Чехословацкий вал
---
Пять лет назад я открыл для себя линию Мажино и с тех пор началось мое увлечение фортификацией и подземными объектами. Результатом исследования линии Мажино стала большая серия (36!) постов, посвященных объектам этой великой оборонительной линии. Интерес к оборонительным линиям привел к тому, что я исследовал то, что осталось от немецкого Западного вала, побывал в ленендарном Логове дождевого червя, обошел десятки объектов швейцарского редута, пока что не добрался до Нормандии и ее Атлантического вала, но зато два раза был в Чехии и ознакомился с линией обороны, известной как Чехословацкий вал. Именно ей и будет посвящен мой сегодняшний пост.
Линия укреплений в Чехии строилась на границе с Третьим рейхом, Австрией, Венгрией и Польшей в период 1934-1938 годах для отражения угрозы, исходящей от Третьего рейха, но так и не была достроена до конца по причине утраты Чехословакией своей государственности после Мюнхенского соглашения от 30 сентября 1938 года. Тем не менее большая часть линии была завершена и, хотя по историческим причинам линия свою миссию не выполнила, она все равно считается одной из наиболее хорошо продуманных оборонительных линий ХХ века.
01. В чешской глубинке до сих пор встречаются представители автопрома времени ЧССР. На фото фургончик Avia A21, производившийся в Праге по лицензии фирмы Renault-Saviem. Встретил его в бункерном лесу.
02. До сих пор в строю старенькие грузовички Татра. На фото автокран на базе Татра 148, производившейся в период 1968-1982 гг.
03. И их более новые собратья Татра 815, разработанные в 1970-х годах.
04. Самый популярный в европе российский автомобиль пользуется спросом в горных регионах Чехии.
05. Вот мы на месте - в лесной местности на границе Чехии и Польши. По этим координатам (50°04'10"N 16°40'38"E) расположен крупный объект оборонительной линии TVRZ Bouda, сопоставимый по масштабам с большими фортами линии Мажино. Про него я расскажу в отдельном посте. Кроме него в лесу россыпь дотов и блокгаузов, закрывающих пробелы в обороне между крупными фортами оборонительной линии.
06. Одним из преимуществ Чехов при строительстве оборонительной линии был рельеф местности. Бункера и форты чехи сооружали на высотах в труднопроходимых лесистых горах и в случае наступления вражеские войска шли бы по хорошо простреливающимся равнинам, где их колонны было бы легко накрыть артиллерийским огнем с высоты.
07. Но даже пройдя равнину с большими потерями, войска оккупантов должны были бы вести боевые действия в лесистых горах, напичканных фортификационными сооружениями с хорошо простреливаемыми дорогами. В этих условиях прорыв линии дался бы очень большой кровью.
08. Вид из бункерного леса на местность у границы с Польшей.
09. Углубляемся в лес и встречаем на пути первое сооружение - боевой блок K-S 24, относящийся к подземному форту TVRZ Bouda и соединенный подземным ходом с основным сооружением, залегающим на глубине трех десятков метров.
10. Внимательный читатель, знакомый с моими постами по линии Мажино, сразу заметит сходство боевого блока с французскими аналогами. Сходство это не случайно - в создании и строительстве чехословацкой линии обороны принимали активное участие французские специалисты, взяв за основу опыт, полученный при проектировании и сооружении линии Мажино.
11. Решение о строительстве фортификационной линии обороны было принято чехословацким правительством в 1934 году спустя год после прихода к власти в Германии национал-социалистов. Анализ военной обстановки показал, что Чехословакии для ведения боевых действий с Германией нужно подготовить и содержать 600 000 солдат, что было на тот момент трудно реализуемо, поэтому было принято решение о строительстве на границе линии фортификационных сооружений. По рассчетам на защиту будущей линии обороны хватило бы 165 000 человек. В 1935 году приступили к строительству, которое планировали завершить полностью к 1950 году.
Согласно концепту, большую часть линии должны были составлять легкие доты и блокгаузы и лишь возле приграничных городов линию обороны планировали усилить более крупными объектами. Из планируемых к сооружению 16 000 легких фортификационных сооружений к сентябрю 1938 года успели построить и оснастить около 10 000, а из 1 300 тяжелых объектов (артиллерийских и пехотных блокгаузов) построили лишь 229. В планах было сооружение 15 подземных фортов, аналогичных большим артиллерийским фортам линии Мажино, но к осени 1938 года успели завершить пять из них и еще пять застыли на стадии строительства.
12. В сентябре 1938 было подписано Мюнхенское соглашение, после которого немцы, поляки и венгры оккупировали большую часть Чехословакии и работы по сооружению Чехословацкого вала были остановлены. Уже построенные укрепрайоны отошли оккупантам без единого выстрела.
