Цирк Петра Крутикова или «Гиппо-Палас»
---
В 1891 году депутаты Городской думы Киева через местную и российскую прессу пригласили владельцев цирков Российской империи возвести и организовать подобное развлекательное заведение в Киеве.
В обуржуазившемся городе спрос на развлечения рос, а предложений все еще было мало. Посыпались идеи и проекты, но ничто из них не отвечало требованиям киевских властей.
Однако, 29 марта 1902 года Петр Крутиков, местный аматер циркового искусства, предложил высшему начальству города за собственные средства построить каменное здание цирка и собрать хорошую труппу. Через год, 24 марта 1903 года, губернское правление разрешило стройку.
Крутиков покупает землю и выделяет на строительство здания, в итоге, 325 000 рублей.Изначально предполагалось, что каменное сооружение цирка обойдется в 100 000 рублей и средства будут собраны как от частных лиц, так и от государства. Но этого не произошло, а Крутиков очень хотел воплотить свою мечту, которая, кстати, его разорила.
Цирк Крутикова и дом Гинзбурга
Строительство цирка закончилось в ноябре 1903-го года. Цирк получил название «Гиппо-палас» (Конный дворец): именно аттракцион дрессированных лошадей он считал гвоздем всех программ и выступлений.
Здание «Гиппо-Паласа» стало одним из самых больших цирковых помещений в Европе и единственным двухэтажным цирком в Российской империи.
Здание цирка было выстроено в модном для того времени стиле модерн. При строительстве активно использовался цемент и металлические конструкции. В целях безопасности все, кроме паркета и кресел, было сделано из железа и бетона.
Поддерживающую стеклянный купол ферму изготовили из тонких и прочных металлических стропил. Конструкция внутри состояла из трех ярусов. Зал был рассчитан на 2 тыс. мест. Здание отличалось отменной акустикой.
В помещении имелось паровое отопление, электрическое освещение и такая диковинка для посетителей цирков того времени, как гардероб.
Крутиков был неслучайным человеком в цирковом искусстве, хотя напрямую его происхождение и образование не имело никакого отношения к индустрии развлечений: сын генерал-майора, студент юридического факультета Университета Святого Владимира (с 1939 года — имени Тараса Шевченко), позднее он стал служить в киевской Судебной палате.
Но получив приличное наследство, он бросил службу и полностью посвятил себя любимому делу — дрессировке лошадей. Свой дом по адресу Большая Васильковская, 36 он превратил в индивидуальный цирк с манежем, где изредка давал гостям закрытые представления.
Один из первых советских цирковых артистов Дмитрий Альперов, чей отец работал в дореволюционной киевской труппе, писал о Крутикове как о человеке со странностями. Даже называл его “барин-самодур”.
Вид на «Гиппо-Палас» в перспективе улицы Николаевской ( ныне, ул. Арх. Городецкого). 1903 год.
Лошади в его цирке были главными действующими мордами. “Он [Крутиков] первый в России показал дрессировку без хлыста. Для репетиций у него был за городом манеж и конюшни, и он занимался дрессировкой там, так как не любил, чтобы присутствовали на его репетициях,— пишет в своих мемуарах Альперов.— Лошадей он любил больше, чем людей, и им у него жилось лучше, чем артистам”.
Со своими непарнокопытными друзьями Крутиков гастролировал по всему миру. Да и здание киевского цирка тоже знавало много артистов с мировым именем.
Поначалу в «Конном дворце» показывали исключительно номера с лошадьми. Но вскоре стало ясно, что только на лошадях кассу не сделаешь. На манеже появились хищники, которые как раз вошли в моду, — белые медведи, львы, тигры. Одна из первых дрессированных обезьян — самка шимпанзе — очень смешно подражала манерам светской дамы…
29 апреля 1906 года здесь пел Федор Шаляпин. Он впервые исполнил перед киевлянами запрещенную песню «Дубинушка» с ее революционным лейтмотивом “Эй, ухнем”.
В своих мемуарах Страницы из моей жизни Шаляпин вспоминал: в день концерта толпы желающих попасть на концерт заполнили центральные улицы Киева еще с четырех утра. Уже днем сам Шаляпин не смог пробраться на место выступления. Тогда он, его скрипач и пианист через окно гостиницы Континенталь перелезли на крышу здания цирка, а там через окно конюшни попали на арену.
