Состояние ВМС Украины
---
Оригинал взят у коллеги eagle_rost в ВМС Украины 2 года спустя
В сегодняшнем [24 мая 2016 года] номере газеты "Военно-промышленный курьер" опубликована статья Дмитрия Болтенкова "Шаланды полные шрапнели".
Название редакторское.
Даю авторский, немного отличающийся текст данного опуса. Особо обращаю внимание, что статья была написана в марте этого года, поэтому имя Командующего ВМСУ уже бывшее.
Военно-Морские силы Украины 2 года спустя Крымских событий.
Бывший ракетный корвет (ракетный катер) ВМС Украины "Приднепровье" проекта 12411Т на отстое в Карантинной бухте Севастополя, июль 2014 года (с) я
Утром 25 марта 2014 года тральщик Черкассы был последней воинской частью Военно-морских сил Украины, над которой развевался Украинский флаг. Вечером того же дня данный корабль был взят бескровным штурмом подразделениями спецназа России.
В тот день, по сути, ВМС Украины перестали существовать как какое-то подобие организованной военной силы. Это был разгром, соизмеримый с такой военной катастрофой, как Цусима. Казалось бы, после таких разгромов не возрождаются, однако 2 года спустя Военно-морские силы Украины продолжают существовать…….
Для начала надо представлять, что ВМСУ представляли собой на март 2014 года.
Украина начала создавать свои военно-морские силы в 1992 года после распада СССР.
Создавала она их на фундаменте Черноморского флота Советского Союза, на основе его кораблей, береговой инфраструктуры и личного состава.
На начало 2014 года ВМС Украины включали в себя:
1 и 5 бригады надводных кораблей (Севастополь и Новоозерное);
две военно-морские базы - Западная в Одессе и Южная в Севастополе;
10 морская авиационная бригада;
группировка береговых войск (36 бригад береговой обороны, 406 артиллерийская группа, 1 и 501 батальоны морской пехоты, 2 береговых ракетных дивизиона -один с ракетным комплексом Утес, другой с ракетным комплексом Рубеж).
Большое количество частей боевого и тылового обеспечения (в частности 8 и 18 дивизионы судов обеспечения, 28 дивизион поисково-спасательных частей).
Подготовка кадров осуществлялась в Черноморском Военно-Морском училище имени П.С. Нахимова, ранее бывшим училищем ВМФ СССР.
ВМС Украины насчитывали порядка 15 тыс. человек (ориентировочно 12 тыс. чел военнослужащих и 3 тыс. гражданского персонала). В составе флота имелось порядка 60 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов, в частности: фрегат Гетман Сагайдачный, десантный корабль Константин Ольшанский, 5 корветов, 2 морских тральщика, десантный корабль, подводная лодка Запорожье, ракетный катер и ряд мелких боевых единиц. Также в составе ВМСУ имелось около 30 самолетов и вертолетов; порядка 250 танков, боевых бронированных машин и артиллерийских орудий. При этом все корабли, вооружение и техника были советского производства.
Ориентировочно 80 процентов воинских частей и объектов инфраструктуры ВМСУ находились на территории полуострова Крым. Вне Крыма находились структуры Западной ВМБ и дивизион речных катеров в Одессе, 73 центр спецназа (боевые пловцы) и арсенал в Очакове.
ВМС, как и другие виды Вооруженных Сил Украины, по состоянию на весну 2014 года находились в состоянии глубокой деградации. Так “условно боеспособны” были только четыре корабля: фрегат Гетман Сагайдачный, корвет Тернополь, корабль управления Славутич и большой десантный корабль Константин Ольшанский. Общий уровень боевой подготовки ВМС Украины был крайне невелик, особенно по сравнению с уровнем боевой подготовки ВМФ РФ. Вместе с тем, отдельные подразделения морской пехоты прошли обучение по стандартам НАТО, а фрегат Гетман Сагайдачный и корвет Тернополь неоднократно совершали походы в Средиземное Море и Индийский Океан. Численности личного состава ВМСУ и ЧФ РФ были вполне соизмеримы при несравненно большем корабельном составе ЧФ. ВМСУ имели явный переизбыток высшего командного состава и переизбыток командных и управляющих структур.
По сути ВМС Украины представлял собой бессистемный остаток советского флота. За все постсоветское время власти Украины так и не смогли внятно ответить на вопрос: “какой, зачем и для чего Украине нужен флот?”.
В реалиях Украины до февраля 2014 года ВМСУ, равно как и ВС Украины в целом, медленно вымирали……….
Крымская весна 2014 года
В ходе событий весны 2014 года все подразделения Вооруженных Сил Украины в Крыму были блокированы силами самообороны Крыма и Вооруженных Сил Российской Федерации. Это было сделано для того, чтобы данные силы не могли воспрепятствовать проведению референдума о статусе полуострова Крым, назначенному на 16 марта 2014 года. Кроме того, российские моряки хорошо помнили какими методами Украина создавала свои ВМС в начале 1990х годов и у них было определенное желание поквитаться……
К 26 марта 2014 года подразделения Вооруженных Сил Украины добровольно или принудительно были взяты под контроль ВС России и властей Крыма. Случаев оказания какого либо сопротивления было немного: 3 марта 2014 года вся способная взлететь авиатехника (3 самолета и 4 вертолета) 10 морской авиационной бригады улетела в Николаев. 24 марта казарма 501 батальона морской пехоты ВМСУ в Феодосии была взята штурмом, при этом была даже рукопашная схватка между сторонами. Да несколько кораблей ВМСУ бродили по акватории озера Донузлав, выход из которого был заблокирован затопленными кораблями ЧФ, пока их не взяли.
Украине очень сильно повезло, что в этот момент времени флагман их флота фрегат Гетман Сагайдачный не находился в Севастополе. Возвращавшийся после несения противопиратской миссии в Индийском Океане фрегат остался под контролем Киева и был перенацелен в Одессу, куда и прибыл 5 марта 2014 года.
По ситуации на 26 марта 2014 года (дня окончания сопротивления Украинских сил в Крыму) вне Крыма находились фрегат Гетман Сагайдачный, артиллерийский катер Скадовск, 8 кораблей и катеров обеспечения. Остальные 51 корабль и катер остались в Крыму под контролем Российских Вооруженных Сил.
ВМС Украины свои функции, прописанной в морской доктрине Украины от 2009 года — в части “обеспечения территориальной целостности” страны и “нерушимости ее государственной границы на море”, в марте 2014 года не выполнили.
Военнослужащим ВМС Украины находившимся Крыму был предложен выбор из трех вариантов: вернуться на континентальную часть Украины, уйти в запас или перейти для продолжения службы в структуры ВС России. Точных цифр количества лиц, выбравших тот или иной вариант нет. По ряду оценок порядка 3500 человек выбрали первый вариант и в конце марта-апреле покинули Крым , причем часть из них после этого вернулась обратно.
