Армянский Перун - бог римлян и гуннов
---
Дальнейшее продолжение исследований армянского язычества, начатых в прошлых статьях, повествующих о косматом Перуне. Мы разбирали текст армянской хроники "История Тарона"созданной в VII - IX вв.
Несомненно, нужно рассмотреть и возможные местные (анатолийские) корни происхождения культа верховного бога грозы. Давно отмечено совпадение имени хеттского бога грозы Тархунта и армянского названия местности Тарон, где происходила вся эпопея из таронской хроники. Более чем вероятно, что имена громовержцев в разных индоевропейских языках будут родственны друг другу - Тархунт у хеттов, Таранис у кельтов, Тор у германцев и Перун у славян. Видимо, в Тароне существовал свой давний культ бога громовержца.
При этом, нет ничего странного в том, что создатели "Истории Тарона" изображают жрецов бога грозы пришельцами - подобный культ существовал у разных народов. Вполне возможно, что пришлые гунны, о которых мы писали раньше, могли сформировать свой собственный культ бога Куара Гисанэ на месте автохтонного, как это часто бывало. Можно вспомнить, что греки и римляне основывали храмы Зевса или Юпитера на месте ближневосточных святилищ бога Ваала. В связи с этим, гуннский громовержец Куар мог приобрести и некоторые местные черты. Более того, есть все основания думать, что иконография бога Куара могла быть исключительно ближневосточной, так как степные племена не имели развитой традиции создания антропоморфных изображений.
С большой степенью вероятности, косматый бог Куар выглядел, как на фото ниже. Это изображения римского синкретического божества Юпитера Долихена.
Видимо, именно культ Юпитера Долихена, основанный римскими поселенцами в юго-восточной Анатолии в местечке Долихии, и стал основой рассказа "Хроники Тарона" о великом боге Гисанэ (и боге Деметре). Изображения Юпитера Долихена полностью соответствуют описанию громового бога из "Истории Тарона".
Вспомним, как выглядел великий бог Гисанэ.
«И так как Гисанэ был косастым (косматым, волосатым), ввиду этого и его служители имели косы, которые и приказал отрезать (князь дома Ангех)».
Важной особенностью Юпитера Долихена были его длинные волосы, которые, судя по его изображениям, могли собираться в косу. Собственно, за свои длинные волосы его, действительно, могли именовать Гисанэ (косматым, волосатым). И как это часто бывало в древности, само имя бога могло табуироваться, поэтому его называли только по прозвищу.
Облик косматого Перуна из видения Мариам Арцруни из "Истории Тарона"
«Вижу человека с длинными волосами, который в громыхающих тучах, выйдя из церкви, идет ко мне. Вижу острое оружие, окрашенное кровью, которое он спрятал»
Юпитер Долихен изображался с атрибутами бога громовика - в одной руке у него пучок молний, а в другой двойной топор лабрис. При этом он имеет меч, как мы выяснили раньше, скорее всего "острое оружие, окрашенное кровью" из видения Мариам Арцруни было именно мечом. Хотя, поздний автор, 17 века, Симеон Лехаци привел пример местной легенды, где божество поразило Мариам Арцруни копьем.
Симеон Лехаци. Путевые заметки
« ..мы увидели другую часовню. И сказали: «Построила ее некая княгиня; она хотела войти внутрь, но [ей] не позволили, ибо женщинам не разрешалось [входить]; однако она силою вошла внутрь, и тогда проявилось могущество святой могилы, ибо из нее поднялся муж в доспехах и поразил ее копьем; она была похоронена здесь».
Несколько стел из юго-восточной Анатолии с изображением Юпитера Долихена.
Интересно, что даже эпитеты бога Гисанэ - "Великий", "наш великий бог войны" из "Истории Тарона соответствуют полному имени римского Юпитера из Долихии, его называли Юпитер Наилучший Величайший Долихен ( Jupiter Optimus Maximus Dolichenus ). Изображался он всегда в доспехах римских легионеров, что свидетельствует о его военных функциях в том числе. Наибольшей популярностью культ Юпитера Долихена пользовался в римской армии, прежде всего на границах империи. Этот культ впервые появляется также именно на границе Римской империи в начале II века н.э. Его храм в Долихии находился рядом с античной Антиохией Таврской (Antiochia ad Taurum), 40 км западнее реки Евфрата, ныне это турецкий город Газиантеп.
