Два демзала в Подмосковье
17.06.2018 1 053 0 0 varandej

Два демзала в Подмосковье

---
0
В закладки
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


О музеях космической техники я писал в этом году не раз и не два - они пронизывали всю мою космическую программу, потому что где ещё на Земле увидишь технику, созданную работать за её пределами? Я даже успел написать обзор космических музеев, их типичных экспонатов и уникальных реликвий, но за последующую пару месяцев был ещё в нескольких местах, которыми мог бы его дополнить. И прежде, чем начать рассказ про Байконур, Новый Шёлковый путь близ которого я показывал в прошлой части, разберусь с подмосковными долгами. Сегодня отправимся в два демонстрационных зала, где не музейной пылью пахнет, а рабочим железом. Один - в "космической столице" Королёве на заводе "Энергия", другой - в предместье Дмитрова Орево, на загородной учебной базе МГТУ имени Баумана.

Всё-таки Королёв - действительно Космическая столица России. За полгода в этой теме я пять раз через него проезжал, трижды был непосредственно в городе и дважды - на территории "Энергии", то есть бывшего ОКБ-1 Сергея Королёва. Просто посмотрев на карту, можно заметить, что объекты Ближнего космоса Москвы группируются не вокруг самой столицы, а вокруг её города-Sputnik'а, расходясь веером во все стороны. На севере от Королёва - Пересвет, с востока - Щёлково и Звёздный городок, с запада - Химки и Тушино, а на юг уходят как бы два луча - на МКАД нанизаны Реутов, Люберцы и Дзержинский, а на "оранжевую" линию метро - ВДНХ, "Роскосмос" и Институт космических исследований. Между этих двух лучей - ещё Бауманка и целая россыпь космических заводов, и разве что Центр Хруничева гордо стоит в стороне. И хотя в скафандрах по Королёву не разгуливают и спутники между многоэтажек его не летают, весь город покрыт такими вот граффити:

2.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


О Королёве как городе я рассказывал в трёх частях (Общее о городе || Подлипки и Юбилейный || Костино, Болшево, Первомайка.). Но главной была четвёртая - про РКК "Энергия" и ЦНИИМаш, то есть сердце и мозг отечественной космонавтики. История этих предприятий и история отрасли - в сущности, одно и то же, а главный конструктор ОКБ-1, позже ЦКБМ, позже "Энергии", - традиционно был у нас и Главным по Космосу. Промзона "Энергии", привлекающая взгляд репликами ракет и космических кораблей, отделяет Королёв от Ярославского шоссе, и на фасаде её роскошное здание - то ли купленная ещё в 1914 году военным заводом "Бекос" Белая дача купцов Перловых (1907), то ли постреонное с нуля заводоуправление (1924). Как бы то ни было, это - фасад, а вот главная проходная - точно напротив, но со стороны города. И я проходил её с экскурсионной группой дважды - потому что на территории завода находятся сразу два музея, и некое негласное правило не велит их посещать в один день. Вернее, официально здесь обитают две разных "Энергии" - ракетно-космическая корпорация и завод экспериментального машиностроения. ЗЭМ - головное предприятие РКК, однако пресс-службы у них разные, и когда в феврале я звонил в музей РКК "Энергия", там старательно делали вид, что о демонстрационном зале ЗЭМ "Энергия" никто ничего не знает. Музей "Энергии" - один из самых доступных и открытых среди ведомственных, экскурсия туда не бесплатная, но зато приём групп, в том числе сборных, поставлен на поток. Демзал "Энергии" - напротив, весьма труднодоступен, и мне найти к нему подходов не удалось. Но удалось людям из сообщества  "Твоего сектора космоса", и места на экскурсию разобрали за считанные часы.

