Астрономы нашли экзопланету в «зоне жизни» близкой двойной системы
04.09.2018 406 0 0 kiri2ll

Астрономы нашли экзопланету в «зоне жизни» близкой двойной системы

Система HD 180617 (Gliese 752) является одним из наших ближайших соседей. Она расположена на расстоянии всего 19 световых лет от Солнца. Система состоит из пары красных карликов, разделенных дистанцией около 430 а.е. Масса первого светила составляет 0.45 солнечной, светимость — 0.03 солнечной.

Астрономы нашли экзопланету в «зоне жизни» близкой двойной системы 180617, поверхности, солнечной, системы, звезды, составляет, экзопланеты, «зоны, жизни», проходит, границы, орбита, относительно, обращения, масса, количество, исследователей, светимость, наблюдений, астрономам

Вторая звезда системы известна под собственным обозначением VB 10. Ее масса составляет всего 0.08 солнечной, светимость — 0.0004 солнечной. С момента открытия в 1944 году и до середины 1980-х она являлась самой маломассивной звездой, известной астрономам. Будь VB 10 чуть-чуть меньше, в ней бы никогда не запустились термоядерные реакции с участием водорода и она бы осталась коричневым карликом. Но, несмотря на скромные по звездным меркам массу и температуру поверхности, VB 10 отличается весьма высокой активностью. Во время зарегистрированной в 1994 году телескопом «Хаббл» вспышки, температура поверхности звезды временно увеличилась в 40 раз.

Изменение видимого положения VB 10 на земном небе

В начале августа международный коллектив исследователей объявил об обнаружении экзопланеты (она получила обозначение HD 180617 b), вращающейся вокруг главного компонента системы. Открытие было сделано при помощи метода лучевых скоростей. Исследователи воспользовались результатами недавних наблюдений спектрографа CARMENES и дополнили их архивными данными спектрографов HIRES и HARPS. В результате, им удалось обнаружить отклонения в движении звезды, вызванные экзопланетой, чья масса превышает земную в 12,2 раза. Это сопоставимо с массой Нептуна.

Период обращения экзопланеты составляет 105.9 дней, большая полуось — 0.3357 а.е., эксцентриситет — 0.16. По расчетам исследователей, орбита HD 180617 b проходит у дальней границы «зоны жизни» звезды. Этот означает, что в теории она получается достаточное количество энергии, чтобы на ее поверхности (или поверхности ее спутников) могла существовать вода в жидком виде.

Возможные орбиты HD 180617 b. Зеленый круг отмечает границы «зоны жизни»

Открытие интересно по нескольким причинам. Во-первых, из-за относительно небольшого расстояния до системы. HD 180617 входит в двадцатку ближайших к нам звезд, обладающих подтвержденными экзопланетами. Во-вторых, хоть астрономам и известно большое количество экзопланет у красных карликов, все они обладают относительно небольшими периодами обращения, а их массы сопоставимы с земными. Тела, подобные HD 180617 b, пока что попадаются исследователям намного реже. И, наконец, орбита экзопланеты проходит у края «зоны жизни», что делает ее кандидатом для более детальных наблюдений с использованием телескопов следующего поколения.