Древо жизни. Духовные традиции народов Восточной Европы.
---
В российском этнографическом музее Санкт- Петербурга проходит выставка "Древо жизни. Духовные традиции народов Восточной Европы."
Дерево – универсальный материал в традиционной культуре и один из наиболее близких человеку объектов природы. Выставка дает представление и об использовании природных особенностей формы дерева в повседневном быту, и о символах Древа жизни.
Разделы выставки раскрывают символику Древа жизни в обрядах жизненного цикла:
свадебном (русские, украинцы),
рекрутском (русские),
похоронно-поминальном (народы Поволжья),
а также её проявление в обрядовом печенье, убранстве жилища.
Широко представлены полотенца (русские, украинские, карельские, вепсские и др. народов) и подзоры со сложными композициями: чередование дерева и женской фигуры, птицы, а также трехчастные сюжеты – дерево, охраняемое с обеих сторон всадниками, барсами.
Свадьба. На столе- обрядовое деревце – гильце. Екатеринославская губ, Новомосковский уезд 1910. Украинцы
Русские изразцовые плитки использовались для украшения печей в богатых домах.Сюжеты росписей были разнообразны и иногда сопровождались подписями. Для сценок с деревом: "Не обещай, но давай плод" - мужчина в огороде; "Плод принесет со временем" - мужчина и женщина под деревом; "Родное наше с нами" мужчина и женщина рядом со склонеными к другу головами и со своим ребенком. Печь, дополненая подобными страницами кафельной книги, становилась не только вадшейшим элементом интерьера, но и своеобразным комунитативно- смысловым началом в русском быту.
Украинские изразцы, получившие популярность в крестьянском быту, сначала завозились из Москвы, но потом их стали изготавливать местные мастера. Мотив Древа жизни в декоративном украшении печных изразцов обрел характерное изображение прорастающего из вазона растения. Изразцы с мотивом Древа жизни помещались на фронтальной стороне печи.
Слева – поставец для лучин из сосновой ветки Эстляндская губ. О. Вормс 2я половина XIX в Шведы; в центре и справа – светцы Вологодская губ конец XIX в русские; сзади – резной наличник с изображением ели, Казанская губ, нач XX в, марийцы
Восточно-европейские народы издревле обращались к целительной помощи деревьев. В XIX – нач. XXв русские и белорусы проводили обряд «переделывания» больного ребенка в здорового путем протаскивания его через щель растущего дерева (рассечённого вдоль), через сучья, сквозное дупло или через отверстия между выступающими корнями, что символизирует его новое рождение. В народном сознании такие действия интерпретировались также, как передача болезни от человека дереву. «Лихорадка» передавалась осине, грыжа – дубу, болезни зубов – рябине. Для исцеления мальчика такие действия совершались с дубом, а девочки – с липой.
Праздник Троицы – один из событий в церковной и народной обрядности. В церкви освящают ветки березы, чтобы затем перенять их силу, объединившую энергию природы и божественную благодать. На Псковщине верили, что рядом с этим деревцем родители стоят
Во времени раннего христианства Крест Христов уподоблялся библейскому Древу Жизни и его изображали пускающим корни. Деревце на пасхальном яйце (у русских, украинцев, литовцев) или ветви древа на форме для пасхальной пасхи символизировали вечное продолжение жизни, победу над смертью. Украинская традиция росписи пасхальных яиц органично включила мотив Древа в форме писанок, воспринимаемых в качестве миниатюр моделей мироздания. Наряду с различными вариантами стилизованных деревьев широко бытовали мотивы с рисунками отдельных плодов и листьев.
Полотенца, Орловская губ XIXв; скульптура скорбящей Божьей Матери Ковенская губ XIX в литовцы; крестики-тельники женские, Нижегородская губ. XIX русские; «венцы» - девичьи головные уборы, Олонецкая. Архангельская губ. XIXв русские
В многонациональной Виленской губ к вербному воскресенью стали изготавливать декоративные "вербы" из сухоцветов. Они использовались наряду с ивовыми ветками и вербой, и украшались бумажными цветами.Постепенно "вильнюские " вербы превратились в один из национальных символов литовской культуры. Начиная с 30х годов их продают на ярмарках в День св. Казимира - покровителя Литвы. С конца XX века декоративные вербы освящают в костелах.
