"Открывая Ленобласть". Часть 5. В гостях у вепсов
---
Из Вепсского леса наша команда поехала в село Тервеничи Лодейнопольского района Ленинградской области, где располагается музей вепсской культуры. Здесь проживает около 300 человек, среди которых около 15 % населения составляют вепсы.
1. Как я уже говорил, вепсы являются родственниками других финно-угорских народов - карелов, эстонцев, финнов. В Ленобласти они не единственный малочисленный народ (в 2010 году в России жило около 6 000 вепсов). На западе региона проживают ещё ижора, которых несколько сотен, и совсем малочисленная водь. Их осталось несколько десятков человек
2. Заходим внутрь. Сразу же ощущается запах старого здания и вещей. Ни с чем не сравнимый, приятный запах
3. Евгения - одна из хранительниц музея, сама тоже вепсской национальности. Она может рассказывать об этом народе часами. Поговорили про быт, традиции, язык, культуру, кухню, историю, языческие верования и многое другое
4. Традиционной пище вепсов был и остаётся кислый хлеб, пироги-рыбники (kalakurnik), пирог курник и "калитки" (кalitkad) — ржаные ватрушки, знакомые некоторым путешественникам по Карелии. Из напитков вепсы предпочитали медовуху (олуд) и хлебный квас.
Калитки в каждой деревне пекли своей формы. Они были круглыми, овальными, прямоугольным и тп. По форме выпечки можно было определить, где их выпекали.
Другой известный вид вепсской выпечки - пироги для зятя. Готовили их из пшеницы, а начиняли пшенной кашей или сахаром. После чего жарили в сливочном масле. Такие пироги готовили сразу при входе в дом сватов, а сладкими пирогами тёща угощала зятя при его первом посещении дома своей жены после свадьбы.
Вепсы жили в краю озёр и рек, так что рыба занимала одно из ведущих мест в рационе. Из неё круглый год готовили уху, вялили, сушили в печах.
Также популярным продуктом был ржаной хлеб. С детства вепсы кормились им, накрошенным в молоко.
А вот мясо на вепсских столах появлялось редко. Не всегда было чем кормить скот, местная природа не всегда баловала вепсов обильным урожаем. Тем не менее скот забивали поздней осенью и мясо засаливали в бочках. Часто его валяли, заготавливая впрок. Летом мясо висело на чердаке, запасы которого могли храниться пару лет
5. Подобные музеи некоторые могут назвать лубочными, и я с ними не соглашусь. Лубок - это бездушная имитация уюта и красоты. Такие же комнаты создавались энтузиастами и работниками, которые вкладывали сюда всю душу, отдавали частичку себя. Сюда хочется вернуться, прикоснуться к царящей атмосфере, побыть наедине со старыми вещами и предметами. В таких музейчках живёт память, а значит и сам народ. Здесь не ощущаешь себя чужим
6. И сливаешься воедино со всем окружающим, как эти куклы - символы единения мужского и женского начал, жизни
7. Из такого единения получается семья. Новым поколениям передаётся опыт и знания, они их накапливают, умножают и передают дальше. Может быть, именно эта цепочка и называется жизнью? И пока она не порвётся, существует семья, род, народность
8. Так и живут люди, радуются жизни, борются с трудностями, растят детей.
Кстати, все знают, почему у кукол (и не только у вепсов, но и у других народов) нет черт лица? Если нет, пишите в комментариях, отвечу
9. Вепсский язык (vepsän kel') похож на финский и эстонский. При входе в музей с нами на нём поздоровались. Увы, в 2009 году он был включён ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как находящийся под угрозой исчезновения.
Письменность у вепсов появилась очень поздно, в 1930-х годах. До этого всё передавалось устно. В 1937 году была попытка перевести вепсскую письменность на кириллицу, но ни одной книги на кириллице в те годы не вышло, поскольку культура малых народов не особо приветствовалась. Многие народы записывали как часть более крупных. Так часть вепсов превратилась в русских.
Рассказывают, что даже при попытке записать родившегося как вепса, работники советских ЗАГСов могли нервно крикнуть: "Нет такой национальности!"
В 1990-х вепсская письменность была возрождена и утвердили два алфавита — на латинице и кириллице. Однако изданный букварь был на основе кириллицы, а вся другая литература издавалась и продолжает издаваться на латинской графике.
Практика показала, что алфавит вепсского языка на основе кириллицы остался не востребован и в 2007 году был утверждён алфавит на основе латиницы, который используется и сейчас.
Что интересно, интерес к вепсскому языку есть не только у вепсов. Не так давно открылся раздел Википедии на вепсском языке
10. Какую красоту вышивали!
11. Прекрасно)
12. Ткались вещи при помощи подобного ткацкого станка. Цветные половики на полу - тоже его "продукция"
13. Традиционную одежду, её цвета тоже можно долго рассматривать
14. Интересно было бы пожить в таком доме, "как у бабушки"
15. В селе проводятся и традиционные вепсские праздники, на которые, надеюсь, ещё получится приехать
16. А пока на этом всё. Пора ехать дальше в 3-й, заключительный, день нашей экспедиции "Открывая Ленобласть"
"Открывая Ленобласть"-2018:
Часть 1. Тихвин и окрестности
Часть 2. Тихвинский вагоностроительный завод
Часть 3. Большой путь в Вепсский лес
Часть 4. Вепсский лес
Организаторы проекта "Открывая Ленобласть": газета Metro и Сообщество Питерских блогеров
При поддержке Администрации Ленинградской области и Дорожного радио
Генеральный партнер: Сбербанк
Инновационный партнер: Технопарк "Политехнический" и Motionpix
Телеком-партнер: компания МТС
Официальные партнеры: web-студия PetrogradWeb и Петровский автоцентр, компания Danone.
Информационные партнеры: социальная сеть Одноклассники, Ленинградская областная торгово-промышленная палата, Kudago, Карповка, Комитет по туризму в Ленинградской области, Bigpicture.Ru, Наши походы.
Отдельное спасибо сообществам spbblog и travel_russia за приглашение в проект "Открывая Ленобласть".
Взято: cr2.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]