Немцы очень высоко оценили чехословацкую линию укреплений, в частности будущий министр обороны Третьего рейха Альберт Шпеер в своих послевоенных мемуарах вспоминал:
"Всеобщее удивление вызвали чешские оборонительные укрепления. К изумлению специалистов, пробные стрельбы по ним показали, что наше вооружение, которое должно было быть против них использовано, недостаточно эффективно. Гитлер сам поехал к бывшей границе, чтобы составить свое собственное мнение о подземных сооружениях, и они произвели на него сильное впечатление. Укрепления поразительно массивны, исключительно квалифицированно спроектированы и, превосходно учитывая особенности ландшафта, углублены на несколько ярусов в горах: «При стойкой обороне было бы очень трудно овладеть ими, нам это стоило бы много крови. А теперь мы это получили, не пролив ни капли. Но одно ясно — я никогда не допущу, чтобы чехи соорудили бы новую оборонительную линию. И какая у нас теперь великолепная исходная позиция! Горы уже у нас за спиной, мы в долинах Богемии»."
13.
14. После того, как немцы оккупировали Судеты и им достались фортификационные сооружения Чехословацкого вала, начинается демонтаж вооружения и брони с фортов и дотов для транспортировки и установки на строящуюся линию Зигфрида. Нужно отметить, что на конец 1930-х Чехословакия была развитой технической державой, владеющей самыми передовыми технологиями в военной сфере. Эти технологии после оккупации страны отошли немцам вместе с чешским оружием.
15. После демонтажа бронекуполов, бронедверей и вооружения, крепости и доты чехословацкой линии обороны выступили в роли тестового полигона, на котором немцы тестировали свое вооружение. Также на чешских фортификационных сооружениях отрабатывался штурм французской линии Мажино, имеющей похожее строение, и захват бельгийского форта Эбен-Эмаель. Командир штурмовой группы воздушно-десантных войск Германии майор Рудольф Витциг, принимавший участие в штурме форта Эбен-Эмаель, отрабатывал захват бельгийского форта также на чехословацких укреплениях и после, сравнивая их с бельгийскими, высоко оценил чехословацкие фортификационные сооружения, назвав их практически неприступными.
17. Чехословацкая оборонительная линия все же приняла свое боевое крещение в конце Второй мировой. Немцы активировали ее для отражения наступления 4-го Украинского фронта Красной армии. Несмотря на разрушенные в начале 1940-х фортификационные сооружения и поспешную их оснастку вооружением, советские войска 57 дней прорывали первую линию фортификационного пояса в ходе Моравско-Остравской наступательной операции, пока она окончательно не пала 15 апреля 1945 года. Вторую линию фортификационных сооружений советские войска прорвали 27 апреля 1945 года. Отдельные участки оборонительной линии оказывали сопротивление советским войскам даже после того, как Третий рейх капитулировал.
18. После окончания войны чехословацкие фортификационные сооружения утратили свое значение и были заброшены. Начиная с 1970-х энтузиасты берутся за восстановление отдельных дотов, блокгаузов и фортов, превращая их в музеи. На сегодняшний день в Чехии существуют десятки музейных объектов Чехословацкого вала, посетив которые, можно увидеть масштабы и технический уровень одной из лучших оборонительных линий прошлого века.
19. Боевой блок, фотографии которого я привел, рассказывая историю Чехословацкого вала, относится к музейной подземной крепости. После демонтажа немцами бронекуполов и прочих бронированных элементов, на его боковой стене был прикреплен мощный заряд взрывчатки и подорван в тестовых целях. Блок выдержал взрыв, хотя и сместился на 50 см. В результате взрыва деформировалась лестница, ведущая на глубину 31 метр в подземную систему.
20. Пулеметная амбразура напротив входной двери в блок.
21. Углубляемся в лес и, пройдя пару сотен метров, замечаем среди деревьев еще одну бетонную глыбу.
22. Это уже не боевой блок форта, а типовый пулеметный блокгауз. Несмотря на то, что расположен он рядом с блоками подземного форта, подземного соединения с фортом блокгауз не имеет.
23. Блокгауз имеет маркировку K-S 25 и своими формами и конструкцией напоминает подобные бункера линии Мажино.
24. Как и в бункерах линии Мажино тут тоже есть диамантовый ров под пулеметыми амбразурами.
25. Но в отличии от дотов и блоков линии Мажино, которые оснащались противотанковыми пушками, данный блокгауз оснащен лишь стрелковым оружием так как считалось, что эта местность благодаря мощным и продуманным противотанковым заграждениям, будет недосягаема для бронетехники. Главным оружием бункера были два чехословацких тяжелых станковых пулемета модели ZB vz. 37.
26. Тыльную сторону блокгауза прикрывали четыре легких пулемета модели ZB vz. 26, плюс еще два таких же пулемета были установлены в наблюдательные бронекупола на крыше блокгауза.
27. Пулеметная амбразура для защиты входного портала в бункер.
28. Блокгауз по аналогии с французскими родственниками имел два этажа, внутри которых размещались спальные места для команды, фильтро-вентиляционная установка, дизель-генератор, водный резервуар со скважиной, санитарные помещения и связь. Гарнизон бункера состоял из 27 человек. На сооружение этого бункера ушло 1 222 кубометра бетона.
