Коммунистическая пропаганда Китая
---
В Шанхае есть музей плаката коммунистической пропаганды. Я уже давно о нём слышал, но неделю назад, возвращаясь домой из Тибета впервые смог в нём побывать. Мне всегда было любопытно, что в Китае, где довольно неоднозначно относятся к своему прошлому, может быть музей пропаганды - ведь это довольно смело.
Но когда я всё таки попал в это место, всё встало на свои места. Оказалось, что Центр Пропагандистского Плаката - это не официальный музей, поддержанный государством, а довольно хорошо спрятанная частная коллекция, о которой можно узнать только из интернета. Он даже находится, в прямом смысле под землёй!
Как вы знаете, я не большой любитель музеев, но люблю героическую эстетику соцреализма, и интересуюсь коммунистической (и непредсказуемой) историей Китая. Поэтому, оказавшись в последний день поездки снова в Шанхае, я вбил в Гуглокарты "Propaganda Poster Art Center", и отправился искать заветную точку на карте.
К моему удивлению, навигатор привёл меня в тихий спальный район, вдали от сверхвысоких небоскрёбов города. Я несколько раз ходил взад-вперёд по улице в поисках какой-нибудь вывески или указателя, но везде были только заезды в частные дворы. Впрочем, и точка на карте рисовалась поверх жилого панельного дома, так что я решил всё же зайти в ближайший двор, и поискать там.
В итоге, оказалось, что музей действительно располагается в подвале жилого дома, а первый указатель с его именем был расположен уже прямо у входа в подъезд. То есть, если ты не знаешь, что тут есть такой музей, то с улицы ты никогда не найдёшь. Возможно это и есть одна из причин, почему власти терпят существование такого каверзного заведения, показывающего подноготную истории китайского коммунизма.
Основатель музея, частный гражданин по имени Ян Пей Минь, начал собирать старые китайские плакаты в середине 1990х, когда они уже стали относительным раритетом - главный пик выпуска таких плакатов пришёлся на 1949 - 1979.
Со временем Минь понял, что плакаты представляют интерес не только для него одного, а обстановка в стране меняется в сторону открытости и свободы. И в 2002 году он открыл свой маленький музей в подвале жилого дома. С тех пор его коллекция росла, и сегодня музейчик занимает аж три подвальные комнаты.
В 2012 году хозяин даже получил на свой музей официальную лицензию от правительства. Как и следует официальному музею, за вход нужно платить: билет стоит где-то 25 юаней (примерно $4).
Экспонаты размещены вдоль стен помещений довольно плотно, видно, что хозяин не избалован музейными просторами. Из-за этого нормально оценить коллекцию не так легко, в глаза (и объектив) всё время лезут краешки соседних работ.
Фотография здесь запрещена, о чём мне сообщил настоятель после того, как я успел поснимать самые интересные из плакатов. Правда, они все хранятся в таких защитных пластиковых чехлах, что нормально сфотографировать их не так то и просто - всё время отсвечивает лампочка с потолка. В этом плане музей конечно не дотягивает до профессионально курируемой экспозиции, с грамотно настроенным светом.
Коллекция захватывает ранние плакаты конца 1940х - начала 1950х, на них эстетический стиль более похож на традиционное китайское искусство - даже товарищ Сталин чем-то похож на китайца.
В более поздних плакатах заметен переход к графическому стилю соцреализма - такие плакаты про дружбу народов я помню со времён своего детства.
Интересно, что много внимания уделено международным событиям. Вот например Фидель Кастро в 1962 году:
Поддержка протестов в США против Вьетнамской войны (1966):
Встреча на высшем уровне с товарищем Хрущёвым. Впрочем, Хрущёва китайские коммунисты не очень чаяли, считали, что он предал светлую память Сталинских идей.
Есть плакаты и на внутри-китайские темы. Вот например призыв к отправлению молодёжи "осваивать село". Такая движуха началась в середине Культурной Революции. Партия была обеспокоена количеством воинственно настроенных студентов в городах, готовых громить всё подряд, и ради разрядки обстановки их решили отправлять в деревни.
А это - мирное освобождение Тибета. Радостный Тибетский народ приветствует своих освободителей. Не совсем, правда, понятно, от кого именно он было освобождён.
Но главный герой всех этих плакатов неизменно сам товарищ Мао Цзэдун. Мао изображён вместе (и в тоже время над) своим народом.
Молодой Мао, в дерзкой графической стилизации, смело смотрит вдаль с очередного плаката.
На многих картинках Мао изображён идеологическим наследником Маркса и Ленина. А иногда ещё добавляли Энгельса и Сталина.
Это, кстати фотография из сувенирной лавки - даже в таком маленьком музее, как этот, выход обязательно сделан через неё, родимую - как в знаменитом фильме Бэнкси. Здесь продаются открытки с изображениями с плакатов, и различные книги.
Можно даже купить журнал Корея - там всё тоже хорошо.
Но я вместо журнала купил книгу с изображениями всех этих плакатов. Хотите, ещё несколько сфотографирую и выложу отдельным постом?
Погуляв часик по музею, и тщательно изучив все плакаты, я вышел обратно в современную китайскую действительность: двор жилого корпуса "В", полностью заасфальтированный, и расчерченный под парковку иномарок. Одна из жительниц верхних этажей этого здания выгуливает собачку. Интересно, она когда-нибудь ходила смотреть на старую пропаганду?..
Со двора тут ничего не намекает на музей внутри. Что и говорить... Шанхай - город контрастов.
