Зеленоград: советская утопия в окружении Подмосковья
---
Мы продолжаем наши прогулки по разным районам Москвы и в этот раз отправляется в самый удалённый округ города – ЗелАО, он же Зеленоград. Гуляем по районам мы по-прежнему с самым крутым москвоведом, Сашей usolt Усольцевым.
Когда говоришь, что Зеленоград – это Москва, то многие даже удивляются: уж слишком далеко он отстоит от МКАД (находится дальше Шереметьево) и вообще является эксклавом столицы, со всех сторон окружённым Московской областью. Даже сами жители и власти Зеленограда, кажется, себя москвичами особо не чувствуют, гордо называя себя зеленоградцами. Отправляясь по делам или просто так в центр Москвы, они говорят не "поеду в центр", а "поеду в Москву". При этом прописка здесь московская, бюджеты московские, и инфраструктура тоже гораздо лучше, чем по ту сторону границы Подмосковья.
У меня на канале уже появлялось видео про Зеленоград:
Подписаться на канал
Тем, кто его посмотрел, могло показаться, что в Зеленограде всё совсем плохо, но это не так. Этот район города строился как город-спутник Москвы, где шедевры современной (тогда) архитектуры должны были гармонично сочетаться с природой и окружающим ландшафтом. Эдакий город-мечта для технарей-романтиков 1960-х.
Давайте направимся в город и погуляем там как следует!
Подобно реке, железная дорога из Москвы в Санкт-Петербург делит город на две части – Старый и Новый Зеленоград. Сразу поясним, что мы будем ездить исключительно по старой части города, где-то воплощенной, а где-то неудавшейся мечте из 1960-х. Новая же часть Зеленограда совершенно безлика и мало чем отличается от безликих поздних советских районов с типовой планировкой и архитектурой типа Митино или Марьино, с присущими им особенностями и проблемами.
Точной датой рождения Зеленограда принято считать 3 марта 1958 года, когда вышло постановление Совета министров СССР № 248, где говорилось о создании нового города-спутника Москвы с "четырёхэтажными домами с земельными участками при них с применением приёмов свободной планировки, обеспечивая наилучшую освещённость и проветривание жилых домов".
Идея переселения людей из скученных городов ближе к природе, но при этом в комфортабельное малоэтажное жильё и сейчас выглядит неплохо, а тогда это было революционным решением, прецедентом, на основе которого Москва призвана была подать пример другим городам СССР.
В 1961 году, когда даже названия "Зеленоград"-то не было, вышел фильм "Взрослые дети" – лирическая комедия про архитекторов, проектирующих город-мечту у станции "Крюково". Интересно, что и в реальности при проектировании города-спутника привлекалось много совсем молодых архитекторов, недавно получивших высшее образование и воплощавших в жизнь самые смелые идеи. Посмотрите отрывки фильма, посвященные новому городу:
Так новый район Москвы представляли в самом начале, а к чему пришли в наше время, давайте смотреть.
При проектировании Зеленограда его с самого начала хотели соединить быстрой линией метро или монорельса с Москвой, реальность же оказалась гораздо прозаичнее. До последних лет местные жители пользовались либо автобусами, следующими до станций метро "Речной вокзал" и "Тушино", либо пригородными электричками, которые эксплуатирует РЖД, а не город.
Скоростную магистраль М-11, проходящую мимо Зеленограда, открыли только в 2014 году, а скоростные поезда "Ласточка", доезжающие до "Крюково" за 27-32 минуты – только в 2015-м. И, конечно, не по цене метро. На данный момент стоимость билета на "Ласточку" составляет 180 рублей, чем многие регулярно ездящие в Москву зеленоградцы недовольны, предпочитая ездить по карточке "Тройка" на 400-м автобусе (его спонсирует Мосгортранс).
В будний день мы отправляемся в Зеленоград, конечно, самым быстрым способом – на "Ласточке" с Ленинградского вокзала.
Обычно в другой район Москвы едешь просто: ныряешь в метро и будто телепортируешься в другое место, здесь же нужно пройти через все круги ада РЖД. Если вы в первый раз едете в Зеленоград, то вряд ли сможете купить билет на электричку или экспресс ("Ласточку") просто и быстро. И дело не в интерфейсах автоматов РЖД (хотя и в них тоже) – дело в том, что как бы тщательно вы ни искали Зеленоград в списке станций, как бы ни пытались найти его через поиск, ничего не получится. Зеленоград – это станция "Крюково".
Но билет куплен, турникеты пройдены, и вот вы оказываетесь... в знаменитом дьюти-фри Ленинградского вокзала:
Это зона РЖД, свободная от действия общегородских законов. Видите "Хлеб насущный"? Это не та популярная сеть кафе, а её клон. Здесь же подряд идут клон "Теремка", клон "Крошки-картошки", клон Cofix (который, правда, не называется так, но выглядит один в один).
А помните, когда-то пиво разрешено было в палатках продавать открыто? Пожалуйста:
Пиво, шаурма на каждом углу, сим-карты без паспорта с рук – всё, по чему так истосковалась душа москвича после ураганом прошедшей по городу программы "Моя улица".
