«Скажет она, кто вдову обрюхатил…»
26.05.2018 368 0 0 vakin

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…»

---
0
В закладки
Лекарство от скуки, лестница к славе, орудие власти, оружие мести – так в разных обстоятельствах образно именуются сплетни и слухи. Вездесущие, привязчивые, неизбывные. По образному определению французского историка Марка Блока, в массовом сознании издревле «царил Старик Наслышка». В нарядном камзоле вельможи или ветхих лохмотьях странника, купеческом кафтане или рабочей робе, он прогуливался по торговым площадям, кутил в кабаках, парился в банях, пробирался в светские салоны – чтобы взбудоражить, смутить, вызвать брожение умов.

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости


Сплетничество — передача неточной, неподтверждённой, необоснованной информации либо распространение нарочно измышленных сведений.

В повседневном обиходе сплетни часто не отделяются от слухов, даже во многих словарях эти понятия определяются одно через другое. В строгом смысле слухи — коллективные, внеличные новости, а сплетни — приватные сообщения, затрагивающие лишь некоторых, избранных. Слухи — актуальная общенародная мифология, сплетни — достояние локального сообщества, социальной или профессиональной группы.

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Питер Брейгель Старший «Фламандские пословицы» (фрагмент), 1559. Источник: artchive.ru. Визуализация нидерландской пословицы о пересудах и кривотолках: «Один мотает то, что другой прядёт»

Древним грекам и римлянам были хорошо известны и природа, и механизмы сплетничества. Хрестоматийный древнегреческий миф — о царе Мидасе, наделённом ослиными ушами за попытку оспорить решение Афины. Проведавший об этом царский цирюльник сперва поклялся хранить постыдную тайну, но не утерпел — вырыл в земле ямку и шепнул в неё: «У Мидаса ослиные уши!» На том месте вырос тростник и своим шелестом распустил слух по всему свету.

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Аньоло Бронзино «Состязание Аполлона и Марсия», ок. 1531−1532. Источник: en. wikipedia.org. Справа Мидас и Афина слушают игру Аполлона и Марсия на музыкальных инструментах. В центре Аполлон, признанный Афиной победителем соревнования, сдирает кожу с Марсия за то, что тот посмел бросить ему вызов. На заднем плане Аполлон наделяет Мидаса ослиными ушами за попытку оспорить решение Афины. Лежащий слева брадобрей сплетничает тростникам о позоре царя.

В знаменитом сатирическом обзоре человеческих пороков Теофраста «Характеры» выведен Вестовщик — «такой человек, который, встретившись с другом, тут же строит многозначительную мину и с улыбкой спрашивает: «Откуда?», и «Что скажешь?», и «Нет ли у тебя новостей насчёт того самого?», и пристаёт с расспросами: «Не слышно ли чего поновее? А ведь рассказывают новости, и хорошие»…».

Однако пальму первенства в сплетничестве издревле отдавали женщинам. Уже в раннегреческий период формируется ролевая модель женщины-сплетницы, кумушки-трещотки. Этот речеповеденческий тип описан Семонидом Аморгским: «Проныра, ей бы всё разведать, разузнать, Повсюду нос суёт, снуёт по всем углам». Излюбленное место сплетничества — гинекей, женская половина дома.

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Жан-Леон Жером «Греческий интерьер (гинекей)», 1850. Источник: perfect-gallery.com

Разносчицы сплетен были влиятельными фигурами греческого полиса. Тиран Гиерон Сиракузский контролировал приближённых при помощи специально организованной группы «подслушивающих женщин». Яркий образ пронырливой и настырной сплетницы находим в сатире Ювенала: «Этакой всё, что на свете случилось, бывает известно: Знает она, что у серов, а что у фракийцев, секреты Мачехи, пасынка, кто там влюблён, кто не в меру развратен. Скажет она, кто вдову обрюхатил и сколько ей сроку, Как отдаётся иная жена и с какими словами…».

