Красный свет для жира и сахара
Вы будете смеяться, но сегодня - День здорового питания и отказа от излишеств в еде. Еще больше вы станете смеяться, когда узнаете, что это «наш ответ Чемберлену».
В 2011 году этот праздник был впервые отмечен в России как альтернативный русский ответ американскому «дню обжорства» — Национальному дню, когда можно есть то, что хочется. Eat What You Want Day – смешной день отказа от всяческих диет (11 мая), к которому в Америке никто всерьез, конечно, не относится. Но сурово брови мы насупим, если враг захочет нас сломать…
Однако не все так плохо, и накануне этого судьбоносного дня Роспотребнадзор выступил инициатором проекта добровольной (тоже смешно) маркировки продуктов питания «Светофор». Ранее ведомство подготовило методические рекомендации по цветовой индикации на маркировке пищевой продукции в целях информирования потребителей, разработанные ФИЦ НИИ питания и биотехнологии.
Логика здесь проста. Добровольная маркировка «Светофор» предполагает цветовую индикацию, нанесенную на упаковку продуктов питания: зеленую, желтую и красную - в зависимости от уровня содержания в них соли, сахара и жирных кислот с учетом суточной нормы потребления этих веществ. Главная задача такой маркировки — донести подробную и понятную информацию до потребителя.
Важно понимать, что цветовая индикация «Светофор» не отражает опасность или вред продукта для здоровья. Задача – цветом показать потребителю содержание соли, сахара и жиров в продуктах питания. Таким образом, потребитель сможет осознанно решить какие продукты можно есть практически без ограничения, а какие потреблять умеренно.
"Это не значит, что это продукты плохие и хорошие, что продукты вредные и безвредные", - подчеркнула руководитель Роспотребнадзора, главный санитарный врач РФ Анна Попова. Она пояснила, что зелёная маркировка означает, что "это продукты, которые можно есть практически без ограничений, в разумных, безусловно пределах", жёлтая - "продукты, которые стоит покупать и употреблять, внимательно соотнося их с состоянием своего здоровья", а красная - "продукты, в которых обязательно нужно посчитать: полезно это мне и сколько мне можно этого съесть". "(Продукты следует выбирать) для того чтобы не заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями эндокринной системы, что является сегодня проблемой для всего человечества",- сказала глава Роспотребнадзора.
У проекта нет ограничения по времени, поэтому производители могут подключиться к проекту тогда, когда будут готовы их производственные мощности. Так, например, о готовности нанести добровольную маркировку на свою продукцию к середине июня заявили производители молочной продукции и мяса птицы.
Почему же возникла такая необходимость? Радио Sputnik попросило меня рассказать, почему проблема качества продуктов стала столь актуальной сейчас, в том числе даже в ресторанах:
- Она связана со многими вещами, - рассказал в эфире радио писатель, историк кухни Павел Сюткин.- Первая причина – это промышленное производство продуктов питания. Если мы сравним молоко столетней давности и сегодняшнее – разница чувствуется. Технология массового производства ведет к стандартизации продукции. Но она же требует внесения консервантов, улучшителей вкуса, цветовых и вкусовых добавок. Повара, скажем, в хороших ресторанах выкручиваются, пытаются находить натуральные продукты, работают с фермерскими хозяйствами. Что-то получается, но тут мы натыкаемся на другую серьезнейшую проблему.
Кризис дает о себе знать, это проявляется и в ресторанном бизнесе: сокращается средний чек, падает посещаемость. В этих условиях рестораторы стараются контролировать цену блюд, что к повышенному качеству не ведет. Помогла ориентация на прошлое, на старую русскую кухню, отсюда популярность советской кухни. Наша традиционная русская кухня недорогая. Это позволяет сохранить качество и удешевить продукт.
А тенденция к правильному питанию существует. Люди стараются есть здоровые продукты, обращают внимание на жирность блюд. Здоровая пища из натуральных продуктов дороже и, кстати, не всегда вкуснее. Присутствие в нашей жизни консервов, концентратов, быстро приготавливаемых вещей – от этого никуда не деться. Это связано с большей нагрузкой женщины, которая не очень хочет приходить после рабочего дня и становиться к плите. Так что хотим мы этого или нет, но потребление еды будет становиться все более индустриальным, технологичным. Впрочем, никуда не денутся и любители натуральной еды. Просто пристрастие это станет дороже и в определенном смысле элитарнее», – считает историк кухни.
Роскачество также готовит исследование готовой продукции, рассказал в эфире радио Sputnik руководитель пресс-службы Роскачества Марта Галичева:
- На рынке полуфабрикатов много потребительских мифов, иногда это необоснованно. Технический регламент Таможенного союза регулирует показатели безопасности. Если использовалось хорошее сырье, вопросы безопасности не поднимаются. Показатели качества и соотношения, например, мяса и теста – факт недобросовестности производителя. Со стороны правительства было дано поручение по исследованию качества молочной продукции. Сразу три организации, Роспотребнадзор, Россельхознадзор и Роскачество, проводили специальные мониторинги. Мы не видим массовой фальсификации. Есть проблема с санитарно- гигиеническими показателями. Это связано с условиями рынка. В России есть проблема холодной цепочки температурных режимов. Если продукт требует особых условий хранения – есть риск, что на каком-то этапе его могли неправильно хранить. Если потребитель будет открывать сайт Роскачества, благодаря инструментам мягкой силы рынок принципиально изменится», – считает Марта Галичева.
Так что, как видите, на пути фальсификатов и нездоровой еды в России теперь будет гореть красный свет. Или желтый, или зеленый.
Взято: p-syutkin.livejournal.com