Жизнь найдёт путь: история создания "Парка Юрского периода"
Когда я совсем ещё сопливым школяром посмотрел «Парк Юрского Периода», я испытал удивительное воодушевление: "Вот!", пронеслось в моей юной голове -- "Вот же он, готовый рецепт по возврату из забвения доисторических титанов!". Как мне тогда казалось, фильм настолько ясно и убедительно расписал технологию воскрешения динозавров, что дело оставалось совсем за малым: откопать из земных недр кусочек окаменевшей ископаемой смолы с застрявшем в нём комаре и дело в шляпе: пройдёт совсем немного времени, и по всей планете свои двери начнут распахивать Динолэнды.
Разумеется, довольно скоро моё огромное воодушевление сменилось не менее огромным разочарованием: сказка оказалась ложью, но это ничуть не сказалось на моей любви к этому фильму, который отмечает сегодня свою 25-ую годовщину со дня выхода на широкие экраны.
По такому поводу я решил сдуть пыль со старой папки и рассказать немного интересных штук о создании «Парка Юрского Периода».
Вопреки расхожему заблуждению, «Парк Юрского Периода» не был голой выдумкой сценаристов. Фильм стал экранизацией романа Майкла Крайтона, опубликованного в ноябре 1990-го года.
Писатель Майкл Крайтон
Как это зачастую бывает, в год выхода книга сенсацией не стала и ей потребуется ещё три года, прежде чем она возглавила список бестселлеров. Очарованные киноадаптацией Спилберга, зрители-читатели буквально сметали «Юрский Парк» с прилавков книжных магазинов: в течение года книга оставалась в числе самых распродаваемых изданий, а её суммарный тираж превысил 7 млн экземпляров.
Как же эта книга попала в руки Спилберга?
М.Крайтон и Ст.Спилерг
Впервые он услышал о ней в 1989-ом году во время деловой встречи с Крайтоном. Как ни странно, свели их вовсе не динозавры, а медицина. Дело в том, что режиссёр и писатель обсуждали написанный Крайтоном сценарий сериала о врачах. А “ископаемая” тема возникла как бы “между прочим” во время их разговора. Очень быстро оба поняли, что с теледокторами можно повременить. Они загорелись идеей переноса литературных событий на широкие экраны: начался период пре-продакшена, а Крайтон получил $2 млн аванса.
И всё это ещё до публикации книги.
Что до врачей, то их черёд настал спустя 5 лет: сценарий всё же добрался до телевидения и стал одним из самых успешных (23 премии Эмми) и долгоиграющих (15 лет прайм-тайма) сериалов в истории, который известен вам под названием «Скорая Помощь».
Актёрский состав телесериала "Скорая помощь"
Несмотря на заинтересованность и, скажем так, “право первой ночи”, Спилберг не был единственным кандидатом на пост режиссёра. Крайтон разослал рукописи и предложения заняться постановкой во всевозможные студии, где в числе потенциальных постановщиков рассматривались Джеймс Кэмерон, Тим Бёртон и Ричард Доннер (режиссёр «Смертельного Оружия», первых «Омена» и «Супермена»). Но всех их обошёл Спилберг, который действовал на опережение: он просто выкупил права на книгу, тем самым застолбив право снять по ней кино.
КАСТИНГ
Харрисон Форд на ранних концепт-артах к фильму
Роль доктора Алана Гранта Спилберг решил отдать Харрисону Форду, который был его первым кандидатом. Однако от предложения Инди отказался. Точной информации на этот счёт я не нашёл, но согласно городской легенде, он не хотел выглядеть каким-то протеже Спилберга: ранее Форд уже сделал с ним три части «Star Wars» и трилогию «Индиана Джонс», и ему этого вроде как показалось более, чем достаточно.
На его место пришлось искать замену.
В числе кандидатов были Ричард Дрейфус (которого Спилберг снимал в своих «Челюстях» и «Близких Контактах Третьего Рода»), Том Сайзмор (его вы помните по роли злодея в «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо») и Деннис Куэйд:
Также звучали имена таких актёров, как Курт Рассел, Мэл Гибсон, Робин Уильямс и Кевин Костнер:
Все по разным причинам из проекта выбыли, и роль ушла австралийцу Сэму Нилу.
Сэм Нил
Не менее важная роль, которую и второплановой-то не назовёшь, отводилась доктору Йену Малкольму: эксцентричному учёному с бешеной харизмой соблазнителя и замашками рок-звезды.
Кандидаты на эту роль были не менее колоритны: роль Малкольма едва не сыграли Майкл Китон, Стив “Махоуни” Гуттенберг, Майкл Дж. Фокс и Джонни Депп:
По воспоминаниям Джанет Хиршенсон, Малкольма хотел сыграть и Джим Керри. Но его пробы были просто ужасными. В конце концов, партию закрепили за Джеффом Голдблюмом.
