Подражание нефриту...
Более тысячи лет назад в Китае пили из нефритовых чашек. Они были очень дороги. После долгих лет поисков и многих неудач китайские гончары сделали материал, который превзошел нефрит своими качествами, оказался доступнее и легче в обработке.
Это был фарфор…
Фарфор был изобретен в Китае в 6-8 веках. Помимо таланта и упорного труда китайских гончаров этому открытию способствовали богатые месторождения каолина (китайской глины).
Слово «фарфор» было заимствовано из тюркского языка (тур. farfur, fagfur). Фарфором называют разновидность керамики, изделия, получаемые спеканием высокосортной глины каолина с добавлением кварца, полевого шпата и других примесей.
В результате обжига полученный черепок становится водонепроницаемым, белым, звонким, просвечивающим в тонком слое, без пор. Различают твердый, или настоящий фарфор, впервые полученный в Китае, мягкий европейский фарфор, изобретенный в попытке добиться имитации китайского фарфора, английский костяной фарфор, неглазурованный фарфор (бисквит).
Различают несколько типов росписей (главным образом надглазурных и подглазурных), которые предоставляют художнику неограниченные возможности декора.
Фарфор из Поднебесной
Более тысячи лет назад в Китае пили из нефритовых чашек. Они были очень дороги. После долгих лет поисков и многих неудач китайские гончары сделали материал, который превзошел нефрит своими качествами, оказался доступнее и легче в обработке. Это был фарфор, а в Поднебесной правила династия Тан (618 – 907).
Еще долго фарфор называли «подражанием нефриту». «Китайский секрет» был секретом сырья. В провинции Цзянси оказались огромные запасы «фарфорового камня» – горной породы, состоящей из кварца и слюды. И сегодня один из крупнейших городов этой провинции – Цзиндэчжень имеет статус «столицы форфора».
Фарфоровую массу делали из брикеторованного порошка «фарфорового камня» (пе-тун-тсе) и каолина, придававшего изделию белизну. Каолин имелся в избытке в той же провинции. Массу «вылеживали» не один десяток лет, чтобы они приобрела пластичность. Глазурь составляли из нескольких слоев разной прозрачности, получая особый, матовый блеск.
Во времена правления династии Сон (960 – 1279) из фарфора стали делать не только посуду (императорский двор получал каждый год 31 000 блюд, 16 000 тарелок с драконами, 18 000 чашек), но и скамьи, беседки, а при самой знаменитой правящей династии Мин (1368 – 1644) в 1415 году построили Нанкинскую пагоду.
Сосуды из фарфора были в Китае и музыкальными инструментами: постукивание тонкой палочкой об их стенки рождало мелодию. Коллекционеры до сих пор считают самыми ценными произведениями фарфорового искусства знаменитые бело-голубые изделия с подглазурной росписью, имевшие широкое распространение именно при династиях Мин и Кин (1644 – 1912).
В 1100-х секреты изготовления китайского фарфора проникли в Корею, а в 1500-х и в Японию. Мастера из этих стран привнесли свои элементы в создание фарфоровых изделий и создали немало великолепных орнаментов и техник росписи.
Один из самых знаменитых видов фарфора в Японии носит название Kakiemon. Его отличают простые орнаменты на белом фоне. Другая разновидность – Imari или Arita – известна богатым декором темно-синего и алого оттенков.
Великий фарфоровый путь
Широкое проникновение в Европу китайского фарфора началось довольно поздно – в 1508 г. его привезли португальские купцы, в то время как в Индии и на арабском Востоке он был известен давно. Однако самые первые образцы фарфоровой посуды появились в Европе благодаря арабским торговцам еще в XI в. под названием «мартабани».
Европейцы особенно ценили «селадоны» – толстостенные блюда и сосуды, покрытые глазурью зеленоватого оттенка. Нарицательное имя «селадон» относится к XVII в., оно происходит от имени героя романа Дюрфэ «Астрея», Селадона, всегда украшавшего свою одежду лентами зеленоватого цвета. Говорили, что эта посуда меняет свой цвет, если в питье или пищу подсыпан яд.