Расположение внутренних помещений бункера а также толщину бетонных стен можно рассмотреть на этой схеме.
29. Еще один диамантовый ров блокгауза, расположенный симметрично первому.
30. Вырванные бронекупола бункера. Судя по историческому снимку, купола пережили немецкую окупацию и в 1950-х были на своих местах. Видимо, уже в послевоенное время были демонтированы и пущены на переплавку.
31. Крыша объекта.
32. Крюки для крепления маскировочной сети.
33. Разрушенный бетон вокруг вырванного бронекупола.
34. Этот блокгауз был одним из немногих, на которых немцы тестировали помимо огнестрельного оружия также воздействие химических веществ, в частности сопротивление боевым газам. Только в этой части оборонительной линии проводились такие эксперименты.
.
35. Начиная с 2005 года группа энтузиастов-реставраторов занималась восстановлением этого бункера с целью создания в нем музея, который планировали открыть в 2016 году. Судя по информации в сети, это единственный музейный дот чехословацкой оборонительной линии с оригинальным оборудованием внутри.
36. Идем дальше в лес и находим перевернутый взрывом легкий пехотный дот модели 37.
37. Помимо тестирования на бункерах чехословатской линии обороны бетонобойных снарядов и авиабомб, тут также упражнялись немецкие саперы, подрывая отдельные сооружения линии в тестовых целях.
38. В данном случае взрывчатка была заложена под фундаментную платформу бункера и в результате ее подрыва, дот завалился на бок, а часть его стены просто взлетела на воздух.
39. Наглядный пример, насколько мнимым может быть ощущение безопасности и надежности бункера. В начале прошлого века фортификационные сооружения могли быть неприступными, но прогресс в сфере вооружений сделал бессмысленной любую долговременную фортификацию, что неоднократно было доказано в ходе Второй мировой.
40. Рядышком в лесу на боку расположился еще один результат немецких экспериментов со взрывчаткой - легкий бункер той же модели 37.
41. По периметру крыши арматура для крепления маскировочной сети, на самой крыше видна вентиляционная труба.
42. Если не знать историю, можно подумать, что тут происходило масштабное сражение.
43. Идем дальше и встречаем в лесу еще один легкий бункер модели 37, не тронутый экспериментами немецких саперов.
44. Бункер модели 36 и его усовершенствованная версия 37 являлся самым распростаненным типом бункера на линии обороны Чехословацкий вал. До сентября 1938 года было построено около 10 000 подобных бункеров (более 9 000 из них были модели 37), которые являлись основой оборонительной линии и располагались вдоль всей чехословацкой границы. Бункера этих типов имели различные модификации, отличаясь количеством амбразур (от 1 до 3), толщиной бетонных стен и потолка, наличием наблюдательного перископа или трубы для сброса наружу ручных гранат и прочими деталями.
45. В зависимости от модификации бункера, внутри размещались от двух до семи человек а толщина бетона в усиленных модификациях позволяла выдерживать прямое попадание артиллерийских снарядов калибром до 150 мм (стандартные модификации выдерживали калибр до 105 мм). Оснащались подобные бункера легкими или тяжелыми пулеметами, известно про один бункер этого типа, внутри которого была установлена противотанковая пушка.
46. Решетчатая дверь в этом бункере не была заперта, так что можно было заглянуть внутрь.
Небольшое видео изнутри:
47. Бункера модели 37 встречаются вдоль всей северной границы Чехии, так что их иногда даже не нужно искать. Вот этот бункер встретился мне просто по дороге.
48. Это бункер модели 37 в модификации B, имеющий две амбразуры на противоположных сторонах. Также этот бункер оснащался двумя окошками для сброса гранат и наблюдательным перископом.
Схема внутреннего устройства бункера.
источник: http://www.ropiky.net/
49. Обратная сторона бункера со второй амбразурой.
50. Бункер отреставрирован энтузиастами и заперт на замок. Рядом лежит информационная дощечка.
51. На дощечке рассказываетсся о конструкции бункера, его вооружении и истории.
52. Переместимся в живописную местность восточнее городка Trutnov. Тут проходит чешско-польская граница а значит должны быть и оборонительные сооружения Чехословацкого вала.
53. Лесистые горы - идеальный ландшафт для построения оборонительной линии. Лес хорошо маскирует фортификационные сооружения, а перепады высот дают дополнительные преимущества при построении грамотной обороны.
54. Лесная дорожка приводит меня к очередному легкому фортификационному сооружению уже известной нам модели 37 (координаты объекта: 50°34'44"N 16°00'42"E).
55. Уже виденная нами модификация 37-й модели с двумя амбразурами. Бункер также отреставрирован энтузиастами.
56. И закрыт на замок.
57. Удивляет уважительное отношение чехов к своему фортификационному наследию. Большинство бункеров, встреченных мною, были в прекрасном состоянии со следами реставрации. Никаких дотов с грудами мусора внутри, никаких мерзких тегов. Красота!