Ещё рассказы про особенности Китая? Их есть у меня:
За что китайцы гнобят мирных пенсионеров?
Необычные меры безопасности для кредитных карт
Жители китайской столицы
Но когда я всё таки попал в это место, всё встало на свои места. Оказалось, что Центр Пропагандистского Плаката - это не официальный музей, поддержанный государством, а довольно хорошо спрятанная частная коллекция, о которой можно узнать только из интернета. Он даже находится, в прямом смысле под землёй!
Как вы знаете, я не большой любитель музеев, но люблю героическую эстетику соцреализма, и интересуюсь коммунистической (и непредсказуемой) историей Китая. Поэтому, оказавшись в последний день поездки снова в Шанхае, я вбил в Гуглокарты "Propaganda Poster Art Center", и отправился искать заветную точку на карте.
К моему удивлению, навигатор привёл меня в тихий спальный район, вдали от сверхвысоких небоскрёбов города. Я несколько раз ходил взад-вперёд по улице в поисках какой-нибудь вывески или указателя, но везде были только заезды в частные дворы. Впрочем, и точка на карте рисовалась поверх жилого панельного дома, так что я решил всё же зайти в ближайший двор, и поискать там.
В итоге, оказалось, что музей действительно располагается в подвале жилого дома, а первый указатель с его именем был расположен уже прямо у входа в подъезд. То есть, если ты не знаешь, что тут есть такой музей, то с улицы ты никогда не найдёшь. Возможно это и есть одна из причин, почему власти терпят существование такого каверзного заведения, показывающего подноготную истории китайского коммунизма.
Основатель музея, частный гражданин по имени Ян Пей Минь, начал собирать старые китайские плакаты в середине 1990х, когда они уже стали относительным раритетом - главный пик выпуска таких плакатов пришёлся на 1949 - 1979.
Со временем Минь понял, что плакаты представляют интерес не только для него одного, а обстановка в стране меняется в сторону открытости и свободы. И в 2002 году он открыл свой маленький музей в подвале жилого дома. С тех пор его коллекция росла, и сегодня музейчик занимает аж три подвальные комнаты.
В 2012 году хозяин даже получил на свой музей официальную лицензию от правительства. Как и следует официальному музею, за вход нужно платить: билет стоит где-то 25 юаней (примерно $4).
Экспонаты размещены вдоль стен помещений довольно плотно, видно, что хозяин не избалован музейными просторами. Из-за этого нормально оценить коллекцию не так легко, в глаза (и объектив) всё время лезут краешки соседних работ.
Фотография здесь запрещена, о чём мне сообщил настоятель после того, как я успел поснимать самые интересные из плакатов. Правда, они все хранятся в таких защитных пластиковых чехлах, что нормально сфотографировать их не так то и просто - всё время отсвечивает лампочка с потолка. В этом плане музей конечно не дотягивает до профессионально курируемой экспозиции, с грамотно настроенным светом.
Коллекция захватывает ранние плакаты конца 1940х - начала 1950х, на них эстетический стиль более похож на традиционное китайское искусство - даже товарищ Сталин чем-то похож на китайца.
В более поздних плакатах заметен переход к графическому стилю соцреализма - такие плакаты про дружбу народов я помню со времён своего детства.
Интересно, что много внимания уделено международным событиям. Вот например Фидель Кастро в 1962 году:
Поддержка протестов в США против Вьетнамской войны (1966):
Встреча на высшем уровне с товарищем Хрущёвым. Впрочем, Хрущёва китайские коммунисты не очень чаяли, считали, что он предал светлую память Сталинских идей.
Есть плакаты и на внутри-китайские темы. Вот например призыв к отправлению молодёжи "осваивать село". Такая движуха началась в середине Культурной Революции. Партия была обеспокоена количеством воинственно настроенных студентов в городах, готовых громить всё подряд, и ради разрядки обстановки их решили отправлять в деревни.
А это - мирное освобождение Тибета. Радостный Тибетский народ приветствует своих освободителей. Не совсем, правда, понятно, от кого именно он было освобождён.
Но главный герой всех этих плакатов неизменно сам товарищ Мао Цзэдун. Мао изображён вместе (и в тоже время над) своим народом.
Молодой Мао, в дерзкой графической стилизации, смело смотрит вдаль с очередного плаката.
На многих картинках Мао изображён идеологическим наследником Маркса и Ленина. А иногда ещё добавляли Энгельса и Сталина.
Это, кстати фотография из сувенирной лавки - даже в таком маленьком музее, как этот, выход обязательно сделан через неё, родимую - как в знаменитом фильме Бэнкси. Здесь продаются открытки с изображениями с плакатов, и различные книги.
Можно даже купить журнал Корея - там всё тоже хорошо.
Но я вместо журнала купил книгу с изображениями всех этих плакатов. Хотите, ещё несколько сфотографирую и выложу отдельным постом?
Погуляв часик по музею, и тщательно изучив все плакаты, я вышел обратно в современную китайскую действительность: двор жилого корпуса "В", полностью заасфальтированный, и расчерченный под парковку иномарок. Одна из жительниц верхних этажей этого здания выгуливает собачку. Интересно, она когда-нибудь ходила смотреть на старую пропаганду?..
Со двора тут ничего не намекает на музей внутри. Что и говорить... Шанхай - город контрастов.
Ещё рассказы про особенности Китая? Их есть у меня:
За что китайцы гнобят мирных пенсионеров?
Необычные меры безопасности для кредитных карт
Жители китайской столицы
Взято: levik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]