Суздаль – Музей деревянного зодчества или Призрак Дмитриевского Печорского монастыря
---
Всего 61 фото
Суздаль! При одном этом слове мое сердце начинает учащенно биться. Не знаю почему. Это происходило еще и до моей поездки по Золотому Кольцу и после. Любопытно – правда!? Вот и мне тоже) Что же зовет меня сюда, моя душа, не иначе!? И, наконец, я откликнулся на этот давний зов…)
Первым пунктом моего исследования своих загадочных неосознанных ощущений в Суздале был Музей Деревянного Зодчества. Создан он относительно недавно - в 60-х годах прошлого века и находится сейчас на высоком берегу реки Каменка на месте бывшего Дмитриевского Печорского монастыря, одного из самых древних в Суздале. Далее под катом мои впечатления о музее и некоторые вольные образные мысли о судьбах подобных древних исторических мест.
Дмитриевский монастырь в Суздале основали во времена проникновения христианства на Русь монахи Киево-Печорского монастыря в XI веке по инициативе переяславского епископа Ефрема - ближайшего сподвижника Владимира Мономаха. Здесь была построена церковь Дмитрия Солунского, назван монастырь был именно как Дмитриевский Печорский и упоминается в летописях в 1096 году. В 1238 году монастырь и сам город был сожжен татаро-монгольскими ордами при взятии Суздали, ведь практически все строения тогда, в том числе и церкви Суздали были деревянными. В 1690 году вместо уже обветшалой тогда церкви Дмитрия Солунского выстроили новую деревянную Дмитриевскую церковь и тогда обнесли монастырь деревянной крепостной стеной со сторожевыми башнями. В период реформ Екатерины II монастырь был закрыт, а церковь Дмитрия обращен в приходскую, а 1773 году ее разобрали за ветхостью и построили уже каменную церковь с колокольней. Она просуществовала до 1930 года и была разобрана.
Сейчас на этом древнем месте находится Музей Деревянного Зодчества Владимирской земли. До революции здесь стояло две церкви - Димитриевская (1773) с колокольней 1812 года и "теплый" Георгиевский храм (1751).
02.
Источник
Сюда были свезены из многих районов Владимирщины избы, хозяйственные постройки, колодцы, мельницы и другие старые деревянные исторические строения. Здесь два деревянных храма, очевидно, своими очертаниями должные напоминать древние монастырские постройки. Место для музея традиционных деревянных построек выбрано удачно и довольно реалистично воссоздает утраченный элемент исторической топографии Суздаля. Археологические раскопки перед организацией этого музейного комплекса выявили множество находок датируемых XII-XIII веками. Была найдена также крупная кузница, располагавшаяся, очевидно, в монастырской слободе, у стен монастыря.
На территории этого музея, на месте вновь установленной Преображенской церкви при строительных работах была сделана необычная находка - белокаменный саркофаг трапециевидной формы с выделенным полукруглым оголовьем, точно такой же мне доводилось увидеть во владимирском Боголюбском монастыре в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Такие саркофаги были новшеством для Руси XII в. и в них хоронили только знать. Саркофаг, кстати, был пуст.
Историческая судьба этого одного из древнейших русских монастырей сложилась не совсем удачно - он не стал знаменитым центром духовной, культурной жизни, как Спасо-Евфимиевский, Покровский или Ризоположенский монастыри Суздаля. Однако, на раннем этапе своего существования, в XI-XIII вв., по-видимому, играл значительную роль в становлении христианства на Суздальской земле. Монастырь представляется как крупный культурный центр, своего рода «северная Киево-Печерская лавра», скорее всего, здесь велось и летописание. Откровенно говоря, подробных исторических сведений об этом монастыре практически нет и нам мало, что известно о его жизни и судьбе.
Карта современного исторического Суздаля. Музей Деревянного Зодчества можно найти в нижней части карты, правее, под надписью "Кремль".
03.
Источник
А это схема древнего Суздаля времен X-XIII веков.
04.
