История гибели "Славы" российского флота в эстонской глухомани
22.07.2018 503 0 0 lavagra

История гибели "Славы" российского флота в эстонской глухомани

---
0
В закладки
История гибели


Во время своей прошлогодней поездки на Сааремские острова мне довелось посетить любопытное место. Это была так называемая этно-деревня Когува (Koguva), которая находится на острове Муху. Здесь можно увидеть много интересного, но самым неожиданным для меня стало посещение совсем крохотного музея, посвящённому легендарному броненосцу российского императорского флота „Слава“.

Казалось бы откуда в эстонской глухомани появится такому музею, но история гибели этого корабля ставит всё на свои места. Мне было очень интересно перевернуть страницы той истории столетней давности. Надеюсь Вам также будет любопытно это сделать за компанию со мной!

История гибели

2.

Когува - это около 100 традиционных для этого края деревянных домов и пристроек, расположенных в непосредственной близости от пролива между островами Муху и Саарема. Часть из них отданы под музейный комплекс, а в некоторых до сих пор живут люди.

История гибели

3.

Больше 200 лет назад это место облюбовали семьи эстонских рыбаков, которым не было особого дела до того, что творилось во всём мире. Исключением стали две последние мировые войны, во время которых акватория Балтийского моря стало ареной кровавых сражений. Расположенная на мелководье Когува не имела особого стратегического значения, поэтому непосредственно её военные действия никак не затронули. И всё же рыбаки наверняка были в курсе происходящего.

История гибели

4.

Только в период между 1915 и 1917 годами в районе Сааремских островов, тогда носивших название Моонзундские, было затоплено и выброшено на мели десятки кораблей. Для местных жителей то была хорошая возможность подобрать что-нибудь ценное для своих небогатых хозяйств.

История гибели

5.

Рыбакам Когувы в этом плане особенно повезло. Уже в конце войны всего в нескольких десятках километров от посёлка был посажен на мель, взорван и затоплен огромный броненосец „Слава“. Об его последнем бое написано множество книг и статей. Даже Маяковский в своё время посвятил в честь его гибели одно из своих стихотворений.

История гибели

6.

Немудрено, что когда в Когуве был организован музей, то во дворах и на чердаках местных хозяйств обнаружили несколько оригинальных предметов с этого легендарного корабля. Так и родилась небольшая экспозиция, на которую я решил взглянуть.

История гибели

7.

В небольшой комнатке старинной сааремской избы я обнаружил стенд с историческаими справками, множество фотографий, а также несколько десятков предметов с российского броненосца. По центру комнаты стояла часть морской мины-ежа, а на стене можно было найти остатки корабельного горна.

История гибели

8.

Кроме этих артефактов здесь можно было осмотреть бочку с русской маркировкой, детали обшивки, чайник, несколько медных деталей и непонятных механизмов. В общем-то, на этом экспозиция и заканчивалась. Не Бог весь что, но всё же это реальные свидетельства интереснейшей истории, о которой стоит вспомнить.

История гибели

9.

„Слава“ стала последним из пяти броненосцев, построенными с 1898 по 1905 годов в Санкт-Петербурге для нужд Дальнего Востока. Лишь чудом в запоздании окончательного оборудования этот корабль не был отправлен вместе с остальными броненосцами в Порт-Артур. Там в бесславном Цусимском сражении три судна из этой серии были затоплены, а ещё одни захвачен японцами в качестве военного трофея.

История гибели

10.

Сразу по окончании той войны „Слава“ была приписана к учебной эскадре. За последующие 10 лет корабль бороздил просторы всех европейских морей, участвовал в подавлении мятежа крепости Свеаборг, помогал в спасательных работах после сильного землетрясения в Сицилии, а с началом Первой Мировой войны был зачислен в Балтийский военный флот.

История гибели

11.

К тому времени броненосец уже считался устаревшим и был бы мигом потоплен в прямом бою с германскими новейшими дредноутами. Но у „Славы“ было одно важное преимущество – низкая осадка, позволявшая ей беспрепятственно проходить стратегически очень важный Моонзундский пролив. Именно это место считалось ключом к обороне Рижского залива и выходом к Кронштадту.

