беляев.
На сегодняшний день курсор МиГ-35 в навигаторе скачали уже более 150 тыс. пользователей в России и странах СНГ.
Роман Азанов, Марина Лысцева, ТАСС.
Оригинал статьи
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]