3.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


У площадки завода космических кораблей очень узнаваемый скайлайн - шпиль Белой дачи, головки двух ракет, пучок труб заводской ТЭЦ (работающей и на город) и - Высокий корпус с характерным орнаментом под крышей. "Золотой век" отечественной космонавтики выпал на хрущёвскую эпоху, поэтому в архитектурном наследии она практически не оставила следа. Построенный в 1955-57 годах для монтажа ракет Р-7 в вертикальном положении, Высокий корпус - пожалуй, самый яркий памятник "космической архитектуры" СССР. По назначению он прослужил от силы полтора года: здесь были собраны все пять ракет "Спутник", первые "Востоки" и "Луны", но в течение в 1958 года их производство всё интенсивно переезжало в Куйбышев (Самару) на завод "Прогресс", ставший родиной для 99% "семёрок" - большинства "Востоков", всех "Восходов", "Молний", современных "Союзов" и архаичных военных модификаций этих ракет. Сергей Королёв охотно раздавал другим предприятиям производство ракет, спутников и беспилотных космических аппаратов, а для сборки пилотируемых кораблей такого огромного помещения просто не требовалось. Поэтому вскоре Высокий корпус стал демзалом, и Александр Шаенко, конструктор наноспутника "Маяк" и биореактора "435нм", метко назвал это место Храмом Космонавтики:

4.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Главная хитрость посещения демзала заключалась в том, что сюда сначала набиралась группа, и только потом для экскурсии назначалась дата. От знакомой проходной мы не налево пошли, где музей, а направо - к Высокому корпусу, но такими же узкими, чистыми и чрезвычайно оживлёнными улицами главного космического завода страны. Мне нечеловеческих усилий стоило держать руки в карманах, а фотоаппарат в сумке - глаза разбегались от ракет-памятников, вагонов необычных форм на путях, снующих тут и там мотороллеров местной конструкции и сохранившихся зданий "Бекоса". В небольшом фойе с гардеробом нас встретили экскурсовод и молодой сотрудник "Энергии". Последний тоже был экскурсантом, и в принципе демзалы да ведомственные музеи существуют в первую очередь именно для молодых сотрудников и всяческих деловых делегаций, и лишь затем - для школьников и студентов, то есть кандидатов на устройство в отрасль. Из фойе мы прошли в собственно зал, и здесь сложно не последовать совету из слогана "Рокосмоса" - "Подними голову!". Высокий корпус реально высокий - до потолка в нём 53 метра:

5.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


И на стене пристроился парашютист:

5а.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Так как демзал относится к заводу в пределах своей площадки, то у входа встречает пара экспонатов вида совсем не космического. Я часто писал, что космонавтика отпочковалась от авиации, но был у неё и ещё один предок - артиллерия, для нужд которой и начинались первые опыты с ракетами. Сложись судьба по-другому, Королёв (тогда бы оставшийся Калининградом или Подлипками) был бы "столицей" зениток и автопушек. В 1914-16 годах английская фирма "Бекос", выкупив земли у местных дач, начала строительства завода для снабжения своего крупнейшего союзника современными пушками. В 1919 году завод был национализирован да объединён с эвакуированным из Петрограда "Арсеналом" в Московский орудийный завод, вскоре ставший Заводом имени Калинина - почему и город при Советах был Калининград. Заводское КБ с 1937 года возглавлял Михаил Логинов, а с 1942 года Василий Грабин - оба они были крупнейшим в раннем СССР конструкторами зениток и противотанковых ружей. Даже когда в 1946 году большую часть площадки отдали ракетчикам, артиллеристы как НИИ-58 по-прежнему занимали вторую площадку за железной дорогой. Окончательно Королёв вытеснил отсюда Грабина в 1950 году. Вот справа налево здешние орудия разных эпох: "логиновская" зенитка 61-К (1939), противотанковые пушки ЗИС-2 и ЗИС-3 Грабина (1942-43) и последняя разработка НИИ-58 на этой территории - зенитка С-60А (1950), серийно собиравшаяся уже в Красноярске и Горьком.

