Как разделят 3 трлн рублей: план правительства
---
Правительство РФ готовит план развития транспортной инфраструктуры. Уже готова методика отбора проектов. Сам план с общим финансированием в 3 трлн рублей должен быть готов 1 октября.
Как сообщает "Коммерсант", подготовленная Аналитическим центром при правительстве методика уже одобрена на одном из совещаний у вице-премьера Максима Акимова. При этом Минэкономики разрабатывает более общую методику оценки социально-экономических эффектов от реализации проектов, она будет применяться не только в транспортной сфере и заменит методику АЦ.
Согласно методике, план развития магистральной инфраструктуры призван обеспечить в 2024 году развитие транспортных коридоров "Запад — Восток" и "Север — Юг", а также повысить "уровень экономической связанности" территории РФ. В инфраструктурный план будут включать проекты двух типов — проекты развития и проекты жизнеобеспечения.
Отбор будет проводиться в два этапа. Первый — экспресс-оценка соответствия проекта целям указа и степени его проработанности. На этой стадии проектам начисляются баллы за соответствие каждому из критериев. Если по итогам первого этапа проект набирает достаточное количество баллов, он переходит во второй. При этом, проекты, которые не требуют бюджетного финансирования, а также проекты жизнеобеспечения, которые стоят не меньше 1,5 млрд рублей, проходят во второй этап автоматически. В настоящее время доля не прошедших первый этап отбора проектов достигает практически половины от их общего числа.
Вопросами привлечения внебюджетных средств будут заниматься Российский фонд прямых инвестиций и Внешэкономбанк. Достижение основных целей указа должен обеспечить так называемый "Пакет 3000", предполагающий финансирование из федерального бюджета в размере более 3 трлн рублей.
Среди таких крупнейших проектов — строительство ледоколов, реконструкция автодорог М5 и М7, новая скоростная трасса Казань — Екатеринбург, развитие Московского транспортного узла и достройка автодороги Москва — Санкт-Петербург (в пределах предусмотренных средств).
Как пишет РИА "Новости", среди проектов, которые войдут в план развития магистральной инфраструктуры, может появиться мост на Сахалин. Об этом заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин. "У нас в тот план, который сейчас представлен правительству, не погружена полностью инвестиционная программа РЖД и ряд объектов, которые будут реализовываться за счет инвестпрограммы РЖД. Они, естественно, здесь не нашли пока отражения. Здесь некоторых объектов, которые будут реализовываться де-факто с точки зрения железнодорожного строительства, они просто в этом документе не присутствуют. А потом, конечно, в нем появятся", — пояснил он.
Напомним, в ходе прямой линии 7 июня Владимир Путин отметил важность моста для жителей Сахалина. По его словам, необходимо оценить проблему с разных сторон — экономической эффективности, загрузки этого моста, геополитических обстоятельств, необходимости развития инфраструктуры.
Ранее сопоставимую с затратами на реализацию ключевых инфраструктурных проектов сумму называли при создании Фонда развития, объем которого к 2024 году должен достигнуть 3,5 трлн рублей.
Добавим, что всего проект плана развития магистральной инфраструктуры включает 690 проектов и требует 6,5 трлн рублей. В выборке АЦ представлены 324 проекта транспортной инфраструктуры по различным направлениям: авиасообщение, автотранспорт, железнодорожный, морской и внутренний водный транспорт.
По словам главы АЦ Владислава Онищенко, рассматривались все проекты магистральной инфраструктуры, предложенные Минтрансом, в перечень попали первоочередные проекты с наибольшими социально-экономическими эффектами. Работа по формированию проектов в энергетической сфере, также перечисленных в президентском указе, все еще проводится Минэнерго, отметил он.
Предложенную АЦ методику оценивает кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Кемеровского государственного университета Анатолий Акулов: "Было бы более целостно и правильно опираться не просто на некую методику, а исходить из имеющихся стратегических установок по пространственному развитию и реализации новых крупных проектов в регионах. В предлагаемой методике не вполне предусматривается четкая увязка с макроэкономическими приоритетами, с региональными, макрорегиональными стратегиями. Поэтому получение эффекта от потраченных бюджетных средств, на мой взгляд, под большим вопросом. <...> Всегда при обосновании государственных программ возникает вопрос: что получим на каждый бюджетный рубль? Если считать непосредственный чисто фискальный эффект, результат обычно отрицательный. Если учесть мультипликативный (по цепочке) эффект — результаты гораздо лучше, но количественно их оценить очень сложно. <...> Поэтому сейчас как эксперт я не готов оценивать эффект инфраструктурных проектов — не на что опереться.