После этого как-то даже странно садиться в новомодный поезд "Ласточка" от немецкой компании Siemens:
Точно такие же поезда чуть позже запустили на МЦК. Единственное, в "Ласточках" на Зеленоград нет поручней и свисающих с них ручек.
Вроде полчаса едешь из одного района Москвы в другой, но за эти полчаса мимо тебя пролетает вся жизнь России с её новостройками-муравейниками, которые по максимуму стараются построить ближе к МКАД, городками мигрантов, складами, промзонами, офисами и торговыми комплексами. Жители ЗелАО – удивительные москвичи, которые каждый день путешествуют по России.
Ещё 15 минут здорового сна в тихом вагоне немецкого поезда, и за окнами медленно проплывает большая станция Гранд-Крю, точнее "Крюково".
"Крюково" – станция не для слабаков: здесь несколько платформ и два подземных пешеходных перехода. Никаких длинных пандусов, никаких лифтов, реклама по стенам. "Крюково" – территория сильных духом и телом. Подобно тому, как некоторые деревни, сильно разросшись, получали статус посёлка городского типа, так станция "Крюково", увеличившись в размерах, по сути осталась затрапезным подмосковным полустанком. Действительно, переименовывать это в Зеленоград было бы неуместно.
Гудит пристанционная площадь, городской транспорт здесь уже почти полностью переоформился согласно московским стандартам.
При этом, как это часто бывает, переняв форму, местные транспортники начисто забыли о содержании:
Так, например, здесь до сих пор на всех загруженных маршрутах вход осуществляется только через переднюю дверь и турникет, в то время как на большинстве загруженных маршрутов Москвы эта практика признана ошибочной, и вход осуществляется через все двери. Да, зайцев становится больше, да, приходится ужесточать контроль, но при этом автобусы не стоят по несколько минут на остановке, ожидая, пока все выйдут и зайдут гуськом по одному, а более эффективно перевозят людей.
Ещё одна удивительная вещь – подземные переходы. Ни архитекторами-романтиками в 1960-х, ни градостроителями в 1970-х, ни даже чиновниками в 1990-х такого количества подземных переходов в Зеленограде не предусматривалось. Зато в 2000-е и 2010-е дороги стали расширяться, и огромные подземные и надземные переходы появились по всему Зеленограду. Теперь, когда вся Москва стала во многих местах делать наземные переходы со светофором, в ЗелАО поднялся вой, что, мол, и так много денег потрачено на внеуличные переходы, и никаких "зебр" со светофорами не нужно.
Одной из непривычных особенностей Зеленограда является квартальная планировка. По замыслу градостроителей, дороги должны идти вокруг жилой застройки, а не сквозь неё, а внутри должна быть создана вся инфраструктура с дворами, школами и садами. Редкие постройки в городе числятся по улицам, в основном адреса выглядят так: Зеленоград, к.913 и Зеленоград, к.906:
Корпус 913 – это 9-й микрорайон, 13-й дом (в Набережных Челнах адрес записывают схожим образом), а мы двинемся сквозь район к одному из главных объектов Зеленограда – Московскому институту электронной техники (МИЭТ). Самый короткий путь из 9-го микрорайона к МИЭТ, конечно, через лес:
Зеленоград – это интересный градостроительный опыт. Город строили не на пустом месте, озеленяя его потом парками и скверами – город встраивали между существующими лесами, некоторые деревья в которых порой старше самого города.
При этом в лесах между районами проложены дорожки, то тут, то там стоят лавочки и есть места для шашлыка. Пикник на природе – развлечение в шаговой доступности для любого жителя Зеленограда.
Едешь по лесу – белки разбегаются, будто в Гайд-парк приехал. И вроде только начинаешь проникаться местной жизнью, как тебя резко возвращают обратно в реальность:
Прекрасная асфальтированная дорожка, идущая через лес, заканчивается кривой лестницей и народной велосипедной тропой. Мы приехали к МИЭТу!
Институт электронной техники, основанный ещё в 1965 году в Зеленограде, советской "Кремниевой долине", в 2010 году получил статус Национального исследовательского университета. Такое впечатление, что здесь отучилась половина Зеленограда, а другая половина приехала учиться и осела в городе после выпуска, благо и Москва рядом, и в самом Зеленограде по специальностям университета работы хватает.
Как и весь город, корпуса МИЭТа строились среди леса. Архитекторы зданий института во многом вдохновлялись малоэтажными, облицованными красным кирпичом постройками Политехнического университета в Хельсинки.
Корпуса, соединённые тёплыми переходами, бассейн, спортзал, стадион – всё это должно было составлять единый кампус вместе с прудами на реке Сходня и рельефом местности. Единственное, общежития МИЭТа пришлось выстроить в другой части города, неподалёку.
У главного входа решено было сделать часы с музыкой и колоколом. Музыку сочинил Микаэль Таривердиев, а с колоколом получилась ещё более занятная история. По замыслу художников Валерия Тюлина и Сергея Чехова, висящий внизу небольшой колокол непременно должен был быть древним. Подходящий колокол нашёлся в музее города Тутаева (Ярославская область). После долгих уговоров директор музея согласился обменять его на старинное ружьё.