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Артемизия Джентилески. «Аллегория Молвы», 1630−1635. Источник: ru. wikipedia.org

При этом древние различали собственно сплетню — досужую болтовню, часто переходящую в клевету, и молву — извещение свыше, божественное прорицание. Считалось, что сплетни распространяются самими людьми, молва же имеет сверхъестественную природу. В Афинах был установлен алтарь в честь богини Оссы — персонифицированной молвы.

В Древнем Риме были полупрофессиональные сплетники — операрии (лат. operarii — ремесленники) и диурнарии (лат. diurna — ежедневный, подённый). По большей части люди образованные, но без определённых занятий, они охотно подвизались наёмными сборщиками новостей о примечательных происшествиях, невероятных случаях, скандалах, плутнях, чудесах.

Отношение к этим неутомимым «поставщикам контента» было полушутливым-полупрезрительным. Цицерон называл плоды их трудов compilatio (лат. букв. «ограбление», «хищение»; отсюда же современное слово «компиляция»). Операрии — предшественники репортёров, только собирали они всё подряд: и достоверные сведения, и досужие вымыслы, и всякие побасёнки.

Укоротить болтливые языки издревле пытались с помощью позорящих наказаний. Средневековье отличалось недюжинной фантазией в изобретении карающих приспособлений, среди которых была скрипка сплетниц — деревянная или металлическая распорка, формой напоминавшая известный музыкальный инструмент. Особо рьяных балаболок удерживали в таком мучительном положении несколько дней кряду и заставляли ходить по улицам на потеху толпе. Начиная с Нового времени наказывать сплетников предпочитали в основном осуждением и осмеянием.

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Сальвадор Диас Олано. «Наказание сплетницы», 1910. Источник: gallerix.ru

Особый феномен, который наиболее ярко проявился в истории Нового времени, — бродячие слухи, которые возникали с заметной регулярностью и циркулировали длительное время. Во Франции XVII-XVIII вв. одним из таких слухов было похищение детей. Королевский прокурор Робер писал в 1701 году: «Чернь, всегда готовая верить в подобные новости, не только в этом убеждена, но воображает, что детей убивают для того, чтобы из их крови приготовить ванну для какой-то высокопоставленной персоны». Через 20 лет французскую столицу накрывает новая волна того же слуха. Проходит ещё 30 лет — и вновь Париж трепещет от россказней, будто полицейские хватают детей, бродяг и нищих прямо на улицах города, чтобы готовить ванны «для восстановления здоровья короля».

Роль слухов и сплетен заметно возрастает в переломные исторические периоды. Взять хотя бы «Великий страх» 1789 года в той же Франции — событие, которое французский историк Жорж Лефевр назвал «одним ложным слухом». То были две недели жаркого лета, большой паники и тотальной шпиономании. После захвата Бастилии поползли слухи об «аристократическом заговоре» короля — и как из дырявого мешка посыпались свидетельства о появлении целых полчищ разбойников, громящих селения, сжигающих поля. К концу августа разговоры о «лесных шпионах» стихли так же быстро, как и начались. События тех дней подарили французскому языку фигуральное выражение histoire de brigands (история разбойников) — то есть небылица, невероятная история.

Что же касается частной жизни европейцев, то центрами притяжения сплетен продолжали оставаться традиционные места встреч и общих сборищ: светские салоны и бальные залы, игорные дома и театральные ложи, кабачки и трактиры, рынки и лавки, цирюльни и бани, деревенские колодцы и городские колонки…

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Томас Вебстер «Деревенские слухи», 1865. Источник: artchive.com

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Вацлав Брожик «Сплетни», кон. XIX в. Источник: commons. wikimedia.org

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Винсент Степевич «Сплетни у колодца», втор. пол. XIX в. Источник: pinsdaddy.com

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Вильгельм Амберг «Сплетничающие служанки», сер. XIX в. Источник: wikigallery.org

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Эжен де Блаас «Дружеские сплетни», 1901. Источник: nevsepic.com.ua

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Альберт Эдельфельт «Сплетни», 1887 Источник: lt. wikipedia.org

В замкнутом пространстве деревни или маленького провинциального городка, что в Европе, что в России, функцию вестовщиков традиционно выполняли те, кто по какой-нибудь надобности покидал родные пенаты (например, купцы на время ярмарок, крестьяне на отхожих промыслах), а также люди пришлые — бродячие артисты, странники, богомольцы. Странник — персонификация сплетни, сам бродячий слух. В отличие от гонца и глашатая, официально наделённых информационным полномочием, странник олицетворяет «инородца» и «чужака», обладающих непроверенными, но любопытными, достойными внимания сведениями.