Двигаемся по касту дальше.
На роль верной спутницы доктора Гранта – доктора Элли Сеттлер – претендовали Сандра Буллок, Гвинет Пэлтроу и Джулианна Мур:
Кроме них к роли присматривались Лиз Хёрли, Николь Кидман, Рене Зельвегер и Хелен Хант.
Полный же список претенденток включает имена таких актриса, как Джоди Фостер, Сигурни Уивер, Мишель Пфайффер, Джейми Ли Кёртис, Линда “мама спасителя” Гамильтон, Джульетт Бинош и Сара Джессика Паркер.
В конце концов, героиню для своего фильма подыскал сам Спилберг: он посмотрел картину «Беспутная Роза» (1991) с Лорой Дёрн, пригласил её на пробы и отдал роль именно ей.
Лора Дерн в фильме "Беспутная Роза"
Роль создателя Юрского Парка – гениального (но не очень дальновидного) учёного Джона Хаммонда – Спилберг изначально намеревался отдать только Ричарду Аттенборо: титулованному британскому режиссёру и актёру. Предложение Аттенборо принял и тут есть два занятных нюанса.
Во-первых, на то время Аттенборо уже 14 лет как не снимался в кино. Как Спилбергу удалось его уговорить – я не знаю. Известно лишь, что это был уже третий фильм, в который Спилберг звал его, а тот всё отказывался.
Во-вторых, десятью годами ранее Аттенборо утёр нос Спилбергу в оскаровской гонке. Его фильм «Ганди» удостоился двух премий Оскар в номинациях «фильм года» и «лучший режиссёр», в которых также номинировался Спилберг со своим фильмом «Инопланетянин».
Ричард Аттенборо и Бен Кингсли с Оскарами за фильм "Ганди"
Но были и другие кандидаты.
Так, роль “тёмного Уолта Диснея”, как называл Хаммонда сам писатель Майкл Крайтон, предлагали Шону Коннери, Клинту Иствуду и Марлону Брандо. На случай, если Аттенборо решил бы не прерывать свой 14-летний актёрский отпуск.
Что касается маленьких актёров: брата и сестру Тима и Лекс.
Лекс, Тим и Доктор Грант
Лекс могла сыграть Кристина Риччи. А вот роль Тима изначально была “закреплена” за Джози Мазелло. Дело в том, что он проходил пробы в предыдущий фильм Спилберга – «Крюк» – но не подошёл по возрасту. Тем не менее, юнец впечатлил Стивена, и тот пообещал, что обязательно трудоустроит его в свой следующий фильм.
СЪЁМКИ И СПЕЦЭФФЕКТЫ
Укомплектованный актёрский состав стал активно колесить по живописным локациям, где им предстояло отснять натурные сцены. Съёмочный период длился с конца лета до конца осени 1992-го года, и за это время команда побывала на Гавайях, Коста Рике, Доминиканской Республике и Калифорнии.
Не обошлось без эксцессов.
Актёры фильма во время читки сценария
Когда актёры находились на Гавайях, их остров оказался во власти циклона. Стихия набирала обороты, и все собрались в актовом зале местного отеля: подальше от шквалистого ветра и ливня, который бил в окна и всех перепугал. Один лишь Аттенборо оставался в своём номере, где мирно спал. В ответ на недоумение коллег, спрашивавших его, не переживал ли он за свою безопасность, Ричард лишь отшутился: «Дорогуша, я пережил блицкриг!».
Но когда ураган набрал угрожающую силу, стало не до шуток: членов съёмочной группы пришлось эвакуировать на соседний остров, а съёмки на время прекратили.
Не меньшую опасность представляли и сами динозавры.
Процесс компьютерного моделирования сцены
Да, картина стала революционером в области применения CGI-эффектов, которые сделали на студии Industrial Light and Magic, совершив какой-то невероятный квантовый скачок в светлое будущее, обессмертив визуальную часть картины. Но это не значит, что в фильме не было старых добрых аниматронных моделей. И это были не мелкие Гремлины или тот же E.T. Спилберга.
Стэн Уинстон и его творения
Задачу сделать правдоподобных полноразмерных рептилий поставили перед патриархом практических эффектов – главой студии имени себя, Стэном Уинстоном. Спилберг возлагал на него все свои надежды, родившиеся после просмотра «Чужих» Джеймса Кэмерона. Как вспоминал Уинстон, Спилберг был уверен: если тот смог сделать 4-х метровую Королеву Чужих, сделает и Тирекса в два раз выше.
Стэн Уинстон и Королева Чужих
Но это видение вопроса было “немного” наивным.
Дело в том, что Королева Чужих была созданием инопланетным. Её анатомия и движения не соотносились с чем-то даже отдалённо похожим из животного мира Земли. Потому Уинстон и засомневался в возможности сделать достоверным столь огромного динозавра. Ведь тот хоть и вымер миллионы лет назад, но должен был стать неотличимым от животного из плоти и крови.