Порядка 8 тыс. человек были занесены в разряд дезертиров ВМСУ, как перешедшие на сторону России. На Украину из Крыма вышел деморализованы личный состав с личными вещами без оружия и военной техники. Полноценных частей, как корабельных экипажей, так и береговых частей из Крыма не вышло. К примеру, из 80 человек 801 отряда борьбы с подводными диверсантами на Украину вышли всего 7 . После того, как Гетман Сагадайчный прибыл в Одессу, экипаж покинули 28 человек, а позднее его покинул и командир капитан 2 ранга Роман Пятницкий. Из 900 человек личного состава 10 авиационной бригады на Украину ушли 250 человек. Таким образом, в марте 2014 года ВМС Украины потеряли большую часть личного состава, 90 процентов корабельного состава, практически всю инфраструктуру и материальные запасы, служебную и секретную документацию, коды связи и так далее.
После возвращения Крыма в состав России встал вопрос о судьбе боевой техники и имущества ВМС Украины, оставшейся на территории полуострова. Первоначально существовали планы включения корабельного состава ВМСУ в состав Черноморского Флота России. Однако после детального изучения наследства, было принято политическое решение о возвращении всего этого металлома на Украину . Хотя бесспорно ряд кораблей представлял интерес для ВМФ РФ. Вообще русские отмечали убогость инфраструктуры украинских моряков. Здесь еще надо отметить, что все оружие и вооружение ВМСУ было советское, и Россия, как правопреемница СССР имела полное право на это имущество……
В процессе возвращения кораблей Украинские средства массовой информации неоднократно заявляли претензии России за якобы нанесенные повреждения кораблям, однако все это объясняется либо низким техническим состоянием кораблей ВМСУ до начала Крымских событий, либо также нанесенными повреждениями кораблям личным составом в ходе противостояния.
В апреле-июне 2014 года Украине было возвращено порядка двух третей корабельного состава, определенное количество танков, бронемашин и автомобилей (3 боевые корабля, 32 судна обеспечения, порядка 1400 единиц автомобильной и бронетанковой техники, 24 самолета и вертолета ). Россия достаточно осторожно передавала сперва вспомогательные суда и малоценные боевые корабли. Самые ценные корабли оставлялись на потом, и в итоге Украине так и не были переданы. Интересно, что боевые корабли передавались без оружия, так ракетный катер проекта 206МР Прилуки был возвращен без ракет Термит.
В середине июня 2014 года в связи с начавшейся на Юго-Востоке Украины т.н. Антитеррористической операцией передача воинского имущества была прекращена.
В итоге 17 кораблей и судов обеспечения, среди которых, по сути, все боевые корабли (подводная лодка Запорожье, корабль управления Славутич, десантный корабль Ольшанский, тральщики Чернигов и Черкассы, корветы Луцк, Тернополь, Хмельницкий и Приднепровье) остались в Севастополе . Также на территории Крыма остались запасы разного военного имущества ВМСУ. Несколько уже списанных из состава ВМСУ корабля были утилизированы в счет покрытия долгов флота предприятиям Крыма.
Возрождение ВМС Украины
Летом 2014 года началась полномасштабная гражданская война на территории Юго-востока Украины. Данное событие стало основой восстановления Вооруженных Сил Украины и в первую очередь ее Сухопутных войск, несущих основную тяжесть ведения боевых действий. Уход Крыма из состава Украины и события на Юго-Востоке этой страны консолидировали украинский народ. Органы власти, организации и народ начал активно оказывать содействие и помощь вооруженным силам своей страны. На Украине появился такой интересный феномен, как волонтерское движение помощи армии и флоту.
Изначально корабли и суда ВМСУ выводились из Крыма в Одессу, где еще в советское время в Практической гавани базировались силы ВМФ СССР. Чуть позже в интересах ВМСУ начал использоваться пункт базирования в Очакове. Морская Авиация стала базироваться на аэродроме Кульбакино близ города Николаев. Остатки подразделений береговых войск и морской пехоты были собраны в Николаеве.
Командование ВМСУ, опираясь на помощь властей и волонтеров, начало активно обустраиваться на выделенных им территориях, переформировывать и перевооружать свои части и подразделения. Сразу же ротные группы начали принимать участие в боевых действиях в Донбассе. По состоянию на 5 июля 2015 года погибло 15 моряков , в том числе несколько спецназовцев 73 центра. В дальнейшем подразделения морской пехоты и береговой артиллерии ВМСУ принимали деятельное участие в боях под Мариуполем.
Полученная из Крыма бронетехника была восстановлена и отремонтирована. Со складов и из других частей артиллерийские части получили на вооружение 152 мм пушки 2А36 Гиацинт-Б (два дивизиона) и Д-20 (один дивизион), также РСЗО Град и 100 мм пушки Рапира. Части морской пехоты получили танки Т-64, боевые машины пехоты БМП-2, бронетранспортеры и автомобили HMMWV, полученные из США.
Достаточно быстро были сформированы экипажи на более менее “живые” корабли. Так остатки экипажа корвета Тернополь освоили судно Шостка, а экипаж тральщика Черкассы пересел на буксир Корец . Достаточно оперативно ВМСУ восстановила свои органы управления и штабы воинских частей. Удивительно, как будет показано ниже, количество воинских частей не сильно изменилось по сравнению с тем, что было.
Летом-осенью 2015 года в составе ВМСУ были сформирована 36 бригада береговой обороны, включающая в себя четыре пехотных и один танковый батальоны, а также самоходный артиллерийский, зенитный и противотанковый дивизионы. В Одесской области в ноябре 2015 года был сформирован 137 батальон морской пехоты. Не исключено, что в состав ВМСУ войдут и зенитные ракетные части ПВО, дислоцированные в Одесской области . Что любопытно, в составе ВМСУ продолжает существовать и береговой ракетный дивизион, хотя и без материальной части. В декабре 2015 года в Одессе началось развертывание реактивного артиллерийского полка (два дивизиона), вооруженного РСЗО “Град” и “Ураган”.
Планируется развернуть 406 группу в артиллерийскую бригаду. Вообще развитие береговой компоненты является одним из приоритетных развитий ВМСУ.
Волонтерское движение активно участвует в воссоздание украинских вооруженных сил, собирая финансовые средства и покупая на них разные виды оружия и снаряжения. Для ВМСУ волонтеры купили несколько радиолокационных станций, разное снаряжение для морских пехотинцев и спецназовцев.
Помимо этого они пытаюсь участвовать в процессах военного строительства. В частности в феврале 2016 года разгорелся скандал, когда волонтеры обвинили в саботаже ряд офицеров ВМСУ.
В ноябре 2014 года прошла интересная информация о существовавших планах ликвидации флота, трансформации его во флотилию, о переводе сил флота из Одессы в Николаев и подчинение Южному Оперативному Командованию (которого и в данный момент времени нет). Надо полагать, что в острых условиях осени-зимы 2014-2015 годов, когда шли тяжелые бои на Донбассе, сухопутные генералы решили удалить флотского конкурента от финансовых ресурсов. Эта история всплыла в сети Интернет и была раскритикована, и в дальнейшем опровергнута.
