Деревянное Присвирье.Часть I.Деревня СОГИНИЦЫ Подпорожского р-на Ленобласти.Никольская церковь,1696г
---
…В один воистину прекрасный день человек открывает для себя чудо русского деревянного зодчества. Для кого-то знакомство с национальным архитектурным достоянием начинается с несравненного Кижского Музея-заповедника, либо с распространённых нынче ”оазисов деревянного зодчества а-ля русская деревня” - наподобие роскошных Витославлиц под Новгородом или романтичной Костромской слободы возле Ипатьевского монастыря, в древней чудесной Костроме. А для кого-то этим чудом, этим самым первым шагом на бесконечном пути познания прекрасного, станет одинокая древняя церковь, покосившаяся часовенка или простая изба, с поросшими мхом стенами, в покинутой русской провинции…
Знакомьтесь: окраина Ленинградской области, бывший Олонецкий уезд, в 15 км от границы с Карелией. Пустынная нынче деревня Согиницы в 28 км от райцентра Подпорожье – пара десятков запертых на замки домов на паре гектаров земли, с официальным населением - в три человека. А посреди безлюдной деревни – три дивных деревянных богатыря – шатровые Никольская церковь (1696 г) с колокольней и клетская Ильинская церковь (1864 г). И отгоняешь от себя назойливую мысль - ведь спустя пяток лет эти трехсотлетние архитектурные памятники Прионежской школы зодчества останутся здесь стоять в полном одиночестве, без охраны и присмотра, предоставленные лишь самим себе…
Северо-восточная часть Ленинградской области (где и находится Подпорожский район) расположена в местности, называемой Межозёрьем: еще чуть на восток - и вот оно, Онежское озеро (на след. фото)...
...а на запад - тут вас продувает насквозь вечными своими ветрами беспокойное Ладожское озеро, крупнейшее по площади в Европе (на след.фото).
Из Онежского (оно на возвышенности) в Ладожское озеро (в низине) перетекает река Свирь (на след. фото) ...
...– благодаря которой обширный этот район в 224 км шириной (соразмерно длине Свири) носит поэтичное название Присвирье. Это - наша местная Карелия. С такой же природой, ...
... озерами ...
...и деревянной дивной архитектурой…И труднодоступностью (так, ерунда, всего каких-то 300+ км от Питера), а посему – безлюдностью, тишиной и драгоценной возможностью побыть наедине с самим собой. Приезжайте. Не пожалеете. Не всё же нам одним местных комаров кормитьJ .
Журчит и искрится на солнышке речка Важинка, у Согиниц мелкая, по колено - торопится до Свири донести прозрачные свои воды с отраженными в них синими небесами и опрокинутой лесной чащей.
Лесная стена на противоположном берегу серьезная и всамделишная – сюда приезжают охотиться в сезон, благо еще не весь строевой и корабельный лес извели на корню совместные лесозаготовительные предприятия.
Собственно, для лесовозов и пройдена грейдером дорога, по которой в эти края едут немногочисленные дачники, да такие вот как мы маньяки ценители старинной архитектуры.
Никакими туристами здесь и не пахнет – и слава Богу. Чужим здесь делать нечего – а свои доберутся, коли действительно свои.
Местная тишина и безлюдность весьма располагают к размышлениям, и есть время и возможность сосредоточиться на ощущениях, ибо пусто вокруг и не мешает шумная толпа. В тех же Кижах и новомодных ”русских слободах” со свезенными окрест церквями, мельницами да хоромами, хоть и зашкаливает плотность памятников на единицу площади, и неплохих кадров нащелкать можно немало - да чересчур оживленно, атмосфера муравейника, суета, пестрота и коммерция. Не то, словом.
Итак, наша Никольская церковь в Согиницах, построенная вместе с колокольней в 1696 году – типичный представитель архитектуры Прионежского региона, ей присущи все признаки, характерные для шатровых храмов этого типа. Основной сруб – нижний восьмерик (восьмигранник в плане), в половину всей высоты здания, срублен ”в обло” (концы бревен выпущены наружу), поверх него поставлен другой восьмерик значительно меньшей высоты, завершающийся повалом (расширением сруба у основания шатра).
На границе двух восьмериков – фронтонный пояс, состоящий из попарно расположенных на каждой из восьми граней треугольников-фронтонов с двускатными покрытиями, общим числом 16, выполняющих функцию водосбросов – в местах их нижних стыков установлены водометы. Этот фронтонный пояс – характерный элемент, ну просто ни дать ни взять визитная карточка Прионежского деревянного зодчества, на шатровых храмах присутствует повсеместно.
