Конкуренция уходит из бизнеса?
---
Аналитический центр при правительстве РФ опросил представителей бизнеса о развитии конкуренции в России.
По данным аналитиков, доля бизнеса, который ощущает слабую конкуренцию или вовсе ее отсутствие, за четыре года выросла с 21 до 27%, а высокой конкуренцию в своих сферах назвали 46% представителей бизнеса против 53% в 2015 году.
"Некоторое снижение оценки респондентами уровня конкуренции скорее свидетельствует об изменении самоощущений бизнеса. Косвенные же факторы говорят о том, что уровень конкуренции в течение четырех лет существенно не меняется, а некоторые из них указывают на его постепенный рост", — приводит выдержки из доклада "Российская газета", которая ознакомилась с документом.
Аналитики отмечают, что одним из наиболее значимых факторов конкурентоспособности российских товаров и услуг остается низкая цена. При этом, если производитель поднимет ее хотя бы на 15%, то с большой долей вероятности потеряет значительную часть оборота. По итогам последнего исследования, с таким доводом согласились 60% опрошенных предпринимателей. Для сравнения: в 2017 году таких было только 53%.
"На отечественном рынке все меньше игроков, которые наблюдают сокращение числа конкурентов: в 2016 году об этом говорила почти четверть респондентов, теперь — 22,5%. Среди причин сокращения числа конкурентов бизнес называет антиконкурентные действия органов власти, изменения в нормативно-правовой базе и собственно уход игроков с рынка", — также говорится в докладе.
Кроме того, существенное число предпринимателей испытывает давление со стороны доминирующих участников рынка. По данным Аналитического центра при правительстве РФ, чаще всего на это жалуются производители электроэнергии, газа и воды — об этом заявили 3/4 представителей отрасли.
Также на это обратили внимание около 64% представителей рынка строительных материалов и игроки финансовой сферы. Схожая ситуация наблюдается в сфере оптовой и розничной торговли, а также в химической промышленности. При этом бизнес отмечает, что нередко на нарушениях ловят и представителей естественных монополий.
В то же время каждый третий предприниматель уверен, что конкуренция полезна для развития бизнеса. Однако 28% предпринимателей считают, что положительного влияния конкуренция не оказывает.
40% участников опроса заявляют, что развиваться дальше более серьезными темпами бизнесу не позволяет высокая налоговая нагрузка. Кроме того, 21% подчеркивают, что не готовы расширять сферу деятельности или продуктовую линейку в течение ближайших трех лет. Эта цифра продолжает сокращаться на протяжении нескольких лет: в 2017 году таких бизнесменов насчитывалось 25%.
"Предпринимательская безынициативность чаще всего объясняется нехваткой денег на развитие, высокими издержками и насыщенностью рынков сбыта: например, конкуренция за рубежом порой настолько высока, что вписаться в новые географические рамки нет ни смысла, ни нужды", — комментируют аналитики.
Эксперты, опрошенные "Российской газетой", отмечают, что российскому бизнесу предстоит еще немало вызовов, связанных с развитие IT-отрасли, а также трансформацией рынка финансовых услуг — в частности, бурном развитии криптовалютного направления. Также остро стоит вопрос с рекламой и в целом разными формами недобросовестной конкуренции. Кроме того, на состояние конкуренции оказывает влияние высокая доля госсобственности на отдельных рынках, добавляют аналитики.
Своим мнением о ситуации делится заведующий сектором Института экономики РАН, профессор Олег Сухарев: "Уровень конкуренции на российском рынке и не был большим в силу высокой монополизации рынков. Монополизм рынков возник в силу того, что сокращались целые секторы обработки, давление естественных монополий было велико. К тому же Федеральная антимонопольная служба имеет ограниченные рычаги влияния по объективным причинам, так как многие виды сговора не могут подлежать контролю, они плохо выявляемы имеющимися методами. <...>
Кроме того, рынки поделены и контролируются крупными бизнес-кланами, влияние которых не учтет никакая ФАС, да и методов воздействия на такие кланы по сути нет. <...> И если дальнейшие изменения правил происходят в пользу каких-то групп особых интересов, лоббистских бизнес-групп, то это тем более ограничивает конкуренцию.
При этом допуск на внутренний рынок иностранного бизнеса не решит проблемы, поскольку имеются две опасности. Во-первых, этот бизнес не видит больших перспектив российской экономики. Во-вторых, он будет делить рынок, вытесняя и подчиняя внутренних игроков, что также не увеличит конкуренции. Ведь нашей экономике нужна не просто конкуренция, а конкуренция, которая бы возвышала нашего производителя по его труду и заслугам, обеспечивая выгоды от конкуренции для потребителя — граждан страны."
Декан экономического факультета, заведующая кафедрой мировой и региональной экономики, экономической теории Пермского государственного университета, доктор экономических наук, профессор Татьяна Миролюбова соглашается с выводами экспертов Аналитического центра: "Я согласна с тем, что уровень конкуренции на российском рынке падает. Происходит это из-за усиления в последние годы тенденции к увеличению доли госкорпораций в экономике России. На мой взгляд, ослабление конкуренции связано именно с этим. <...>
На мой взгляд, это нехорошая тенденция и не тот тренд, который нам нужен, поскольку мы знаем, что конкуренция — это эффективный рыночный механизм, который позволяет выявить конкурентоспособные предприятия и дать им возможность для развития."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
По данным аналитиков, доля бизнеса, который ощущает слабую конкуренцию или вовсе ее отсутствие, за четыре года выросла с 21 до 27%, а высокой конкуренцию в своих сферах назвали 46% представителей бизнеса против 53% в 2015 году.