Источник
Земля, на которой стоит Музей, является святой, не выбрана нашими современниками для размещения музея наугад и несет для нас практически неизведанные исторические детали своей духовной жизни и тайны зарождения христианства на Руси. Я не очень люблю новые искусственные культовые сооружения, особенно воссозданные в современной стилизации. От подобных строений в душе "что-то морщится") и совсем в них не верит. Здесь же – святая земля, рождение и истоки русского христианства, ну а экспонаты – реальные исторические объекты.
В XI веке монашество, очевидно, сильно отличалось от своих собратьев более поздних периодов нашей истории и, прежде всего, неистовой безудержной верой и, несомненно, эта земля несет свою глубокую духовную историю, страдания и страсти, силу истой веры тех людей, и ту самую, как принято сейчас говорить, энергетику. Меня очень интересовало, что я почувствую на этой земле, земле, где сейчас размещено все же некое искусственное подобие и фрагменты былого величия одного из древнейших русских мужских православных монастырей Суздаля.
Мы подъехали к Музею около десяти утра. Повсюду стояли разноцветные автобусы и множество личного автотранспорта. Погода была чистая, весенняя. Утренняя дымка, затянувшая небо постепенно приоткрывала голубую глубину прозрачного майского неба. Солнышко, скрывавшееся в этой дымке, пыталось пробиться к этой вечной земле, пробуждая в ней новую жизнь и новые открытия для живущих сейчас. Конечно, это древняя земля, все говорило об этом. Со стороны Дмитриевского монастыря открывался вид на Суздальский кремль с голубыми куполами Рождественского собора (XII-XVI вв.) - старейшего здания Суздаля и на всю округу с множеством красивых церквушек на разном удалении.
05.
Кстати, количество церквей в Суздале просто умопомрачительное и не поддается сознательному анализу и принятию. Очевидно, мы привыкшие к тому, что церковь это обязательно редкое религиозное сооружение для обычной жилой округи совершенно не верно. Ведь церквей в той же Москве было не меньше, но уцелело лишь некоторая небольшая их часть.
Первое, что сразу бросается в глаза - любопытные избы-амбары 17-го века на высоких деревянных сваях на берегу речки Каменки и её небольшой заливной луг. Эти избы-лабазы привезены сюда из поймы реки Оки и служили когда-то для хранения зерна и перевалки его на речные баржи…
06.
07.
Потом взгляд сам притягивается к величественной Преображенской церкви за бревенчатым забором. Тебя охватывает какое-то умиротворенное ощущение, и ты, вдруг, непроизвольно, оказываешься сразу выключенным из контекста суетливой, торопливой и напряженной городской жизни…
08.
Перед входом уже стоит небольшая очередь. Путешественников запускают группами.
09.
Традиционные деревянные ворота в музей.
10.
Так эти въездные строения выглядят уже с самой территории музея.
11.
Это Преображенская церковь, построенная в 1756 году и привезенная сюда из с. Козлятьево Кольчугинского района Владимирской области.
12.
13.
Церковь в три яруса, центр состоит из трех восьмериков друг на друге, изящно увенчанных луковичной главкой, покрытой лемехом (деревянной черепицей). Два боковых придела завершают похожие, чуть меньшие главки. Пристройки, окружающие церковь, украшены бочарным покрытием, а на легкую галерею, приподнятую над землей и крепящуюся к стене пристройки, ведет простое затейливое крыльцо.
14.
Величественная легкость, - первое, что сразу приходит в голову. Церковь сейчас закрыта для посещения.
15.
16.
Это Воскресенская церковь из с. Потакино Камешковского района (1776 год). Подобные храмы были весьма распространены во Владимирской губернии – "восьмерик на четверике", крытые дощатой кровлей, увенчанные небольшой главкой.
17.
Церковь построена по трехчастно-осевой композиции (т.н. "кораблем"): к основной части примыкает трапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатер с полицей (карнизом) и маленькой главкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.
18.
19.
В этой деревянной церкви воссоздано убранство церкви тех времен. И, это все очень интересно. В этой деревянной церкви проявляются какие-то другие собственные ощущения, нежели в каменной. Здесь, в этом храме, чувствуешь какой-то духовный уют и изначальную мягкость живого строительного материала. Церковь XVIII века, и, хотя, в ее воссозданном облике использовано очень много новых строительных материалов, ощущение, что храм жив и мягко отзывается на твое приветствие и молчаливое присутствие было пронзительно четким. Я стоял здесь и старался уловиить эту зыбкую связь с прошлым и настоящим…
20.