“Это было очень комическое путешествие,— писал знаменитый бас.— Мы очутились на арене цирка, на дне огромной чаши, края которой облеплены сотнями людей, невообразимо шумевших. Нас встретили оглушающим криком “ура!”.
Кроме Шаляпина, здесь в разное время выступали итальянский баритон Титта Руффо, украинский силач Иван Пиддубный, великий российский дрессировщик Владимир Дуров, французский актер-комик, сценарист и режиссер немого кино Макс Линдер, а также советский поэт Владимир Маяковский.
Часто гастролировал у Крутикова знаменитый клоунский дуэт – Бим и Бом. Они играли на пиле, сковородках, бутылках и даже… цветочных горшках! Бим и Бом стали первыми в истории клоунами, чей репертуар был записан на грампластинки. Кстати, с их участием создавались и кинокартины.
Знаменитый дрессировщик и клоун-сатирик Анатолий Дуров также был желанным гостем у Крутикова. Его приезды всегда сопровождались сенсациями и газетной шумихой. Говорят, однажды Дуров впряг в свою повозку свинью и таким вот образом ехал через весь город от вокзала к цирку Крутикова. Необычного ез дока сопровождала толпа зевак и репортеров. Об экстравагантном прибытии Дурова немедленно написали городские газеты. А в результате – аншлаги, аншлаги…
Конный цирк, начало ХХ века
Еще одна славная страница цирка Крутикова – ставившиеся здесь спектакли-пантомимы. Их постановщиком был известный киевский балетмейстер Фома Нижинский – отец легендарного танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского, бли ставшего на сценах Парижа и Нью-Йорка. Ф. Нижинский ставил серьезные спек такли: «Дон-Кихот», «Кот в сапогах», «Джоконда», «Красная шапочка» и др. Благодаря совершенной акустике зала, в «Гиппо-Паласе» часто выступали оперные певцы с мировыми именами: Федор Шаляпин, Титта Руффо, Леонид Собинов и многие другие.
Те, кому ложа не по карману, смотрели представление из партера, заплатив, в зависимости от ряда, от 1,50 до 2,50 руб. (гимназистам и учащимся реального училища билеты в партер обходились в 50 коп. — скидка составляла 70‑80 %). Места второго яруса стоили от 60 коп. до 1 руб. А за 30‑50 коп. можно было смотреть представление с галерки — третьего яруса. Что такое тогдашние 30 коп.? Бутылка водки.
Десятилетний юбилей «Гиппо-палас» отметил снижением цен на билеты. Были введены два тарифных плана — бенефисный и обычный. На бенефисы звезд цены остались прежними. Зато просмотр текущего репертуара подешевел на 25‑30 %.
Спустя три года Петр Сильвестрович охладел к своему детищу, сдав его в аренду Александру Киссо.
В 1918 году на короткое время власть перешла Украинской Народной Республике. И 29 апреля в здании цирка Крутикова 7 тыс. делегатов съезда хлеборобов приняли новую Конституцию.
А чуть позже здесь же избрали гетманом Павла Скоропадского.
Здание цирка, средина 30-х.
Не смотря на то, что считается, что с приходом в Киев большевиков Крутиков покинул страну, цирк просуществовал вплоть до начала Второй мировой войны.
В сентябре 1941 года, через несколько дней после вступления немцев в Киев, «Гиппо-Палас» был взорван минами, которые заложили подрывники из НКВД, вместе с рядом других объектов центральной части города.
Руины Конного цирка П. С. Крутикова (Гиппо-Паласа) на ул. К. Маркса
(ныне арх. Городецкого). 1942 год. Фото Т. Конока (Венгрия).
В 1945 году здание было разобрано до самого фундамента, так как руины не подлежали реставрации.
В 1964-м году на его месте был сооружен кинотеатр «Украина», который стал первым широкоформатным кинотеатром города.
1967 год. Кинотеатр "Украина" на улице Карла Маркса (теперь - улица Ар. Городецкого)
По материалам из интернета
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]