Боевая подготовка
После перевода ВМСУ на территорию Одесской и Николаевской областей резко вырос уровень боевой подготовки сил. Подразделения береговых войск, помимо участия в Антитерростической Операции на Юго-Востоке Украины, постоянно проводят учения и боевые стрельбы. Особо отрабатывается вопросы противодесантных действий. Подразделения береговых войск регулярно совершают парашютные прыжки и отрабатывают десантные операции. Характерно, что характер проводимых учений —комплексная отработка и береговых и морских и воздушных компонент.
Корабли ВМСУ принимают участие во всех учениях сил НАТО, проводимых в Черном Море. Так они принимали участие в учениях See Breeze-2014 в сентябре 2014 года и в учениях See Breeze-2015 (эти учения стали самыми масштабными за все время их проведения) в сентябре 2015 года. В июле 2015 года ВМСУ приняли участие в учениях НАТО Морской Щит-2015. В марте 2015 года фрегат Гетман Сагайдачный и судно Балта провели учения в Мраморном Море вместе с ВМС Турции.
Неоднократно корабли ВМСУ выходили на перехват кораблей Российского Черноморского Флота, подходящих к границе территориальных вод Украины.
Корабли ВМСУ регулярно проводят артиллерийские стрельбы (впрочем другого вооружения на кораблях практически и нет). Так за 2014 год по данным “Белой книги Министерства Обороны Украины” произведено порядка 200 артиллерийских стрельб по морским и воздушным целям. В 2014 году средняя наплаванность кораблей и катеров ВМСУ составила 34 дня, что существенно выше чем было ранее. Морская авиация в том же 2014 году налетала на экипаж 60 часов, выполняя бомбометания и десантирования.
В целом по сравнению с временами до весны 2014 года, уровень боевой подготовки формирований ВМСУ резко вырос.
Структура и состав ВМС Украины на март 2016 года
В настоящее время численность личного состава ВМСУ можно оценить цифрой в 9тыс чел, из которых порядка 3-4 тыс. человек входит в состав береговых войск.
Штаб ВМСУ находится в городе Одесса. Командует ВМСУ вице-адмирал Сергей Гайдук. Его первый заместитель контр-адмирал Игорь Тымчук, начальник штаба контр-адмирал Андрей Тарасов.
В состав флота входят следующий основные части и подразделения:
Западная (Одесса) и Южная (Очаков) военно-морские базы.
В состав 1-ой бригады надводных кораблей, которая базируется в Одессе входят следующие единицы:
фрегат Гетман Сагайдачний (1993) ; учебный корвет Винница (1976) в резерве; ракетный катер Прилуки (1980); судно размагничивания Балта (1987); водолазное судно Почаев (1975); морской буксир Ковель (1965); артиллерийские катера Скадовск, АК-01 Ровно и АК-02 (1975 и 1973).
5-ая бригада надводных кораблей базируется на Очаков и имеет в своем составе:
Средний десантный корабль Кировоград (1971); десантный катера Сватово (1979); Разведывательный корабль Переяслав (1987); рейдовый тральщик Гениченск (1985); Артиллерийский катер АК-03, морской буксир Корец (1973); судно физических полей Северодонецк.
Вспомогательный флот ВМСУ состоит из 4 подразделений:
1-ый Дивизион кораблей охраны и обеспечения базируется в Одессе и включает в себя:
противодиверсионный катер Голая Пристань (1986); катера связи Пивденный и Коростень (1963 и 1965); водолазные катера Владимир Волинський (1983) и РВК-258 (1977); буксирные катера БУК-239, U941 и Красноперекопськ (1974); рейдовые катера РК-1942 (1984) и U-001 (катер командующего ВМСУ); учебные катера Смила (1985), Новая Каховка (1986) и Чигирин (1984); танкеры Фастов (1981) и Судак (1957); пассажирский катер Ильичёвск (1976).
8-ой дивизион судов обеспечения в Очакове:
транспорт Горловка (1965); морские водолазные суда Нетишин (1973) и Каменка (1957); катер связи Доброполье; противопожарный катер Евпатория (1953); плавучий склад Золотоноша (1986); буксирный катер Новоозерное (1955).
28-ой дивизион поисково-спасательных судов в Одессе: поисково-спасательное судно Донбасс (1970). Бывший корабль управления и бывшая плавмастерская, используется как плавказарма. Также в состав дивизиона входят: килекторное судно Шостка (1976); санитарный катер Сокаль (1983); противопожарный катер Борщив (1954); водолазные катера Ромны (1983) и Токмак (1984); поисково-спасательное судно Изяслав(1962).
Центр навигации, гидрографии и гидрометеорологии имеет в своем составе малый гидрографический катер МГК-1877 (1989).
Морская Авиация ВМСУ представлена 10-й авиационной бригадой (аэродром Кульбакино в Николаеве) в составе которой имеется 6 самолетов Бе-12 (2 из которых летающие), 2 самолета Ан-26 и один Ан-2. Вертолеты: 10 Ка-27 (3 в летном состоянии), 4 Ми-14 (один не летающий), на хранении имеется 4 Ка-29 и 3 Ми-8. В дальнейшем планируется создать в бригаде отряд беспилотных летальных аппаратов, а авиационный парк заменить на патрульные самолеты, разработанные на базе самолета Ан-148. Также планируется получить на вооружение ударные вертолеты.
Части спецназа представлены 801 отрядом борьбы с диверсантами в Одессе и 73 центром специальных операций (морские пловцы) в Очакове.
В состав войск береговой и территориальной обороны ВМСУ входят:
36 бригада береговой обороны (три батальона морской пехоты , танковый батальон, десантно-штурмовой батальон, самоходно-артиллерийский, противотанковый и зенитный дивизионы) в Николаеве; 137 батальон морской пехоты в Одессе; 406 артиллерийская группа дислоцируется дивизионами (два в Одесской области, один в Очакове и один с управлением группы в Николаеве). Идет формирование реактивного артиллерийского полка. Сохраняется береговой ракетный дивизион, хотя и без материальной части, в надежде на появление на вооружении берегового ракетного комплекса с ПКР Нептун.
В составе тыла ВМСУ имеется Центр обеспечения в Одесской области; 18-ая в Одессе и 22-ая в Очакове судоремонтные мастерские и другие части.
Имеется центр радиоэлектронной разведки. Связью ВМС обеспечивает 37 полк связи в Одесской области.
Для подготовки кадров имеются 198 учебный центр ВМС в Николаеве (проводит подготовку рядового личного состава). В составе данного центра имеется учебный батальон. Офицерский состав готовится в Академии Военно-морских сил Украины, которая сейчас в статусе института является структурным подразделением Одесской национальной морской академии. В 2018 году Академия станет самостоятельным учебным заведением . Также в Одессе есть военно-морской лицей. Ряд моряков проходит обучение в Англии и Канаде.