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Василий Перов «Приём странника», 1874. Источник: wikiart.org

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Жан Каролюс. «Подглядывающий Том», сер. XIX в. Источник: commons. wikimedia.org

Ну, а роль главного распространителя неофициальной информации традиционно принадлежала самому любопытному и наиболее мобильному члену того или иного сообщества. Собственно, он и есть Старик Наслышка. В массовом сознании сложились образы народных «ньюсмейкеров»: русские любопытная Варвара и Маланья-болтунья, английский Любопытный Том (Peeping Tom). Устойчивые типажи сплетников: «доброхот», «кумушка», «хлопотун» (англ. busybody), scandalmonger (англ. букв. «продавец скандалов»).

Затем в англоязычных аристократических кругах входит в моду small talk — светская болтовня, салонная беседа. Считается, что этот формат сложился в викторианскую эпоху, хотя его зарождение вполне соотносимо с зарождением самой аристократи. С течением времени small talk утрачивает национальную специфику, сугубо аристократическую принадлежность и строгую этикетно-тематическую рамку. Сплетни получают законную «прописку» в коммуникации.

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Джованни Болдини «Сплетни», 1873. Источник: giovanniboldini.org

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Томас Дьюин «Сплетни», 1907. Источник: wikioo.org

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Томас Бенджамин Кеннингтон «Без сплетен», 1907. Источник: artchive.ru

Что же касается России, то здесь, возможно, как нигде более причудливой была молва о представителях власти. В годы царствования Бориса Годунова носились зловещие слухи о царе-убийце, которые усилились с появлением самозванца и, как писал Пушкин, «посеяли тревогу и сомненье, на площадях мятежный бродит шёпот». Затем уже шептались, будто царь Пётр — подкидыш, лже-сын Натальи Кирилловны. Судачили о происхождении и Екатерины I («не прямая царица — наложница»), и Петра II («до закона прижитый» сын «некрещёной девки»).

Из уст в уста передавали, мол, настоящий отец Анны Иоанновны — простой учитель-немец, потому она «Анютка-поганка». Распространяли кривотолки о Елизавете Петровне («прижита до закона», «не природная и незаконная государыня») и о цесаревиче Павле Петровиче, которого за глаза обзывали «выблядком». С особым смаком судачили об интимной жизни Елизаветы Петровны («Сначала ее князь Иван Долгорукой погреб, а потом Алексей Шубин, а ныне-де Алексей Григорьевич Разумовский гребет…») и её тайных отпрысках (известная легенда о Таракановых).

Власти как могли боролись с «враками», иногда даже с помощью официальных актов. Один из памятных примеров — екатерининский «Манифест о молчании», или «Указ о неболтании лишнего» (1763), грозивший преследованием людям «развращенных нравов и мыслей», что суют свои носы в «дела, до них непринадлежащих». Манифест неоднократно оглашался народу, а его ослушники упорно преследовались тайным сыском.

Помимо политических событий, обильную пищу для пересудов в аристократических кругах давала общественная деятельность, даже благотворительная. Вальяжные изнеженные господа перемещались в непривычную, а подчас вовсе экзотическую для них обстановку, получали яркий опыт, аналогичный участию нынешних селебритиз в экстремальных шоу «на выживание». Из бедных крестьянских домов и земских больниц, ночлежек и приютов выносили массу незабываемых впечатлений, которыми увлечённо делились на светских раутах. Образ завзятой сплетницы, «старушенции в костюме дамы благотворительницы» вывел Чехов в рассказе «Ряженые»: «Благотворительность она любит, ибо нигде нельзя так много с таким вкусом судачить, перебирать косточки ближних, дьяволить и вылезать сухой из воды, как на почве благотворительности».