6.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Первые изделия новой жизни завода - на другой стороне зала. Активнее всего с ракетами в 1920-е годы экспериментировали две страны, проигравших Первую Мировую - Германия и СССР. В 1930-х немцы вырвались на шаг вперёд, и аристократ Вернер фон Браун, ради своего великого дела пошедший на сотрудничество с нацизмом, создал "Фау-2" - общего предка всех баллистических ракет человечества. Топливом её были спирт и жидкий кислород, ракета длиной 14 метров несла боеголовку в тонну весом на расстояние до 320 километров. Процент отказов V2 на старте приближался к половине, а точность была такова, что производство этих ракет силами рабов на подземном заводе убило больше людей, чем применение - конечно же по Англии. Но именно "Фау-2" стала первым земным объектом, поднявшимся в космос - в одном из опытов немцы запустили её вертикально вверх, и она поднялась на 188 километров. Потенциал тяжёлых ракет понимали по обе стороны Атлантики, и если американцам достался в итоге штат конструкторов во главе с самим фон Брауном, то Советам - ракетный центр Пенемюнде и 11 крупных фрагментов "Фау-2" на разных стадиях готовности, которые и начали осваивать Королёв со товарищи методом "обратной разработки". Немало аутентичных "Фау-2" сохранилось в Западной Европе и Америке, а у нас, по слухам, одна завалялась здесь. На самом деле все 11 немецких изделий были "разработаны" без остатка, если что и уцелело - то в каких-то глухих арсеналах. Здесь - Р-1, или "Волга": хоть и точная копия "Фау-2" изнутри и снаружи, а сборки от начала до конца советской. Причём по сравнению с оригиналом она была чуть слабее - во время испытаний на Капустином Яру максимальная дальности её полёта составила всего 270 километров. Рядом с ней, в характерную шашечку - Р-2, первая уже полностью оригинальная советская ракета, первый пуск которой состоялся в сентябре 1949 года. При длине 18 метров она стала первой в мире ракетой с отделяющейся головной частью, и ту же тонну веса могла забросить уже вдвое дальше - до 576 километров на испытаниях.

7.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


И в общем самая зрелищная часть демзала - это целая батарея ракет, в огромном помещении стоящих в полный рост. Вот слева парочка Р-5 (1955), бивших уже на 1200 километров, в том числе Р-5М - первая ядерная ракета СССР, которой в 1956 году жахнули на 80 килотонн по пескам у Аральского моря. Грозного вида посредине - это уже межконтинентальная Р-9 с дальностью 16 000 километров, на боевом дежурстве стоявшая в 1964-71 годах.

8.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


А рядом с ней - апофеоз ракетного оружия ГР-1. То есть - "глобальная ракета", которая выводила на орбиту самый настоящий "космический брандер", спускаемый аппарат которого заменяла атомная бомба, способная поразить цель в любой точке планеты. Похожие разработки велись и у американцев, и порой две свехрдержавы откровенно пугались своей мощи - в 1964 году политики предпочли подписать договор о запрете ядерного оружия в космосе. Как я понимаю, ГР-1 и последняя в ряду - в полный рост она не влезала даже в Высокий корпус, поэтому в обоих экземплярах по две ступени из трёх. А между ними - пара твердотопливных ракет РТ-1 и РТ-2. Первая испытывалась при жизни Королёва, но 2/3 её запусков оказались неудачны, зато вторая реально стояла на вооружении в 1969-94 годах. А у подножья - космический корабль "Восток" наподобие того, которым летал Гагарин.

9.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


А вот главного изделия РКК "Энергия" (во всех её предыдущих ипостасях) - ракеты Р-7, в модификации "Спутник" открывшей космическую эру, в модификации "Восток" поднявший в космос Гагарина, а в модификации "Союз-ФГ" 10 дней назад взлетавшую на моих глазах с Байконура, здесь как ни странно нет. Разве что небольшой фрагмент её центральной ступени, который отдельно от всего остального и не признать:

10.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Другие элементы "семёрок" - на кадре ниже справа: двигатель РД-107 и разгонный блок "Е" с воронежским двигателем, третья ступень ракеты, включавшаяся в открытом космосе. Он усиливал ракету настолько, что в 1959 году позволил послать лёгкий беспилотный аппарат к Луне, а в 1961 - вывести тяжёлый космический корабль с человеком. На кадре выше же - более совершенный блок "ДМ" и его двигатель многократного включения, создававшиеся для пилотируемого полёта на Луну. Он был рассчитан всего-то на 3 включения, в то время как современный "Фрегат" - на десятки.