58. В шестидесяти метрах от легкого дота находится фортификационное сооружение Pěchotní srub T-S 44 "Na pahorku", представляющее собой типовый блокгауз.
59. При его сооружении было использовано 1 985 m³ бетона. Гарнизон блокгауза составлял 34 человека, на вооружении были тяжелые пулеметы vz.37, легкие пулеметы vz.26, а также одна 47-мм противотанковая пушка, спаренная с тяжелым пулеметом vz.37. Видимо, реализовано это было так же, как и в блокгаузах линии Мажино, когда пулеметный станок вынимался из амбразуры и его место занимала противотанковая пушка.
60. Над восстановлением блокгауза с 2003 года работает группа энтузиастов, которые за свой счет восстанавливают объект с целью превращения его в музей. На фото пулеметная амбразура напротив входа. Внутрь попасть не удалось.
61. Примечательно, что это сооружение не было завершено полностью к концу сентября 1938 года. Не были установлены бронекупола и не до конца завершена внутренняя отделка помещений. Во время оккупации немцы сняли с него все вооружение, но в остальном бункер сохранился очень неплохо. Взрывчатку на нем не тестировали.
62. Посреди пышной зелени леса эти реликты военного времени смотрятся очень живописно, словно памятники ушедшей цивилизации.
63. Выхожу из леска, бросаю взгляд вокруг и замечаю в этом идиллическом пейзаже нечто необычное.
64. В пятистах метрах от только что осмотренного мною блокгауза расположен еще один. Нужно познакомиться с ним поближе (GPS: 50°34'35"N 16°00'55"E).
65. Этот блокгауз имеет маркировку T-S 43, его полное название звучит как Pěchotní srub T-S-43 Pod lesem. Как и его сосед, он тоже не был достроен до конца - не были установлены бронекупола и не завершены внутренние работы по обустройтсву бункера.
66. С обратной стороны бункер изрядно потрепан так как на нем немцы тестировали бетонобойность 150-мм зенитной пушки.
67. Против немецкого орудия бункер не устоял - в некоторых местах мощные стены блокгауза пробиты насквозь.
68. Кое-где их дыры в стенах заложили кирпичной кладкой. Вероятно, бункер тоже подвержен вялотекущей реставрации энтузиастами. На этом кадре можно заметить амбразуру для миномета на нижнем этаже бункера.
69. В прошлом тут располагался миномет фирмы Шкода, модели vz.38 ( zbraň G ).
70. Помимо миномета и набора стандартных для таких объектов тяжелых и легких пулеметов, бункер располагал двумя 47-мм противотанковыми пушками фирмы Шкода, делящими амбразуры с тяжелыми станковыми пулеметами vz.37. На снимке внутри диамантового рва можно заметить отверстие для метания внутрь рва гранат, точно также это было реализовано в бункерах линии Мажино.
71. Наконец-то мне встретился бункер, не запертый на замок! Запирать тут, правда, не было чего - двери отсутствовали.
72. Внутри следы разрушений, даже потолок посечен осколками. Кстати потолок в этом помещении не облицован противооткольными стальными листами - видимо, к сентябрю 1938 не успели.
73. В боевом каземате успели зашить бетон на потолке сталью и даже стену с амбразурами закрыли стальными листами, которые местами прорваны зенитным огнем 150-мм снарядов.
74. Пулеметная амбразура ближней обороны, слева внизу видна труба для сброса в ров гранат.
75. На момент подписания Мюнхенского соглашения бронекупола не были установлены в бункер, сейчас на их месте деревянные заглушки.
76. Есть возможность спуститься на нижний уровень блокгауза.
77. И посмотреть на минометный каземат, который успели почти полностью завершить и даже установить 90-мм минометное орудие модели vz.38 ( zbraň G ).
Так этот миномет выглядел на позиции в каземате:
источник: https://www.valka.cz
Фотография чешского фортификационного миномета vz.38.
источник: https://www.valka.cz
78. Завершу свой рассказ снимками еще одного объекта Чехословацкого вала, который я посетил по дороге домой.
79. Это боевой блок подземной крепости и внутри этого бункера находится лестница, ведущая в масштабную подземную систему. Блок этот кстати очень труднодоступен, чтобы сделать эти снимки, мне довелось подниматься в горку по грудь в пышной растительности да еще и под дождиком. Никаких тропинок и дорог рядом с блоком нет. Но фотографии стоили того, чтобы изрядно попотеть и намокнуть.
80. К моему большому сожалению, решетчатая дверь оказалась заперта.
81. Причем изнутри на такой вот замок. Так что внутрь подземной системы я не попал.
82. Судя по дырам в стене, блоку тоже довелось поучаствовать в испытаниях немецкого вооружения.
На этом я буду заканчивать свой первый пост, посвященный чешской оборонительной линии. Как-нибудь в будущем расскажу о посещенной мною подземной крепости TVRZ Bouda, очень похожей на крупные форты линии Мажино. А вообще хочется в будущем вернуться еще раз в эти места и посетить парочку восстановленных бункеров и еще одну подземную крепость, перестроенную во время Холодной войны в командный центр.