Есть версия, что, появившись в деревянном обличье задолго до начала строительства каменных храмов, фронтонный пояс стал прообразом будущих рядов кокошников с закомарами.
В нижней части восьмерика устроены косящатые окна (проемы прорублены в нескольких рядах бревен, чьи торцы затем прикрыты косяками).
Восьмигранный шатер увенчан барабаном с покрытой лемехом главкой – заметим попутно, что креста на главе церкви нет (в ходе ремонта 1974-1976 годов была нарушена технология установки) – зато он присутствует на главке колокольни, и также деревянный. Чтобы вернуть крест на место, необходимо либо строительные леса по-новой возводить, либо с авиацией договариваться, и то, и другое хлопотно и затратно – вопрос повис в воздухе. Кроме того, на церковной главе заметны утраты лемехового покрытия – по большому счету, и свежая реставрация бы не помешала, но это ж целое дело …
С востока и запада к восьмерику храма примыкают два прируба – алтарь и трапезная с крыльцом, служащим одновременно входом как в церковь, так и в колокольню. Кровлю крыльца поддерживают резные столбы. Алтарь-трехстенок с такими же косящатыми оконцами чуть меньших размеров, с двускатной тесовой кровлей – свесы тесин обработаны в форме пик, а торцы подкровельных бревен-слег прикрыты резными причелинами. Тот же тип кровли у трапезной и козырька над крыльцом.
Резной декор причелин (на фото) повторяет резьбу фронтонного пояса. На стыке причелин – узорное полотенце. Всё на своих местах, соответственно традиции. Всё обновлено в 1970-х годах - старая кровля алтаря и трапезной к тому времени разрушилась.
Восьмерик с прирубами сейчас стоит на бутобетонном фундаменте, появившемся здесь в 1976 году – полутораметровом слое камней-булыжников, собранных по окрестным берегам речки Важинки, скрепленных меж собой цементным раствором. Фундамент вполне надежен, чего, увы, нельзя сказать о деревянных конструкциях :
... – кое-где видны подгнившие бревна венцов, растрескавшиеся полицы с прорехами в зубчатых краях (полица - нижняя часть шатра, его пологая оторочка, служащая для отвода дождевой воды, льющейся с кровли, подальше от стен расположенного ниже сруба), обвалившийся с глав лемех.
Обшитая тесом колокольня в архитектурно-планировочном смысле представляет собой пару поставленных на очень низкий массивный четверик шестигранников (довольно редкая для деревянного зодчества конструкция) разной высоты, разделенных карнизом - водоотводом, опирающимся на широкий повал нижнего шестерика. Ярус звона увенчан шатром, до 1920-х годов поддерживаемым двенадцатью резными столбиками – сейчас их, увы, реконструировать не стали, видимо, образцов раздобыть не смогли. Колокольня метров на пять ниже церкви, и эти два шатровых профиля образуют незабываемую живописную группу.
Третий полноправный участник архитектурного ансамбля Согиниц – несчастная Ильинская церковь, поставленная в 1864 году (на след.фото):
Несчастная, потому что согласно действующим на тот момент правилам, любая деревянная постройка должна была имитировать каменное здание – никаких тесовых кровель ”по потокам”, никакого фактурного живописного сруба, резных столбов крылец, наличников и причелин. Довольно безликое покосившееся здание с гладкими дощатыми стенами, крытое проржавленным железом. Обе церкви – действующие, внутри находится богослужебная утварь, изредка проводятся службы. Вопрос ”для кого?” – загадка, однако…
Еще одно местное чудо деревянной архитектуры обнаружилось в полусотне метров от церквей (на след. фото):
На единственной Никольской улице стоит покосившийся градусов на пять минимум деревянный жилой дом, скромно назвавшийся ”Титаником”. Обитаемый, судя по занавесочкам в окошках и порядку во дворе. С призывом к милосердию на борту. Помогли, не вопрос J .
В 1974-1976 годах в Согиницах работала группа архитекторов из ленинградской “Спецпроектреставрации” – возвращала к жизни ансамбль древних храмов, пострадавший как от времени, так и от артобстрелов в годы войны (авторы проекта реставрации – Марк Коляда и Ирина Мачерет). Помогали профессионалам ребята-студенты Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ). Судя по оставшимся у них с тех времен черно-белым фото (не имею права публиковать, а воровать чужое не хотелось), деревня в ту пору была вполне живой – в одном кадре на фоне забора позируют хулиганистые мальчишки, в другом – стадо коров (голов в тридцать, не меньше) лениво разбрелось по берегу Важинки, через которую тогда еще был переброшен живописный висячий мостик, разумеется, деревянный. И домишки – тоже сплошь деревянные избы.