11.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Топливные баки ракет, сами похожие на космические тела:

12.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Приборный отсек разгонного блока ракеты "Зенит" в модификации "Наземный старт". О "Зените" знатоки космонавтики неизменно говорят с придыханием - созданный в 1980-х годах, он стал шедевром советского ракетостроения... и источником вдохновения для Илона Маска, по сути на основе тех же идей создавшего свой "Фалькон-9" в 21 веке. Беда у "Зенита" была лишь одна: саму ракету делает днепровский "Южмаш", но многие важные её элементы - заводы в России. "Зениты" запускались с Байконура ("Наземный старт") и уникального плавучего космодрома ("Морской старт"), но 2014-й год, кажется, окончательно поставил на них крест. Увы, в силу украинского происхождения и относительной молодости "Зенит" в России даже в музеях почти не представлен.

13.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


"Зениты" планировалось довести даже до многоразовости, и они же служили боковыми блоками "Энергии" - второй в истории и первой в СССР сверхтяжёлой ракеты. Вот пара двигателей её центрального блока - слева воронежский РД-0120 на жидком водороде (самое эффективное, но очень капризное топливо) для второй ступени, справа РД-170 - самый мощный ракетный двигатель в истории, отрывавший от Земли несколько тысяч тонн. В понятных обывателю единицах измерения в нём 20 000 000 лошадиных сил, что сравнимо с крупнейшими ГЭС на планете или силовыми установками целого флота.

14.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


"Энергия" рассеяна по всему демзалу завода имени себя. В музее на другом конце предприятия я подробнее рассказывал про Н1 - первую советскую сверхтяжёлую ракету, создававшуюся в 1960-х годах для покорения Луны. Сергей Королёв и Валентин Глушко, то есть Самый Главный и Главный по двигателям, о её концепции спорили долго и в итоге рассорились смертно, и очень упрощённо говоря, вопрос стоял в том, ставить ли на ракету один сверхмощный двигатель (который ещё надо было создать) или множество небольших. Победил в итоге, конечно же, Королёв со вторым вариантом, и может быть сам он даже сумел бы довести Н1 до ума... но Главный умер, и его ракета о 34 двигателях так и не смогла даже выйти за пределы атмосферы. В 1974 году Валентин Глушко, работавший в отрасли с 1920-х годов, возглавил КБ своего покойного соперника, и в космонавтике пришёл черёд его идей. В 1976 году ЦКБМ получило своё нынешнее название "Энергия" и начало разработку одноимённой ракеты. Вот один из технологических макетов "Энергии" с "Бураном" на спине:

15.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Вокруг модуля "Квант" от станции "Мир" - и другие фрагменты того проекта, как например, головные обтекатели боковых ступеней. Революционной в "Энергии" стала модульная схема: мало того, что "Зенит" был самостоятельной ракетой, вокруг толстого тела "Энергии" их можно было понавесить сколько угодно. В базовой комплектации с 4 "Зенитами" "Энергия" поднимала до 120 тонн, став второй по мощности ракетой в истории, но с 8 "Зенитами" она превращалась в "Вулкан", на орбиту Земли способный вывести до 200 тонн или послать не столь тяжёлую пилотируемую экспедицию к Марсу.

16.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Но основной нагрузкой для "Энергии" замышлялся "Буран". Если "Шаттл" был сам себе сверхтяжёлой ракетой с парой твердотопливных ускорителей, то "Буран" в "Энергии" отрабатывал лишь как третья ступень. Зато был куда "умнее" и маневреннее, и во многих музеях можно видеть его небольшие маневровые двигатели. А вот здесь - главный двигатель "Бурана", выводивший его на орбиту:

17.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


И системы электропитания:

18.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Глушко, создав свой шедевр, умер в 1989 году, и умер скорее всего счастливым человеком: он отдал отрасли 60 лет, от его зарождения до высшей точки. Ещё чуть-чуть, казалось - и до Марса будет рукой подать, а новые заводы на благо коммунистического человечества будут расти на Луне и орбите. Но "Энергия" летала всего дважды, в 1987 и 1988 годах, и с распадом СССР, в резко ужавшемся пространстве возможностей, вдруг оказалось, что возить-то на ней теперь - нечего. Только-только наработанный опыт улетучился, как жидкий водород из баков, но пожалуй самым фатальным для "Энергии" стал распад всесоюзной кооперации. Один из углов демзала собрал памятники несбывшимся надеждам - огромный, как башня, топливный бак "Энергии" из Днепропетровска:

