Самара. Часть 4: Хлебная площадь - площадь Революции
---
Познакомившись в прошлых частях с общим колоритом Старой Самары, пройдёмся теперь по её улицами. Исторический центр организуют 4 площади примерно через 1200 метров друг от друга: Хлебная, Революции, Куйбышева и сдвоенная Самарская-Славы. По ним в следующих трёх частях и отправимся параллельными Волги улицами, и сегодня - по Алексея Толстого, Степана Разина и Куйбышева дойдём от Хлебной площади до площади Революции. Из мрачной промзоны Самарских бухт, давшей городу жизнь, к началу "цивильного" центра.
Некоторые достопримечательности по дороге пропущены - я показывал их в прошлых частях о Запасной столице и непарадных видах самарской изнанки.
Самара имеет форму почти правильного треугольника, и вот - его вершина: стрелка Волги с рекой Самарой, которую местные называют просто Самарка. Прямо на ней в 1883-1949 годах стоял Нобелевский городок - один из нескольких на Волге (см. здесь или здесь) вахтовый посёлок при нефтебазе, в итоге сгоревший дотла. Трубы вдалеке принадлежат современному нефтеперерабатывающему заводу, причём не очень понимаю, какому из двух - Куйбышевскому (1945) в черте Самары или Новокуйбышевскому (1951) в одноимённом городе-спутнике: размер их сравним, а расстояние между ними чуть больше, чем суммарная ширина обоих.
2.
Но всё это появилось позже, а начиналось экономическое благополучие Самары вот здесь - выше старого (1954) автомобильного моста. Историю возвышения города я уже рассказывал в первой части, ещё подробнее она изложена здесь, ну а сейчас напомню её совсем кратко: Самарка освобождалась ото льда чуть раньше Волги, и в эти две недели в ней накапливались суда, вскоре расходившиеся по великой реке вверх и вниз с купеческими товарами и хлебом окрестных полей. С ростом их тоннажа Самарка оказалась удобнее соседней Сызранки, и уже в 1843 году первое в России частное пароходство "По Волге" свой первый коммерческий рейс отправило именно из Самары. Лучшая гавань Средневолжья обернулась взрывном ростом, и уже к 1850 году захолустная уездная Самара вымахала в крупный губернский город.
3.
Основной проблемой Самарки для судоходства были мощные паводки, вызванные прорывом ледяных заторов, и порой они срывали с якорей гружёные суда да вышвыривали их в жернова ледохода в Волге. Особенно отличился паводок 1862 года, уничтоживший 27 судов 4 пароходств и 9 купцов-частников. Однако, типично по-русски, подобная история должна была повториться ещё пару раз: в следующую четверть века тут успели появиться капитальные причалы, судоремонтный завод, десяток мельниц, но лишь в 1891-94 годах дело дошло до строительства "бухты" - то есть, безопасного затона. В 1901-14 годах была построена ещё и Новая бухта, но не раз упоминавшийся мной термин "Самарские бухты" тут не в ходу: у местных они фигурируют обычно по отдельности, тем более что и лежат на разных дорогах. Это - Новая бухта:
4.
Не знаю, почему она пуста - может быть, из-за того, что над ней сейчас строится ещё один автомобильный мост. Более тесная Старая бухта зимующими судами буквально забита, и отсюда едва просматривается за их надстройками, а вблизи я показывал её в первой части с железнодорожного моста. На кадре выше вдали виднеется синяя башня вокзала, а на кадре ниже - храм Михаила Архангела (1915) в Посёлке имени Шмидта (причём - Отто Шмидта!). В этот район, зажатый между вокзалом и речным портом, я так и не дошёл, но весьма воодушевлённо мне о нём рассказывал Валерий v_doljenko - колоритное и жутковатое старое рабочее предместье с цыганской общиной и названиями улиц вроде Третий год Пятилетки:
5.
Справа, в плавнях - Засамарская Слобода, над которой господствует мельница Субботиных (1908, с 1879), ныне часть хлебзавода "Доверие":
6.
Но куда масштабнее промзона слева, в подбрюшье Старого города, и центральный её элемент - одинокий элеватор, похожий на немецкий флактурм. При всей советскости облика, он был построен по новейшим технологиям в 1916 году:
7.