Ни коров, ни ребятни, ни мостика в августе 2017 года, спустя 41 год, в Согиницах не обнаружено. К старым избам добавилось, пожалуй, несколько летних дачных домиков да пара-тройка основательных современных особняков – видать, кто-то всё же рискнул надолго обосноваться в этих местах. Сидишь, смотришь на живую местную красоту – да и, грешным делом, позавидуешь по-хорошему обитателям особняков-то этих, в каких чудесных краях поселились! Тишина оглушительная, покой умиротворяющий, природа дивная, архитектура заповедная – лепота…
В ходе реставрации 1970-х годов с бревенчатых стен церкви отодрали обшивку, появившуюся здесь в середине XIX века – вернув памятнику архитектуры историческое обличье. Странно только, что колокольню, в процессе реставрации которой старая обшивка также была снята, а обнаруженные под нею сгнившие венцы заменены новыми, опять обрядили в гладкий тесовый футляр. Может, чтобы мы, глядя и сравнивая, могли ярче прочувствовать разницу между колоритной фактурой бревенчатых стен церкви и заурядными ровными гранями колокольни?
Начиная с 1820-х годов, обшивали срубы древних церквей повсеместно - в приказном порядке, невзирая на историко-архитектурную ценность объекта (тогда даже понятия такого не было), особого пиетета к народному “лапотно-крестьянскому” зодчеству до второй половины XIX века не испытывали, а потому старались “облагородить и возвысить” казавшиеся неказистыми деревянные здания. Именно в таком “благолепном” виде в 1906 году Согиницкую Никольскую церковь запечатлел на своих фото (см. выше) Дмитрий Васильевич Милеев, побывавший в этих краях в ходе экспедиции по обследованию и обмерам памятников Русского Севера, направленной сюда “Комиссией по изучению древнерусского зодчества”. Именно он одним из первых поднял вопрос о необходимости возвращения деревянным постройкам их исторического облика. И именно в этом ключе работала и работает до сих пор отечественная реставрационная школа на объектах деревянного зодчества, благодаря специалистам которой мы имеем счастье любоваться подобной красотой – увы, уже немногочисленной, исчезающей, уходящей, и оттого еще более драгоценной.
На заключительном фото – обмер Никольской церкви в Согиницах, выполненный Александром Викторовичем Ополовниковым в 1960-х годах.
Знакомьтесь: окраина Ленинградской области, бывший Олонецкий уезд, в 15 км от границы с Карелией. Пустынная нынче деревня Согиницы в 28 км от райцентра Подпорожье – пара десятков запертых на замки домов на паре гектаров земли, с официальным населением - в три человека. А посреди безлюдной деревни – три дивных деревянных богатыря – шатровые Никольская церковь (1696 г) с колокольней и клетская Ильинская церковь (1864 г). И отгоняешь от себя назойливую мысль - ведь спустя пяток лет эти трехсотлетние архитектурные памятники Прионежской школы зодчества останутся здесь стоять в полном одиночестве, без охраны и присмотра, предоставленные лишь самим себе…
Северо-восточная часть Ленинградской области (где и находится Подпорожский район) расположена в местности, называемой Межозёрьем: еще чуть на восток - и вот оно, Онежское озеро (на след. фото)...
...а на запад - тут вас продувает насквозь вечными своими ветрами беспокойное Ладожское озеро, крупнейшее по площади в Европе (на след.фото).
Из Онежского (оно на возвышенности) в Ладожское озеро (в низине) перетекает река Свирь (на след. фото) ...
...– благодаря которой обширный этот район в 224 км шириной (соразмерно длине Свири) носит поэтичное название Присвирье. Это - наша местная Карелия. С такой же природой, ...
... озерами ...
...и деревянной дивной архитектурой…И труднодоступностью (так, ерунда, всего каких-то 300+ км от Питера), а посему – безлюдностью, тишиной и драгоценной возможностью побыть наедине с самим собой. Приезжайте. Не пожалеете. Не всё же нам одним местных комаров кормитьJ .
Журчит и искрится на солнышке речка Важинка, у Согиниц мелкая, по колено - торопится до Свири донести прозрачные свои воды с отраженными в них синими небесами и опрокинутой лесной чащей.