Тем не менее, когда Спилберг спросил у Уинстона, потянет ли он, Стэн без колебаний ответил «Да!». Но тут же честно добавил, что не имеет и малейшего понятия, как он это сделает.
Конечно же, Уинстон скромничал. В его мастерской закипела работа и результат был просто феноменальный. Феноменальный и опасный.
Дело в том, что готовое изделие весило 5 (пять!) тонн и представляло реальную угрозу тому, кто мог оказаться в опасной близости к его голове во время резких движений, имитирующих атаку. По словам техников, удар мог быть сравним с ударом от столкновения с автобусом.
А вот как он выглядел в действии:
Но даже когда вы спокойно ели свой сэндвич, расслабляться не стоило. По воспоминаниям Кэтлин Кеннеди (продюсера фильма), во время обеденного перерыва Тирекс вдруг буквально ожил. Кто-то даже вскрикнул. Оказалось, дело в коротком замыкании, вызванного дождём.
Зато с брахиозаврами никаких проблем и страхов не было. Травоядные же.
Что же до динозавров помельче.
Для съёмок сцены с участием относительно небольших ящеров (например, велоцирапторов) были изготовленные особые костюмы, которые надевали на себя специально обученные люди из команды Уинстона.
Нашлось место и для вовсе неожиданных решений: для сцен, в которых были видны лишь ноги рапторов, мастера изготовили не цельные костюмы, а лишь их т.н. "видимую" часть – специальные динобрюки:
И в мастерской спецэффектов, и за мониторами компьютеров была проделана невероятная работа, но задавались ли вы вопросом, сколько в фильме о динозаврах мы видим этих самых динозавров? 15 минут. И это при хронометраже в более чем 2 часа: 9 минут на экране красуются аниматронные куклы Уинстона:
и ещё 6 минут – нарисованные ящеры от художников студии ILM:
Кстати, Спилберг был так уверен в своём успехе, что совсем не курировал пост-продакшен. Эту часть работы он доверил своему другу Лукасу, а сам уехал в Европу, где приступил к своему следующему фильму «Список Шиндлера».
Лукас поставленную задачу выполнил безупречно. Сами гляньте, каков был «JP» до и после наложения спецэффектов.
Впечатляет, не так ли? Впечатлён был и сам Лукас, да так, что по окончании съёмок твёрдо решил делать новую трилогию «Star Wars».
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Команда фильма на приёме у Леди Ди по случаю премьеры фильма
Премьера картины состоялась в пятницу, 11 июня 1993-го года и вызвала настоящий фурор среди киноманов. Очень хорошо настроение тех дней передают воспоминания Дэвида Кэппа, сценариста, адаптировавшего роман «Юрский Парк» для переноса на экраны. В день премьеры он был в Нью-Йорке и решил сходить на готовый фильм в кино.
Вот что он там увидел.
«Подойдя к ближайшему театру, я оказался в толпе людей и к нам вышел парень с мегафоном: “На 7 часов все билеты проданы”. “Оууу!”, раздалось в ответ. Парень добавил: “И на 10 часов всё продано”. “Оооуууу!!”, завопила толпа. “На завтрашние сеансы в 7 и 10 все билеты тоже проданы”, добил их сотрудник кинотеатра. Ну а я подумал тогда: “Я, конечно, не эксперт, но всё это точно очень хорошо”».
Джефф Голдблюм и Лора Дерн на премьере фильма
Фильм стал кассовой бомбой, поставив рекорд по сборам в премьерные выходные и по общим сборам в целом. «Парк Юрского Периода» собрал по всему миру, без малого, миллиард, став самым кассовым фильмом в истории кино. Этот титул он держал 3 года, пока не потонул в слезах, пролитых миллионами зрительниц, оплакивавших утонувшего Джека Доусона.
Успех был закреплён на ближайшей оскарвоской церемонии: в 1994-ом лента взяла три Оскара из трёх, на которые была номинирована.
Но фильм славен не одними техническими и кассовыми достижениями. Он был и остаётся великолепной историей, местами наивной, местами жуткой, но неизменно впечатляющей и увлекательной. Даже спустя четверть века.
А вот вам на сладкое: доктор Малкольм поёт заглавную песню из «Парка Юрского Периода».The sweetest thing!
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
1. Как снимали фильм "Титаник"
2. "Индиана Джонс": неснятые продолжения
3. Джеймс Кэмерон: история научной фантастики
4. История научной фантастики: Спилберг, Лукас, Скотт
5. Как Тим Бёртон едва не снял свой (кровавый) "Парк Юрского периода"
6. Как 35 лет назад Джордж Лукас покончил со "Звёздными войнами"
7. Полный список статей автора о кино