Порой китайский фарфор ценился буквально на вес золота: его продавали по весу. Привозной, редкий фарфор стал драгоценностью. Дамы носили фарфоровые черепки как бусы, на золотой цепочке. В конце XVII в. во Франции Луи Потера делал изделия, похожие на фарфоровые. Но в их массе отсутствовал каолин – основа фарфора, – а значит, не имелось и многих его качеств, изделия получались прозрачными. Это был скорее полуфарфор.
Китайцы тщательно хранили свой секрет. В Европе точно не знали состава фарфорового сырья. Придумывали всякие примеси, например, к яичной скорлупе – морские ракушки. Толстую ракушку итальянцы называли «порчелло». Когда в Европе научились делать фарфор, его долго называли «порцеллином».
Петербургский фарфоровый завод – первый в России – так и назывался «порцеллиновой мануфактурой». Не прост был путь к порцеллину. Монах-иезуит д’Антреколь, посланный в далекий Китай из Франции, прислал образцы «пе-тун-тсе» и каолина, но это мало что дало. Французы не нашли у себя таких даров природы.
Первым в Европе раскрыл китайский секрет молодой саксонский химик Иоганн Бетгер, которому помог физик и математик Э.Чирнгауз. Произошло это в начале XVIII века. Студент Бетгер сначала был алхимиком. После долгих неудач он стал говорить всем, что действительно нашел золото. Это стоило ему свободы.
Саксонский король Август Сильный посадил его под стражу и велел делать золото, столь необходимое королевской казне. Ученый Чирнгауз убедил Бетгера начать поиски состава фарфоровой массы, дал ему нужные наставления и уговорил короля не мешать молодому химику, ибо золото, в конце концов, может быть и белым. Как гласит легенда, ученому помог случай.
Во время посещения местного цирюльника его осенило: «Возможно, эта пудра для парика – чистейший каолин!». После этого каолин был обнаружен в Саксонии. В результате Бетгер сделал и представил королю несколько фарфоровых чашечек.
В 1710 г. в Мейсене, в Саксонии, начал работать первый в Европе фарфоровый завод. Владельцем его был Август Сильный. Боясь, что у него украдут секрет «белого золота», он перевел завод в замок. Бетгера и его мастеров охраняли тайные агенты короля. Особо охранялась мастерская, где составлялась фарфоровая масса. Обжигальщики не ведали, как формуются изделия, а формовщики никогда не видели их обжига.
Однажды королю донесли, что Бетгер хочет покинуть Саксонию и перейти в Пруссию. Создателя фарфора бросили в тюрьму, где он и умер в неволе. Но помощникам Бетгера все же удалось бежать из королевского плена, и в 1717 г. они сумели наладить производство фарфора в Вене.
Вскоре получает мировое признание французский фарфор, выпускаемый Севрским фарфоровым заводом, развиваются фарфоровые фабрики и Венеции. Фарфор европейских мануфактур был богато декорирован – расписан птицами, цветами, охотничьими сценками или фруктами.
Лидирующую роль начинают играть производители английского фарфора. В 18 веке Британия едва ли не первенствовала по числу керамических фабрик, каждую из которых отличал свой собственный почерк. Английские названия Вустер, Челси, Дерби, Споуд, Коулпорт, Боу, Минтон стали нарицательными в мире керамики.
К 1800 г. Стоук-он-Трент в Стаффордшире стал крупнейшим центром керамического производства. В начале XIX века в Англии был изобретен знаменитый костяной фарфор (из смеси костяной золы и каолина), который стал основным видом английского фарфора.
В начале 1771 года недалеко от французского города Лимож были найдены запасы каолина. В 1800-х Лимож стал едва ли не самым крупным центром по производству фарфора в Европе. Американец Джвид Хэвидэнд открыл в Лиможе фабрику в 1842 году и впервые представил столовую посуду из фарфора на американском рынке. Фарфор Хэвилэнд расписывался мелкими цветочными орнаментами.