В Кологривском уезде Костромской губ. "некруты" (так там назывались рекруты) по дороге к сборному пункту делали заломы на верхушках молодых березок или елочек и вместе с девушками украшали их лентами или разноцветными лоскутами. Данный обычай нашел отражение в местных рекрутских припевах-"страданиях", исполняемых под гармошку или балалайку. В этих страданиях ситуация изображалась через тревожные картины природы с образом дерева: гнущейся березки, расшумевшейся "шатучей осины", а сам рекрут зачастую сравнивался с наливным яблочком, покатившимся с яблони.
В Костромской губ. рекрут вешал под конек своего дома венок из пихты, можжевелника или березы, украшенный лентами или бумажными цветами. Венок находился в этом месте до тех пор, пока парень не возвращался домой.
Слева ковш-черпак для извлечения жертвенного мяса. Выдолблено из березы Казанская губ. XIX в марийцы. В центре большой ковш - коряга для разлива пива на родовых и племенных жертвоприношениях, выдолблены из осины. Казанская губ. XIX в марийцы. Справа блюдо кюмуш и поварешка сабула для раздачи каши на языческих молениях. Казанская губ. XIX в марийцы.
1. Юба - вторичный намогильный памятник чуваша-язычника из дуба. среднее Поволжье, нач XX в чуваши; 2 Намогильный столик для жертвенный пищи. Чувашская АССР 1930е г Чуваши; 5 Жертвоприношения на могилу чувашки-язычницы: короб из луба, рубаха из домотканины, части головных уборов с вышивкой - изображением Древа Жизни и стоящим перед ним животным; 7 Чре-калак ("сердечная лопата") надгробный первичный памятник с могилы чувашки-язычницы Среднее Поволжье, 1930е гг чуваши; 8 Намогильный стол для жертвенной пищи.
https://www.ethnomuseum.ru/drevo-zizni
Дерево – универсальный материал в традиционной культуре и один из наиболее близких человеку объектов природы. Выставка дает представление и об использовании природных особенностей формы дерева в повседневном быту, и о символах Древа жизни.
Разделы выставки раскрывают символику Древа жизни в обрядах жизненного цикла:
свадебном (русские, украинцы),
рекрутском (русские),
похоронно-поминальном (народы Поволжья),
а также её проявление в обрядовом печенье, убранстве жилища.
Широко представлены полотенца (русские, украинские, карельские, вепсские и др. народов) и подзоры со сложными композициями: чередование дерева и женской фигуры, птицы, а также трехчастные сюжеты – дерево, охраняемое с обеих сторон всадниками, барсами.
Свадьба. На столе- обрядовое деревце – гильце. Екатеринославская губ, Новомосковский уезд 1910. Украинцы
Русские изразцовые плитки использовались для украшения печей в богатых домах.Сюжеты росписей были разнообразны и иногда сопровождались подписями. Для сценок с деревом: "Не обещай, но давай плод" - мужчина в огороде; "Плод принесет со временем" - мужчина и женщина под деревом; "Родное наше с нами" мужчина и женщина рядом со склонеными к другу головами и со своим ребенком. Печь, дополненая подобными страницами кафельной книги, становилась не только вадшейшим элементом интерьера, но и своеобразным комунитативно- смысловым началом в русском быту.
Украинские изразцы, получившие популярность в крестьянском быту, сначала завозились из Москвы, но потом их стали изготавливать местные мастера. Мотив Древа жизни в декоративном украшении печных изразцов обрел характерное изображение прорастающего из вазона растения. Изразцы с мотивом Древа жизни помещались на фронтальной стороне печи.