Мост между прудами чётко показывает приоритеты в городской среде Зеленограда:
Зеленоград, изначально замышлявшийся как город для людей, город для прогулок среди зелёных аллей, сейчас стал одним из самых автомобилизированных районов Москвы. Для передвижения детей, пенсионеров, маломобильных граждан, не говоря уж о велосипедистах, остаётся всё меньше и меньше места. Общественный транспорт есть и регулярно ходит, но ездят на нём в основном те, кто не может позволить себе купить машину.
Подойдём поближе к зданию префектуры и Центральной площади:
Чтобы пересечь улицу шириной с половину Тверской, теперь приходится идти до циклопических размеров крытого перехода.
Кстати, в Зеленограде даже в середине рабочего дня довольно активное велодвижение: город почти плоский, доехать в пределах минут 20 даже без велодорожек и инфраструктуры можно куда угодно.
Идём по переходу на Центральную площадь:
Вот что вы представляете себе, когда слышите "Центральная площадь"? Главная площадь города – памятник, может, какой-нибудь, местная администрация, цветники, лавочки, газоны, фонтаны. Такое общественное пространство, куда все в городе идут в первую очередь отдохнуть, куда водят детей по праздникам, куда ведут гостей.
Вот переход заканчивается....
... заканчивается переход.
Уже почти.
Ещё немного...
Выходим из перехода, а там:
В это невозможно поверить! Здесь парковка! На Центральной площади нет ни фонтана, ни цветников, ни лавочек – ничего нет, одна сплошная парковка.
Вся площадь перед зданием префектуры отдана исключительно под парковку.
Здесь по изначальным проектам должно было быть обустроенное общественное пространство для городских мероприятий, для прогулок и отдыха, а вокруг – передовая для того времени архитектура. То же здание местной администрации, дом на ножках:
Или Дом культуры, который сверху так вообще смотрится как какой-то космический объект:
К прудам спускается террасный парк:
А от длинного жилого здания к этому общественному пространству должны были быть перекинуты мостики. Дорога с транзитным трафиком находится где-то внизу, а люди гуляют от горки до горки поверху.
Так изначально выглядел проект:
Правда, ещё в советское время в него внесли коррективы: тех же мостов построили не так много, а крыша универмага напротив не стала обитаемой:
Дом напротив площади – один из самых примечательных в Зеленограде. В народе его прозвали "Флейтой" за схожесть с музыкальным инструментом. Построенное в 1969 году, это здание долгое время было самым длинным жилым домом всей Москвы (516 метров), пока в 2000-х годах на Ходынском поле не построили ЖК "Гранд-Парк" длиной 775 метров.
В основу "Флейты" заложены принципы, например, конструктивистского дома Наркомфина на Новинском бульваре. Во-первых, это дом на ножках. Вышел из подъезда – и идёшь сразу же в нужном направлении, не обходя длинное здание:
Во-вторых, в доме коридорная система, и есть квартиры, расположенные на двух ярусах:
В-третьих, лестницы вынесены наружу и идут до крыши. По изначальным проектам плоская крыша должна была использоваться жильцами как общественное пространство:
Но всё и тут в какой-то момент пошло не так. Вместо туристов, фотографий во всех архитектурных журналах и пикников на крыше здесь, например, закладывают подъездные окна и вставляют металлические двери.
Напомним, что советские идеи 1920-х после войны развил Ле Корбюзье, построив, например, схожий дом в соответствии с концепцией "жилой единицы" в Марселе.
Так в Марселе выглядят подъезды:
А вот как используется крыша:
Подробнее о доме Ле Корбюзье в Марселе можно почитать здесь.
Вернёмся в Зеленоград и вновь через леса отправимся в другой район:
Прекрасный пример того, как человек в 1960-е не портил природу, а встраивал город в существующий ландшафт. Вот было в лесу озеро с деревьями по кругу – его не стали "облагораживать" под городской пруд. Так и оставили, обустроив лишь пляж с одной стороны. Поэтому Чёрное озеро осталось Чёрным озером.
Ещё один пример строительства в согласии с природой – 1-й микрорайон Зеленограда. Место до сих пор носит название Быково болото, хотя само болото вычистили, сделали пруд с фонтаном и худо-бедно развивают городскую среду со дворами и детскими площадками.
Здесь же стоят экспериментальные панельные дома, в которых панели ставились не перпендикулярно и параллельно, а под углом, что позволяло экономить строительные материалы, но делало квартиры совершенно неудобными для жилья. Эксперимент не стали развивать дальше.
Всё так же через лес мы приезжаем почти к старой трассе М-10, к району, который стоит несколько в стороне от основного Зеленограда – Молодёжный жилой комплекс (МЖК), самый дорогой микрорайон Зеленограда.
Всесоюзное движение МЖК, пик которого пришелся на 1980-е, особенно было популярно в городах с большим количеством молодых специалистов и плохой обеспеченностью жильём. В Зеленограде МЖК начали строить в 1987 году, и сложилась уникальная ситуация: то, что должно было стать дешёвым жильём, возводимым силами самих студентов на пустыре за городом, стало элитным районом города.
А начиналось всё более чем скромно.
Район Коммуналок – МЖК.