19.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Вот он же изнутри. А перед баком, на кадре выше - "Лунник" из куда более ранних эпох:

19а.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Который и должен был стать полезной нагрузкой для Н1 - для полёта к Луне у СССР было готово практически всё, кроме собственно ракеты-носителя. Н1 выводила в космос Л3 - космический корабль, состоявший из "Союза" (для Луны, на самом деле, и разработанного) и "Лунника". Схема была та же, что и у американцев - достигнув лунной орбиты, первый оставался там, а второй садился на поверхность Луны, и характерный "паучок" с кадра выше с одной стороны служил посадочной платформой, а с другой - пусковым столом: завершив работы, космонавт возвращался в его шарик, взлетал на лунную орбиту и стыковался там с "Союзом", бравшим курс к Земле.

20.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Но только Н1 была почти вдвое слабее "Сатурна-5", и потому "Аполлон" вёз трёх пилотов, в то время как "Союз" был рассчитан на двоих. У американцев один астронавт дежурил на орбите, в то время как на Луну высаживались двое, советский же проект высадки оставляет у меня впечатление холодного ужаса - в свои несколько часов работы на Луне космонавт был бы единственным человеком на целой планете, хотя и маячила перед ним вся голубая Земля. Не шло и речи, разумеется, о всяких лунных роверах и суточных высадках - скорее всего, даже если бы Н1 взлетела, советской лунной программы хватило бы лишь на то, чтобы поставить красный флаг на месяц раньше звёздно-полосатого. Бытовой отсек "Лунника" и командный отсек лунного "Союза":

21.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Однако суть космических программ с их "безграничными, но не бесконечными" бюджетами и миллионами человеколет работы - не в провозглашённой цели, а в многочисленных побочных эффектов от промежуточных шагов. Так, именно Лунная программа дала нам "Союз", к 2010-м годам оставшийся единственным пилотируемым космическим кораблём Земли. Конечно же, демзал "Энергии" не обошёлся без его спускаемого аппарата - благо, на Землю такие спускались уже 135 раз, стабильно оседая в музеях. Конкретно здесь - "Союз ТМ-14" Александров Викторенко и Калери, в 1992 году совершивший первый полёт уже не от СССР, а от Российской Федерации. Орбитальные "Союзы", в отличие от лунного, были трёхместными, и третьими в экипаже был немец из объединённой Германии Клаус-Дитрих Фладе.

22.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Справа на кадре выше ещё пару лет назад стоял "Клипер" (вернее, его макет-прототип) - ракетоплан 21 века, этакий мини-"Буранчик", разрабатывавшийся "Энергией" на собственные средства в 2000-е годы. Но время ракетопланов ушло, и с 2011 года уже даже "Шаттлы" не летают, а новые космические корабли, над которыми сейчас идёт работа в Америке, оказались куда ближе по концепции к старым добрым "Союзам" и "Джемини". "Клипер" уехал в Сочи в образовательный центр "Сириус", а на его месте теперь красуется другая перспективная разработка - "Федерация". Название явно намекает на "Союз", но только новый корабль  должен быть многоразовым, вмещать экипаж до 6 человек и иметь автономность, рассчитанную на полёты к Луне и Марсу. В околокосмических кругах "Федерацию" давно успели похоронить, но вот недавно я был на лекции причастного инженера, и инженеру на весь информационный фон и политический контекст было пофиг - он просто увлечён своей работой. Между прочим, электронная начинка "Федерации" вся российская, и это важный момент: Большая Космическая программа России нужна не ради абстрактных яблонь на Марсе, а ради технологий, которые останутся у нас на Земле.

22а.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


В центре демзала - его гордость, орбитальная станция "Салют" в натуральную величину, на борту которой снимали известный научно-фантастический фильм "Салют-7". Пристыкованные к ней с двух сторон космические корабли - разные: справа "Союз", слева грузовой "Прогресс", отличающийся отсутствием характерной "шеи" - вместо бытового и командного отсеков в нём сплошной грузовой отсек. Здесь же оранжевый стыковочный модуль "Мира" и за кадром уже знакомый нам "Квант"... но тему орбитальных станций, как и в других музеях, приберегу на отдельный пост.