Изображение Юпитера Долихена и Юноны Долихены с Авентинского холма в Риме, III век.
Впоследствии, культ Юпитера Долихена распространился по всей Римской империи. У него были свои храмы на Авентинском и Эсквилинском холмах в Риме. Но больше всего храмов бога из Долихии было построено в приграничных римских регионах - в Британии, Германии и т.д. Что интересно, в самой восточной Анатолии и Армении Юпитер Долихен видимо так и не стал особенно популярен, так как его изображений в здешних краях было найдено относительно немного. Как правило, все они происходят из региона древней Коммагены и территориально тяготеют к его главному храму в Долихии.
Памятники, связанные с культом Юпитера Долихена на территории Римской империи. По М. Спейделю.
Почитание Юпитера Долихена уже в III веке н.э. повсеместно прекращается. В 235-238 гг. святилища этого бога были разграблены по приказу "солдатского" императора Максимина Фракийца. Какое-то время культ Долихена все еще существовал в Римской империи, но в 253 или 256 гг. сасанидский царь Шапур I уничтожил его главное святилище в Долихии. После этого разгрома о судьбе Юпитера Долихена ничего не известно.
Иконография образа римского Громовержца из Долихии сложилась непосредственно в юго-восточной Анатолии и северной Сирии. Нет никаких сомнений, что прообразом этого божества стал хеттский Тархун. Изображения Юпитера Долихена копируют образцы ново-хеттских божеств, созданных в 11-9 вв. до н.э. в позднехеттских городах-государствах Северной Сирии.
Ниже на фото, изображения Бога Грозы сиро-хеттских государств. Слева направо, 1) Тель Ахмар, 2) опять Тель Ахмар, 3) Вавилон (хотя, скорее всего этот образец изначально был вывезен из Алеппо, где находился крупный храм Тархуна/Тешуба, 4) Самаль.
Как видим, все новохеттские Громовержцы из Северной Сирии имеют схожую иконографию. В правой руке они держат топор/молот, в левой - трезубец. На поясе у каждого висит меч, на голове колпак, и что важно, у каждого длинные волосы заплетенные в косу.
Когда римские поселенцы создавали образ своего Юпитера, они заменили трезубец на связку молний в руке Бога Грозы и одели его в доспехи римского легионера.
Образ Юпитера Долихена, распространяясь по Римской империи, постепенно терял свои переднеазиатские черты. Изображения из пограничных римских городов в Европе соответствовали уже всем античным стандартам.
Юпитер Долихен (слева) и Юнона Долихена. Фрагмент бронзового штандарта III в. Из клада, найденного в Мауэр-ан-дер-Урле (Австрия)
Важно отметить, что первые упоминания о культе Юпитера Долихена известны не раньше начала II века. Скорее всего, первые его изображения на юго-востоке Анатолии появляются примерно в то же время. Датировать рельефные изображения божества на каменных стелах очень тяжело - только по стилистическим маркерам. В любом случае, можно предположить, что культ Зевса-Юпитера в Долихии сформировался не раньше эллинистического времени, а скорее всего уже только при римлянах. То есть никакой непрерывной последовательности культа Бога Грозы с времен новохеттских государств (I тыс до н.э.) до II века н.э. в Передней Азии не обнаруживается.
Область Северной Сирии и Армянского нагорья с VI века до н.э. входила в состав разных иранских империй - Ахеменидской, Парфянской, Сасанидской. Иранцы смогли навязать свои культы, как правило связанные с зороастризмом, местному населению. Поэтому все местные боги трансформировались в персидские и отчасти потеряли свои антропоморфные признаки, так как зороастризм длительно не поощрял создание человеческих изображений. Видимо, в это время иконография местных божеств сильно изменилась, в сущности, традиция создавать изображения людей появилась в восточной Анатолии только с приходом греков, а затем римлян. Поэтому, каменные стелы Юпитера Долихена в Передней Азии - это не результат многовековой восточной традиции, а новаторство греческих и римских переселенцев, которые на основе древних изображений божеств смогли создать похожие образы.
Два изображения Юпитера Долихена из римского города Карнунта. (Австрия).