Уже в 90-е бывшие комсомольские лидеры и активные студенты конца 1980-х, видимо, "хорошо поднялись", и район стал бурно развиваться и расти:
Здесь же квартиры имеются и у нынешнего руководства Зеленограда.
Удивительно, но, в отличие от всего Зеленограда, здесь заборы не покрывают ядовито-зелёной краской, а скромно окрашивают в чёрный.
Весь район сделан по принципу "дорого-богато", как в 1990-х. Про феерический цыганский фонтан уже был пост, вызвавший немало негодования среди местных жителей и даже срочные хвалебные статьи в местных СМИ, а здесь стоит показать ещё альпийскую горку.
Увы, всё снималось, когда здесь ещё были наладочные работы, поэтому воды и рыб в резервуарах нет.
Люди со всего Зеленограда порой просто приезжают сюда погулять. Лавочки, горка, вода бежит – та уютная городская среда, которой катастрофически не хватает в остальных частях города.
И напоследок переместимся на ещё одну главную площадь Зеленограда – площадь Юности.
Кстати, по пути на площадь Юности по Центральному проспекту нельзя не обратить внимание на экспериментальные навесы остановок. Невероятно массивная бетонная конструкция стоит на тонкой колонне – тоже сделано по моде 1960-х, в стиле домов на ножках. При строительстве Зеленограда на бетон явно не скупились. Единственное, непонятно, зачем такую прекрасную лаконичную композицию остановки изуродовали позже металлическими решётками, не несущими теперь никакой функции.
Площадь Юности в 1960-х с проектом застройки Центрального проспекта
Сегодняшняя площадь Юности – это такой небольшой кусочек ЦАО в ЗелАО. В прошлом году на площади перед бывшим кинотеатром и торговым комплексом из середины 1970-х всё неплохо замостили плиткой, сделали "сухой фонтан", бьющий из земли, и стали постоянно устраивать фестивали, как в центре Москвы.
В результате вышло неплохое общественное пространство. Правда, традиционно его сильно ругали местные жители с позиции "раньше всё было лучше".
Вот такой небольшой обзор Зеленограда. Хороший он или плохой, решать вам.
Хотелось бы вам здесь жить? Пишите в комментариях, а также предлагайте, в какой район Москвы стоит отправиться в следующий раз.
Бирюлёво: самый плохой район Москвы
Россия:
Адлер: Очень плохой / Хороший
Алушта: Антиутопическая
Архангельск: Ужасный / Необъяснимо плохой / Необъяснимо хороший
Брянск: Плохой / Хороший
неВеликий Новгород
Владивосток: Плохой / Хороший
Владимир: Плохой / Хороший
Воронеж: Плохой / Снова плохой / Хороший
Геленджик: Плохой / Хороший
Грозный: Плохой / Хороший
Екатеринбург: Плохой / Хороший
Железноводск: Захваченный
Ижевск: Плохой / Хороший
Иркутск: Другой
Йошкар-Ола: Плохая / Хорошая
Казань: Плохая / Хорошая
Кёнигсберг: Плохой / Хороший
Корсаков: Богатый
Кострома: Плохая / Хорошая
Красноярск: Позорный / Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший / Жутковатый
Магас: Плохой / Хороший
Магнитогорск: Вонючий
Махачкала: Плохая / Хорошая
Михайловск: Современный
Нижний Новгород: Плохой / Хороший
Нижний Тагил: Плохой
Новороссийск:: Плохой / Хороший
Новосибирск: Безликий
Омск: Жуткий, часть 1 / Жуткий, часть 2 / Жуткий, часть 3 / Жуткий, часть 4 / Жуткий, часть 5 / Хороший
Оренбург: Плохой / Хороший
Пенза: Плохая / Хорошая
Петрозаводск:Плохой / Хороший
Псков: Плохой / Хороший / Очень хороший
Ростов: Плохой / Плохой (часть 2) / Хороший
Самара: Плохая / Странная / Хорошая
Саранск: Плохой / Хороший / Непонятный
Севастополь: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Сочи: Плохой / Хороший
Сургут: Плохой / Хороший
Сыктывкар: Очень Плохой / Плохой / Хороший
Тагил: Плохой / Хороший
Тверь: Плохая / Хорошая
Тула: Плохая / Хорошая / Плохая и хорошая
Тырныауз: Умирающий
Уфа: Плохая / Снова плохая / Хорошая / Саммитная / Серая
Хабаровск: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Ханты-Мансийск: Плохой / Хороший
Челябинск: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Плохой, часть 3 / Хороший
Черкесск: Плохой / Хороший
Южно-Сахалинск: Плохой / Хороший
Якутск: Плохой / Интересный
Ярославль: Очень плохой / Плохой / Хороший / Шинный
Мир:
Баку: Плохой / Хороший
Белград: Плохой / Хороший
Бухарест: Плохой / Хороший
Варшава: Плохая / Хорошая
Вильнюс: Плохой / Хороший
Детройт: Плохой / Хороший
Киев: Плохой / Хороший
Кишинев: Плохой / Хороший
Львов: Плохой / Хороший
Марсель: Жуткий / Почти хороший
Минск: Плохой / Хороший
Рим: Плохой / Хороший
Тбилиси: Плохой / Плохой (часть 2) / Жуткий / Хороший
Тирана: Плохая / Хорошая
Когда говоришь, что Зеленоград – это Москва, то многие даже удивляются: уж слишком далеко он отстоит от МКАД (находится дальше Шереметьево) и вообще является эксклавом столицы, со всех сторон окружённым Московской областью. Даже сами жители и власти Зеленограда, кажется, себя москвичами особо не чувствуют, гордо называя себя зеленоградцами. Отправляясь по делам или просто так в центр Москвы, они говорят не "поеду в центр", а "поеду в Москву". При этом прописка здесь московская, бюджеты московские, и инфраструктура тоже гораздо лучше, чем по ту сторону границы Подмосковья.