Ну а краснокирпичными мельницы тут за кремль - на спускающейся с моста улице Водников памятник "Точка отсчёта" (1986) устроен прямо на заборе разрушаемого теперь завода клапанов (1932). Ведь где-то под теми цехами стояла первоначально Самарская крепость (1586), заложенная у крайней восточной точки Волги воеводой Григорием Засекиным.
8.
В комплекс памятника входила реплика крепостной башни на другой стороне улицы, но как водится, в 1990-2000-х её надо было оставить без ухода, испакостить и замусорить, дождаться, пока она сгниёт и наконец - сжечь, чтобы начать строительство новой примерно такой же. Три недели назад воссозданная башня была ещё не сдана, и я снял этот кадр через высокий забор, украшенный рекламой плотницкой фирмы:
9.
Глухая и тихая улица Водников была центральной в Самаре 17 века... но в городе, где не сохранилось ни единого здания старше 1840-х годов, как-то и не верится, что 17-й век вообще был.
10.
В пейзаже этого района господствуют мельницы, или скорее в современной терминологии - мелькомбинаты. От ухоженной волжской набережной по улице Горького рукой подать до мельницы Башкировых (1889), немногим уступавшей знаменитой саратовской мельницы Шмидта. К началу ХХ века вместе с "сестрой" в Нижнем Новгороде её обслуживала флотилия из 34 барж и 3 буксиров:
11.
Мечта самарских краеведов - однажды увидеть в этой промзоне лофт наподобие тех, что устраиваются с "нулевых" годов в Москве и Петербурге: во многих городах, в том числе и в России, власть и бизнес уже в курсе, что старые заводы прекрасно перепрофилируются в офисы и развлекательные центры. Мельница Башкировых пока что стала строительным рынком - но и это уже кое-что:
12.
13.
14.
Увы, мы не додумались зайти внутрь цехов, ставших теперь торговыми павильонами, но впрочем и не факт, что мы бы увидели там что-то интересное - мельничные здания делились на низкие этажи, каждый из которых отвечал за свой этап переработки поступавшего сверху вниз зерна.
15.
16.
Мельнице Соколовых (1906) повезло меньше - Самарский мукомольный завод №1 в ней проработал до рубежа 1990-2000-х, и с тех пор площадка его стоит заброшенной, общественность борется со создание здесь арт-центра, а застройщики вожделенно облизываются на участок земли меж двух рек.
17.
Но пока что мельница стоит краснокирпичным Самарским кремлём:
18.
Лучше всего же себя чувствует грандиозный элеватор Госбанка (1916), фасады которого сверкают новизной:
19.
Он нависает над Хлебной площадью, возникшей уже в конце 16 века как торг под стенами крепости. К 19 веку площадь превратилась в грандиозный хлебный базар, где продавали своё зерно купцы да крестьяне, и век за веком торг оставался константой, а вокруг росли мельницы, элеваторы, причалы, да и город рос отсюда - что в переносном смысле, что в прямом. Базар просуществовал до советских времён, но все мы с детства знаем, что хлеб выкидывать нельзя, и видимо поэтому дореволюционное название осталось на картах. По краям площади появились уже далёкие от пищепрома заводы, но вон у того торца, резко обрывающегося за трамваем, ещё стоит деревянный домик, в котором юный Володя Ульянов в 1889 году провёл свои первые месяцы в Самаре (см. вторую часть). Ныне Хлебная площадь выглядит скорее тупиком-отстойником городского транспорта, который уходит отсюда полупустым и заполняется на ближайших остановках:
20.
К Хлебной площади примыкает сквер Дзержинского, бывшая Полицейская площадь, над которой нависает пожарная часть (1899). Что интересно - каланча её не аутентична, а обрублена при Советах и воссоздана буквально пару лет назад:
21.
И именно на Полицейской площади стоит главное здание Хлебной площади - Хлебная биржа (1896-98), а во дворе её уже известный, но ещё не раскрытый для публики Бункер Берии времён войны.
22.
Центральная в Старой Самаре улицы Куйбышева выходит прямо из Хлебной площади, а от сквера Дзержинского по разные стороны торгового ряда тянутся улицы Степана Разина (Вознесенская) и Алексея Толстого (Казанская). Первая, что повыше, выглядит опрятнее, а поодаль на ней симпатичные сталинки:
23.
