Спец-тест Toyota Land Cruiser Prado 150 с новым дизелем
Вечерело. Разбитая дорога приглушенным эхом отдавалась куда-то в подвеску. Почему в России такие плохие дороги? Люди-то — хорошие. Себя не любим? Размышления прервало бешеное моргание фар едущего навстречу черного “крузака” — брата-близнеца моей машины. Водитель явно подавал мне сигнал остановиться, что я и сделал. В этом автомобиле я чувствую себя в безопасности, так почему бы и нет? Интеллигентного вида мужчина в очках с явным беспокойством в голосе обратился ко мне: “Простите, зачем вы фотографировали бревна?”
`
Полчаса назад я действительно фотографировал Prado на фоне найденных в глухом углу тверской области гигантских штабелей бревен. Некоторые из них — несколько метров в обхват. Гигантские, шершавые стволы. Запах смолы… Краем глаза я заметил за бревнами мужчину в робе, который, казалось, с испугом смотрел на автомобиль и бородатого мужика с фотоаппаратом. Спрятавшись за бревна, работяга достал телефон и начал кому-то названивать. Тогда не придал этому значению, но сейчас все встало на свои места.
"Фото-сессия?”, —c облегчением переспросил мужчина. “То есть, ни с какой деятельностью точно не связано?” Судя по всему, у него были причины опасаться нежданного визита людей на черном “крузаке” с московскими номерами. Имидж обязывает! Но что скрывается за ним? Несколько недель я провел с новым Toyota Land Cruiser Prado, и мне есть что рассказать.
Грандиозное здание в стиле неоклассицизма — отель со столь же нескромным названием — “Волжская Ривьера”. Жирные четыре звезды. Каменный львы по бокам от высоких дверей. Мраморные лестницы, красные ковровые дорожки. На стенах — картины в дорогих рамах. Люстра в лобби — с трехэтажный дом. Хрустальные кристаллы сверкают всеми цветами радуги. SPA-центр, где ваше уставшее от суеты сует тело нежно разомнут горячими травяными мешочками.
Вот только попасть в этот оплот цивилизации гедонизма не так-то просто: путь преграждает, словно черная дыра, гигантская лужа, в которой тонут, вязнут колеса детской коляски.
Иду по щиколотку в снежной каше. С неба — снег с дождем. Мокро и холодно, и это даже при том, что у меня хорошие мембранные ботинки. Еще утром я "усилил" их влагозащиту, вставив ноги в пластиковые пакеты. Не помогло… Это Россия, детка! Надо ли говорить что все прочие дороги в Угличе и его окрестностях еще хуже? Вот почему я отправился в эти края именно на Prado.
Мой Prado — не просто "рестайл" хорошо знакомой “стопятидесятки”. Под высоким капотом, очерченным светодиодными фонарями — новый дизельный двигатель объемом 2.8 литра. Он тише, экономичнее и при меньшем объеме чуть мощнее предыдущего трехлитрового мотора (177 л.с. и 450 Нм в диапазоне 1600-2400 об/мин против 173 л.с. и 410 Нм в диапазоне 1600-2800 об/мин).
Назвать Prado красивым автомобилем трудно. Но абстрактная красота — это вещь в себе, параметр, не входящий в списки предпочтений многочисленных покупателей автомобилей Toyota. Да, узкий и высокий кузов с незамысловатыми обводами столь же изящен, как сухогруз или тепловоз. Боковины выглядят простовато — нет даже расширителей арок. Но что с того?
Главное в Prado — практичность. Перфоратор или пулемет не должен быть красивым, он должен быть функциональным. Короткие свесы — это хорошая геометрическая проходимость. Под днищем — 21 сантиметр пустоты. Широко распахиваются двери. На порогах — удобная подножки, забраться в салон помогают удобные ручки на проемах.
Внешний аскетизм, который не способна скрыть даже увеличившаяся по размеру оптика и хромированные элементы, в салоне присутствует в существенно меньшем объеме.
Суть рестайлинга свелась не только к осовремениванию интерьера, который в коричневой коже выглядит отменно, но и к изменению архитектуры, делению многочисленных клавиш и крутилок на функциональные зоны.
В частности, переехал над дисплей блок CD-проигрывателя. Теперь все логично: Вот тут — управление музыкой и компьютером, вот тут — климат, а на центральной части консоли — "внедорожный" блок. Панель приборов с цветным центральным дисплеем стала современнее по сравнению с “дорестайлом”. Выглядит она просто, понятно и опять же функционально, а большего мне и не надо.
В холодную погоду, Режим Idle Up поднимает обороты двигателя, ускоряя прогрев. Клавиша Power Heater включает дополнительный салонный обогреватель.
Интерфейс мультимедийной системы выглядит в 2016 году архаично — графика незамысловата (как, впрочем, и у Range Rover), быстродействие — как у ночного администратора в провинциальном мотеле. Вместе с тем группировка элементов, простота использования и набор функций нареканий не вызывает.