У меня на канале уже появлялось видео про Зеленоград:
Подписаться на канал
Тем, кто его посмотрел, могло показаться, что в Зеленограде всё совсем плохо, но это не так. Этот район города строился как город-спутник Москвы, где шедевры современной (тогда) архитектуры должны были гармонично сочетаться с природой и окружающим ландшафтом. Эдакий город-мечта для технарей-романтиков 1960-х.
Давайте направимся в город и погуляем там как следует!
Подобно реке, железная дорога из Москвы в Санкт-Петербург делит город на две части – Старый и Новый Зеленоград. Сразу поясним, что мы будем ездить исключительно по старой части города, где-то воплощенной, а где-то неудавшейся мечте из 1960-х. Новая же часть Зеленограда совершенно безлика и мало чем отличается от безликих поздних советских районов с типовой планировкой и архитектурой типа Митино или Марьино, с присущими им особенностями и проблемами.
Точной датой рождения Зеленограда принято считать 3 марта 1958 года, когда вышло постановление Совета министров СССР № 248, где говорилось о создании нового города-спутника Москвы с "четырёхэтажными домами с земельными участками при них с применением приёмов свободной планировки, обеспечивая наилучшую освещённость и проветривание жилых домов".
Идея переселения людей из скученных городов ближе к природе, но при этом в комфортабельное малоэтажное жильё и сейчас выглядит неплохо, а тогда это было революционным решением, прецедентом, на основе которого Москва призвана была подать пример другим городам СССР.
В 1961 году, когда даже названия "Зеленоград"-то не было, вышел фильм "Взрослые дети" – лирическая комедия про архитекторов, проектирующих город-мечту у станции "Крюково". Интересно, что и в реальности при проектировании города-спутника привлекалось много совсем молодых архитекторов, недавно получивших высшее образование и воплощавших в жизнь самые смелые идеи. Посмотрите отрывки фильма, посвященные новому городу:
Так новый район Москвы представляли в самом начале, а к чему пришли в наше время, давайте смотреть.
При проектировании Зеленограда его с самого начала хотели соединить быстрой линией метро или монорельса с Москвой, реальность же оказалась гораздо прозаичнее. До последних лет местные жители пользовались либо автобусами, следующими до станций метро "Речной вокзал" и "Тушино", либо пригородными электричками, которые эксплуатирует РЖД, а не город.
Скоростную магистраль М-11, проходящую мимо Зеленограда, открыли только в 2014 году, а скоростные поезда "Ласточка", доезжающие до "Крюково" за 27-32 минуты – только в 2015-м. И, конечно, не по цене метро. На данный момент стоимость билета на "Ласточку" составляет 180 рублей, чем многие регулярно ездящие в Москву зеленоградцы недовольны, предпочитая ездить по карточке "Тройка" на 400-м автобусе (его спонсирует Мосгортранс).
В будний день мы отправляемся в Зеленоград, конечно, самым быстрым способом – на "Ласточке" с Ленинградского вокзала.
Обычно в другой район Москвы едешь просто: ныряешь в метро и будто телепортируешься в другое место, здесь же нужно пройти через все круги ада РЖД. Если вы в первый раз едете в Зеленоград, то вряд ли сможете купить билет на электричку или экспресс ("Ласточку") просто и быстро. И дело не в интерфейсах автоматов РЖД (хотя и в них тоже) – дело в том, что как бы тщательно вы ни искали Зеленоград в списке станций, как бы ни пытались найти его через поиск, ничего не получится. Зеленоград – это станция "Крюково".
Но билет куплен, турникеты пройдены, и вот вы оказываетесь... в знаменитом дьюти-фри Ленинградского вокзала:
Это зона РЖД, свободная от действия общегородских законов. Видите "Хлеб насущный"? Это не та популярная сеть кафе, а её клон. Здесь же подряд идут клон "Теремка", клон "Крошки-картошки", клон Cofix (который, правда, не называется так, но выглядит один в один).
А помните, когда-то пиво разрешено было в палатках продавать открыто? Пожалуйста:
Пиво, шаурма на каждом углу, сим-карты без паспорта с рук – всё, по чему так истосковалась душа москвича после ураганом прошедшей по городу программы "Моя улица".
После этого как-то даже странно садиться в новомодный поезд "Ласточка" от немецкой компании Siemens:
Точно такие же поезда чуть позже запустили на МЦК. Единственное, в "Ласточках" на Зеленоград нет поручней и свисающих с них ручек.