Но мы пока что пойдём по второй. Эти районы - хоть и старейшая часть города, но по сути дела трущобы. Центр Самары в ХХ веке сместился чуть севернее, и теперь наполовину лежит в Старом городе, а наполовину в застроенных до неузнаваемости предместьях, другая же половина Старого города спивается, пустеет и ветшает уже не первый десяток лет. Это - тёмная сторона Старой Самары, кварталы пустых окон и обшарпанных стен, куда впрочем жизнь понемногу возвращается, судя по стеклопакетам:
24.
О том, что так было не всегда, напоминают памятники старины. Вот скажем дом Субботиных-Мартинсон (1909) в чуть более позднем неоготическом облике (1914-16):
25.
А вот, на углу Комсомольской - Реальное училище, которое местные краеведы не сговариваясь называют "самым проблемным зданием Самары":
26.
В его основе - дом Ивана Макке, считавшийся лучшим в уездной Самаре, так как именно в нём в 1851 году праздновали наделение города губернским статусом. Основанное в 1873 году, сюда училище переехало в 1880-м, и попечителями его были Субботины, владевшие той самой мельницей за рекой. Нынешний облик здание приобрёло в 1909 году, а во дворе его ещё и весьма внушительная домовая церковь. Казанская улица, на которой оно стоит, не случайно стала улицей Алексея Толстого - будущий писатель и "красный граф", чьё первое реальное училище я уже показывал в Сызрани, учлися здесь в 1898-1905 годах. Другим выпускником стал Николай Семёнов - единственный наш нобелевский лауреат по химии, основоположник химической физики. При Советах здание занимало суворовское училище, с 1964 года - военно-медицинский институт, а с 2010 года это - самая заслуженная заброшка Самары.
27.
Напротив - деревянный дом, как бы ни уездного периода, а естественный фон с этой стороны - огни и новостройки набережной:
28.
На следующем перекрёстке с Пионерской - Дворянское собрание (1851), здание которого в процессе строительства было выкуплено у дворянина Путилова. В историю же этот невзрачный дом вошёл как первое в Российской империи земство, начавшее работу в январе-феврале 1865 года. Напротив него, то есть за моей спиной - шехтелевский особняк Сурошникова, где в эвакуацию жила семья Сталина (в том числе небезызвестная Светлана Аллилуева), но я увидел его наглухо упрятанным в леса по случаю предстоящего Мундиаля.
29.
На следующем же перекрёстке с улицей Венцека я изо всех сил старался не проглядеть Историческую мечеть (1891), не отличимую внешне от обычного жилого дома - что Самара, что Сызрань отличались удивительно небольшим для Поволжья размером татарских общин:
30.
Впрочем, и эта мечеть в дореволюционном городе была не единственной, и выглядела изначально, как я понимаю, по-другому. Стройплощадка вокруг заявлена как "восстановление исторического облика":
30а.
Улица Венцека, в прошлом Заводская - граница прогулки этого поста: выше она пересекает площадь Революции. А в дореволюционной Самаре это был парадный въезд в город с Волги. Потому и стоит здесь Дом с якорем (1903), принадлежавший гласному местной думы Ляховскому, который до своего избрания был помощником капитана в одном из крупнейших волжских пароходств "Кавказ и Меркурий".
31.
Хотя вообще-то Домов с якорями в Самаре десяток. Выше по Венцека - Алые Паруса на углу и, внезапно, Дом с орками:
32.
Там, наверху, хорошо видно пространство площади, но мы пока свернём на улицу Степана Разина да пойдём по ней назад, в сторону Самарских бухт. До революции она называлась Вознесенской, и это не случайно - здесь стоит Вознесенский собор (1841-49), старейшее между прочим здание Самары, хотя и явно при Советах уделанное, и с новодельной Покровской часовней (2015) на углу:
33.
Старше была Успенская церковь (1829), стоявшая неподалёку, ниже по Вознесенской горе, но её снесли в 1930-е годы Впрочем, разница в возрасте не велика, и для своего обилия исторических памятников Самара по этому параметру аномально молода - более старые здания есть даже в таких городах, как Сыктывкар или Петропавловск-Камчатский.
33а.
Бывшая Вознесенская, сказать прямо, довольно невзрачна - центром уездной Самары была проходившая ниже Казанская (Алексея Толстого), центром губернской - Дворянская (Куйбышева), а здесь так и осталось ни то ни сё. Но вот симпатичный дом Серебрянниковой (1879):
34.
А бункер Берии за Хлебной биржей не случаен - по обе стороны улицы Разина за Пионерской начинаются владения силовиков. Справа - Дом культуры имени Дзержинского (1932), памятник конструктивизма московского уровня:
35.