Навигационная составляющая также не может похвастать графикой высокого разрешения, да и актуальность карты вызывает вопросы — большое количество второстепенных дорог на ней попросту отсутствует. Но это общая проблема для большинства встроенных "навиков".
Важное дополнение, снизошедшее на новый Prado с вершины Фудзи — комплекс из четырех видеокамер, интегрированный во внедорожную систему MTS (Multi Terrain System). Этот замысловатый набор букв означает, что круговой обзор доступен не только во время парковки или движения в пробке. Во внедорожном режиме, вы видите то, что происходит вокруг автомобиля и перед ним, видите положение передних колес.
Конечно, подобная система на "двухсотке" более совершенна, есть функция “прозрачного капота” и вообще картинка существенно лучше по качеству, высоким разрешением, но достоинств Prado это не умаляет. Ехать по колеям, буеракам, ориентируясь на картинку на экране, можно не только в теории, но и на практике. Но не будем забегать вперед.
Важное отличие нового Prado от старого — в нем прилично заиграла музыка. Дело ли в измененных компонентах аудиосистемы JBL Synthesis, или добавленных шумоизоляционных матах, знает только седой старец в кимоно. Но факт есть факт — слушать классическую музыку в "прадике" теперь вполне уместно. Жаль только, что USB-разъем спереди — всего один, и расположен он на тоннеле. Нет тут и беспроводной зарядки, которая уже появилась в ряде моделей Toyota. Зато в центральном боксе нашлось место вместительному холодильнику, который включается только при активированном кондиционере.
Посадка в Prado — классическая для этого класса автомобилей. Сиденья высокие, широкие, с длинными подушками. Понятие боковой поддержки к ним не особо-то применимо, но провести в этих креслах тысячу километров без боли в спине и усталости — это объективная реальность.
Заднее сиденье также имеет очень длинную и регулируемую по наклону спинку. Места для ног и головы предостаточно, но собственной зоны климата тут нет — только дефлекторы обдува и 12-ти вольтовая розетка. По ширине, особенно в районе дверей, Prado уже, чем кажется снаружи. Своеобразным индикатором этого стало детское кресло Cybex Sirona, оснащенное функцией поворота. Попытка повернуть на 90 градусов, чтобы усадить в него ребенка не со стороны двери, а с заднего сиденья, с закрытой дверью успехом не увенчалась.
Багажник хорош. Широкий и высокий проем, грандиозный объем… Так и хочется забить его до упора и поехать куда-нибудь за сотни верст. Вот только откидывющаяся в бок задняя дверь требует для погрузочных операций немало места сзади, поэтому парковаться всегда приходится "мордой вперед". Конечно, можно откинуть заднее стекло, но при этом велик риск испачкать одежду о дверь.
Трудно избежать штампов в описании российских дорог. Тает прошлогодний снег, течет потоками мутной воды с комками грязи и льда, обнажает скрытое. Дороги Ярославской и Тверской области во время мартовской оттепели — настоящий тестовый полигон для автомобилей. “Калиброванные” ямы размером с колесо. Промоины. Надолбы. Выбоины. Трещины. Ледяной наст. Снежная каша.
Чтобы сымитировать подобные условия на тестовых площадках, дураки-иностранцы тратят миллионы евробумажек, хотя достаточно просто в первую после зимы оттепель поехать в глубинку.
Тут и там на обочинах я вижу кроссоверы и легковушки, стоящие на аварийке в сотне метров за большими ямами. Люди выгружают вещи, корячатся с запаской и домкратами. В тайне я радуюсь, что моя запаска — под днищем сзади, а домкрат — в боковине багажника, но очень надеюсь, что они не пригодятся. Кузов сотрясают приглушенные удары, но до пробоя колес и подвески еще далеко.
Но самое главное, что попадая в гигантские “черные дыры”, Prado, может быть, не очень комфортен для пассажиров (гости заднего сиденья иногда и подпрыгивают), зато курсовая устойчивость при этом сохраняется в полном объеме. Это очень важное отличие Prado от других рамных внедорожников с неразрезным задним мостом, на которых мне доводилось ездить. По ямам и грейдерам на Prado можно вваливать, не боясь улететь с дороги. В чем тут секрет? Причин, как минимум, несколько.
Мне доводилось ездить на “дорестайловом” Prado: одним днем из Австрийских гор в Венецию и обратно. Тогда на автобанах и серпантинах Prado показался увальнем, причем на редкость неторопливым. В пологих поворотах скоростных шоссе на скорости под 150 километров руль опустевал, как тот самый диалектический стакан, а кузов кренился, как сделанная из латекса пизанская башня. На что-то принципиально иное с новым Prado я и не рассчитывал. К счастью, я ошибался. Во-первых, автомобиль оказался динамичнее. Новый дизельный мотор тянет со старта существенно лучше прежнего трехлитрового, и дело тут скорее всего не в прибавке четырех лошадей, а в изменении передаточных чисел в КПП. Мне хватало динамики и в городе, и при обгонах на двухполоске. Благодаря новому мотору и появлению шестой ступени в АКПП, автомобиль немного (на литр-полтора) экономичнее предыдущей трехлитровой модификации.