Так что к чешской фортификации мы еще вернемся.
Линия укреплений в Чехии строилась на границе с Третьим рейхом, Австрией, Венгрией и Польшей в период 1934-1938 годах для отражения угрозы, исходящей от Третьего рейха, но так и не была достроена до конца по причине утраты Чехословакией своей государственности после Мюнхенского соглашения от 30 сентября 1938 года. Тем не менее большая часть линии была завершена и, хотя по историческим причинам линия свою миссию не выполнила, она все равно считается одной из наиболее хорошо продуманных оборонительных линий ХХ века.
01. В чешской глубинке до сих пор встречаются представители автопрома времени ЧССР. На фото фургончик Avia A21, производившийся в Праге по лицензии фирмы Renault-Saviem. Встретил его в бункерном лесу.
02. До сих пор в строю старенькие грузовички Татра. На фото автокран на базе Татра 148, производившейся в период 1968-1982 гг.
03. И их более новые собратья Татра 815, разработанные в 1970-х годах.
04. Самый популярный в европе российский автомобиль пользуется спросом в горных регионах Чехии.
05. Вот мы на месте - в лесной местности на границе Чехии и Польши. По этим координатам (50°04'10"N 16°40'38"E) расположен крупный объект оборонительной линии TVRZ Bouda, сопоставимый по масштабам с большими фортами линии Мажино. Про него я расскажу в отдельном посте. Кроме него в лесу россыпь дотов и блокгаузов, закрывающих пробелы в обороне между крупными фортами оборонительной линии.
06. Одним из преимуществ Чехов при строительстве оборонительной линии был рельеф местности. Бункера и форты чехи сооружали на высотах в труднопроходимых лесистых горах и в случае наступления вражеские войска шли бы по хорошо простреливающимся равнинам, где их колонны было бы легко накрыть артиллерийским огнем с высоты.
07. Но даже пройдя равнину с большими потерями, войска оккупантов должны были бы вести боевые действия в лесистых горах, напичканных фортификационными сооружениями с хорошо простреливаемыми дорогами. В этих условиях прорыв линии дался бы очень большой кровью.
08. Вид из бункерного леса на местность у границы с Польшей.
09. Углубляемся в лес и встречаем на пути первое сооружение - боевой блок K-S 24, относящийся к подземному форту TVRZ Bouda и соединенный подземным ходом с основным сооружением, залегающим на глубине трех десятков метров.
10. Внимательный читатель, знакомый с моими постами по линии Мажино, сразу заметит сходство боевого блока с французскими аналогами. Сходство это не случайно - в создании и строительстве чехословацкой линии обороны принимали активное участие французские специалисты, взяв за основу опыт, полученный при проектировании и сооружении линии Мажино.
11. Решение о строительстве фортификационной линии обороны было принято чехословацким правительством в 1934 году спустя год после прихода к власти в Германии национал-социалистов. Анализ военной обстановки показал, что Чехословакии для ведения боевых действий с Германией нужно подготовить и содержать 600 000 солдат, что было на тот момент трудно реализуемо, поэтому было принято решение о строительстве на границе линии фортификационных сооружений. По рассчетам на защиту будущей линии обороны хватило бы 165 000 человек. В 1935 году приступили к строительству, которое планировали завершить полностью к 1950 году.
Согласно концепту, большую часть линии должны были составлять легкие доты и блокгаузы и лишь возле приграничных городов линию обороны планировали усилить более крупными объектами. Из планируемых к сооружению 16 000 легких фортификационных сооружений к сентябрю 1938 года успели построить и оснастить около 10 000, а из 1 300 тяжелых объектов (артиллерийских и пехотных блокгаузов) построили лишь 229. В планах было сооружение 15 подземных фортов, аналогичных большим артиллерийским фортам линии Мажино, но к осени 1938 года успели завершить пять из них и еще пять застыли на стадии строительства.
12. В сентябре 1938 было подписано Мюнхенское соглашение, после которого немцы, поляки и венгры оккупировали большую часть Чехословакии и работы по сооружению Чехословацкого вала были остановлены. Уже построенные укрепрайоны отошли оккупантам без единого выстрела.
Немцы очень высоко оценили чехословацкую линию укреплений, в частности будущий министр обороны Третьего рейха Альберт Шпеер в своих послевоенных мемуарах вспоминал:
"Всеобщее удивление вызвали чешские оборонительные укрепления. К изумлению специалистов, пробные стрельбы по ним показали, что наше вооружение, которое должно было быть против них использовано, недостаточно эффективно. Гитлер сам поехал к бывшей границе, чтобы составить свое собственное мнение о подземных сооружениях, и они произвели на него сильное впечатление. Укрепления поразительно массивны, исключительно квалифицированно спроектированы и, превосходно учитывая особенности ландшафта, углублены на несколько ярусов в горах: «При стойкой обороне было бы очень трудно овладеть ими, нам это стоило бы много крови. А теперь мы это получили, не пролив ни капли. Но одно ясно — я никогда не допущу, чтобы чехи соорудили бы новую оборонительную линию. И какая у нас теперь великолепная исходная позиция! Горы уже у нас за спиной, мы в долинах Богемии»."