Перспективы развития корабельного состава
Говоря о корабельном составе ВМСУ, следует заметить, что с “нуля” Украина не построила ни одного корабля, весь ее корабельный состав представлял собой корабли Советского Союза. Располагая мощной судостроительной базой, Украина лишь достроила 4 корабля из советского наследства: корветы Луцк и Тернополь, фрегат Гетман Сагайдачный и корабль управления Славутич. Как было показано выше, средний возраст кораблей и судов составляет 38 лет.
В 2010 года власти Украины решили оздоровить корабельный состав своего флота.
Одна программа была программа строительства серии корветов проекта 58250. Планировалось построить до 2026 года 10-12 кораблей проекта 58250, но в дальнейшем это число сократилось до 4. В мае 2011 года головной корвет Владимир Великий был заложен в Николаеве. Однако в 2014 году его строительство было остановлено. Сам по себе корвет представляет собой международный проект, в котором системы оружия должны были быть закуплены в странах НАТО, а корпус, двигатели и электроника делались бы на Украине.
Другой программой стала программа создания артиллерийских катеров проекта 58155 Гюрза-М. В октябре 2012 года были заложены 2 катера в Киеве. Однако уже в декабре 2013 года ВМСУ отказались от этих катеров.
Летом 2014 года после окончания передачи кораблей из судов из Крыма на Украину, Командование ВМСУ столкнулось с проблемой - “нет годного корабельного состава”. Условия 2014 года не позволяли выделить достаточного количества средств на ремонт имеющихся судов или на закупку новых.
Но после завершения активной фазы АТО началось восстановление кораблей и судов.
Летом 2015 года были восстановлены следующие вспомогательные суда ВМСУ: поисково-спасательное судно Донбасс, танкер Фастов, килекторное судно Шостка и ряд других . Отремонтированы судно Балта, катера Сватове и Сокаль. Силами экипажа и волонтеров восстановлено водолазное судно Почаев . Не исключено и восстановление учебного корвета Винница, находящегося в крайне плохом техническом состоянии . Вместе с тем, стоит ожидать списания в ближайшее время ряда судов . Весной 2016 года закончено восстановление ракетного катера Прилуки, не исключено, что в дальнейшем на нем будет испытываться новый ракетный комплекс “Нептун”.
В целях повышения боевых возможностей своих кораблей, Командование ВМСУ вооружила пулеметами ДШК и Утес ряд кораблей—в частности Балту, Корец, Почаев. 2 катера было вооружено пулеметами и переведено в разряд артиллерийских. Баржа Сватове стала десантным катером.
Весной 2015 года командование ВМСУ рассчитывало получить бывшие в употреблении корабли из состава флотов НАТО , хотя бы и Советской постройки и за счет этого как то увеличить свой корабельный состав. Но в 2016 году от этих идей отказались, в частности в силу дороговизны эксплуатации устаревших кораблей, да и нежелания стран НАТО передавать какие либо корабли Украине. Но, тем не менее, страны НАТО поставляют на Украину разного рода нелетальное оснащение, так 30 января 2015 года по программе материально-технической помощи вооружённым силам Украины, США передали ВМС Украины 5 быстроходных надувных моторных лодок типа Willard Sea Force 730 и Sea Force 11M.
В 2014-2015 годах, командование ВМСУ рассчитывало на возвращение кораблей из Крыма. В 2016 году пришло понимание того, что корабли лучше от России обратно не получать: корабли уже достаточно устаревшие, их техническое состояние на весну 2014 года было невысокое, за прошедшие два года оно лучше не стало. Пришлось бы тратить большие средства на восстановление их технической готовности, на формирование их экипажей и на их боевую подготовку. А так Россия продолжает тратиться на их содержание (формально корабли включены в состав ЧФ, на их борту находятся небольшие экипажи).
В этой связи Командование сделало ставку на сохранения ядра существующих сил и постройку новых кораблей и катеров. Основой флота предусматривается иметь несколько корветов типа Владимир Великий (техническая готовность данного корабля составляет на данный момент 32%) , но перспектива их строительства представляется туманной и ближайшей перспективе малореальной. Также было принято решение возобновить достройку двух артиллерийских катеров Гюрза-М. В январе 2016 года два катера (предположительно катера именуются БК-01 Белгород-Днестровский и БК-02 Аккерман) прибыли в Одессу для проведения испытаний. Планируется к 2020 году построить до 20 катеров, таких как артиллерийские Гюрза-М (18 единиц), ракетные Лань (3 штуки) и десантно-штурмовые Кентавр (порядка 8). В целом данные идеи можно признать рациональными. Более нерациональным выглядит желания, регулярно озвучиваемые руководством ВМСУ, иметь в составе ВМСУ подводные лодки .
Украина унаследовала от СССР могучую судостроительную промышленность, но основные сложности в военном корабелостроении на Украине лежат в плоскости отсутствия производства морского вооружения. К тому же в сложных экономических условиях настоящего времени власти Украины не могут выделять достаточно средств для реализации столь сложных систем оружия как корвет. В этой связи стоит ожидать развития именно катерной составляющей ВМСУ .
В целом в настоящее время Командование ВМСУ адекватно понимает возможности страны и задачи стоящие перед военно-морскими силами в плане обороны берегов Украины. В связи с этим основное направление развития ВМСУ– это создание боеспособной компоненты войск для защиты берегового побережья в случае проведения возможной морской десантной операции Российского Черноморского Флота. Другая задача это сохранение ядра сил для подготовки личного состава будущих ВМС Украины и сама задача подготовки кадров будущих ВМСУ.
В 2016 году существующие военно-морские базы могут быть расформированы и вместо них созданы морские районы, причем один из на Северо-Западе Черного Моря, а другой—в Азовском море. Вообще у ВМСУ есть планы развертывания ряда частей, в первую очередь береговой обороны в Азовском Море, где ранее каких либо флотских сил не было ни у России, ни у Украины, ни у СССР.
В настоящее время перед Украиной открылся реальный шанс создать тот флот, который нужен Украине без опоры на советское наследство, которое, откровенно говоря, все постсоветские годы мешало его развитию. Но любой создаваемый Украиной флот не сможет эффективно и вообще как-либо противостоять силам Российского Черноморского Флота.
Следует признать совершенно правильными выбранные Командованием ВМСУ направления: перекомпоновка сил флота, создание полноценных воинских частей, формирование частей береговых войск, пиар компании, а также переход на Стандарты НАТО в различных сферах от владения английским языком до проведения учений.
В целом Командование ВМС Украины вполне здраво и разумно проводит восстановление своего флота. Вместе с тем и в настоящее время ВМСУ имеют крайне раздутое количество частей и управляющих структур.
2 года тому назад Украина, по сути, не имела каких либо серьезных и боеспособных Вооруженных Сил. Территориальные изменения в стране, появление врага в лице России, и новая Киевская власть сумели мобилизовать страну и население и создать армию, по сути, с нуля. Несмотря на то, что в настоящее время ВМСУ не находится на первом месте в списке военных приоритетов, высшее военно-политическое и военное руководство Украины уделяет ему должное внимание.