Я бы предположил, что правительство России здесь рассчитывает не столько на развитие бизнеса, реализацию крупных проектов, которые пока тормозятся отсутствием инфраструктуры, сколько на некий общий эффект стимулирования экономики за счет государственных расходов. Есть, как известно, экономическая концепция, предполагающая, что в фазе кризиса или застоя надо тратить бюджетные деньги активно, чтобы "подтолкнуть" совокупный спрос и развернуть экономический рост. <...> К сожалению, при реализации крупных государственных проектов приходится говорить и о коррупции, неэффективности управления как самостоятельных негативных факторах. Все это говорит об ограничениях и рисках выбранного пути. Сложно, конечно, в России быть против строительства дорог, но прорывных результатов я бы не ждал, это некая поддержка застоявшейся на низких отметках экономики и вряд ли более того."
Экономист Тахир Давлетшин (Казань) отмечает, что озвученной суммы явно недостаточно: "Три триллиона рублей — это очень маленькая сумма. За эти деньги не могут быть реализованы серьезные инфраструктурные проекты. Три триллиона — это примерно 3% от ВВП. Для той инфраструктуры, которая осталась от Советского Союза и уже выходит из строя, этой суммы недостаточно. Для запуска серьезных объектов деньги нужно увеличить вдвое, только тогда, может быть, будет небольшое влияние на экономический рост. При этом должны быть увеличены и внебюджетные средства."
Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев рассуждает о том, на что следует обратить внимание при реализации плана развития инфраструктуры: "Три триллиона рублей — немаленькая сумма. ВВП России около 80 трлн рублей, получается, это около 4% ВВП. <...> В любом случае это лучше, чем ничего. К тому же вложения в инфраструктурные проекты по мультиплицирующей цепочке могут оживить производство и создать базу для дальнейшего развития.
Важно лишь не ошибиться с выбором проектов. <...> Задача выбора не так проста, как может показаться на первый взгляд.
Судя по планам правительства РФ, есть стремление развивать транспортную инфраструктуру. Значительная часть, выделенных денег пойдет на решение данных задач. Безусловно, нужна скорость и надежность железнодорожного сообщения. Грубо говоря, нужны русские "сапсаны"и амбициозные задачи, например, доехать до Екатеринбурга на поезде не за 25 часов, а скажем, за 12-15, до Казани — за 4-6, до Владивостока — не за 6-7 суток, а за 3-4 максимум. Вот это задачи! Причем строить и создавать все отечественное, без привлечения Китая или других стран.
Вложения в инфраструктуру способны поддержать рост экономики, особенно если привлечение субподрядчиков будет не из-за рубежа, а в работу в проектах будут включены российские компании, российское оборудование, производство. Это даст мультиплицирующий положительный эффект на рост и в целом на перспективу развития российской экономики в отдаленном будущем."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Как сообщает "Коммерсант", подготовленная Аналитическим центром при правительстве методика уже одобрена на одном из совещаний у вице-премьера Максима Акимова. При этом Минэкономики разрабатывает более общую методику оценки социально-экономических эффектов от реализации проектов, она будет применяться не только в транспортной сфере и заменит методику АЦ.
Согласно методике, план развития магистральной инфраструктуры призван обеспечить в 2024 году развитие транспортных коридоров "Запад — Восток" и "Север — Юг", а также повысить "уровень экономической связанности" территории РФ. В инфраструктурный план будут включать проекты двух типов — проекты развития и проекты жизнеобеспечения.
Отбор будет проводиться в два этапа. Первый — экспресс-оценка соответствия проекта целям указа и степени его проработанности. На этой стадии проектам начисляются баллы за соответствие каждому из критериев. Если по итогам первого этапа проект набирает достаточное количество баллов, он переходит во второй. При этом, проекты, которые не требуют бюджетного финансирования, а также проекты жизнеобеспечения, которые стоят не меньше 1,5 млрд рублей, проходят во второй этап автоматически. В настоящее время доля не прошедших первый этап отбора проектов достигает практически половины от их общего числа.
Вопросами привлечения внебюджетных средств будут заниматься Российский фонд прямых инвестиций и Внешэкономбанк. Достижение основных целей указа должен обеспечить так называемый "Пакет 3000", предполагающий финансирование из федерального бюджета в размере более 3 трлн рублей.
Среди таких крупнейших проектов — строительство ледоколов, реконструкция автодорог М5 и М7, новая скоростная трасса Казань — Екатеринбург, развитие Московского транспортного узла и достройка автодороги Москва — Санкт-Петербург (в пределах предусмотренных средств).
Как пишет РИА "Новости", среди проектов, которые войдут в план развития магистральной инфраструктуры, может появиться мост на Сахалин. Об этом заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин. "У нас в тот план, который сейчас представлен правительству, не погружена полностью инвестиционная программа РЖД и ряд объектов, которые будут реализовываться за счет инвестпрограммы РЖД. Они, естественно, здесь не нашли пока отражения. Здесь некоторых объектов, которые будут реализовываться де-факто с точки зрения железнодорожного строительства, они просто в этом документе не присутствуют. А потом, конечно, в нем появятся", — пояснил он.