13.
14. После того, как немцы оккупировали Судеты и им достались фортификационные сооружения Чехословацкого вала, начинается демонтаж вооружения и брони с фортов и дотов для транспортировки и установки на строящуюся линию Зигфрида. Нужно отметить, что на конец 1930-х Чехословакия была развитой технической державой, владеющей самыми передовыми технологиями в военной сфере. Эти технологии после оккупации страны отошли немцам вместе с чешским оружием.
15. После демонтажа бронекуполов, бронедверей и вооружения, крепости и доты чехословацкой линии обороны выступили в роли тестового полигона, на котором немцы тестировали свое вооружение. Также на чешских фортификационных сооружениях отрабатывался штурм французской линии Мажино, имеющей похожее строение, и захват бельгийского форта Эбен-Эмаель. Командир штурмовой группы воздушно-десантных войск Германии майор Рудольф Витциг, принимавший участие в штурме форта Эбен-Эмаель, отрабатывал захват бельгийского форта также на чехословацких укреплениях и после, сравнивая их с бельгийскими, высоко оценил чехословацкие фортификационные сооружения, назвав их практически неприступными.
16. В начале 1940-х Чехословацкий вал продолжал использоваться Третьим рейхом в качестве тестового полигона для испытаний бетонобойных снарядов, результаты которых вы видите на этих снимках.
17. Чехословацкая оборонительная линия все же приняла свое боевое крещение в конце Второй мировой. Немцы активировали ее для отражения наступления 4-го Украинского фронта Красной армии. Несмотря на разрушенные в начале 1940-х фортификационные сооружения и поспешную их оснастку вооружением, советские войска 57 дней прорывали первую линию фортификационного пояса в ходе Моравско-Остравской наступательной операции, пока она окончательно не пала 15 апреля 1945 года. Вторую линию фортификационных сооружений советские войска прорвали 27 апреля 1945 года. Отдельные участки оборонительной линии оказывали сопротивление советским войскам даже после того, как Третий рейх капитулировал.
18. После окончания войны чехословацкие фортификационные сооружения утратили свое значение и были заброшены. Начиная с 1970-х энтузиасты берутся за восстановление отдельных дотов, блокгаузов и фортов, превращая их в музеи. На сегодняшний день в Чехии существуют десятки музейных объектов Чехословацкого вала, посетив которые, можно увидеть масштабы и технический уровень одной из лучших оборонительных линий прошлого века.
19. Боевой блок, фотографии которого я привел, рассказывая историю Чехословацкого вала, относится к музейной подземной крепости. После демонтажа немцами бронекуполов и прочих бронированных элементов, на его боковой стене был прикреплен мощный заряд взрывчатки и подорван в тестовых целях. Блок выдержал взрыв, хотя и сместился на 50 см. В результате взрыва деформировалась лестница, ведущая на глубину 31 метр в подземную систему.
20. Пулеметная амбразура напротив входной двери в блок.
21. Углубляемся в лес и, пройдя пару сотен метров, замечаем среди деревьев еще одну бетонную глыбу.
22. Это уже не боевой блок форта, а типовый пулеметный блокгауз. Несмотря на то, что расположен он рядом с блоками подземного форта, подземного соединения с фортом блокгауз не имеет.
23. Блокгауз имеет маркировку K-S 25 и своими формами и конструкцией напоминает подобные бункера линии Мажино.
24. Как и в бункерах линии Мажино тут тоже есть диамантовый ров под пулеметыми амбразурами.
25. Но в отличии от дотов и блоков линии Мажино, которые оснащались противотанковыми пушками, данный блокгауз оснащен лишь стрелковым оружием так как считалось, что эта местность благодаря мощным и продуманным противотанковым заграждениям, будет недосягаема для бронетехники. Главным оружием бункера были два чехословацких тяжелых станковых пулемета модели ZB vz. 37.
26. Тыльную сторону блокгауза прикрывали четыре легких пулемета модели ZB vz. 26, плюс еще два таких же пулемета были установлены в наблюдательные бронекупола на крыше блокгауза.
27. Пулеметная амбразура для защиты входного портала в бункер.
28. Блокгауз по аналогии с французскими родственниками имел два этажа, внутри которых размещались спальные места для команды, фильтро-вентиляционная установка, дизель-генератор, водный резервуар со скважиной, санитарные помещения и связь. Гарнизон бункера состоял из 27 человек. На сооружение этого бункера ушло 1 222 кубометра бетона.
Расположение внутренних помещений бункера а также толщину бетонных стен можно рассмотреть на этой схеме.
29. Еще один диамантовый ров блокгауза, расположенный симметрично первому.