Вроде полчаса едешь из одного района Москвы в другой, но за эти полчаса мимо тебя пролетает вся жизнь России с её новостройками-муравейниками, которые по максимуму стараются построить ближе к МКАД, городками мигрантов, складами, промзонами, офисами и торговыми комплексами. Жители ЗелАО – удивительные москвичи, которые каждый день путешествуют по России.
Ещё 15 минут здорового сна в тихом вагоне немецкого поезда, и за окнами медленно проплывает большая станция Гранд-Крю, точнее "Крюково".
"Крюково" – станция не для слабаков: здесь несколько платформ и два подземных пешеходных перехода. Никаких длинных пандусов, никаких лифтов, реклама по стенам. "Крюково" – территория сильных духом и телом. Подобно тому, как некоторые деревни, сильно разросшись, получали статус посёлка городского типа, так станция "Крюково", увеличившись в размерах, по сути осталась затрапезным подмосковным полустанком. Действительно, переименовывать это в Зеленоград было бы неуместно.
Гудит пристанционная площадь, городской транспорт здесь уже почти полностью переоформился согласно московским стандартам.
При этом, как это часто бывает, переняв форму, местные транспортники начисто забыли о содержании:
Так, например, здесь до сих пор на всех загруженных маршрутах вход осуществляется только через переднюю дверь и турникет, в то время как на большинстве загруженных маршрутов Москвы эта практика признана ошибочной, и вход осуществляется через все двери. Да, зайцев становится больше, да, приходится ужесточать контроль, но при этом автобусы не стоят по несколько минут на остановке, ожидая, пока все выйдут и зайдут гуськом по одному, а более эффективно перевозят людей.
Ещё одна удивительная вещь – подземные переходы. Ни архитекторами-романтиками в 1960-х, ни градостроителями в 1970-х, ни даже чиновниками в 1990-х такого количества подземных переходов в Зеленограде не предусматривалось. Зато в 2000-е и 2010-е дороги стали расширяться, и огромные подземные и надземные переходы появились по всему Зеленограду. Теперь, когда вся Москва стала во многих местах делать наземные переходы со светофором, в ЗелАО поднялся вой, что, мол, и так много денег потрачено на внеуличные переходы, и никаких "зебр" со светофорами не нужно.
Одной из непривычных особенностей Зеленограда является квартальная планировка. По замыслу градостроителей, дороги должны идти вокруг жилой застройки, а не сквозь неё, а внутри должна быть создана вся инфраструктура с дворами, школами и садами. Редкие постройки в городе числятся по улицам, в основном адреса выглядят так: Зеленоград, к.913 и Зеленоград, к.906:
Корпус 913 – это 9-й микрорайон, 13-й дом (в Набережных Челнах адрес записывают схожим образом), а мы двинемся сквозь район к одному из главных объектов Зеленограда – Московскому институту электронной техники (МИЭТ). Самый короткий путь из 9-го микрорайона к МИЭТ, конечно, через лес:
Зеленоград – это интересный градостроительный опыт. Город строили не на пустом месте, озеленяя его потом парками и скверами – город встраивали между существующими лесами, некоторые деревья в которых порой старше самого города.
При этом в лесах между районами проложены дорожки, то тут, то там стоят лавочки и есть места для шашлыка. Пикник на природе – развлечение в шаговой доступности для любого жителя Зеленограда.
Едешь по лесу – белки разбегаются, будто в Гайд-парк приехал. И вроде только начинаешь проникаться местной жизнью, как тебя резко возвращают обратно в реальность:
Прекрасная асфальтированная дорожка, идущая через лес, заканчивается кривой лестницей и народной велосипедной тропой. Мы приехали к МИЭТу!
Институт электронной техники, основанный ещё в 1965 году в Зеленограде, советской "Кремниевой долине", в 2010 году получил статус Национального исследовательского университета. Такое впечатление, что здесь отучилась половина Зеленограда, а другая половина приехала учиться и осела в городе после выпуска, благо и Москва рядом, и в самом Зеленограде по специальностям университета работы хватает.
Как и весь город, корпуса МИЭТа строились среди леса. Архитекторы зданий института во многом вдохновлялись малоэтажными, облицованными красным кирпичом постройками Политехнического университета в Хельсинки.
Корпуса, соединённые тёплыми переходами, бассейн, спортзал, стадион – всё это должно было составлять единый кампус вместе с прудами на реке Сходня и рельефом местности. Единственное, общежития МИЭТа пришлось выстроить в другой части города, неподалёку.
У главного входа решено было сделать часы с музыкой и колоколом. Музыку сочинил Микаэль Таривердиев, а с колоколом получилась ещё более занятная история. По замыслу художников Валерия Тюлина и Сергея Чехова, висящий внизу небольшой колокол непременно должен был быть древним. Подходящий колокол нашёлся в музее города Тутаева (Ярославская область). После долгих уговоров директор музея согласился обменять его на старинное ружьё.