Напомним, в ходе прямой линии 7 июня Владимир Путин отметил важность моста для жителей Сахалина. По его словам, необходимо оценить проблему с разных сторон — экономической эффективности, загрузки этого моста, геополитических обстоятельств, необходимости развития инфраструктуры.
Ранее сопоставимую с затратами на реализацию ключевых инфраструктурных проектов сумму называли при создании Фонда развития, объем которого к 2024 году должен достигнуть 3,5 трлн рублей.
Добавим, что всего проект плана развития магистральной инфраструктуры включает 690 проектов и требует 6,5 трлн рублей. В выборке АЦ представлены 324 проекта транспортной инфраструктуры по различным направлениям: авиасообщение, автотранспорт, железнодорожный, морской и внутренний водный транспорт.
По словам главы АЦ Владислава Онищенко, рассматривались все проекты магистральной инфраструктуры, предложенные Минтрансом, в перечень попали первоочередные проекты с наибольшими социально-экономическими эффектами. Работа по формированию проектов в энергетической сфере, также перечисленных в президентском указе, все еще проводится Минэнерго, отметил он.
Предложенную АЦ методику оценивает кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Кемеровского государственного университета Анатолий Акулов: "Было бы более целостно и правильно опираться не просто на некую методику, а исходить из имеющихся стратегических установок по пространственному развитию и реализации новых крупных проектов в регионах. В предлагаемой методике не вполне предусматривается четкая увязка с макроэкономическими приоритетами, с региональными, макрорегиональными стратегиями. Поэтому получение эффекта от потраченных бюджетных средств, на мой взгляд, под большим вопросом. <...> Всегда при обосновании государственных программ возникает вопрос: что получим на каждый бюджетный рубль? Если считать непосредственный чисто фискальный эффект, результат обычно отрицательный. Если учесть мультипликативный (по цепочке) эффект — результаты гораздо лучше, но количественно их оценить очень сложно. <...> Поэтому сейчас как эксперт я не готов оценивать эффект инфраструктурных проектов — не на что опереться.
Я бы предположил, что правительство России здесь рассчитывает не столько на развитие бизнеса, реализацию крупных проектов, которые пока тормозятся отсутствием инфраструктуры, сколько на некий общий эффект стимулирования экономики за счет государственных расходов. Есть, как известно, экономическая концепция, предполагающая, что в фазе кризиса или застоя надо тратить бюджетные деньги активно, чтобы "подтолкнуть" совокупный спрос и развернуть экономический рост. <...> К сожалению, при реализации крупных государственных проектов приходится говорить и о коррупции, неэффективности управления как самостоятельных негативных факторах. Все это говорит об ограничениях и рисках выбранного пути. Сложно, конечно, в России быть против строительства дорог, но прорывных результатов я бы не ждал, это некая поддержка застоявшейся на низких отметках экономики и вряд ли более того."
Экономист Тахир Давлетшин (Казань) отмечает, что озвученной суммы явно недостаточно: "Три триллиона рублей — это очень маленькая сумма. За эти деньги не могут быть реализованы серьезные инфраструктурные проекты. Три триллиона — это примерно 3% от ВВП. Для той инфраструктуры, которая осталась от Советского Союза и уже выходит из строя, этой суммы недостаточно. Для запуска серьезных объектов деньги нужно увеличить вдвое, только тогда, может быть, будет небольшое влияние на экономический рост. При этом должны быть увеличены и внебюджетные средства."
Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев рассуждает о том, на что следует обратить внимание при реализации плана развития инфраструктуры: "Три триллиона рублей — немаленькая сумма. ВВП России около 80 трлн рублей, получается, это около 4% ВВП. <...> В любом случае это лучше, чем ничего. К тому же вложения в инфраструктурные проекты по мультиплицирующей цепочке могут оживить производство и создать базу для дальнейшего развития.
Важно лишь не ошибиться с выбором проектов. <...> Задача выбора не так проста, как может показаться на первый взгляд.
Судя по планам правительства РФ, есть стремление развивать транспортную инфраструктуру. Значительная часть, выделенных денег пойдет на решение данных задач. Безусловно, нужна скорость и надежность железнодорожного сообщения. Грубо говоря, нужны русские "сапсаны"и амбициозные задачи, например, доехать до Екатеринбурга на поезде не за 25 часов, а скажем, за 12-15, до Казани — за 4-6, до Владивостока — не за 6-7 суток, а за 3-4 максимум. Вот это задачи! Причем строить и создавать все отечественное, без привлечения Китая или других стран.
Вложения в инфраструктуру способны поддержать рост экономики, особенно если привлечение субподрядчиков будет не из-за рубежа, а в работу в проектах будут включены российские компании, российское оборудование, производство. Это даст мультиплицирующий положительный эффект на рост и в целом на перспективу развития российской экономики в отдаленном будущем."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]