Прорывались смутные и странные беспокоящие видения, как будто что-то не совсем так… Очевидно, энергетика этого угасающего храма слегка не стыкуется с местом его нынешнего расположения и целевым использованием. Храм как бы делился болью и оторванностью от своего первоначального места. Удивительное и необычное впечатление.
21.
22.
23.
Трапезная.
24.
25.
Это – деревянный дом крестьянина среднего достатка из с.Илькино Меленковского района (XIX в.). Фасад украшен глухой резьбой. Воссоздан жилой исторический интерьер дома.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Перед нами - деревянный дом зажиточного крестьянина из села Лог Вязниковского района (XIX в.). Дом двухэтажный с резным карнизом "городского" типа и с крытым двором.
32.
33.
34.
Светелка. Здесь традиционный ткацкий станок. Работа над пряжей помогала женской крестьянской половине скоротать зимние дни и темные вечера.
35.
Нехитрый крестьянский скарб.
36.
Сундук. В таких типичных предметах крестьянского интерьера тех времен хранили все самое дорогое.
37.
38.
В крытом дворе обычно хранились зимние сани, телеги, сельскохозяйственные инструменты и соответствующие приспособления.
39.
40.
Колесный колодец из с.Кольцово Селивановского района (сер. XIX в.).
41.
Колодцы такого типа назывались "ступальными". Для подъема воды, внутрь колеса, оборудованного ступенями заходил человек и, ступая как по лестнице, раскручивал колесо. В колодец опускалось попеременно две большие бадьи. Удобно и масштабно, ничего не скажешь.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
Вот в таком типовом жилом сельском домике оборудован музейный магазинчик сувениров. С удовольствием пофотографировал там.
49.
50.
51.
52.
53.
Вдали, на границе обширной и пустынной территории музея, стоят две ветряные мельницы, почему то сразу напомнившие персонажей Сервантеса)
54.
Теперь мы, понемногу возвращаемся к реальной исторической части территории Дмитриева-Печорского монастыря…
55.
Вообще, странное ощущение от этого места. Умиротворение, спокойствие и одновременно пронзительная опустошенность охватывают тебя. Никак не отделаться от чувства, что, все здесь, несмотря на кажущуюся цельность деревянных строений территории музея представляет собой для меня будто классический образ древних античных развалин, от которых остался только еле слышный шепот былых времен.
56.
Неестественность проявляется именно в разрозненной, не цельной композиции экспонатов музея. По мне так, лучше было бы воссоздать здесь облик древнего деревянного Дмитриевского монастыря, всех его религиозных, вспомогательных строений, монастырской слободы, нежели вывозить сюда деревянные оригиналы, потерявшие здесь свою силу, весь смысл своего существования и предназначения. Общее впечатление смазывается от отдельно стоящих редких экспонатов, пустынности этого места, и от двух больших одиноких ветряных мельниц, создающих заброшенное и грустное впечатление об ушедших временах Дон Кихотов...
57.
Окинув взглядом всю огромную территорию музея я, целенаправленно расслабившись, почувствовал здешнюю тоску заброшенности, оторванности от всего мира… Призрак Дмитриевского монастыря взывал к живущим, напоминая о судьбах многих исчезнувших храмов, монастырей, городов и государств, о том, что "все проходит…".
58.