В сегодняшнем [24 мая 2016 года] номере газеты "Военно-промышленный курьер" опубликована статья Дмитрия Болтенкова "Шаланды полные шрапнели".
Название редакторское.
Даю авторский, немного отличающийся текст данного опуса. Особо обращаю внимание, что статья была написана в марте этого года, поэтому имя Командующего ВМСУ уже бывшее.
Военно-Морские силы Украины 2 года спустя Крымских событий.
Бывший ракетный корвет (ракетный катер) ВМС Украины "Приднепровье" проекта 12411Т на отстое в Карантинной бухте Севастополя, июль 2014 года (с) я
Утром 25 марта 2014 года тральщик Черкассы был последней воинской частью Военно-морских сил Украины, над которой развевался Украинский флаг. Вечером того же дня данный корабль был взят бескровным штурмом подразделениями спецназа России.
В тот день, по сути, ВМС Украины перестали существовать как какое-то подобие организованной военной силы. Это был разгром, соизмеримый с такой военной катастрофой, как Цусима. Казалось бы, после таких разгромов не возрождаются, однако 2 года спустя Военно-морские силы Украины продолжают существовать…….
Для начала надо представлять, что ВМСУ представляли собой на март 2014 года.
Украина начала создавать свои военно-морские силы в 1992 года после распада СССР.
Создавала она их на фундаменте Черноморского флота Советского Союза, на основе его кораблей, береговой инфраструктуры и личного состава.
На начало 2014 года ВМС Украины включали в себя:
1 и 5 бригады надводных кораблей (Севастополь и Новоозерное);
две военно-морские базы - Западная в Одессе и Южная в Севастополе;
10 морская авиационная бригада;
группировка береговых войск (36 бригад береговой обороны, 406 артиллерийская группа, 1 и 501 батальоны морской пехоты, 2 береговых ракетных дивизиона -один с ракетным комплексом Утес, другой с ракетным комплексом Рубеж).
Большое количество частей боевого и тылового обеспечения (в частности 8 и 18 дивизионы судов обеспечения, 28 дивизион поисково-спасательных частей).
Подготовка кадров осуществлялась в Черноморском Военно-Морском училище имени П.С. Нахимова, ранее бывшим училищем ВМФ СССР.
ВМС Украины насчитывали порядка 15 тыс. человек (ориентировочно 12 тыс. чел военнослужащих и 3 тыс. гражданского персонала). В составе флота имелось порядка 60 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов, в частности: фрегат Гетман Сагайдачный, десантный корабль Константин Ольшанский, 5 корветов, 2 морских тральщика, десантный корабль, подводная лодка Запорожье, ракетный катер и ряд мелких боевых единиц. Также в составе ВМСУ имелось около 30 самолетов и вертолетов; порядка 250 танков, боевых бронированных машин и артиллерийских орудий. При этом все корабли, вооружение и техника были советского производства.
Ориентировочно 80 процентов воинских частей и объектов инфраструктуры ВМСУ находились на территории полуострова Крым. Вне Крыма находились структуры Западной ВМБ и дивизион речных катеров в Одессе, 73 центр спецназа (боевые пловцы) и арсенал в Очакове.
ВМС, как и другие виды Вооруженных Сил Украины, по состоянию на весну 2014 года находились в состоянии глубокой деградации. Так “условно боеспособны” были только четыре корабля: фрегат Гетман Сагайдачный, корвет Тернополь, корабль управления Славутич и большой десантный корабль Константин Ольшанский. Общий уровень боевой подготовки ВМС Украины был крайне невелик, особенно по сравнению с уровнем боевой подготовки ВМФ РФ. Вместе с тем, отдельные подразделения морской пехоты прошли обучение по стандартам НАТО, а фрегат Гетман Сагайдачный и корвет Тернополь неоднократно совершали походы в Средиземное Море и Индийский Океан. Численности личного состава ВМСУ и ЧФ РФ были вполне соизмеримы при несравненно большем корабельном составе ЧФ. ВМСУ имели явный переизбыток высшего командного состава и переизбыток командных и управляющих структур.
По сути ВМС Украины представлял собой бессистемный остаток советского флота. За все постсоветское время власти Украины так и не смогли внятно ответить на вопрос: “какой, зачем и для чего Украине нужен флот?”.
В реалиях Украины до февраля 2014 года ВМСУ, равно как и ВС Украины в целом, медленно вымирали……….
Крымская весна 2014 года
В ходе событий весны 2014 года все подразделения Вооруженных Сил Украины в Крыму были блокированы силами самообороны Крыма и Вооруженных Сил Российской Федерации. Это было сделано для того, чтобы данные силы не могли воспрепятствовать проведению референдума о статусе полуострова Крым, назначенному на 16 марта 2014 года. Кроме того, российские моряки хорошо помнили какими методами Украина создавала свои ВМС в начале 1990х годов и у них было определенное желание поквитаться……
К 26 марта 2014 года подразделения Вооруженных Сил Украины добровольно или принудительно были взяты под контроль ВС России и властей Крыма. Случаев оказания какого либо сопротивления было немного: 3 марта 2014 года вся способная взлететь авиатехника (3 самолета и 4 вертолета) 10 морской авиационной бригады улетела в Николаев. 24 марта казарма 501 батальона морской пехоты ВМСУ в Феодосии была взята штурмом, при этом была даже рукопашная схватка между сторонами. Да несколько кораблей ВМСУ бродили по акватории озера Донузлав, выход из которого был заблокирован затопленными кораблями ЧФ, пока их не взяли.
Украине очень сильно повезло, что в этот момент времени флагман их флота фрегат Гетман Сагайдачный не находился в Севастополе. Возвращавшийся после несения противопиратской миссии в Индийском Океане фрегат остался под контролем Киева и был перенацелен в Одессу, куда и прибыл 5 марта 2014 года.
По ситуации на 26 марта 2014 года (дня окончания сопротивления Украинских сил в Крыму) вне Крыма находились фрегат Гетман Сагайдачный, артиллерийский катер Скадовск, 8 кораблей и катеров обеспечения. Остальные 51 корабль и катер остались в Крыму под контролем Российских Вооруженных Сил.
ВМС Украины свои функции, прописанной в морской доктрине Украины от 2009 года — в части “обеспечения территориальной целостности” страны и “нерушимости ее государственной границы на море”, в марте 2014 года не выполнили.
Военнослужащим ВМС Украины находившимся Крыму был предложен выбор из трех вариантов: вернуться на континентальную часть Украины, уйти в запас или перейти для продолжения службы в структуры ВС России. Точных цифр количества лиц, выбравших тот или иной вариант нет. По ряду оценок порядка 3500 человек выбрали первый вариант и в конце марта-апреле покинули Крым , причем часть из них после этого вернулась обратно.
