три кусочка сахара
25.05.2018 384 0 0 mi3ch

три кусочка сахара

---
0
В закладки
три кусочка сахара братца, Чурикова, Иоанна, Чуриков, жизнь, трезвенников, Иоанн, только, церковную, людей, жизни, движение, церковь, человек, много, время, прошения, братец, последователи, После


Небогатый купец Иван Чуриков, имея всего три класса земской школы, основал самое массовое и эффективное движение трезвенников в России: к 1917 г. в него входило до 70 000 человек.

Начало: проповедь «бывшим людям»

Не только сегодня, но и к концу XIX века алкоголизм, особенно среди простого народа, был серьезной проблемой в России. По молитвам братца Иоанна Чурикова люди избавлялись от алкоголизма и табачной зависимости, а также и от различных болезней.

Пережив смерть дочери и жены, в тридцать лет он раздал все имущество, оставив себе лишь Евангелие, и начал проповедовать так называемым «бывшим людям»: алкоголикам, нищим, оступившимся женщинам и ворам. В районах Петербурга, где проповедовал Иван Алексеевич, по данным полиции, снижался уровень преступности.

На проповедях Чурикова всегда было многолюдно: «обычно по воскресеньям посетители собирались у дома Чурикова с семи-восьми утра и до четырех часов дня ждали начала бесед. Зал вмещал около 500 человек. Желающих собиралось в отдельные дни до 2000 человек».

три кусочка сахара братца, Чурикова, Иоанна, Чуриков, жизнь, трезвенников, Иоанн, только, церковную, людей, жизни, движение, церковь, человек, много, время, прошения, братец, последователи, После

На беседе братца Иоанна Чурикова. Слева за кафедрой, с чёрной бородой, сам И.А. Чуриков. Петербург, 1912 г.

Речь братца Иоанна была понятна для простого народа, говорил он о пьянстве, о драках в семье и об изменах, приглашая слушателей к диалогу. Размышления свои строил на отрывках из Священного Писания, которые читались за богослужением в храмах в этот день. Народу нравилось, что свои беседы Чуриков проводил в форме диалога.

Вериги и граммофоны

Чуриков никогда не обращался к врачам и трезвенников также к врачам не отправлял. Он считал, что если человек не выздоравливает, то это происходит от недостатка веры. Против всех болезней у братца Иоанна было два средства — молитва и пост, и только один врач — Господь. Надо отметить, что исцеленные люди были благодарны не только на словах, но и на деле. Ивану Алексеевичу жертвовали довольно значительные суммы.

Личный пример был важной составляющей его служения. Чуриков был настоящим аскетом, долгое время носил вериги. Его смирение и целомудрие помогали ему в проповеди и в молитве об исцелениях.

Конечно, он был активным противником всяких развлечений, «гульбищ», в том числе театров, считая, что это развращает народ. В январе 1916 г. он устроил сожжение граммофонов и пластинок, о чем тут же написал «Петербургский листок». После этого солдаты с фронта прислали ему письмо, в котором сетовали, что на фронте бывает скучно, и просили прислать граммофоны. Братец Иоанн в ответ отправил им посылку с Евангелиями, сопроводив наставлением: «Читайте Евангелие, и вам не будет скучно».

В обществах трезвости в то время практиковался частичный отказ от алкоголя — от трех месяцев до трех лет. Братец Иоанн призывал к изменению жизни на евангельских началах с полным воздержанием. Жалеющий принять такой обет приносил покаяние за грехи и испрашивал благословения Божьего на новую, трезвую жизнь. В знак отказа от алкоголя и в качестве символа новой сладкой жизни Чуриков давал каждому три кусочка сахара

«Несладкая» жизнь братца Иоанна

Однако жизнь самого братца Иоанна сладкой не назовешь: религиозные собрания вне церкви во главе с мирянином по законам Российской империи считались административным нарушением. Только за 6 лет с 1892 по 1898 годы его 68 раз задерживала полиция. После составления протоколов его отпускали. Его клали в психлечебницу и отпускали, признав здоровым; отправляли принудительно в монастырь как в церковную тюрьму — и освобождали, сняв обвинения; обвиняли в сектантстве и многократно запрещали проповедовать. Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) благословлял его на проповедь трезвой жизни — и снимал благословение.

Со стороны И.А. Чурикова отношение к епископату было достаточно почтительным. Он старался выполнять указы священноначалия, по их требованию прекращал беседы, но настойчиво писал прошения в защиту движения трезвенников: «…прошу Вас, Владыко, сотворите и Вы с нами мир, тогда Вас Сыном Божиим нарекут; Бог и люди, мы не многого просим от Вас, только бы не мешали нам говорить о Христе».

В конце концов ему разрешили только принимать у людей записки с просьбами помолиться об их исцелении — и в течение 24 лет, вплоть до своего ареста в 1929 году, он принимал людей с такими записками каждую неделю по понедельникам с семи утра до двух часов дня.

В защиту Ивана Алексеевича были написаны письма и прошения церковному и светскому начальству, о нем много писали в периодической печати. Сам Чуриков регулярно направлял прошения архиерею о разрешении бесед. Наряду с этим братец Иоанн был вынужден постоянно оправдываться в том, что он не сектант.