23.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Помимо ракет, космических кораблей и двигателей, в демзале представлено и неописуемое множество не столь крупных экспонатов - всяческих деталей да узлов, лежащих здесь в основном для сотрудников предприятия.

24.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Вот например целая витрина клапанов:

25.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Не только металл, но и композиты:

26.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Та самая электроника, модернизация которой России так отчаянно нужна:

27.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


А вот по системам жизнеобеспечения в космосе мы до сих пор впереди планеты всей. В основном их производят на заводе "Звезда" в Люберцах, но кое-что делает и сама "Энергия":

28.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Материалы космической техники, в первую очередь теплозащитные покрытия, которым нужно держать тысячи градусов - хоть в камере двигателя, хоть на обшивке в атмосфере:

29.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


30.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Солнечные батареи - походив по музеям космонавтики, я был впечатлён тем, насколько они разные. Рядом - ещё и теоретически стенды об энергонезависимости в космосе. Помимо солнечных батарей и РИТЭГов есть и весьма экзотические разработки - например, принимающая батарея, на которую с Земли энергию непрерывно передаёт мощный СВЧ-луч.

31.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


А в уголке - одинокий тяжёлый спутник размером с комнату в городской квартире. Небольшое производство спутников "Энергия" сохранила, но конкретно этот аппарат - образец российской частной космонавтики. Ну как частной... Это "Ямал-200" из спутниковой группировки "Газпрома", а "Газпром" - он столь могуч, что при поддержке "Энергии" построил в соседнем Щёлкове небольшой сборочный завод с собственным ЦУПом. Свой последний "Ямал-401" газовики заказывали у Франции, а вот исходные "Ямал-100" и "Ямал-200" в 2003 году делала как раз-таки "Энергия", и это были первые российские спутники нового поколения, рассчитанные на 12-15 лет работы.

32.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


На заднем плане - мотороллеры-электробайки. Какая-то "земная" продукция есть у многих космических предприятий, и например моторные лодки "Прогресс" из Самары так называют тоже совсем не случайно. Вот и эти машинки с кадра выше я не видел нигде за пределами "Энергии", но по её территории от цеха к цеху они носятся стаями. Ещё тут делают газовые баллоны, фильтры для воды вроде того, что наверняка стоит у вас на кухне...

33.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


И, внезапно, медицинские протезы. Вдоль витрины с которыми, проведя в демзале 3 с лишним часа вместо двух запланированных, мы потянулись к выходу.

34.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


На территории "Энергии" находится, пожалуй, лучший, музейный комплекс отечественной космонавтики, а от них ведь меньше километра до музея ЦНИИмаш, посвящённого в основном созданию космических кораблей. И по-хорошему объединить бы их посещение в одну экскурсию да режим посещения упростить, но... Пока что каждый пост о демзале "Энергии" сродни эксклюзиву.
Помимо демзала в тот приезд я сходил к проходной Второй площадки "Энергии", где до 1950 года работало КБ Грабина. Здание рядом с проходной - это учёбный корпус факультета ракетно-космической техники МГТУ им. Баумана. Бауманка (см. здесь) не зря считается опорным вузом космонавтики - её объекты буквально пронизывают "космические" города Подмосковья:

35.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Поэтому, чтоб два раза не вставать, из Королёва отправимся в куда более далёкий от Москвы былинный Дмитров, о котором я ещё расскажу отдельно, и скорее всего в двух частях:

36.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Потому что вторая грань этого весьма самобытного на фоне общей подмосковной безликости городка - это Канал имени Москвы: здесь находился центр ГУЛаговской стройки, работало и жило её руководство. Один конец канала я уже показывал в Тушино, где собирали "Буран", другой конец - в Дубне, этой витрине советского ядерного проекта, ну а Дмитров - где-то между ними.