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Владимир Маковский «Посещение бедных», 1874 Источник: wikiart.org

Неотъемлемая составляющая производства сплетен — подглядывание и подслушивание. Ведь сплетничают часто о тайном и сокровенном, не предназначенном для посторонних ушей. Выведывание тайных новостей во все времена было любимейшим людским занятием.

Издревле известно немало хитроумных подслушивающих приспособлений, способов засекречивания информации и оригинальных защит от её утечки и перехвата. Вспомним хотя бы древнегреческие шифровальные палки-скиталы, славянские оборонительные сооружения с тайными комнатами-«слухами» или прославленные eavedrops — деревянные резные фигуры во дворце Генриха VIII. Встроенные в нависающие края потолочных балок, они служили предупреждением для сплетников и буквальным воплощением поговорки «у стен есть уши». Само же название происходит от древнеанглийского слова, которое изначально означало место вокруг дома, куда капает дождевая вода с крыши, а затем стало именованием любопытствующих, что прятались под карнизами и подслушивали разговоры домочадцев.

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Реми Когге «Мадам принимает гостей», 1908. Источник: en. wikipedia.org

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Теодорос Раллис «Подслушивание», 1880. Источник: ru. wikipedia.org

В первой трети XIX столетия молва становится предметом научного исследования. «Положенные на бумагу слухи и вести получают значение исторического документа. Сплетни, сказки и не-сплетни и не-сказки, которые распускались и распускаются в Москве на улицах и в домах, у нас литература изустная. Стенографам и должно собирать её», — находим у Петра Вяземского в «Старой записной книжке» (1825).

Журналисты тоже рано оценили социальную значимость сплетен и слухов, хозяйственно приспособив их для фиксации общественных мнений и движений народной мысли. Николай Добролюбов ещё в студенчестве выпускал рукописную газету «Слухи», справедливо полагая, что они есть «сама жизнь с её волнениями, страданиями, разочарованиями, обманами, страстями». И хотя вышло не более 20 номеров, ни в каких иных периодических изданиях того времени мы не прочитаем, что «Павел Петрович задушен и что Клейнмихель мошенник».

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Оноре Домье «Криспен и Скапен», 1858−1860. Источник: dic. academic.ru

Публицистика представляла сплетни как фиксации массовых настроений, а беллетристика использовала их в качестве сюжетов. В произведениях XVIII — начала XIX вв. выведены собирательные образы сплетников: Криспен и Скапен в комедии Скаррона «Саламанкский школяр»; Вестина, Свахина, Вздоркина в «Говоруне» Хмельницкого, Змейкин в «Лукавине» Писарева. Начиная с пушкинской поры изящная словесность бесперебойно поставляет героев-сплетников: Загорецкий и Репетилов в «Горе от ума», Зарецкий в «Евгении Онегине», Бобчинский и Добчинский в «Ревизоре», дамы в «Мёртвых душах»…

В советскую эпоху сплетничество окрашивается в контрастные политические тона, устойчиво ассоциируясь с «врагами революции» и «буржуазными элементам». XIII партийный съезд 1924 года принял специальную резолюцию «против распространения непроверенных слухов». Сплетни и слухи стали популярной темой плакатов наглядной агитации.

«Скажет она, кто вдову обрюхатил…» Источник, слухов, слухи, сплетни, сплетен, wikipediaorg, власти, «Сплетни», времени, сплетников, новостей, сплетничества, Томас, время, информации, издревле, истории, детей, «одна, новости

Советскии плакат. Источник: kino-ussr.ru

С окончательной победой советской власти сплетни меняют дислокацию: переползают в курилки и столовки, витают над дворовыми лавочками и доминошными столами, просачиваются в продуктовые очереди и на коммунальные кухни. Теснота, скученность, минимум личного пространства, плохая звукоизоляция, один на всех жильцов домашний телефон — всё это создавало идеальную среду для сплетничества.