30. Вырванные бронекупола бункера. Судя по историческому снимку, купола пережили немецкую окупацию и в 1950-х были на своих местах. Видимо, уже в послевоенное время были демонтированы и пущены на переплавку.
31. Крыша объекта.
32. Крюки для крепления маскировочной сети.
33. Разрушенный бетон вокруг вырванного бронекупола.
34. Этот блокгауз был одним из немногих, на которых немцы тестировали помимо огнестрельного оружия также воздействие химических веществ, в частности сопротивление боевым газам. Только в этой части оборонительной линии проводились такие эксперименты.
.
35. Начиная с 2005 года группа энтузиастов-реставраторов занималась восстановлением этого бункера с целью создания в нем музея, который планировали открыть в 2016 году. Судя по информации в сети, это единственный музейный дот чехословацкой оборонительной линии с оригинальным оборудованием внутри.
36. Идем дальше в лес и находим перевернутый взрывом легкий пехотный дот модели 37.
37. Помимо тестирования на бункерах чехословатской линии обороны бетонобойных снарядов и авиабомб, тут также упражнялись немецкие саперы, подрывая отдельные сооружения линии в тестовых целях.
38. В данном случае взрывчатка была заложена под фундаментную платформу бункера и в результате ее подрыва, дот завалился на бок, а часть его стены просто взлетела на воздух.
39. Наглядный пример, насколько мнимым может быть ощущение безопасности и надежности бункера. В начале прошлого века фортификационные сооружения могли быть неприступными, но прогресс в сфере вооружений сделал бессмысленной любую долговременную фортификацию, что неоднократно было доказано в ходе Второй мировой.
40. Рядышком в лесу на боку расположился еще один результат немецких экспериментов со взрывчаткой - легкий бункер той же модели 37.
41. По периметру крыши арматура для крепления маскировочной сети, на самой крыше видна вентиляционная труба.
42. Если не знать историю, можно подумать, что тут происходило масштабное сражение.
43. Идем дальше и встречаем в лесу еще один легкий бункер модели 37, не тронутый экспериментами немецких саперов.
44. Бункер модели 36 и его усовершенствованная версия 37 являлся самым распростаненным типом бункера на линии обороны Чехословацкий вал. До сентября 1938 года было построено около 10 000 подобных бункеров (более 9 000 из них были модели 37), которые являлись основой оборонительной линии и располагались вдоль всей чехословацкой границы. Бункера этих типов имели различные модификации, отличаясь количеством амбразур (от 1 до 3), толщиной бетонных стен и потолка, наличием наблюдательного перископа или трубы для сброса наружу ручных гранат и прочими деталями.
45. В зависимости от модификации бункера, внутри размещались от двух до семи человек а толщина бетона в усиленных модификациях позволяла выдерживать прямое попадание артиллерийских снарядов калибром до 150 мм (стандартные модификации выдерживали калибр до 105 мм). Оснащались подобные бункера легкими или тяжелыми пулеметами, известно про один бункер этого типа, внутри которого была установлена противотанковая пушка.
46. Решетчатая дверь в этом бункере не была заперта, так что можно было заглянуть внутрь.
Небольшое видео изнутри:
47. Бункера модели 37 встречаются вдоль всей северной границы Чехии, так что их иногда даже не нужно искать. Вот этот бункер встретился мне просто по дороге.
48. Это бункер модели 37 в модификации B, имеющий две амбразуры на противоположных сторонах. Также этот бункер оснащался двумя окошками для сброса гранат и наблюдательным перископом.
Схема внутреннего устройства бункера.
источник: http://www.ropiky.net/
49. Обратная сторона бункера со второй амбразурой.
50. Бункер отреставрирован энтузиастами и заперт на замок. Рядом лежит информационная дощечка.
51. На дощечке рассказываетсся о конструкции бункера, его вооружении и истории.
52. Переместимся в живописную местность восточнее городка Trutnov. Тут проходит чешско-польская граница а значит должны быть и оборонительные сооружения Чехословацкого вала.
53. Лесистые горы - идеальный ландшафт для построения оборонительной линии. Лес хорошо маскирует фортификационные сооружения, а перепады высот дают дополнительные преимущества при построении грамотной обороны.
54. Лесная дорожка приводит меня к очередному легкому фортификационному сооружению уже известной нам модели 37 (координаты объекта: 50°34'44"N 16°00'42"E).
55. Уже виденная нами модификация 37-й модели с двумя амбразурами. Бункер также отреставрирован энтузиастами.
56. И закрыт на замок.
57. Удивляет уважительное отношение чехов к своему фортификационному наследию. Большинство бункеров, встреченных мною, были в прекрасном состоянии со следами реставрации. Никаких дотов с грудами мусора внутри, никаких мерзких тегов. Красота!
58. В шестидесяти метрах от легкого дота находится фортификационное сооружение Pěchotní srub T-S 44 "Na pahorku", представляющее собой типовый блокгауз.