Мост между прудами чётко показывает приоритеты в городской среде Зеленограда:
Зеленоград, изначально замышлявшийся как город для людей, город для прогулок среди зелёных аллей, сейчас стал одним из самых автомобилизированных районов Москвы. Для передвижения детей, пенсионеров, маломобильных граждан, не говоря уж о велосипедистах, остаётся всё меньше и меньше места. Общественный транспорт есть и регулярно ходит, но ездят на нём в основном те, кто не может позволить себе купить машину.
Подойдём поближе к зданию префектуры и Центральной площади:
Чтобы пересечь улицу шириной с половину Тверской, теперь приходится идти до циклопических размеров крытого перехода.
Кстати, в Зеленограде даже в середине рабочего дня довольно активное велодвижение: город почти плоский, доехать в пределах минут 20 даже без велодорожек и инфраструктуры можно куда угодно.
Идём по переходу на Центральную площадь:
Вот что вы представляете себе, когда слышите "Центральная площадь"? Главная площадь города – памятник, может, какой-нибудь, местная администрация, цветники, лавочки, газоны, фонтаны. Такое общественное пространство, куда все в городе идут в первую очередь отдохнуть, куда водят детей по праздникам, куда ведут гостей.
Вот переход заканчивается....
... заканчивается переход.
Уже почти.
Ещё немного...
Выходим из перехода, а там:
В это невозможно поверить! Здесь парковка! На Центральной площади нет ни фонтана, ни цветников, ни лавочек – ничего нет, одна сплошная парковка.
Вся площадь перед зданием префектуры отдана исключительно под парковку.
Здесь по изначальным проектам должно было быть обустроенное общественное пространство для городских мероприятий, для прогулок и отдыха, а вокруг – передовая для того времени архитектура. То же здание местной администрации, дом на ножках:
Или Дом культуры, который сверху так вообще смотрится как какой-то космический объект:
К прудам спускается террасный парк:
А от длинного жилого здания к этому общественному пространству должны были быть перекинуты мостики. Дорога с транзитным трафиком находится где-то внизу, а люди гуляют от горки до горки поверху.
Так изначально выглядел проект:
Правда, ещё в советское время в него внесли коррективы: тех же мостов построили не так много, а крыша универмага напротив не стала обитаемой:
Дом напротив площади – один из самых примечательных в Зеленограде. В народе его прозвали "Флейтой" за схожесть с музыкальным инструментом. Построенное в 1969 году, это здание долгое время было самым длинным жилым домом всей Москвы (516 метров), пока в 2000-х годах на Ходынском поле не построили ЖК "Гранд-Парк" длиной 775 метров.
В основу "Флейты" заложены принципы, например, конструктивистского дома Наркомфина на Новинском бульваре. Во-первых, это дом на ножках. Вышел из подъезда – и идёшь сразу же в нужном направлении, не обходя длинное здание:
Во-вторых, в доме коридорная система, и есть квартиры, расположенные на двух ярусах:
В-третьих, лестницы вынесены наружу и идут до крыши. По изначальным проектам плоская крыша должна была использоваться жильцами как общественное пространство:
Но всё и тут в какой-то момент пошло не так. Вместо туристов, фотографий во всех архитектурных журналах и пикников на крыше здесь, например, закладывают подъездные окна и вставляют металлические двери.
Напомним, что советские идеи 1920-х после войны развил Ле Корбюзье, построив, например, схожий дом в соответствии с концепцией "жилой единицы" в Марселе.
Так в Марселе выглядят подъезды:
А вот как используется крыша:
Подробнее о доме Ле Корбюзье в Марселе можно почитать здесь.
Вернёмся в Зеленоград и вновь через леса отправимся в другой район:
Прекрасный пример того, как человек в 1960-е не портил природу, а встраивал город в существующий ландшафт. Вот было в лесу озеро с деревьями по кругу – его не стали "облагораживать" под городской пруд. Так и оставили, обустроив лишь пляж с одной стороны. Поэтому Чёрное озеро осталось Чёрным озером.
Ещё один пример строительства в согласии с природой – 1-й микрорайон Зеленограда. Место до сих пор носит название Быково болото, хотя само болото вычистили, сделали пруд с фонтаном и худо-бедно развивают городскую среду со дворами и детскими площадками.
Здесь же стоят экспериментальные панельные дома, в которых панели ставились не перпендикулярно и параллельно, а под углом, что позволяло экономить строительные материалы, но делало квартиры совершенно неудобными для жилья. Эксперимент не стали развивать дальше.
Всё так же через лес мы приезжаем почти к старой трассе М-10, к району, который стоит несколько в стороне от основного Зеленограда – Молодёжный жилой комплекс (МЖК), самый дорогой микрорайон Зеленограда.
Всесоюзное движение МЖК, пик которого пришелся на 1980-е, особенно было популярно в городах с большим количеством молодых специалистов и плохой обеспеченностью жильём. В Зеленограде МЖК начали строить в 1987 году, и сложилась уникальная ситуация: то, что должно было стать дешёвым жильём, возводимым силами самих студентов на пустыре за городом, стало элитным районом города.
А начиналось всё более чем скромно.
Район Коммуналок – МЖК.
Уже в 90-е бывшие комсомольские лидеры и активные студенты конца 1980-х, видимо, "хорошо поднялись", и район стал бурно развиваться и расти:
Здесь же квартиры имеются и у нынешнего руководства Зеленограда.