В России китайский фарфор был известен давно, но тоже считался редкостью. Русскую фарфоровую массу получили почти в одно и то же время ученый Д.И. Виноградов, сверстник и друг юности М.В. Ломоносова, – в Петербурге, и керамист-практик Иван Гребенщиков – в Москве, на фаянсовой фабрике своего отца, купца Афанасия Гребенщикова.
Вот как записан Виноградовым рецепт фарфора: «Возьми кварца прокаленного 768 частей, глины подготовленной 384 части, алебастра отсеянного 74 части». О глазури он говорил: «Чтобы она толщиною в два бумажных листочков на посуде пристала». Кварц был отощителем, алебастр – плавнем, связующей пластичной добавкой – глина, гжельская беложгущуяся и оренбургская.
Твердый, мягкий, костяной...
Весь фарфор можно разделить на три основные группы - восточный фарфор, европейский твердый фарфор и мягкий фарфор (полуфарфор).
Твердый фарфор или просто фарфор, представляет собой однородную, белую, сильно звенящую, твердую и трудно-плавкую, при незначительной толщине весьма прозрачную массу, в изломе жирно-блестящую, раковистую, мелкозернистую. Более тонкие сорта имеют глазурь из полевого шпата, без извести, благодаря чему получают молочно-матовый тон.
Более простые сорта имеют совершенно прозрачную известковую глазурь. Обожженный без глазури фарфор известен в продаже под названием «бисквита», но большею частью фарфор глазируется, расписывается и кроется позолотой по глазури или под глазурью.
Выдающимися достоинствами отличается французское производство, в особенности в Лиможе, где каждая фабрика имеет свою особую специальность, в которой достигает несравненных результатов. В Германии первое место занимает Мейссен, затем Берлин, а также Пиркенгаммер и Эльнбоген в Богемии.
Мягкий фарфор, представляет собою два совершенно различных сорта, более или менее приближающихся к фарфору по цвету, прозрачности и глазури, но весьма чувствительные к быстрой перемене температуры. До появления в Европе твердого фарфора, применялся мягкий.
Если провести по мягкому фарфору ножом, глазурь дает трещину; этим способом его легче всего отличить от твердого фарфора, глазурь которого в подобном случае ничуть не пострадает. Французский мягкий фарфор состоит из невполне расплавленной, стекловидной, мелкозернистой массы, с свинцовой, хрусталевидной, кремнистой глазурью. Легкоплавкая глазурь, делающая его по наружному виду похожим на китайский фарфор, допускает густое письмо и гораздо более нежные тона, чем твердый фарфор.
В состав английского мягкого фарфора (костяной фарфор) входит жженая кость, фосфорнокислые соли, каолин. Он занимает место между каменной массой и твердым фарфором, походит на белый алебастр и чрезвычайно прозрачен.
Для живописи он представляет те же преимущества, как французский и немецкий, но особенно благоприятен для позолоты и украшения драгоценными камнями. Известный сегодня на весь мир Веджвудский фарфор, на самом деле фарфором и не является. Это скорее фаянс или керамика. Но несмотря на это классические греческие скульптуры этой фабрики, столовая посуда и сервизы очень популярны во всех странах и имеют большое влияние на дизайн фарфоровых изделий в Европе.
Современные технологии позволяют производить фарфор в огромных промышленных количествах. Самые крупные производства стоят сегодня в Соединенных Штатах, Европе и Японии. Самыми известными и престижными считаются американская марка Lenox, немецкая Rosenthal и японская Noritake. Но ведь никто не запрещает нам любить и восхищаться творениями мастеров, исчезнувших вместе с династией Мин...
источники
http://www.oneoflady.com/2018/05/blog-post_34.html
Взято: masterok.livejournal.com