Этот аспект очень важен для нашего исследования, потому что он подтверждает факт того, что изображения косматого Перуна на Армянском нагорье создали пришельцы, как это и описывается в хронике "История Тарона". Только в таронской хронике пришлые жрецы были "индами" и имели соответствующий экзотический облик. Вполне возможно, составители "Истории Тарона" пытались в образе "индов" совместить местные представления о разных пришельцах.
Естественно, римские легионеры, создавшие во II веке в восточной Анатолии культ Юпитера Долихена, не носили кос, хотя некоторые из них несомненно могли быть черны как и жрецы бога Гисанэ. Ведь римские легионы комплектовалась солдатами со всех краев Римской империи. Кстати, самая первая латинская надпись с упоминанием Юпитера Долихена появилась в 125 году в Нумидии ( Северная Африка, Алжир).
Но несомненно жрецы бога Гисанэ по описанию таронской хроники не были похожи на римских солдат.
"История Тарона"
«И вид у них был вызывающий удивление (странный): были они черны, косасты (длинноволосы) и безобразны, потому что по роду (племени) являлись индами».
«И когда это племя (индусов) обратилось к Христу, не полностью переменило свою веру, но не посмело исполнять свой отеческий закон: оставляло косу на голове детей, дабы видя это, помнить свое прежнее скверное безбожье; и потому прошу вас, будьте осторожны, чтобы и в вашей стране не распространилось это».
Мы сейчас не имеем представления о том, как выглядела армянская аристократия в начале нашей эры. Но тексты армянских хронистов свидетельствуют, что очень многие представители армянских княжеских родов были схожи обликом с пришлыми "индами" из "Истории Тарона", о чем мы писали ранее.
Как известно, абсолютно все средневековые хронисты выводят предков важнейшего армянского княжеского рода Мамиконянов из некоей северо-восточной страны Тчен. Как правило, современная армянская историография видит в этом термине Китай. Что естественно мало похоже на правду, так как топоним Тчен был скорее всего собирательным названием для всех северо-восточных от Армении стран.
"История Армении" Моисея Хоренского
В его ( Шапура I (242-273) дни приходит в Армению предок рода Мамиконеанов из северо-восточных стран, из земли славной и великой, первой между северными народами, я говорю о земле Тченов.
Сама "История Тарона" создавалась под патронажем княжеского дома Мамиконянов. Предполагается, что хронику написал один из представителей этого аристократического рода Ован Мамиконян в 7 веке. Поэтому, можно предположить, что облик жрецов бога Гисанэ - это представление самих Мамиконянов о внешнем виде своих предков, пришедших из загадочной северо-восточной страны Тчен. Скорее всего, предки Мамиконянов пришли в Армению из Дагестана с первой волной гуннов.
Походы гуннов в Переднюю Азию в IV веке описывали многие античные авторы.
Филосторгий «Церковная история»
из гуннов одни, овладев большей частью той Скифии, что за Истром, и опустошив ее, затем перешли через замерзшую реку, внезапно вторглись в римские владения, заняли всю Фракию и стали опустошать целую Европу. Другие же двинулись к восходу солнца; переправившись через реку Танаис, проникли в восточные области и через великую Армению вторглись в так называемую Мелитену; потом оттуда устремились на Евфратисию, дошли до самой Келесерии и, промчавшись через Киликию, производили неслыханные человекоубийства.
Св. Иероним Стридонский
«Осаде подвержена была Антиохия и прочие города, лежащие на берегах Галиса, Цидна, Оронта и Евфрата. Уведены целые толпы пленных; наведен ужас на Аравию, Финикию, Палестину, Египет»
Вождь гуннов из Волниковского погребения, V в. Реконструкция А.Г.Шпилева. Художник И.Г. Василенко.
Так как мы смогли ранее проследить связь между богом Куаром гуннов Дагестана и богом Куаром Гисанэ из хроники "История Тарона", можно сделать вывод о том, что составители хроники наложили образ громовержца гуннов на местного таронского бога грозы. Хронисты пользовались отрывками множества свидетельств (в частности, устных преданий) разного времени, поэтому их Косматый Перун вобрал в себя черты римского Юпитера Долихена (вероятно, что средневековые жители Армянского нагорья видели его изображения на каменных стелах) и черты пришельцев с северо-востока, предков рода Мамиконянов (а возможно и многих других аристократических родов Армении), кои с большой степенью вероятности были гуннами пришедшими из Дагестана.