Лесная стена на противоположном берегу серьезная и всамделишная – сюда приезжают охотиться в сезон, благо еще не весь строевой и корабельный лес извели на корню совместные лесозаготовительные предприятия.
Собственно, для лесовозов и пройдена грейдером дорога, по которой в эти края едут немногочисленные дачники, да такие вот как мы маньяки ценители старинной архитектуры.
Никакими туристами здесь и не пахнет – и слава Богу. Чужим здесь делать нечего – а свои доберутся, коли действительно свои.
Местная тишина и безлюдность весьма располагают к размышлениям, и есть время и возможность сосредоточиться на ощущениях, ибо пусто вокруг и не мешает шумная толпа. В тех же Кижах и новомодных ”русских слободах” со свезенными окрест церквями, мельницами да хоромами, хоть и зашкаливает плотность памятников на единицу площади, и неплохих кадров нащелкать можно немало - да чересчур оживленно, атмосфера муравейника, суета, пестрота и коммерция. Не то, словом.
Итак, наша Никольская церковь в Согиницах, построенная вместе с колокольней в 1696 году – типичный представитель архитектуры Прионежского региона, ей присущи все признаки, характерные для шатровых храмов этого типа. Основной сруб – нижний восьмерик (восьмигранник в плане), в половину всей высоты здания, срублен ”в обло” (концы бревен выпущены наружу), поверх него поставлен другой восьмерик значительно меньшей высоты, завершающийся повалом (расширением сруба у основания шатра).
На границе двух восьмериков – фронтонный пояс, состоящий из попарно расположенных на каждой из восьми граней треугольников-фронтонов с двускатными покрытиями, общим числом 16, выполняющих функцию водосбросов – в местах их нижних стыков установлены водометы. Этот фронтонный пояс – характерный элемент, ну просто ни дать ни взять визитная карточка Прионежского деревянного зодчества, на шатровых храмах присутствует повсеместно.
Есть версия, что, появившись в деревянном обличье задолго до начала строительства каменных храмов, фронтонный пояс стал прообразом будущих рядов кокошников с закомарами.
В нижней части восьмерика устроены косящатые окна (проемы прорублены в нескольких рядах бревен, чьи торцы затем прикрыты косяками).
Восьмигранный шатер увенчан барабаном с покрытой лемехом главкой – заметим попутно, что креста на главе церкви нет (в ходе ремонта 1974-1976 годов была нарушена технология установки) – зато он присутствует на главке колокольни, и также деревянный. Чтобы вернуть крест на место, необходимо либо строительные леса по-новой возводить, либо с авиацией договариваться, и то, и другое хлопотно и затратно – вопрос повис в воздухе. Кроме того, на церковной главе заметны утраты лемехового покрытия – по большому счету, и свежая реставрация бы не помешала, но это ж целое дело …
С востока и запада к восьмерику храма примыкают два прируба – алтарь и трапезная с крыльцом, служащим одновременно входом как в церковь, так и в колокольню. Кровлю крыльца поддерживают резные столбы. Алтарь-трехстенок с такими же косящатыми оконцами чуть меньших размеров, с двускатной тесовой кровлей – свесы тесин обработаны в форме пик, а торцы подкровельных бревен-слег прикрыты резными причелинами. Тот же тип кровли у трапезной и козырька над крыльцом.
Резной декор причелин (на фото) повторяет резьбу фронтонного пояса. На стыке причелин – узорное полотенце. Всё на своих местах, соответственно традиции. Всё обновлено в 1970-х годах - старая кровля алтаря и трапезной к тому времени разрушилась.
Восьмерик с прирубами сейчас стоит на бутобетонном фундаменте, появившемся здесь в 1976 году – полутораметровом слое камней-булыжников, собранных по окрестным берегам речки Важинки, скрепленных меж собой цементным раствором. Фундамент вполне надежен, чего, увы, нельзя сказать о деревянных конструкциях :
... – кое-где видны подгнившие бревна венцов, растрескавшиеся полицы с прорехами в зубчатых краях (полица - нижняя часть шатра, его пологая оторочка, служащая для отвода дождевой воды, льющейся с кровли, подальше от стен расположенного ниже сруба), обвалившийся с глав лемех.