История гибели

12.

В период с 1915 по 1917 годы все местные воды были нашпигованы минными полями. Немцы не раз отчаянно пытались прорвать здесь оборону. Береговые батареи и корабли Балтийского флота успешно становились на пути более мощной и современной эскадры Германии. Задача „Славы“ заключалась в обстрелах немецких тральщиков мин, по возможности не вступая в бой с более дальнобойными кораблями противника. Всего у броненосца за два года службы было пять боевых столкновений. Последнее из них стало роковым для корабля.

История гибели

13.

К октябрю 1917 года российский флот, как и армия, находился в стадии разложения и полной революционной анархии. Началось всё во время Февральской революции. Тогда после отречения от престола царя Николая Второго весь Балтийский флот захлестнула волна позорных убийств морских офицеров.

История гибели

14.

Сначала после отказа лейтенанта линкора „Андрей Первозванный“ поднять красный флаг, вместо Андреевского тот был поднят матросами на штыки. Чуть позже на том же корабле был застрелен адмирал Небольсин, герой Цусимского сражения, принявший на себя командование крейсером „Аврора“ после гибели капитана и приведшего этот ещё один легендарный корабль назад в Россию. Затем за несколько дней было убито около 120 морских офицеров и среди них 20 адмиралов. При этом никто за это не был арестован.

История гибели

15.

На броненосце „Славе“ повезло избежать позорных самосудов. Её команда из восьми сотен матросов имела военный опыт и была более лояльна к своим командирам. Тем не менее матросский комитет изгнал с корабля неугодных офицеров и выбрал себе нового капитана. Им стал капитан 1-го ранга Владимир Антонов.

История гибели

16.

Он не считался большим авторитетом в офицерских кругах, тем не менее ему удалось убедить команду идти в новый поход, чтобы преградить путь немецкой эскадре к Кронштадту и Санкт-Петербургу. Командование всей эскадры в том походе принял на себя вице-адмирал Михаил Бахирев.

История гибели

17.

Брожение и смута сопровождала то последнее плавание. Тем не менее последний бой „Славы“ считается героическим. Броненосец получил семь прямых попаданий, но продолжал вести бой. Из-за большого крена, корабль пришлось подтопить, в результате чего он уже не смог пройти назад Моондзунским проливом в Кронштадт.

История гибели

18.

По приказу Бахирева корабль посадили на мель, взорвали и затопили так, чтобы закрыть проход немецким кораблям. При этом часть корабля осталась на поверхности, что тут же и привлекло местных эстонских рыбаков. Позже уже немцы демонтировали вооружение корабля, а спустя несколько лет эстонские власти разрезали на металл то, что ещё оставалось от российской „Славы“. Так завершилась история этого далеко не ординарного судна.

История гибели

19.

Моонзундское же сражение хоть и считается проигранным немцам, но с большой для тех ценой. Германский флот тогда потерял 9 кораблей, ещё более 10 получили серьёзные повреждения. Путь на Санкт-Петербург был закрыт. А значит „Слава“ сражалась не зря!

История гибели

20.

Кому-то будет интересно, как сложились судьбы в дальнейшем главных участников того сражения. Михаил Неверов был вскоре уволен без права получения пенсии, успел написать мемуары о боях в Рижском заливе, а в 1920 году был арестован и расстрелян большевиками. Командир „Славы“ Владимир Антонов принял участие в Гражданской войне на стороне белых войск, а после эмигрировал в Конго, где много лет работал капитаном речного парохода. Ну, а большинство тех, кто убивал офицеров в 1917 году, и сами были убиты или расстреляны во время Кронштадтского восстания 1921 года.

История гибели

21.

Вот такие замечательные истории можно узнать во время путешествия по Сааремским островам в наши дни. Главное, искать!

История гибели

22.

P.S. Подписывайтесь на мою страницу в Фейсбуке, в ВКОНТАКТЕ, а также в Инстаграме. Смотрите все прибалтийские новости в ТревелБлоге. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]