59. При его сооружении было использовано 1 985 m³ бетона. Гарнизон блокгауза составлял 34 человека, на вооружении были тяжелые пулеметы vz.37, легкие пулеметы vz.26, а также одна 47-мм противотанковая пушка, спаренная с тяжелым пулеметом vz.37. Видимо, реализовано это было так же, как и в блокгаузах линии Мажино, когда пулеметный станок вынимался из амбразуры и его место занимала противотанковая пушка.
60. Над восстановлением блокгауза с 2003 года работает группа энтузиастов, которые за свой счет восстанавливают объект с целью превращения его в музей. На фото пулеметная амбразура напротив входа. Внутрь попасть не удалось.
61. Примечательно, что это сооружение не было завершено полностью к концу сентября 1938 года. Не были установлены бронекупола и не до конца завершена внутренняя отделка помещений. Во время оккупации немцы сняли с него все вооружение, но в остальном бункер сохранился очень неплохо. Взрывчатку на нем не тестировали.
62. Посреди пышной зелени леса эти реликты военного времени смотрятся очень живописно, словно памятники ушедшей цивилизации.
63. Выхожу из леска, бросаю взгляд вокруг и замечаю в этом идиллическом пейзаже нечто необычное.
64. В пятистах метрах от только что осмотренного мною блокгауза расположен еще один. Нужно познакомиться с ним поближе (GPS: 50°34'35"N 16°00'55"E).
65. Этот блокгауз имеет маркировку T-S 43, его полное название звучит как Pěchotní srub T-S-43 Pod lesem. Как и его сосед, он тоже не был достроен до конца - не были установлены бронекупола и не завершены внутренние работы по обустройтсву бункера.
66. С обратной стороны бункер изрядно потрепан так как на нем немцы тестировали бетонобойность 150-мм зенитной пушки.
67. Против немецкого орудия бункер не устоял - в некоторых местах мощные стены блокгауза пробиты насквозь.
68. Кое-где их дыры в стенах заложили кирпичной кладкой. Вероятно, бункер тоже подвержен вялотекущей реставрации энтузиастами. На этом кадре можно заметить амбразуру для миномета на нижнем этаже бункера.
69. В прошлом тут располагался миномет фирмы Шкода, модели vz.38 ( zbraň G ).
70. Помимо миномета и набора стандартных для таких объектов тяжелых и легких пулеметов, бункер располагал двумя 47-мм противотанковыми пушками фирмы Шкода, делящими амбразуры с тяжелыми станковыми пулеметами vz.37. На снимке внутри диамантового рва можно заметить отверстие для метания внутрь рва гранат, точно также это было реализовано в бункерах линии Мажино.
71. Наконец-то мне встретился бункер, не запертый на замок! Запирать тут, правда, не было чего - двери отсутствовали.
72. Внутри следы разрушений, даже потолок посечен осколками. Кстати потолок в этом помещении не облицован противооткольными стальными листами - видимо, к сентябрю 1938 не успели.
73. В боевом каземате успели зашить бетон на потолке сталью и даже стену с амбразурами закрыли стальными листами, которые местами прорваны зенитным огнем 150-мм снарядов.
74. Пулеметная амбразура ближней обороны, слева внизу видна труба для сброса в ров гранат.
75. На момент подписания Мюнхенского соглашения бронекупола не были установлены в бункер, сейчас на их месте деревянные заглушки.
76. Есть возможность спуститься на нижний уровень блокгауза.
77. И посмотреть на минометный каземат, который успели почти полностью завершить и даже установить 90-мм минометное орудие модели vz.38 ( zbraň G ).
Так этот миномет выглядел на позиции в каземате:
источник: https://www.valka.cz
Фотография чешского фортификационного миномета vz.38.
источник: https://www.valka.cz
78. Завершу свой рассказ снимками еще одного объекта Чехословацкого вала, который я посетил по дороге домой.
79. Это боевой блок подземной крепости и внутри этого бункера находится лестница, ведущая в масштабную подземную систему. Блок этот кстати очень труднодоступен, чтобы сделать эти снимки, мне довелось подниматься в горку по грудь в пышной растительности да еще и под дождиком. Никаких тропинок и дорог рядом с блоком нет. Но фотографии стоили того, чтобы изрядно попотеть и намокнуть.
80. К моему большому сожалению, решетчатая дверь оказалась заперта.
81. Причем изнутри на такой вот замок. Так что внутрь подземной системы я не попал.
82. Судя по дырам в стене, блоку тоже довелось поучаствовать в испытаниях немецкого вооружения.
На этом я буду заканчивать свой первый пост, посвященный чешской оборонительной линии. Как-нибудь в будущем расскажу о посещенной мною подземной крепости TVRZ Bouda, очень похожей на крупные форты линии Мажино. А вообще хочется в будущем вернуться еще раз в эти места и посетить парочку восстановленных бункеров и еще одну подземную крепость, перестроенную во время Холодной войны в командный центр.
Так что к чешской фортификации мы еще вернемся.
Взято: technolirik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]