Читайте также предыдущие статьи об Армянском Перуне:
Тюркский Перун в Армении
Армянский Перун - косматый демон
Про индусов основавших город Киев
Несомненно, нужно рассмотреть и возможные местные (анатолийские) корни происхождения культа верховного бога грозы. Давно отмечено совпадение имени хеттского бога грозы Тархунта и армянского названия местности Тарон, где происходила вся эпопея из таронской хроники. Более чем вероятно, что имена громовержцев в разных индоевропейских языках будут родственны друг другу - Тархунт у хеттов, Таранис у кельтов, Тор у германцев и Перун у славян. Видимо, в Тароне существовал свой давний культ бога громовержца.
При этом, нет ничего странного в том, что создатели "Истории Тарона" изображают жрецов бога грозы пришельцами - подобный культ существовал у разных народов. Вполне возможно, что пришлые гунны, о которых мы писали раньше, могли сформировать свой собственный культ бога Куара Гисанэ на месте автохтонного, как это часто бывало. Можно вспомнить, что греки и римляне основывали храмы Зевса или Юпитера на месте ближневосточных святилищ бога Ваала. В связи с этим, гуннский громовержец Куар мог приобрести и некоторые местные черты. Более того, есть все основания думать, что иконография бога Куара могла быть исключительно ближневосточной, так как степные племена не имели развитой традиции создания антропоморфных изображений.
С большой степенью вероятности, косматый бог Куар выглядел, как на фото ниже. Это изображения римского синкретического божества Юпитера Долихена.
Видимо, именно культ Юпитера Долихена, основанный римскими поселенцами в юго-восточной Анатолии в местечке Долихии, и стал основой рассказа "Хроники Тарона" о великом боге Гисанэ (и боге Деметре). Изображения Юпитера Долихена полностью соответствуют описанию громового бога из "Истории Тарона".
Вспомним, как выглядел великий бог Гисанэ.
«И так как Гисанэ был косастым (косматым, волосатым), ввиду этого и его служители имели косы, которые и приказал отрезать (князь дома Ангех)».
Важной особенностью Юпитера Долихена были его длинные волосы, которые, судя по его изображениям, могли собираться в косу. Собственно, за свои длинные волосы его, действительно, могли именовать Гисанэ (косматым, волосатым). И как это часто бывало в древности, само имя бога могло табуироваться, поэтому его называли только по прозвищу.
Облик косматого Перуна из видения Мариам Арцруни из "Истории Тарона"
«Вижу человека с длинными волосами, который в громыхающих тучах, выйдя из церкви, идет ко мне. Вижу острое оружие, окрашенное кровью, которое он спрятал»
Юпитер Долихен изображался с атрибутами бога громовика - в одной руке у него пучок молний, а в другой двойной топор лабрис. При этом он имеет меч, как мы выяснили раньше, скорее всего "острое оружие, окрашенное кровью" из видения Мариам Арцруни было именно мечом. Хотя, поздний автор, 17 века, Симеон Лехаци привел пример местной легенды, где божество поразило Мариам Арцруни копьем.
Симеон Лехаци. Путевые заметки
« ..мы увидели другую часовню. И сказали: «Построила ее некая княгиня; она хотела войти внутрь, но [ей] не позволили, ибо женщинам не разрешалось [входить]; однако она силою вошла внутрь, и тогда проявилось могущество святой могилы, ибо из нее поднялся муж в доспехах и поразил ее копьем; она была похоронена здесь».
Несколько стел из юго-восточной Анатолии с изображением Юпитера Долихена.
Интересно, что даже эпитеты бога Гисанэ - "Великий", "наш великий бог войны" из "Истории Тарона соответствуют полному имени римского Юпитера из Долихии, его называли Юпитер Наилучший Величайший Долихен ( Jupiter Optimus Maximus Dolichenus ). Изображался он всегда в доспехах римских легионеров, что свидетельствует о его военных функциях в том числе. Наибольшей популярностью культ Юпитера Долихена пользовался в римской армии, прежде всего на границах империи. Этот культ впервые появляется также именно на границе Римской империи в начале II века н.э. Его храм в Долихии находился рядом с античной Антиохией Таврской (Antiochia ad Taurum), 40 км западнее реки Евфрата, ныне это турецкий город Газиантеп.
Изображение Юпитера Долихена и Юноны Долихены с Авентинского холма в Риме, III век.