"Некоторое снижение оценки респондентами уровня конкуренции скорее свидетельствует об изменении самоощущений бизнеса. Косвенные же факторы говорят о том, что уровень конкуренции в течение четырех лет существенно не меняется, а некоторые из них указывают на его постепенный рост", — приводит выдержки из доклада "Российская газета", которая ознакомилась с документом.
Аналитики отмечают, что одним из наиболее значимых факторов конкурентоспособности российских товаров и услуг остается низкая цена. При этом, если производитель поднимет ее хотя бы на 15%, то с большой долей вероятности потеряет значительную часть оборота. По итогам последнего исследования, с таким доводом согласились 60% опрошенных предпринимателей. Для сравнения: в 2017 году таких было только 53%.
"На отечественном рынке все меньше игроков, которые наблюдают сокращение числа конкурентов: в 2016 году об этом говорила почти четверть респондентов, теперь — 22,5%. Среди причин сокращения числа конкурентов бизнес называет антиконкурентные действия органов власти, изменения в нормативно-правовой базе и собственно уход игроков с рынка", — также говорится в докладе.
Кроме того, существенное число предпринимателей испытывает давление со стороны доминирующих участников рынка. По данным Аналитического центра при правительстве РФ, чаще всего на это жалуются производители электроэнергии, газа и воды — об этом заявили 3/4 представителей отрасли.
Также на это обратили внимание около 64% представителей рынка строительных материалов и игроки финансовой сферы. Схожая ситуация наблюдается в сфере оптовой и розничной торговли, а также в химической промышленности. При этом бизнес отмечает, что нередко на нарушениях ловят и представителей естественных монополий.
В то же время каждый третий предприниматель уверен, что конкуренция полезна для развития бизнеса. Однако 28% предпринимателей считают, что положительного влияния конкуренция не оказывает.
40% участников опроса заявляют, что развиваться дальше более серьезными темпами бизнесу не позволяет высокая налоговая нагрузка. Кроме того, 21% подчеркивают, что не готовы расширять сферу деятельности или продуктовую линейку в течение ближайших трех лет. Эта цифра продолжает сокращаться на протяжении нескольких лет: в 2017 году таких бизнесменов насчитывалось 25%.
"Предпринимательская безынициативность чаще всего объясняется нехваткой денег на развитие, высокими издержками и насыщенностью рынков сбыта: например, конкуренция за рубежом порой настолько высока, что вписаться в новые географические рамки нет ни смысла, ни нужды", — комментируют аналитики.
Эксперты, опрошенные "Российской газетой", отмечают, что российскому бизнесу предстоит еще немало вызовов, связанных с развитие IT-отрасли, а также трансформацией рынка финансовых услуг — в частности, бурном развитии криптовалютного направления. Также остро стоит вопрос с рекламой и в целом разными формами недобросовестной конкуренции. Кроме того, на состояние конкуренции оказывает влияние высокая доля госсобственности на отдельных рынках, добавляют аналитики.
Своим мнением о ситуации делится заведующий сектором Института экономики РАН, профессор Олег Сухарев: "Уровень конкуренции на российском рынке и не был большим в силу высокой монополизации рынков. Монополизм рынков возник в силу того, что сокращались целые секторы обработки, давление естественных монополий было велико. К тому же Федеральная антимонопольная служба имеет ограниченные рычаги влияния по объективным причинам, так как многие виды сговора не могут подлежать контролю, они плохо выявляемы имеющимися методами. <...>
Кроме того, рынки поделены и контролируются крупными бизнес-кланами, влияние которых не учтет никакая ФАС, да и методов воздействия на такие кланы по сути нет. <...> И если дальнейшие изменения правил происходят в пользу каких-то групп особых интересов, лоббистских бизнес-групп, то это тем более ограничивает конкуренцию.
При этом допуск на внутренний рынок иностранного бизнеса не решит проблемы, поскольку имеются две опасности. Во-первых, этот бизнес не видит больших перспектив российской экономики. Во-вторых, он будет делить рынок, вытесняя и подчиняя внутренних игроков, что также не увеличит конкуренции. Ведь нашей экономике нужна не просто конкуренция, а конкуренция, которая бы возвышала нашего производителя по его труду и заслугам, обеспечивая выгоды от конкуренции для потребителя — граждан страны."
Декан экономического факультета, заведующая кафедрой мировой и региональной экономики, экономической теории Пермского государственного университета, доктор экономических наук, профессор Татьяна Миролюбова соглашается с выводами экспертов Аналитического центра: "Я согласна с тем, что уровень конкуренции на российском рынке падает. Происходит это из-за усиления в последние годы тенденции к увеличению доли госкорпораций в экономике России. На мой взгляд, ослабление конкуренции связано именно с этим. <...>
На мой взгляд, это нехорошая тенденция и не тот тренд, который нам нужен, поскольку мы знаем, что конкуренция — это эффективный рыночный механизм, который позволяет выявить конкурентоспособные предприятия и дать им возможность для развития."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]