Порядка 8 тыс. человек были занесены в разряд дезертиров ВМСУ, как перешедшие на сторону России. На Украину из Крыма вышел деморализованы личный состав с личными вещами без оружия и военной техники. Полноценных частей, как корабельных экипажей, так и береговых частей из Крыма не вышло. К примеру, из 80 человек 801 отряда борьбы с подводными диверсантами на Украину вышли всего 7 . После того, как Гетман Сагадайчный прибыл в Одессу, экипаж покинули 28 человек, а позднее его покинул и командир капитан 2 ранга Роман Пятницкий. Из 900 человек личного состава 10 авиационной бригады на Украину ушли 250 человек. Таким образом, в марте 2014 года ВМС Украины потеряли большую часть личного состава, 90 процентов корабельного состава, практически всю инфраструктуру и материальные запасы, служебную и секретную документацию, коды связи и так далее.
После возвращения Крыма в состав России встал вопрос о судьбе боевой техники и имущества ВМС Украины, оставшейся на территории полуострова. Первоначально существовали планы включения корабельного состава ВМСУ в состав Черноморского Флота России. Однако после детального изучения наследства, было принято политическое решение о возвращении всего этого металлома на Украину . Хотя бесспорно ряд кораблей представлял интерес для ВМФ РФ. Вообще русские отмечали убогость инфраструктуры украинских моряков. Здесь еще надо отметить, что все оружие и вооружение ВМСУ было советское, и Россия, как правопреемница СССР имела полное право на это имущество……
В процессе возвращения кораблей Украинские средства массовой информации неоднократно заявляли претензии России за якобы нанесенные повреждения кораблям, однако все это объясняется либо низким техническим состоянием кораблей ВМСУ до начала Крымских событий, либо также нанесенными повреждениями кораблям личным составом в ходе противостояния.
В апреле-июне 2014 года Украине было возвращено порядка двух третей корабельного состава, определенное количество танков, бронемашин и автомобилей (3 боевые корабля, 32 судна обеспечения, порядка 1400 единиц автомобильной и бронетанковой техники, 24 самолета и вертолета ). Россия достаточно осторожно передавала сперва вспомогательные суда и малоценные боевые корабли. Самые ценные корабли оставлялись на потом, и в итоге Украине так и не были переданы. Интересно, что боевые корабли передавались без оружия, так ракетный катер проекта 206МР Прилуки был возвращен без ракет Термит.
В середине июня 2014 года в связи с начавшейся на Юго-Востоке Украины т.н. Антитеррористической операцией передача воинского имущества была прекращена.
В итоге 17 кораблей и судов обеспечения, среди которых, по сути, все боевые корабли (подводная лодка Запорожье, корабль управления Славутич, десантный корабль Ольшанский, тральщики Чернигов и Черкассы, корветы Луцк, Тернополь, Хмельницкий и Приднепровье) остались в Севастополе . Также на территории Крыма остались запасы разного военного имущества ВМСУ. Несколько уже списанных из состава ВМСУ корабля были утилизированы в счет покрытия долгов флота предприятиям Крыма.
Возрождение ВМС Украины
Летом 2014 года началась полномасштабная гражданская война на территории Юго-востока Украины. Данное событие стало основой восстановления Вооруженных Сил Украины и в первую очередь ее Сухопутных войск, несущих основную тяжесть ведения боевых действий. Уход Крыма из состава Украины и события на Юго-Востоке этой страны консолидировали украинский народ. Органы власти, организации и народ начал активно оказывать содействие и помощь вооруженным силам своей страны. На Украине появился такой интересный феномен, как волонтерское движение помощи армии и флоту.
Изначально корабли и суда ВМСУ выводились из Крыма в Одессу, где еще в советское время в Практической гавани базировались силы ВМФ СССР. Чуть позже в интересах ВМСУ начал использоваться пункт базирования в Очакове. Морская Авиация стала базироваться на аэродроме Кульбакино близ города Николаев. Остатки подразделений береговых войск и морской пехоты были собраны в Николаеве.
Командование ВМСУ, опираясь на помощь властей и волонтеров, начало активно обустраиваться на выделенных им территориях, переформировывать и перевооружать свои части и подразделения. Сразу же ротные группы начали принимать участие в боевых действиях в Донбассе. По состоянию на 5 июля 2015 года погибло 15 моряков , в том числе несколько спецназовцев 73 центра. В дальнейшем подразделения морской пехоты и береговой артиллерии ВМСУ принимали деятельное участие в боях под Мариуполем.
Полученная из Крыма бронетехника была восстановлена и отремонтирована. Со складов и из других частей артиллерийские части получили на вооружение 152 мм пушки 2А36 Гиацинт-Б (два дивизиона) и Д-20 (один дивизион), также РСЗО Град и 100 мм пушки Рапира. Части морской пехоты получили танки Т-64, боевые машины пехоты БМП-2, бронетранспортеры и автомобили HMMWV, полученные из США.
Достаточно быстро были сформированы экипажи на более менее “живые” корабли. Так остатки экипажа корвета Тернополь освоили судно Шостка, а экипаж тральщика Черкассы пересел на буксир Корец . Достаточно оперативно ВМСУ восстановила свои органы управления и штабы воинских частей. Удивительно, как будет показано ниже, количество воинских частей не сильно изменилось по сравнению с тем, что было.
Летом-осенью 2015 года в составе ВМСУ были сформирована 36 бригада береговой обороны, включающая в себя четыре пехотных и один танковый батальоны, а также самоходный артиллерийский, зенитный и противотанковый дивизионы. В Одесской области в ноябре 2015 года был сформирован 137 батальон морской пехоты. Не исключено, что в состав ВМСУ войдут и зенитные ракетные части ПВО, дислоцированные в Одесской области . Что любопытно, в составе ВМСУ продолжает существовать и береговой ракетный дивизион, хотя и без материальной части. В декабре 2015 года в Одессе началось развертывание реактивного артиллерийского полка (два дивизиона), вооруженного РСЗО “Град” и “Ураган”.
Планируется развернуть 406 группу в артиллерийскую бригаду. Вообще развитие береговой компоненты является одним из приоритетных развитий ВМСУ.
Волонтерское движение активно участвует в воссоздание украинских вооруженных сил, собирая финансовые средства и покупая на них разные виды оружия и снаряжения. Для ВМСУ волонтеры купили несколько радиолокационных станций, разное снаряжение для морских пехотинцев и спецназовцев.
Помимо этого они пытаюсь участвовать в процессах военного строительства. В частности в феврале 2016 года разгорелся скандал, когда волонтеры обвинили в саботаже ряд офицеров ВМСУ.
В ноябре 2014 года прошла интересная информация о существовавших планах ликвидации флота, трансформации его во флотилию, о переводе сил флота из Одессы в Николаев и подчинение Южному Оперативному Командованию (которого и в данный момент времени нет). Надо полагать, что в острых условиях осени-зимы 2014-2015 годов, когда шли тяжелые бои на Донбассе, сухопутные генералы решили удалить флотского конкурента от финансовых ресурсов. Эта история всплыла в сети Интернет и была раскритикована, и в дальнейшем опровергнута.