37.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Чуть севернее Дмитрова, у подводных ворот №103 четыре скульптуры словно играют в волейбол через русло. Они отмечают предместье со странным названием Орево:

38.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


И электричка с Савёловского вокзала в последних числах мая рано утром уходила полная ребят в очках и солдатской форме, вслушавшись в разговоры которых, я понял, что это студенты военной кафедры МГТУ. Теоретически, в Ореве живёт почти тысяча человек, но "на глаз" это не посёлок, а натурально ещё один кампус Бауманки посреди лесов и болот:

39.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


По умолчанию "Орево" - это Дмитровский филиал МГТУ, основанный в 1965 году. Её корпуса встречают чуть в стороне от канала, и все ценители космической темы знают, что где-то там, за этими воротами, Бауманка прячет свой Потайной Ангар: демзал кафедры "Ракеты-носители и космические аппараты". Поскольку студентов в МГТУ множество, сам факт существования этого места довольно широко известен, но практикантов туда водят без фотоаппаратов, а посторонним Бауманка приоткрывает Потайной Ангар крайне неохотно, разве что пару раз в год принимая экскурсии с Летней Космической Школы. Если с демзалом "Энергии" я хотя бы совершил какие-то безрезультатные действия, то сюда идти даже не планировал. Но как-то в мае меня вдруг пригласили туда на экскурсию всё те же люди из "Твоего сектора космоса". И вот в означенное время мы собрались у проходной:

40.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Демзал соседствует с плацем военной кафедры, и через маленькое фойе мы прошли в неприметную дверь. За дверью встретил тот же, что и в "Энергии", запах рабочего металла и вот такой вот сюрреалистический вид - парты под соплами ракеты:

41.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Само собой, и проводил экскурсию нам преподаватель МГТУ - Геннадий Георгиевич Кулиш, заведующий в Дмитровском филиале лабораторией. Думаю, если бы я был студентом этой кафедры - то его лекций бы ждал с нетерпением, ибо рассказывал Геннадий Георгиевич действительно здорово: столь же много, сколь кратко и ёмко, о тонкостях - но абсолютно понятно, и всегда - со здоровым техническим юмором.

42.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Потому что именно из тонкостей экспозиция Оревского демзала и состоит. Ракета у входа - та самая Р-7, которой не хватает в демзале "Энергии", причём - не "Союз", не "Восток" и не "Спутник", а просто "семёрка" в своём чистом виде, какой создали её в 1957 году Сергей Королёв и Дмитрий Козлов. Не очень понимаю, как её поместили в здание - похоже, что само оно строилось уже вокруг экспонатов:

43.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Ещё одна группа парт - прямо под ракетой. По ощущениям, экспонатов тут всё-таки поменьше, чем у "Энергии", но ненамного: они расположены они потрясающе плотно, так что две разных ракеты можно потрогать двумя руками одновременно. Феномен Потайного Ангара в том, что он не связан с конкретным заводом и показывают тут то, чего не показали бы в музеях, поэтому в метре друг от друга здесь лежат изделия конструкторов и предприятий со всего бывшего СССР - Королёв, Самара, Химки, Реутов, Днепропетровск, Миасс, Воронеж. Или по-другому: Сергей Королёв, Владимир Челомей, Валентин Глушко, Михаил Янгель, Виктор Макеев, Семён Лавочкин, Семён Косберг, Александр Надирадзе - вся отрасль как на ладони.

44.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Да ещё и в разрезе - ведь эти ракеты служат наглядным пособиями для студентов, и многие их части, в других музеях знакомые по отдельности, здесь можно увидеть в целостности. Во многих музеях представлен РД-107 - а вот как он сидит внутри ракеты:

45.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


И в общем про Орево я мог бы написать отдельный пост, тем более здесь много такого, чего нет в других музеях. Например, все ракеты тут представлены прототипами: не "Восток", а Р-7, не "Протон", а Ур-500, не "Зенит", а Р-26 и другие. В дальнем конце демзала - целый твердотопливный угол: думаю, если вы читали всю мою "космическую" серию, то заметили парой абзацев выше незнакомое имя Александр Надирадзе. Грузин из Гори, он прошёл вполне типичный путь от авиаконструктора к ракетчику, твердотопливными двигателями впервые занялся под началом Челомея, а в 1958 году возглавил Московский институт теплотехники, обтекаемое название которого весьма прозрачно намекает на оборонную суть. Ракеты Надирадзе не фигурировали в моих прошлых постах просто потому, что все они были сугубо военными. Твердотопливный двигатель гораздо проще жидкостного, в нём нет всех этих мудрёных насосов и шлангов, а лишь в камере сгорания лежит горючая шашка. Она не требует замены и дозаправки, не прольётся и не загорится случайно, но зато сама по себе - произведение технического искусства: главным свойством её должно быть абсолютно равномерное горение, потому что малейшая вспышка или ослабление чреваты потерей управляемости. В Орево представлено несколько твердотопливных ракет и двигателей вразрезе, причём в одном из них - сама шашка. Твёрдое топливо серое, как металл, и твёрдое, как японский пластик, по виду его сложно представить, что такая субстанция может гореть - и лишь неприятный зуд в руке, которой я потрогал шашку, напомнил, что это вещество агрессивно. И в общем наверное именно твердотопливный угол стал главным впечатлением Оревского демзала, но....

46.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


...но на кадре выше - оболочки космических аппаратов. Приняв группу, ответственные лица из МГТУ проявили к нам доверие, разрешив в зале свободно фотографировать на память. Но предупредили, что фотографии большинства экспонатов публиковать нельзя, и особенно это касается именно самого необычного - ракет в разрезе и всего твердотопливного. В принципе, были здесь и гости, которым больше повезло - поэтому фотографии многих оревских экспонатов есть, например, здесь. Но в силу крайней специфичности Орева виртуальные экскурсии по нему практически бессмыслены - тут надо именно ходить с преподавателем и обращать внимания на те нюансы, которых не заметил бы сам. Орево - как анатомический театр ракетно-космической техники:

47.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Самый свободный к фотосъёмке тут именно отдел космических аппаратов. На кадре выше сзади - Р-2, старейший экспонат музея, и Р-26 - прототип "Зенита". А вот острая капсула на переднем плане была головной частью Р-1 и Р-2 ещё в 1940-х годах. В сущности, так выглядели первые космические корабли землян, летавшие лишь "прыжком кузнечика" в суборбитальные полёты. И именно на таком 22 июля 1951 года подпрыгнули на 101 километр с Капустина Яра собаки Цыган и Дезик - первые живые существа, оказавшиеся вне Земли. А вот ещё один "Лунник" - всё это макеты-прототипы разных стадий разработки, и кстати увидеть их можно не только в ведомственных музеях: один из "Лунников" с недавних выставлен в парке "Патриот".

48.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


"Союз" из трёх отсеков - слева приборно-агрегатный, справа командный и бытовой, и по идее вторые два должны стоять на первом, но тогда бы и показывать их было неудобно:

49.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Кабина "Союза" детализована примерно как в Звёздном городке - там учат такими управлять, а тут - такие строить. Кабину эту очень любят студенты, иногда проникающие в демзал тайком, чтобы в ней сфотографироваться. А потом Геннадий Георгиевич находит на приборах следы чьей-то неуклюжести.

50.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


Можно заглянуть и в бытовой отсек:

50а.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


А гладкий, словно деревянный спускаемый аппарат рядышком - это главная историческая реликвия Орева. Он был в космосе, да в каком! Это не "Союз", а "Зонд" - созданный на его основе беспилотный аппарат для облёта Луны во время подготовки советской лунной программы. Подавляющее большинство "зондских" запусков были неудачны, и хотя планировалось, что один из них станет пилотируемым, процент взрывов на старте и выводов на нецелевую орбиту оказался недопустим. Фактически из 14 "Зондов" удачно отработали лишь 3, и в музее (не демзале!) "Энергии" я показывал "Зонд-5", прокативший вокруг Луны двух черепах, а здесь хранится "Зонд-7", чья миссия длиной почти миллион километров была наиболее завершённой.

51.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


На чём и закончу рассказ, хотя как уже говорилось - в Орево ещё немало интересного.

52.
Два демзала в Подмосковье Энергии, здесь, ракет, космических, Энергия, Королёв, ракеты, музеях, всего, именно, демзала, годах, экспонатов, километров, время, Орево, которой, космонавтики, завода, корпус


В следующей части отправимся в ещё один Храм Космонавтики, на этот раз общедоступный - павильон "Космос" на ВДНХ.

Моя космическая программа. Оглавление.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]