Впоследствии, культ Юпитера Долихена распространился по всей Римской империи. У него были свои храмы на Авентинском и Эсквилинском холмах в Риме. Но больше всего храмов бога из Долихии было построено в приграничных римских регионах - в Британии, Германии и т.д. Что интересно, в самой восточной Анатолии и Армении Юпитер Долихен видимо так и не стал особенно популярен, так как его изображений в здешних краях было найдено относительно немного. Как правило, все они происходят из региона древней Коммагены и территориально тяготеют к его главному храму в Долихии.
Памятники, связанные с культом Юпитера Долихена на территории Римской империи. По М. Спейделю.
Почитание Юпитера Долихена уже в III веке н.э. повсеместно прекращается. В 235-238 гг. святилища этого бога были разграблены по приказу "солдатского" императора Максимина Фракийца. Какое-то время культ Долихена все еще существовал в Римской империи, но в 253 или 256 гг. сасанидский царь Шапур I уничтожил его главное святилище в Долихии. После этого разгрома о судьбе Юпитера Долихена ничего не известно.
Иконография образа римского Громовержца из Долихии сложилась непосредственно в юго-восточной Анатолии и северной Сирии. Нет никаких сомнений, что прообразом этого божества стал хеттский Тархун. Изображения Юпитера Долихена копируют образцы ново-хеттских божеств, созданных в 11-9 вв. до н.э. в позднехеттских городах-государствах Северной Сирии.
Ниже на фото, изображения Бога Грозы сиро-хеттских государств. Слева направо, 1) Тель Ахмар, 2) опять Тель Ахмар, 3) Вавилон (хотя, скорее всего этот образец изначально был вывезен из Алеппо, где находился крупный храм Тархуна/Тешуба, 4) Самаль.
Как видим, все новохеттские Громовержцы из Северной Сирии имеют схожую иконографию. В правой руке они держат топор/молот, в левой - трезубец. На поясе у каждого висит меч, на голове колпак, и что важно, у каждого длинные волосы заплетенные в косу.
Когда римские поселенцы создавали образ своего Юпитера, они заменили трезубец на связку молний в руке Бога Грозы и одели его в доспехи римского легионера.
Образ Юпитера Долихена, распространяясь по Римской империи, постепенно терял свои переднеазиатские черты. Изображения из пограничных римских городов в Европе соответствовали уже всем античным стандартам.
Юпитер Долихен (слева) и Юнона Долихена. Фрагмент бронзового штандарта III в. Из клада, найденного в Мауэр-ан-дер-Урле (Австрия)
Важно отметить, что первые упоминания о культе Юпитера Долихена известны не раньше начала II века. Скорее всего, первые его изображения на юго-востоке Анатолии появляются примерно в то же время. Датировать рельефные изображения божества на каменных стелах очень тяжело - только по стилистическим маркерам. В любом случае, можно предположить, что культ Зевса-Юпитера в Долихии сформировался не раньше эллинистического времени, а скорее всего уже только при римлянах. То есть никакой непрерывной последовательности культа Бога Грозы с времен новохеттских государств (I тыс до н.э.) до II века н.э. в Передней Азии не обнаруживается.
Область Северной Сирии и Армянского нагорья с VI века до н.э. входила в состав разных иранских империй - Ахеменидской, Парфянской, Сасанидской. Иранцы смогли навязать свои культы, как правило связанные с зороастризмом, местному населению. Поэтому все местные боги трансформировались в персидские и отчасти потеряли свои антропоморфные признаки, так как зороастризм длительно не поощрял создание человеческих изображений. Видимо, в это время иконография местных божеств сильно изменилась, в сущности, традиция создавать изображения людей появилась в восточной Анатолии только с приходом греков, а затем римлян. Поэтому, каменные стелы Юпитера Долихена в Передней Азии - это не результат многовековой восточной традиции, а новаторство греческих и римских переселенцев, которые на основе древних изображений божеств смогли создать похожие образы.
Два изображения Юпитера Долихена из римского города Карнунта. (Австрия).
Этот аспект очень важен для нашего исследования, потому что он подтверждает факт того, что изображения косматого Перуна на Армянском нагорье создали пришельцы, как это и описывается в хронике "История Тарона". Только в таронской хронике пришлые жрецы были "индами" и имели соответствующий экзотический облик. Вполне возможно, составители "Истории Тарона" пытались в образе "индов" совместить местные представления о разных пришельцах.
