95 лет назад. Покаяние гражданина Белавина
---
Карикатура Ивана Малютина из журнала "Крокодил" (за 16 сентября 1923) на патриарха Тихона. "Тихон, как его малюют белогвардейские газеты". Как ни странно, но эта карикатура не против, а скорее в защиту патриарха. Автор рисунка цитирует белогвардейскую газету "Руль": "Раскаяние Тихона составлено ГПУ, за Тихона выдаёт себя агент ГПУ и вдобавок жид..." и высмеивает подобные утверждения
95 лет тому назад, 25 июня 1923 года, был освобождён из-под стражи гражданин РСФСР Василий Белавин (в монашестве — патриарх Тихон). Звания патриарха советская власть за ним в тот момент не признавала, поэтому в советских газетах он обычно именовался либо по фамилии, либо как "Тихон" без титула, либо как "б. патриарх". Ранее, 16 июня, Тихон подал заявление в Верховный суд РСФСР. Оно было опубликовано «Известиями» 27 июня, а спустя несколько дней, 1 июля — даже в виде факсимиле. В нём Тихон писал:
"Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причём враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям. Как то: обращение по поводу Брестского мира в 1918, анафематствование в том же году власти и, наконец, воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922. Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном Заключении Верховного Суда. Признавая правильность решения Суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям уголовного кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения, то есть освободить меня из-под стражи.
При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежёвываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции".
Страница журнала "Огонёк" за 1923 год. "Василий Белавин, бывший патриарх Тихон, после своего покаяния в преступлениях против Советской власти возвращается из места своего заключения в Донской монастырь".
4 июля «Известия» опубликовали «„Обращение“ патр. Тихона к „архипастырям, пастырям и пасомым православной церкви российской“», где Тихон пояснял свою позицию:
"Что касается моего отношения к Советской власти в настоящее время, то я уже определил его в своём заявлении на имя Верховного Суда, который я прошу изменить меру пресечения, то есть освободить из-под стражи. В том преступлении, в котором я признаю себя виновным, по существу виновно то общество, которое Меня, как Главу Православной Церкви, постоянно подбивало на активные выступления тем или иным путём против Советской власти. Отныне Я определённо заявляю всем тем, что их усердие будет совершенно напрасным и бесплодным, ибо Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты и белогвардейцы поймут, что я Советской власти не враг. Я понял всю ту неправду и клевету, которой подвергается Советская власть со стороны её соотечественных и иностранных врагов и которую они устно и письменно распространяют по всему свету. Не минули в этом обойти и меня; в газетах «Новое Время» от 5 мая за № 606 появилось сообщение, что будто бы ко мне при допросах чекистами была применена пытка электричеством. Я заявляю, что это сплошная ложь и очередная клевета на Советскую власть."
Публикации советской печати об освобождении Тихона
В тот момент советская печать праздновала освобождение Тихона как очередную победу революции. Основной тон был — триумфально-насмешливый. Главным образом — над растерянностью эмигрантов от такого неожиданного поворота. Но доставалось и самому Тихону. Скажем, фельетонист журнала "Красный перец" резюмировал итоги патриаршего покаяния так: "Получены покаянные слёзы патриарха Тихона и записаны на прибыль воды в Патриарших прудах". А автор журнала "Крокодил", собирая "Музей пролетарской революции (собрание редкостей за 7 с лишком лет)", добавлял туда такой "экспонат": "Пепел, посыпанный на собственную главу б. патриархом Тихоном в знак чистосердечного раскаяния". В комментариях церковников-обновленцев, однако, проскальзывало уныние. Они предвидели то, что и произошло: что с легализацией тихоновской церкви начнётся закат обновленчества. Так и случилось, хотя формально обновленческая церковь просуществовала до 1946 года.
Кстати, этот момент тоже высмеивала советская печать: на рисунке художника Банта "отцы живой церкви" сетуют "вослед старцу Тихону, уводящему от них и овец и козлищ": "Что же это такое? Мы на ножницы истратились, а стричь он будет". У ног самих обновленцев осталась всего лишь одна хилая овечка... "Вор у вора дубинку украл", — резюмировал художник.
Так было ли примирение Тихона с советской властью победой революции или, скорее, наоборот? Примечательно, что более дальновидная часть контрреволюционеров это событие приветствовала. Скажем, Павел Милюков призывал в эмигрантской печати не мешать патриарху Тихону делать то, что он делает. Он писал в газете "Последние новости": "Великий молчальник Тихон обрел снова голос. Не нужно мешать ему. Он делает дело великой общественной важности". А. Радаков в журнале "Бегемот" комментировал это карикатурой, на которой Тихон изображался в виде наседки, из яиц которой вылупляются генеральчик и кулак. В то время как Милюков сердито шикает на недовольных сотрудников газет "Дни" и "Руль":
— Тс! Тише вы, шкеты! Разве не видите — его высокопреосвященство заняты делом великой общественной важности!
Сейчас, с исторического расстояния в 95 лет, можно сказать, что в кратковременном плане покаяние Тихона и легализация возглавляемой им церкви были, конечно, выигрышем революции. Но в долгосрочном — проигрышем...
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]