Слева – поставец для лучин из сосновой ветки Эстляндская губ. О. Вормс 2я половина XIX в Шведы; в центре и справа – светцы Вологодская губ конец XIX в русские; сзади – резной наличник с изображением ели, Казанская губ, нач XX в, марийцы
Восточно-европейские народы издревле обращались к целительной помощи деревьев. В XIX – нач. XXв русские и белорусы проводили обряд «переделывания» больного ребенка в здорового путем протаскивания его через щель растущего дерева (рассечённого вдоль), через сучья, сквозное дупло или через отверстия между выступающими корнями, что символизирует его новое рождение. В народном сознании такие действия интерпретировались также, как передача болезни от человека дереву. «Лихорадка» передавалась осине, грыжа – дубу, болезни зубов – рябине. Для исцеления мальчика такие действия совершались с дубом, а девочки – с липой.
Праздник Троицы – один из событий в церковной и народной обрядности. В церкви освящают ветки березы, чтобы затем перенять их силу, объединившую энергию природы и божественную благодать. На Псковщине верили, что рядом с этим деревцем родители стоят
Во времени раннего христианства Крест Христов уподоблялся библейскому Древу Жизни и его изображали пускающим корни. Деревце на пасхальном яйце (у русских, украинцев, литовцев) или ветви древа на форме для пасхальной пасхи символизировали вечное продолжение жизни, победу над смертью. Украинская традиция росписи пасхальных яиц органично включила мотив Древа в форме писанок, воспринимаемых в качестве миниатюр моделей мироздания. Наряду с различными вариантами стилизованных деревьев широко бытовали мотивы с рисунками отдельных плодов и листьев.
Полотенца, Орловская губ XIXв; скульптура скорбящей Божьей Матери Ковенская губ XIX в литовцы; крестики-тельники женские, Нижегородская губ. XIX русские; «венцы» - девичьи головные уборы, Олонецкая. Архангельская губ. XIXв русские
В многонациональной Виленской губ к вербному воскресенью стали изготавливать декоративные "вербы" из сухоцветов. Они использовались наряду с ивовыми ветками и вербой, и украшались бумажными цветами.Постепенно "вильнюские " вербы превратились в один из национальных символов литовской культуры. Начиная с 30х годов их продают на ярмарках в День св. Казимира - покровителя Литвы. С конца XX века декоративные вербы освящают в костелах.
В Кологривском уезде Костромской губ. "некруты" (так там назывались рекруты) по дороге к сборному пункту делали заломы на верхушках молодых березок или елочек и вместе с девушками украшали их лентами или разноцветными лоскутами. Данный обычай нашел отражение в местных рекрутских припевах-"страданиях", исполняемых под гармошку или балалайку. В этих страданиях ситуация изображалась через тревожные картины природы с образом дерева: гнущейся березки, расшумевшейся "шатучей осины", а сам рекрут зачастую сравнивался с наливным яблочком, покатившимся с яблони.
В Костромской губ. рекрут вешал под конек своего дома венок из пихты, можжевелника или березы, украшенный лентами или бумажными цветами. Венок находился в этом месте до тех пор, пока парень не возвращался домой.
Слева ковш-черпак для извлечения жертвенного мяса. Выдолблено из березы Казанская губ. XIX в марийцы. В центре большой ковш - коряга для разлива пива на родовых и племенных жертвоприношениях, выдолблены из осины. Казанская губ. XIX в марийцы. Справа блюдо кюмуш и поварешка сабула для раздачи каши на языческих молениях. Казанская губ. XIX в марийцы.
1. Юба - вторичный намогильный памятник чуваша-язычника из дуба. среднее Поволжье, нач XX в чуваши; 2 Намогильный столик для жертвенный пищи. Чувашская АССР 1930е г Чуваши; 5 Жертвоприношения на могилу чувашки-язычницы: короб из луба, рубаха из домотканины, части головных уборов с вышивкой - изображением Древа Жизни и стоящим перед ним животным; 7 Чре-калак ("сердечная лопата") надгробный первичный памятник с могилы чувашки-язычницы Среднее Поволжье, 1930е гг чуваши; 8 Намогильный стол для жертвенной пищи.
https://www.ethnomuseum.ru/drevo-zizni
Взято: vittasim.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]