Естественно, римские легионеры, создавшие во II веке в восточной Анатолии культ Юпитера Долихена, не носили кос, хотя некоторые из них несомненно могли быть черны как и жрецы бога Гисанэ. Ведь римские легионы комплектовалась солдатами со всех краев Римской империи. Кстати, самая первая латинская надпись с упоминанием Юпитера Долихена появилась в 125 году в Нумидии ( Северная Африка, Алжир).
Но несомненно жрецы бога Гисанэ по описанию таронской хроники не были похожи на римских солдат.
"История Тарона"
«И вид у них был вызывающий удивление (странный): были они черны, косасты (длинноволосы) и безобразны, потому что по роду (племени) являлись индами».
«И когда это племя (индусов) обратилось к Христу, не полностью переменило свою веру, но не посмело исполнять свой отеческий закон: оставляло косу на голове детей, дабы видя это, помнить свое прежнее скверное безбожье; и потому прошу вас, будьте осторожны, чтобы и в вашей стране не распространилось это».
Мы сейчас не имеем представления о том, как выглядела армянская аристократия в начале нашей эры. Но тексты армянских хронистов свидетельствуют, что очень многие представители армянских княжеских родов были схожи обликом с пришлыми "индами" из "Истории Тарона", о чем мы писали ранее.
Как известно, абсолютно все средневековые хронисты выводят предков важнейшего армянского княжеского рода Мамиконянов из некоей северо-восточной страны Тчен. Как правило, современная армянская историография видит в этом термине Китай. Что естественно мало похоже на правду, так как топоним Тчен был скорее всего собирательным названием для всех северо-восточных от Армении стран.
"История Армении" Моисея Хоренского
В его ( Шапура I (242-273) дни приходит в Армению предок рода Мамиконеанов из северо-восточных стран, из земли славной и великой, первой между северными народами, я говорю о земле Тченов.
Сама "История Тарона" создавалась под патронажем княжеского дома Мамиконянов. Предполагается, что хронику написал один из представителей этого аристократического рода Ован Мамиконян в 7 веке. Поэтому, можно предположить, что облик жрецов бога Гисанэ - это представление самих Мамиконянов о внешнем виде своих предков, пришедших из загадочной северо-восточной страны Тчен. Скорее всего, предки Мамиконянов пришли в Армению из Дагестана с первой волной гуннов.
Походы гуннов в Переднюю Азию в IV веке описывали многие античные авторы.
Филосторгий «Церковная история»
из гуннов одни, овладев большей частью той Скифии, что за Истром, и опустошив ее, затем перешли через замерзшую реку, внезапно вторглись в римские владения, заняли всю Фракию и стали опустошать целую Европу. Другие же двинулись к восходу солнца; переправившись через реку Танаис, проникли в восточные области и через великую Армению вторглись в так называемую Мелитену; потом оттуда устремились на Евфратисию, дошли до самой Келесерии и, промчавшись через Киликию, производили неслыханные человекоубийства.
Св. Иероним Стридонский
«Осаде подвержена была Антиохия и прочие города, лежащие на берегах Галиса, Цидна, Оронта и Евфрата. Уведены целые толпы пленных; наведен ужас на Аравию, Финикию, Палестину, Египет»
Вождь гуннов из Волниковского погребения, V в. Реконструкция А.Г.Шпилева. Художник И.Г. Василенко.
Так как мы смогли ранее проследить связь между богом Куаром гуннов Дагестана и богом Куаром Гисанэ из хроники "История Тарона", можно сделать вывод о том, что составители хроники наложили образ громовержца гуннов на местного таронского бога грозы. Хронисты пользовались отрывками множества свидетельств (в частности, устных преданий) разного времени, поэтому их Косматый Перун вобрал в себя черты римского Юпитера Долихена (вероятно, что средневековые жители Армянского нагорья видели его изображения на каменных стелах) и черты пришельцев с северо-востока, предков рода Мамиконянов (а возможно и многих других аристократических родов Армении), кои с большой степенью вероятности были гуннами пришедшими из Дагестана.
Читайте также предыдущие статьи об Армянском Перуне:
Тюркский Перун в Армении
Армянский Перун - косматый демон
Про индусов основавших город Киев
Взято: maximus101.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]