Боевая подготовка
После перевода ВМСУ на территорию Одесской и Николаевской областей резко вырос уровень боевой подготовки сил. Подразделения береговых войск, помимо участия в Антитерростической Операции на Юго-Востоке Украины, постоянно проводят учения и боевые стрельбы. Особо отрабатывается вопросы противодесантных действий. Подразделения береговых войск регулярно совершают парашютные прыжки и отрабатывают десантные операции. Характерно, что характер проводимых учений —комплексная отработка и береговых и морских и воздушных компонент.
Корабли ВМСУ принимают участие во всех учениях сил НАТО, проводимых в Черном Море. Так они принимали участие в учениях See Breeze-2014 в сентябре 2014 года и в учениях See Breeze-2015 (эти учения стали самыми масштабными за все время их проведения) в сентябре 2015 года. В июле 2015 года ВМСУ приняли участие в учениях НАТО Морской Щит-2015. В марте 2015 года фрегат Гетман Сагайдачный и судно Балта провели учения в Мраморном Море вместе с ВМС Турции.
Неоднократно корабли ВМСУ выходили на перехват кораблей Российского Черноморского Флота, подходящих к границе территориальных вод Украины.
Корабли ВМСУ регулярно проводят артиллерийские стрельбы (впрочем другого вооружения на кораблях практически и нет). Так за 2014 год по данным “Белой книги Министерства Обороны Украины” произведено порядка 200 артиллерийских стрельб по морским и воздушным целям. В 2014 году средняя наплаванность кораблей и катеров ВМСУ составила 34 дня, что существенно выше чем было ранее. Морская авиация в том же 2014 году налетала на экипаж 60 часов, выполняя бомбометания и десантирования.
В целом по сравнению с временами до весны 2014 года, уровень боевой подготовки формирований ВМСУ резко вырос.
Структура и состав ВМС Украины на март 2016 года
В настоящее время численность личного состава ВМСУ можно оценить цифрой в 9тыс чел, из которых порядка 3-4 тыс. человек входит в состав береговых войск.
Штаб ВМСУ находится в городе Одесса. Командует ВМСУ вице-адмирал Сергей Гайдук. Его первый заместитель контр-адмирал Игорь Тымчук, начальник штаба контр-адмирал Андрей Тарасов.
В состав флота входят следующий основные части и подразделения:
Западная (Одесса) и Южная (Очаков) военно-морские базы.
В состав 1-ой бригады надводных кораблей, которая базируется в Одессе входят следующие единицы:
фрегат Гетман Сагайдачний (1993) ; учебный корвет Винница (1976) в резерве; ракетный катер Прилуки (1980); судно размагничивания Балта (1987); водолазное судно Почаев (1975); морской буксир Ковель (1965); артиллерийские катера Скадовск, АК-01 Ровно и АК-02 (1975 и 1973).
5-ая бригада надводных кораблей базируется на Очаков и имеет в своем составе:
Средний десантный корабль Кировоград (1971); десантный катера Сватово (1979); Разведывательный корабль Переяслав (1987); рейдовый тральщик Гениченск (1985); Артиллерийский катер АК-03, морской буксир Корец (1973); судно физических полей Северодонецк.
Вспомогательный флот ВМСУ состоит из 4 подразделений:
1-ый Дивизион кораблей охраны и обеспечения базируется в Одессе и включает в себя:
противодиверсионный катер Голая Пристань (1986); катера связи Пивденный и Коростень (1963 и 1965); водолазные катера Владимир Волинський (1983) и РВК-258 (1977); буксирные катера БУК-239, U941 и Красноперекопськ (1974); рейдовые катера РК-1942 (1984) и U-001 (катер командующего ВМСУ); учебные катера Смила (1985), Новая Каховка (1986) и Чигирин (1984); танкеры Фастов (1981) и Судак (1957); пассажирский катер Ильичёвск (1976).
8-ой дивизион судов обеспечения в Очакове:
транспорт Горловка (1965); морские водолазные суда Нетишин (1973) и Каменка (1957); катер связи Доброполье; противопожарный катер Евпатория (1953); плавучий склад Золотоноша (1986); буксирный катер Новоозерное (1955).
28-ой дивизион поисково-спасательных судов в Одессе: поисково-спасательное судно Донбасс (1970). Бывший корабль управления и бывшая плавмастерская, используется как плавказарма. Также в состав дивизиона входят: килекторное судно Шостка (1976); санитарный катер Сокаль (1983); противопожарный катер Борщив (1954); водолазные катера Ромны (1983) и Токмак (1984); поисково-спасательное судно Изяслав(1962).
Центр навигации, гидрографии и гидрометеорологии имеет в своем составе малый гидрографический катер МГК-1877 (1989).
Морская Авиация ВМСУ представлена 10-й авиационной бригадой (аэродром Кульбакино в Николаеве) в составе которой имеется 6 самолетов Бе-12 (2 из которых летающие), 2 самолета Ан-26 и один Ан-2. Вертолеты: 10 Ка-27 (3 в летном состоянии), 4 Ми-14 (один не летающий), на хранении имеется 4 Ка-29 и 3 Ми-8. В дальнейшем планируется создать в бригаде отряд беспилотных летальных аппаратов, а авиационный парк заменить на патрульные самолеты, разработанные на базе самолета Ан-148. Также планируется получить на вооружение ударные вертолеты.
Части спецназа представлены 801 отрядом борьбы с диверсантами в Одессе и 73 центром специальных операций (морские пловцы) в Очакове.
В состав войск береговой и территориальной обороны ВМСУ входят:
36 бригада береговой обороны (три батальона морской пехоты , танковый батальон, десантно-штурмовой батальон, самоходно-артиллерийский, противотанковый и зенитный дивизионы) в Николаеве; 137 батальон морской пехоты в Одессе; 406 артиллерийская группа дислоцируется дивизионами (два в Одесской области, один в Очакове и один с управлением группы в Николаеве). Идет формирование реактивного артиллерийского полка. Сохраняется береговой ракетный дивизион, хотя и без материальной части, в надежде на появление на вооружении берегового ракетного комплекса с ПКР Нептун.
В составе тыла ВМСУ имеется Центр обеспечения в Одесской области; 18-ая в Одессе и 22-ая в Очакове судоремонтные мастерские и другие части.
Имеется центр радиоэлектронной разведки. Связью ВМС обеспечивает 37 полк связи в Одесской области.
Для подготовки кадров имеются 198 учебный центр ВМС в Николаеве (проводит подготовку рядового личного состава). В составе данного центра имеется учебный батальон. Офицерский состав готовится в Академии Военно-морских сил Украины, которая сейчас в статусе института является структурным подразделением Одесской национальной морской академии. В 2018 году Академия станет самостоятельным учебным заведением . Также в Одессе есть военно-морской лицей. Ряд моряков проходит обучение в Англии и Канаде.