Отлучение

С первых лет активного служения И. Чурикова вокруг него начал складываться круг единомышленников, которых он приводил на исповедь и причастие в Спасо-Колтовскую церковь, куда ходил и сам.

При этом движение трезвенников было многочисленным и разнородным, последователи братца Иоанна не были братством или общиной. Наряду с трезвенниками в Петербурге, были последователи братца Иоанна в других губерниях и городах Российской империи.

Некоторые духовно нетрезвенные последователи Чурикова сравнивали его с Иисусом Христом. Тот факт, что по молитвам братца исцелялись люди без врачей, они воспринимали как еще один аргумент в пользу того, что он — божественная личность.

1 августа 1914 г. (день начала войны с Германией и введения «сухого закона» в России) вышел императорский указ об отлучении Ивана Чурикова от таинства Святого Причастия впредь до искреннего раскаяния в своих заблуждениях. В церковь ему было разрешено ходить. Такому наказанию Чурикова подвергли как еретика, выдающего себя за Христа (хотя он этого никогда не утверждал), и за неправославное толкование Священного Писания.

Отлучение Чурикова стало для братца ударом, он это тяжело переживал.

Сложившаяся ситуация отразилась и на трезвенниках. Было много случаев, когда им отказывали в исповеди и причастии. Кроме того, часть трезвенников из солидарности со своим духовным отцом и учителем сама отказались посещать церковь и участвовать в таинствах. «Они говорили: где отца прогонят, туда и дети не пойдут!».

Постепенно это мирянское движение вытеснялось священноначалием на обочину церковной жизни, а потом его вытеснили совсем, несмотря на все попытки Чурикова и включить трезвенников в церковную жизнь. Тогда его члены стали искать свой духовный путь. Невключенность в церковную жизнь приводила к тому, что движение принимало сектантские черты. К сожалению, церковь не умела и не хотела включать таких людей в церковную жизнь, считая их сектантами.

Вырицкая колония и коммуна БИЧ

В 1905 г. братец Иоанн приобрел участок земли под Петербургом в дачном поселке Вырица, где возвел дом. Со временем вокруг дома братца поселились трезвенники, образовав целую колонию, которая насчитывала к 1923 г. 2000 человек. Общего хозяйства они не вели, каждый двор жил отдельно. Трезвенники были в основном из крестьян и рабочих, привыкших к физическому труду, они хорошо работали и поэтому были зажиточными. Они помогали друг другу и выходили на общественные работы. Много потрудились трезвенники и для благоустройства поселка: построили мост через реку Оредеж, водонапорную башню и т. д.

три кусочка сахара братца, Чурикова, Иоанна, Чуриков, жизнь, трезвенников, Иоанн, только, церковную, людей, жизни, движение, церковь, человек, много, время, прошения, братец, последователи, После


После 1917 г. жизнь в стране резко поменялась, за время гражданской войны появилось много обездоленных людей, в том числе женщин и подростков, оставшихся без кормильцев, По разрешению новой власти Чуриков создал в Вырице «Трудовую коммуну братца Иоанна Чурикова», сокращенно БИЧ, в которую мог войти любой желающий. Коммуна строилась на принципах отсутствия частной собственности.

три кусочка сахара братца, Чурикова, Иоанна, Чуриков, жизнь, трезвенников, Иоанн, только, церковную, людей, жизни, движение, церковь, человек, много, время, прошения, братец, последователи, После


Но долго такая коммуна просуществовать не могла. В 1925 г. против нее была начата кампания травли в газетах, в 1927 г. отобран дом в Обухове. Беседы пришлось переносить в небольшой зале вырицкого дома, куда не могли попасть все желающие. Многим приходилось стоять на улице и слушать братца через динамики. В 1928 г. арестовали сестриц и большую группу трезвенников Ленинграда, в 1929 году арестован и сам братец Иоанн.

три кусочка сахара братца, Чурикова, Иоанна, Чуриков, жизнь, трезвенников, Иоанн, только, церковную, людей, жизни, движение, церковь, человек, много, время, прошения, братец, последователи, После


Коммуну разогнали и на ее месте создали совхоз «Красный семеновод». В 1933 г. Иван Алексеевич умер в системе ГУЛАГа.

via

три кусочка сахара братца, Чурикова, Иоанна, Чуриков, жизнь, трезвенников, Иоанн, только, церковную, людей, жизни, движение, церковь, человек, много, время, прошения, братец, последователи, После


три кусочка сахара братца, Чурикова, Иоанна, Чуриков, жизнь, трезвенников, Иоанн, только, церковную, людей, жизни, движение, церковь, человек, много, время, прошения, братец, последователи, После


три кусочка сахара братца, Чурикова, Иоанна, Чуриков, жизнь, трезвенников, Иоанн, только, церковную, людей, жизни, движение, церковь, человек, много, время, прошения, братец, последователи, После


три кусочка сахара братца, Чурикова, Иоанна, Чуриков, жизнь, трезвенников, Иоанн, только, церковную, людей, жизни, движение, церковь, человек, много, время, прошения, братец, последователи, После

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]