Образ тревожной и напряженной монашеской жизни начинал проявляться передо мной. Эти трудные стоические будни монастыря подняли из неведомых глубин времени образ строгого худощавого лица монаха в черном. Его темные резкие глубокие глаза пронизывали меня и проникали в самую душу… Тут, как будто, услышал я тихий и одновременно глубокий торжественный голос, - Святим Словие,… Это было как отзвук эха, неожиданно и не понятно…, как налетевший внезапно порыв ветра. Я вдруг почувствовал характерный запах пепелища, и множество обонятельных ощущений ворвалось в границы моих сознательных оценок, - где-то слышались мерные удары по металлу, вороний крик, как будто волнами накатывал гомон толпы за невысокими деревянными вратами… На мгновение я увидел дорожки монастыря, перекрещивающиеся в том месте, где я стоял. На месте нынешнего расположения Преображенского храма как будто находилась небольшая одноглавая деревянная церковь с несколькими деревянными крестами слева от нее. Небо было темным, облачным, во всем и вокруг ощущалась сильная зябкость, тревога и глухое напряжение… Постепенно все стихло и образы где то внутри меня мирно и понемногу растворились… Какое то время глаза монаха все еще оставались предо мной… ЗдОрово! Я вдохнул, наконец, полной грудью и втянул в свои легкие свежий майский воздух. Все вокруг было напоено новой зарождающейся жизнью, мирной радостью и умиротворением…
59.
"Святим Словие!",- я позже прогуглил, но такого словосочетания и чего-то похожего нигде не упоминается. Очевидно, эту долетевшую фразу из глубин веков можно трактовать как "Святим Слово Божье"…Не знаю. Я далеко не специалист в древнеславянском и церковнославянском языках…
Подходило время заканчивать мое исследование. Я слышал, что во время проведения праздников здесь собирается очень много людей, наверное, тогда эти обширные пространства музея заполняются полностью и эти пустующие музейные земли становятся востребованными. Определенно, для проведения праздников это место в Суздале подходит как нельзя лучше.
Идея, открыть такой музей, конечно же, хорошая. Ясно, что хотели воссоздать нечто подобное Кижам, но, такое впечатление, что так и не смогли обеспечить достаточно насыщенное количество и качество музейных экспонатов, должных приводить в изумление неискушенного посетителя. Видно, что эта огромная территория предназначалась для гораздо большего количества строений, чем там находится сейчас. Идею возрождения Дмитриевского монастыря на основе двух существующих деревянных церквей оставляю висящей в воздухе. Только представьте, что Вы оказываетесь у "старых" деревянных стен Дмитриевского монастыря и погружаетесь в древний быт и уклад монастырской общины, посещаете работающие кузницы и гончарные мастерские монастырской слободы. Впечатлений было бы гораздо больше, и они были бы сильнее. Однако, мечты, мечты…)
Выйдя за ограду музея, я ощутил, как с меня вдруг схлынула тяжелая волна эмоционального напряжения, как будто бы я очистился от этой глубокой неосознанной душевной боли, что еще невидимо витает над этим местом. Еще и еще раз убеждаюсь, что если с подобным как это историческим местом были связаны какие-то исторические события, проливались человеческие страсти, эмоции, кровь, если на ней существовали религиозные и культовые сооружения, совершенно определенно место может открыться и рассказать о себе, несмотря на то, что видимо ничего на нем не сохранилось… Другой вопрос, нужно ли это!? А, может ездить на экскурсии и просто отдыхать, бесцельно бродя по развалинам истории теша свое праздное любопытство!?…)
...А на другом берегу Каменки за заливными лугами среди пожухлой темной прошлогодней травы торжественно сиял Рождественский собор..., как напоминание о вечном...
60.
61.
Призрак Дмитриевского монастыря приоткрыл мне сегодня осколок своей непростой и загадочной истории. Я остался под глубоким впечатлением. Все же, именно за этим мы едем на эти древние земли, что бы в них открыть новую часть себя, свои неизведанные чувства, свои новые мысли, получить нежданные озарения, чтобы узнать еще больше о себе, осознать то, чего наше сознание упорно не дает нам сделать, когда мы находимся в контексте своей, как нам кажется, цельной и практично городской жизни. С каждым таким зыбким озарением мы все больше узнаем все новые свои ипостаси, новые грани своей личности, открывая для себя новый мир вокруг, доставляя своей бессмертной душе несказанное удовольствие, новый человеческий опыт и основу для движения вперед.
Источники и дополнительная информация:
Сайт о Суздале: http://suzdal.org.ru/Arhitect/derev_zodch.htm
Упраздненные монастыри Суздаля
Клубок путешественников - все подробно о Суздале: http://klubok-ok.ru/Russia/Suzdal.html
© Vladimir d’Ar, 2013
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]