Обшитая тесом колокольня в архитектурно-планировочном смысле представляет собой пару поставленных на очень низкий массивный четверик шестигранников (довольно редкая для деревянного зодчества конструкция) разной высоты, разделенных карнизом - водоотводом, опирающимся на широкий повал нижнего шестерика. Ярус звона увенчан шатром, до 1920-х годов поддерживаемым двенадцатью резными столбиками – сейчас их, увы, реконструировать не стали, видимо, образцов раздобыть не смогли. Колокольня метров на пять ниже церкви, и эти два шатровых профиля образуют незабываемую живописную группу.
Третий полноправный участник архитектурного ансамбля Согиниц – несчастная Ильинская церковь, поставленная в 1864 году (на след.фото):
Несчастная, потому что согласно действующим на тот момент правилам, любая деревянная постройка должна была имитировать каменное здание – никаких тесовых кровель ”по потокам”, никакого фактурного живописного сруба, резных столбов крылец, наличников и причелин. Довольно безликое покосившееся здание с гладкими дощатыми стенами, крытое проржавленным железом. Обе церкви – действующие, внутри находится богослужебная утварь, изредка проводятся службы. Вопрос ”для кого?” – загадка, однако…
Еще одно местное чудо деревянной архитектуры обнаружилось в полусотне метров от церквей (на след. фото):
На единственной Никольской улице стоит покосившийся градусов на пять минимум деревянный жилой дом, скромно назвавшийся ”Титаником”. Обитаемый, судя по занавесочкам в окошках и порядку во дворе. С призывом к милосердию на борту. Помогли, не вопрос J .
В 1974-1976 годах в Согиницах работала группа архитекторов из ленинградской “Спецпроектреставрации” – возвращала к жизни ансамбль древних храмов, пострадавший как от времени, так и от артобстрелов в годы войны (авторы проекта реставрации – Марк Коляда и Ирина Мачерет). Помогали профессионалам ребята-студенты Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ). Судя по оставшимся у них с тех времен черно-белым фото (не имею права публиковать, а воровать чужое не хотелось), деревня в ту пору была вполне живой – в одном кадре на фоне забора позируют хулиганистые мальчишки, в другом – стадо коров (голов в тридцать, не меньше) лениво разбрелось по берегу Важинки, через которую тогда еще был переброшен живописный висячий мостик, разумеется, деревянный. И домишки – тоже сплошь деревянные избы.
Ни коров, ни ребятни, ни мостика в августе 2017 года, спустя 41 год, в Согиницах не обнаружено. К старым избам добавилось, пожалуй, несколько летних дачных домиков да пара-тройка основательных современных особняков – видать, кто-то всё же рискнул надолго обосноваться в этих местах. Сидишь, смотришь на живую местную красоту – да и, грешным делом, позавидуешь по-хорошему обитателям особняков-то этих, в каких чудесных краях поселились! Тишина оглушительная, покой умиротворяющий, природа дивная, архитектура заповедная – лепота…
В ходе реставрации 1970-х годов с бревенчатых стен церкви отодрали обшивку, появившуюся здесь в середине XIX века – вернув памятнику архитектуры историческое обличье. Странно только, что колокольню, в процессе реставрации которой старая обшивка также была снята, а обнаруженные под нею сгнившие венцы заменены новыми, опять обрядили в гладкий тесовый футляр. Может, чтобы мы, глядя и сравнивая, могли ярче прочувствовать разницу между колоритной фактурой бревенчатых стен церкви и заурядными ровными гранями колокольни?
Начиная с 1820-х годов, обшивали срубы древних церквей повсеместно - в приказном порядке, невзирая на историко-архитектурную ценность объекта (тогда даже понятия такого не было), особого пиетета к народному “лапотно-крестьянскому” зодчеству до второй половины XIX века не испытывали, а потому старались “облагородить и возвысить” казавшиеся неказистыми деревянные здания. Именно в таком “благолепном” виде в 1906 году Согиницкую Никольскую церковь запечатлел на своих фото (см. выше) Дмитрий Васильевич Милеев, побывавший в этих краях в ходе экспедиции по обследованию и обмерам памятников Русского Севера, направленной сюда “Комиссией по изучению древнерусского зодчества”. Именно он одним из первых поднял вопрос о необходимости возвращения деревянным постройкам их исторического облика. И именно в этом ключе работала и работает до сих пор отечественная реставрационная школа на объектах деревянного зодчества, благодаря специалистам которой мы имеем счастье любоваться подобной красотой – увы, уже немногочисленной, исчезающей, уходящей, и оттого еще более драгоценной.
На заключительном фото – обмер Никольской церкви в Согиницах, выполненный Александром Викторовичем Ополовниковым в 1960-х годах.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]