Примерно с 1940-х гг. возникают шутливо-просторечные именования слухов — агентство ОДС («одна дама сказала»), ОГГ («одна гражданка говорила») и уже в послевоенное время — ОБС («одна баба сказала»). Власти по-прежнему уделяют сплетням и слухам повышенное внимание, усматривая в них дезорганизующий потенциал. Только с июля по ноябрь 1941 года военными трибуналами были осуждены 1423 человека за нарушение особого Указа Президиума Верховного Совета СССР о мерах по пресечению ложных слухов.

Однако в ситуации информационного голода слухотворчество исправно поставляло детективные легенды об отравлении Ленина стрелой с ядом кураре, макабрические истории о повадках Дзержинского и кутежах Берии, жуткие рассказы о нарочно организованном голоде на юге страны… Искусственная изоляция СССР от Европы неизбежно приводила к тому, что вести о «забугорной» жизни тоже доходили до наших сограждан главным образом в виде слухов-пугалок, жупелов. В народе боязливо перешёптывались об отравленных иностранных жвачках, заражённых джинсах и шоколадках с острыми лезвиями внутри, о заброшенных американскими шпионами в СССР борщевиках и колорадских жуках.

В позднесоветском и постсоветском пространстве карта слухов меняется: в моде досужая болтовня про «летающие тарелки», озоновые дыры, «геологическое» и «климатическое» оружие, полтергейст, экстрасенсорику. Многие слухи, особенно в мегаполисах, сближаются с городскими легендами. Например, известные столичные байки о бункере Ивана Грозного, крокодилах в канализационных колодцах, пожирающих людей эскалаторах, воронах-убийцах.

Постепенно формирующееся общество сверхпотребления оказывается уже во власти «товарных» слухов, особенно гастрономических страшилок. В 1970—1990-е годы европейские страны, а позднее и Россию взволновала «ужасная правда» о продукции гигантов пищевой индустрии: крысиные хвосты в котлетах KFC, гамбургеры из земляных червей, растворяющая монеты кока-кола. К страшилкам о вредоносности еды добавляются кошмары о вызывающих рак БАДах, продуктах из человеческого жира, маньяках-вредителях, вкладывающих бритвы в конфеты и впрыскивающих яд в яблоки.

К концу прошлого века оформляется руморология — прикладная научная дисциплина о слухах. Входит в обиход слово слухмейкеры — производители слухов, фабриканты сплетен. Памятники Сплетне установлены в американском Нью-Джерси, немецком Зиндельфингене.

Современная интернет-молва принимает облик фактоидов (ложных или недостоверных утверждений, облечённых в форму правдивых и выдаваемых за действительные) и фейков (выдуманных, мистифицированных новостей). И даже открывая какой-нибудь официальный сайт, мы видим всплывающие окна с сообщениями вроде: «Похороны Аллы Пугачёвой пройдут на Кузьминском кладбище»; «Лещенко и Толкунова — брат и сестра»; «Ангела Меркель зачата от замороженной донорской спермы Гитлера»… Аббревиатура ОБС нынче расшифровывается как «один блогер сказал».

Слухотворчество и сплетничество — это доместикация Зла, попытки человека «одомашнить», приручить Зло, сделать его привлекательным и безобидным. Пересуды испокон веков дружили с завистью, кривотолки — с клеветой, слухи — с невежеством и суеверием, заставляя платить за словесное развлечение паническими страхами, разрушенными отношениями, сломанными судьбами.

Литературы:
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1988.
Горбатов Д. С. Психология слухов и сплетен. СПб.: Речь, 2012.
Скиба В. А. Мотив слухов в русской художественной литературе // Русская словесность. 2002. № 1.
Слухи в Росси и XIX-XX веков. Неофициальная коммуникация и «крутые повороты» российской истории: Сб. ст. Челябинск: Каменный пояс, 2011.
Allport G. W., Postman L. The psychology of rumor. New-York: Holt, 1947.
Gluckman М. Gossip and Scandal // Current Anthropology. Utrecht, 1963. Vol. 4, № 3.

Автор Юлия Щербинина
Источник - Дилетант
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]