Хошеутовский хурул – храм, построенный буддистским князем, героем войны 1812 года
---
Рассказ корреспондента « Российской газеты» о походе буддистских паломников привлек мое внимание не только экзотичностью темы и интересными подробностями, но и конечной целью паломников- Хошеутовским храмом-хурулом, находящимся в селе Речное Харабалинского района Астраханской области.
Оказывается, этот буддийский храм начала XIX века является единственным частично сохранившимся до наших дней калмыцким хурулом, построенным в дореволюционное время. https://www.torchinov.com/2012/07/20/хошеутовский-хурул/
Интересна история его основания. Царский военачальник, представитель калмыцкого княжеского рода хошоутов Сербеджаб Тюмень (1774-1848 гг.) в 1811 г. возглавил Второй Астраханский калмыцкий полк. Находясь в действующей авангардной армии награжден чином майора. За участие в боевых действиях в годы Отечественной войны 1812-1814 г. был награжден многочисленными правительственными наградами.
По окончании войны с французами ему был пожалован в Астраханской губернии Хошеутовский улус. В этом своем имении Сербеджаб Тюмень задумал возвести буддийский хурул (храм) в честь славной победы русских войск над Наполеоном.
За разработку проекта храма взялся его брат Батур-Убуши Тюмень (калмыцкий историк и литератор) и буддийский монах Гаван Джимбе.
Возведение храма началось близ родового поместья княжеского рода-Тюменевки. Финансовое обеспечение строительства взял на себя сам герой Отечественной войны. Также свою посильную лепту в виде добровольных пожертвований вносили калмыцкие буддисты.
Хошеутовский хурул был возведен в 1818 г.
Хурул пережил две крупные реставрации в 1867 и 1907 году.
В 1907 году хурул реставрировался под руководством архитектора Управления калмыцким народом В. Б. Варганика-Вальдовского, расстрелянного большевиками в 1919 году по “Списку буржуев, подлежащих расстрелу”.
В 30-е годы, в разгар борьбы с культовыми сооружениями хурул «перепрофилировали» под детский сад, школу, а затем и вовсе превратили в зернохранилище.
В 60-е годы для строительства коровника местному колхозу понадобился кирпич. Ради этого «святого» дела были снесены галереи и малые башни хурула.
В результате на сегодняшний день сохранилось лишь основное монастырское здание – трехнефная молельня с трехъярусной башней.
В 1967 году власти словно опомнились и по решению исполкома Астраханского областного Совета депутатов трудящихся от 14 ноября 1967 года хурул был принят под охрану государством как памятник истории и культуры местного (областного значения). Правда, восстанавливать комплекс не стали.
В 1991 году объединением «Росреставрация» были начаты работы по восстановлению памятника.
Однако в результате разворовывания финансовых поступлений и стройматериалов реставрационные работы были свернуты.
В 2004 г. Хурул наконец-то передали в безвозмездное пользование местной буддийской общине.
Реставрация храма была возобновлена, однако движется «ни шатко, ни валко» ввиду отсутствия денежных средств в самой общине.
Вот к этому культовому для буддистов России месту и стекаются паломники. Интересно, что перед походом, они принимают на себя многочисленные обеты, ограждающие их от совершения неблаговидных поступков во время паломничества.
В частности, они желают лучшего перерождение насекомым, которые могут случайно погибнуть под ногами, а также выковыривают из пищи лук, который , как известно, убивает микробов.
А это тоже убийство.
Оказывается, этот буддийский храм начала XIX века является единственным частично сохранившимся до наших дней калмыцким хурулом, построенным в дореволюционное время. https://www.torchinov.com/2012/07/20/хошеутовский-хурул/
Интересна история его основания. Царский военачальник, представитель калмыцкого княжеского рода хошоутов Сербеджаб Тюмень (1774-1848 гг.) в 1811 г. возглавил Второй Астраханский калмыцкий полк. Находясь в действующей авангардной армии награжден чином майора. За участие в боевых действиях в годы Отечественной войны 1812-1814 г. был награжден многочисленными правительственными наградами.
По окончании войны с французами ему был пожалован в Астраханской губернии Хошеутовский улус. В этом своем имении Сербеджаб Тюмень задумал возвести буддийский хурул (храм) в честь славной победы русских войск над Наполеоном.
За разработку проекта храма взялся его брат Батур-Убуши Тюмень (калмыцкий историк и литератор) и буддийский монах Гаван Джимбе.
Возведение храма началось близ родового поместья княжеского рода-Тюменевки. Финансовое обеспечение строительства взял на себя сам герой Отечественной войны. Также свою посильную лепту в виде добровольных пожертвований вносили калмыцкие буддисты.
Хошеутовский хурул был возведен в 1818 г.
Хурул пережил две крупные реставрации в 1867 и 1907 году.
В 1907 году хурул реставрировался под руководством архитектора Управления калмыцким народом В. Б. Варганика-Вальдовского, расстрелянного большевиками в 1919 году по “Списку буржуев, подлежащих расстрелу”.
В 30-е годы, в разгар борьбы с культовыми сооружениями хурул «перепрофилировали» под детский сад, школу, а затем и вовсе превратили в зернохранилище.
В 60-е годы для строительства коровника местному колхозу понадобился кирпич. Ради этого «святого» дела были снесены галереи и малые башни хурула.
В результате на сегодняшний день сохранилось лишь основное монастырское здание – трехнефная молельня с трехъярусной башней.
В 1967 году власти словно опомнились и по решению исполкома Астраханского областного Совета депутатов трудящихся от 14 ноября 1967 года хурул был принят под охрану государством как памятник истории и культуры местного (областного значения). Правда, восстанавливать комплекс не стали.
В 1991 году объединением «Росреставрация» были начаты работы по восстановлению памятника.
Однако в результате разворовывания финансовых поступлений и стройматериалов реставрационные работы были свернуты.
В 2004 г. Хурул наконец-то передали в безвозмездное пользование местной буддийской общине.
Реставрация храма была возобновлена, однако движется «ни шатко, ни валко» ввиду отсутствия денежных средств в самой общине.
Вот к этому культовому для буддистов России месту и стекаются паломники. Интересно, что перед походом, они принимают на себя многочисленные обеты, ограждающие их от совершения неблаговидных поступков во время паломничества.
В частности, они желают лучшего перерождение насекомым, которые могут случайно погибнуть под ногами, а также выковыривают из пищи лук, который , как известно, убивает микробов.
А это тоже убийство.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]