Перспективы развития корабельного состава
Говоря о корабельном составе ВМСУ, следует заметить, что с “нуля” Украина не построила ни одного корабля, весь ее корабельный состав представлял собой корабли Советского Союза. Располагая мощной судостроительной базой, Украина лишь достроила 4 корабля из советского наследства: корветы Луцк и Тернополь, фрегат Гетман Сагайдачный и корабль управления Славутич. Как было показано выше, средний возраст кораблей и судов составляет 38 лет.
В 2010 года власти Украины решили оздоровить корабельный состав своего флота.
Одна программа была программа строительства серии корветов проекта 58250. Планировалось построить до 2026 года 10-12 кораблей проекта 58250, но в дальнейшем это число сократилось до 4. В мае 2011 года головной корвет Владимир Великий был заложен в Николаеве. Однако в 2014 году его строительство было остановлено. Сам по себе корвет представляет собой международный проект, в котором системы оружия должны были быть закуплены в странах НАТО, а корпус, двигатели и электроника делались бы на Украине.
Другой программой стала программа создания артиллерийских катеров проекта 58155 Гюрза-М. В октябре 2012 года были заложены 2 катера в Киеве. Однако уже в декабре 2013 года ВМСУ отказались от этих катеров.
Летом 2014 года после окончания передачи кораблей из судов из Крыма на Украину, Командование ВМСУ столкнулось с проблемой - “нет годного корабельного состава”. Условия 2014 года не позволяли выделить достаточного количества средств на ремонт имеющихся судов или на закупку новых.
Но после завершения активной фазы АТО началось восстановление кораблей и судов.
Летом 2015 года были восстановлены следующие вспомогательные суда ВМСУ: поисково-спасательное судно Донбасс, танкер Фастов, килекторное судно Шостка и ряд других . Отремонтированы судно Балта, катера Сватове и Сокаль. Силами экипажа и волонтеров восстановлено водолазное судно Почаев . Не исключено и восстановление учебного корвета Винница, находящегося в крайне плохом техническом состоянии . Вместе с тем, стоит ожидать списания в ближайшее время ряда судов . Весной 2016 года закончено восстановление ракетного катера Прилуки, не исключено, что в дальнейшем на нем будет испытываться новый ракетный комплекс “Нептун”.
В целях повышения боевых возможностей своих кораблей, Командование ВМСУ вооружила пулеметами ДШК и Утес ряд кораблей—в частности Балту, Корец, Почаев. 2 катера было вооружено пулеметами и переведено в разряд артиллерийских. Баржа Сватове стала десантным катером.
Весной 2015 года командование ВМСУ рассчитывало получить бывшие в употреблении корабли из состава флотов НАТО , хотя бы и Советской постройки и за счет этого как то увеличить свой корабельный состав. Но в 2016 году от этих идей отказались, в частности в силу дороговизны эксплуатации устаревших кораблей, да и нежелания стран НАТО передавать какие либо корабли Украине. Но, тем не менее, страны НАТО поставляют на Украину разного рода нелетальное оснащение, так 30 января 2015 года по программе материально-технической помощи вооружённым силам Украины, США передали ВМС Украины 5 быстроходных надувных моторных лодок типа Willard Sea Force 730 и Sea Force 11M.
В 2014-2015 годах, командование ВМСУ рассчитывало на возвращение кораблей из Крыма. В 2016 году пришло понимание того, что корабли лучше от России обратно не получать: корабли уже достаточно устаревшие, их техническое состояние на весну 2014 года было невысокое, за прошедшие два года оно лучше не стало. Пришлось бы тратить большие средства на восстановление их технической готовности, на формирование их экипажей и на их боевую подготовку. А так Россия продолжает тратиться на их содержание (формально корабли включены в состав ЧФ, на их борту находятся небольшие экипажи).
В этой связи Командование сделало ставку на сохранения ядра существующих сил и постройку новых кораблей и катеров. Основой флота предусматривается иметь несколько корветов типа Владимир Великий (техническая готовность данного корабля составляет на данный момент 32%) , но перспектива их строительства представляется туманной и ближайшей перспективе малореальной. Также было принято решение возобновить достройку двух артиллерийских катеров Гюрза-М. В январе 2016 года два катера (предположительно катера именуются БК-01 Белгород-Днестровский и БК-02 Аккерман) прибыли в Одессу для проведения испытаний. Планируется к 2020 году построить до 20 катеров, таких как артиллерийские Гюрза-М (18 единиц), ракетные Лань (3 штуки) и десантно-штурмовые Кентавр (порядка 8). В целом данные идеи можно признать рациональными. Более нерациональным выглядит желания, регулярно озвучиваемые руководством ВМСУ, иметь в составе ВМСУ подводные лодки .
Украина унаследовала от СССР могучую судостроительную промышленность, но основные сложности в военном корабелостроении на Украине лежат в плоскости отсутствия производства морского вооружения. К тому же в сложных экономических условиях настоящего времени власти Украины не могут выделять достаточно средств для реализации столь сложных систем оружия как корвет. В этой связи стоит ожидать развития именно катерной составляющей ВМСУ .
В целом в настоящее время Командование ВМСУ адекватно понимает возможности страны и задачи стоящие перед военно-морскими силами в плане обороны берегов Украины. В связи с этим основное направление развития ВМСУ– это создание боеспособной компоненты войск для защиты берегового побережья в случае проведения возможной морской десантной операции Российского Черноморского Флота. Другая задача это сохранение ядра сил для подготовки личного состава будущих ВМС Украины и сама задача подготовки кадров будущих ВМСУ.
В 2016 году существующие военно-морские базы могут быть расформированы и вместо них созданы морские районы, причем один из на Северо-Западе Черного Моря, а другой—в Азовском море. Вообще у ВМСУ есть планы развертывания ряда частей, в первую очередь береговой обороны в Азовском Море, где ранее каких либо флотских сил не было ни у России, ни у Украины, ни у СССР.
В настоящее время перед Украиной открылся реальный шанс создать тот флот, который нужен Украине без опоры на советское наследство, которое, откровенно говоря, все постсоветские годы мешало его развитию. Но любой создаваемый Украиной флот не сможет эффективно и вообще как-либо противостоять силам Российского Черноморского Флота.
Следует признать совершенно правильными выбранные Командованием ВМСУ направления: перекомпоновка сил флота, создание полноценных воинских частей, формирование частей береговых войск, пиар компании, а также переход на Стандарты НАТО в различных сферах от владения английским языком до проведения учений.
В целом Командование ВМС Украины вполне здраво и разумно проводит восстановление своего флота. Вместе с тем и в настоящее время ВМСУ имеют крайне раздутое количество частей и управляющих структур.
2 года тому назад Украина, по сути, не имела каких либо серьезных и боеспособных Вооруженных Сил. Территориальные изменения в стране, появление врага в лице России, и новая Киевская власть сумели мобилизовать страну и население и создать армию, по сути, с нуля. Несмотря на то, что в настоящее время ВМСУ не находится на первом месте в списке военных приоритетов, высшее военно-политическое и военное руководство Украины уделяет ему должное внимание.
Взято: bmpd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]