Удивительно, но, в отличие от всего Зеленограда, здесь заборы не покрывают ядовито-зелёной краской, а скромно окрашивают в чёрный.
Весь район сделан по принципу "дорого-богато", как в 1990-х. Про феерический цыганский фонтан уже был пост, вызвавший немало негодования среди местных жителей и даже срочные хвалебные статьи в местных СМИ, а здесь стоит показать ещё альпийскую горку.
Увы, всё снималось, когда здесь ещё были наладочные работы, поэтому воды и рыб в резервуарах нет.
Люди со всего Зеленограда порой просто приезжают сюда погулять. Лавочки, горка, вода бежит – та уютная городская среда, которой катастрофически не хватает в остальных частях города.
И напоследок переместимся на ещё одну главную площадь Зеленограда – площадь Юности.
Кстати, по пути на площадь Юности по Центральному проспекту нельзя не обратить внимание на экспериментальные навесы остановок. Невероятно массивная бетонная конструкция стоит на тонкой колонне – тоже сделано по моде 1960-х, в стиле домов на ножках. При строительстве Зеленограда на бетон явно не скупились. Единственное, непонятно, зачем такую прекрасную лаконичную композицию остановки изуродовали позже металлическими решётками, не несущими теперь никакой функции.
Площадь Юности в 1960-х с проектом застройки Центрального проспекта
Сегодняшняя площадь Юности – это такой небольшой кусочек ЦАО в ЗелАО. В прошлом году на площади перед бывшим кинотеатром и торговым комплексом из середины 1970-х всё неплохо замостили плиткой, сделали "сухой фонтан", бьющий из земли, и стали постоянно устраивать фестивали, как в центре Москвы.
В результате вышло неплохое общественное пространство. Правда, традиционно его сильно ругали местные жители с позиции "раньше всё было лучше".
Вот такой небольшой обзор Зеленограда. Хороший он или плохой, решать вам.
Хотелось бы вам здесь жить? Пишите в комментариях, а также предлагайте, в какой район Москвы стоит отправиться в следующий раз.
Бирюлёво: самый плохой район Москвы
Россия:
Адлер: Очень плохой / Хороший
Алушта: Антиутопическая
Архангельск: Ужасный / Необъяснимо плохой / Необъяснимо хороший
Брянск: Плохой / Хороший
неВеликий Новгород
Владивосток: Плохой / Хороший
Владимир: Плохой / Хороший
Воронеж: Плохой / Снова плохой / Хороший
Геленджик: Плохой / Хороший
Грозный: Плохой / Хороший
Екатеринбург: Плохой / Хороший
Железноводск: Захваченный
Ижевск: Плохой / Хороший
Иркутск: Другой
Йошкар-Ола: Плохая / Хорошая
Казань: Плохая / Хорошая
Кёнигсберг: Плохой / Хороший
Корсаков: Богатый
Кострома: Плохая / Хорошая
Красноярск: Позорный / Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший / Жутковатый
Магас: Плохой / Хороший
Магнитогорск: Вонючий
Махачкала: Плохая / Хорошая
Михайловск: Современный
Нижний Новгород: Плохой / Хороший
Нижний Тагил: Плохой
Новороссийск:: Плохой / Хороший
Новосибирск: Безликий
Омск: Жуткий, часть 1 / Жуткий, часть 2 / Жуткий, часть 3 / Жуткий, часть 4 / Жуткий, часть 5 / Хороший
Оренбург: Плохой / Хороший
Пенза: Плохая / Хорошая
Петрозаводск:Плохой / Хороший
Псков: Плохой / Хороший / Очень хороший
Ростов: Плохой / Плохой (часть 2) / Хороший
Самара: Плохая / Странная / Хорошая
Саранск: Плохой / Хороший / Непонятный
Севастополь: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Сочи: Плохой / Хороший
Сургут: Плохой / Хороший
Сыктывкар: Очень Плохой / Плохой / Хороший
Тагил: Плохой / Хороший
Тверь: Плохая / Хорошая
Тула: Плохая / Хорошая / Плохая и хорошая
Тырныауз: Умирающий
Уфа: Плохая / Снова плохая / Хорошая / Саммитная / Серая
Хабаровск: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Ханты-Мансийск: Плохой / Хороший
Челябинск: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Плохой, часть 3 / Хороший
Черкесск: Плохой / Хороший
Южно-Сахалинск: Плохой / Хороший
Якутск: Плохой / Интересный
Ярославль: Очень плохой / Плохой / Хороший / Шинный
Мир:
Баку: Плохой / Хороший
Белград: Плохой / Хороший
Бухарест: Плохой / Хороший
Варшава: Плохая / Хорошая
Вильнюс: Плохой / Хороший
Детройт: Плохой / Хороший
Киев: Плохой / Хороший
Кишинев: Плохой / Хороший
Львов: Плохой / Хороший
Марсель: Жуткий / Почти хороший
Минск: Плохой / Хороший
Рим: Плохой / Хороший
Тбилиси: Плохой / Плохой (часть 2) / Жуткий / Хороший
Тирана: Плохая / Хорошая
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]