Во-вторых, на дорогах новый Prado оказался гораздо более собранным. Дело в том, что тот автомобиль был в одной из базовых комплектаций, а тестовая машина — с опциональными системами KDDS, AVS и пневматической задней подвеской.
Гидромеханическая система KDDS (Kinetic Dynamic Suspension System) состоит из магистралей, двух гидроаккумуляторов и двух гидроцилиндров вместо стоек стабилизатора (один спереди, один сзади). В поворотах при движении по ровному покрытию, когда обе оси сжимаются в одном направлении, давление в верхней и нижней части цилиндра компенсирует друг друга и стабилизаторы работают по полной программе, ограничивая ход подвески и предотвращая крены в поворотах. Действительно, по городу и по трассе ездить на таком Prado гораздо приятнее и проще — крены намного меньше, обратная связь на руле — лучше.
На неровной дороге в цилиндрах возникает пульсация давления, и гидроккумуляторы в этом случае играют роль демпферов, делающих езду более комфортной.
На бездорожье, когда оси начинают двигаться в противоположных направлениях, поршни в цилиндрах активно перемещаются, а вместе с ними движутся относительно кузова и стабилизаторы поперечной устойчивости. Это позволяет достигать максимального хода подвески, что, в свою очередь, улучшает контакт с грунтом и делает автомобиль более проходимым. Вывесить такой Prado непросто.
Система KDDS хороша, но не в состоянии бороться с продольной раскачкой. Тут на помощь приходит еще одна “фича” под названием AVS (Adaptive Variable Suspension) — адаптивная подвеска с регулируемой жесткостью амортизаторов. У системы есть два режима, “Спорт” и “Комфорт”. При переключении в “спортивный” режим мелкие неровности становятся более заметны, зато раскачка на неровностях становится значительно меньше. Морская болезнь больше не донимает пассажиров. Я считаю, это реальное достижение. Режим “Комфорт” оптимален на небольших скоростях.
В какой-то момент меня немного напугали уводы автомобиля от прямолинейной траектории при обгонах через бруствер, пока во время остановки я не оценил его высоту и консистенцию. Двадцать-тридцать сантиметров плотной снежно-ледяной каши — неудивительно, что это вызывало аквапланирование колес! Что тут скажешь, этот автомобиль рождает чувство уверенности, которое немного пьянит.
Неотключаемая система стабилизации настроена чутко — даже если водитель, испугавшись, сбрасывает газ, то ESP "поймает" машину еще до того, как начнется опасный занос. Пожалуй, такая настройка огорчит любителей пустить автомобиль боком на ледяном овале, но… приоритет безопасности гораздо важнее.
Система постоянного полного привода на Prado имеет три дифференциала. Распределение по осям 40:60, его обеспечивает центральный дифференциал типа Torsen. “Центр” можно полностью заблокировать принудительно — как и задний межколесный дифференциал.
В тестовой максимальной комплектации есть и система MTS (Multi Terrain Select), предоставляющая выбор из нескольких внедорожных режимов, привязанных к различным типам покрытия ("Грязь и песок", "Гравий", "Кочки", "Камни и грязь" и "Камни").
Альтернатива системе MTS — мой любимый режим Crawl Control, превращающий любого чайника в опытного водителя. Умный компьютер нивелирует ошибки, связанные с небрежным использованием педалей. Работает система следующим образом: включаете понижайку, нажимаете клавишу… и далее при помощи большой крутилки выбираете скорость движения. Все. Трогать педали не нужно! Автомобиль с заданной скоростю ползет, преодолевая препятствие без пробуксовки или скольжения колес, вам остается только рулить, посматривая на экран, где виден рельеф и положение колес в реальном времени. Езда по бездорожью может быть простой и безопасной!
Вот так выглядит работа Crawl Control - система сама подтормаживает и распускает колеса, не допуская ни пробуксовки, ни скольжения.
Резюмируя поведение Prado на плохих дорогах, замечу, что скорость движения ограничивается только комфортом пассажиров. В этом Prado уступает "двухсотке", но для реального бездорожья Prado лучше — при прочих равных он легче, и геометрическая проходимость у него лучше.
Новый Prado — интереснее предшественника во всем. Управляемость стала более точной. Новый дизельный мотор и 6-ти ступенчатая КПП для этого шасси — то, что доктор прописал. Конечно, 282-х сильный четырехлитровый бензиновый Prado более динамичен — но и расход топлива у него значительно выше.Если дизель в режиме город-трасса потреблял у меня 10.8 л на сотню, то "бензинка" кушает в таком режиме как минимум 18-19 литров.
Комфорт при движении по разбитым дорогам не безупречен, в этом Prado уступает и моделям Land Rover на пневмоподвеске, и флагманской "двухсотке", но на феноменальную курсовую устойчивость это не влияет. Учитывая традиционную "тойотовскую" надежность, Prado как нельзя лучше подходит для дальних путешествий по плохим, очень плохим дорогам.
По-крайней мере, с одной из российских бед этот автомобиль справляется на ура.
Взято: artemspec.livejournal.com