Слева, напротив странного позднесоветского дома с балконами, похожего на социалистическую архитектуру где-нибудь в тропической Азии - ФСБ. У них всё так секретно, что даже о происхождении здания я ничего не нашёл, по виду - какая-нибудь гимназия.
36.
Там же, где обрывается его торец, то есть на улице Куйбышева, раньше стояло конструктивистское здание ГУВД (1930-36), но куда оно делось - расскажу позже.
36а.
Дальше по Разина жилые дома милиции и чекистов, как бы не в 1920-х годов, судя по архитектуре:
37.
А потому что нечего было республики доморощенные эсеро-меньшевистские разводить! Прежде, чем Самара стала индустриальным Куйбышевом, к ней явно было повышенное внимание спецслужб.
38.
Какие-то ещё дома на улице Разина:
39а.
39.
За которыми по Комсомольской, мимо тех сталинок с кадра №23 мы перешли на улицу Куйбышева и направились по ней вновь на север, прочь от Самарских бухт. Что она тут главная и в прошлом, и ныне - видно невооружённым глазом и по качеству старой архитектуры, и по её состоянию:
40.
В первом доме с кадра выше жил Иосиф Гиршфельд, который построил тот фахверк по дворах из прошлой части, а в гостях у него частенько бывал коллега по судебной работе Владимир Ульянов. Высокое здание далее - бывший учительский институт, снимавший доходный дом Гринберга:
40а.
Конструктивистский корпус - крыло того самого здания ГУВД:
41.
А то конструктивистское здание сгорело под вечер 10 февраля 1999 года. У него были деревянные перекрытия, проложенные утеплителем из сухого тополиного пуха, и потому за считанные минуты пламя охватило все этажи. Работы у тогдашней милиции было через край, и в 17:30, когда пожар начался, практически все сотрудники были на своих местах. Спаслось около 200 человек, а 57 - погибли, и этот пожар входит в пятёрку самых трагических в России за последние полвека. Сгорели в том числе материалы по Тольяттинской преступной группировке, и это наводит на мысль о поджоге, хотя по официальной версии пожар начался с окурка. Стены здания осталось лишь снести, в 2001 году рядом поставили часовню Александра Невского, а недострой над ней ничуть не изменился с моего прошлого приезда 10 лет назад.
42.
За часовней на кадре выше виден дом Линёва-Разина и Самарская городская дума (1805, надстроено в 1908), а напротив них за кадром очень симпатичный Торгово-промышленный банк (1896), который я показывал в посте о Запасной столице среди прочих правительственных зданий Республики Комуч. Дальше в том квартале ещё несколько симпатичных домиков, но я заснял лишь вот эту деталь декора совершенно докембрийского вида:
42а.
Вот и площадь Революции - круглый сквер, вписанный в квадрат застройки и пересечённый крестом улиц Куйбышева и Венцека. Мы пришли на неё вон оттуда, мимо того дома с острым шпилем:
43.
Во времена Самарской крепости было озерцо, к середине лета становившееся болотцем. В 1782 году его застелили деревянными плахами, устроив то, что на Украине испокон веков называлось майданом - торг на стыке города и села, где встречались их обитатели и товары. Базар сгорел в 1851 году, и так как было ясно, что через считанные годы здесь будет центр города, да и дворяне местные успели понастроить кругом своих особняков, площадь расчистили да назвали Панской. После очередной реконструкции она стала Алексеевской в честь небесного покровителя Самары митрополита Алексия, а в 1889 году посредине установили первый в Самаре памятник - Александру II, постамент которому в 1927 году и перешёл по сей день тут стоящему Ленину.
43а.
Тем более и настоящий Ленин тут бывал - юго-западный угол площади занимает здание Окружного суда, где Ильич в начале 1890-х мягко говоря посредственно работал адвокатом.
44.
Как я понимаю, корпус на заднем плане кадра выше был построен в 1857 году как дом купца Светова, основной корпус на переднем плане - в 1870-м, а почти одинаковый декор на обоих появился в 1903, то есть через 10 лет после того, как уже не Ульянов, а Ленин покинул Самару.
44а.
Северная сторона площади с улицей Куйбышева - туда пойдём по ней в следующей части. Дом Аржанова, в основе 1840-х годов достраивался и перестраивался почти сотню лет и наконец дорос до 5 этажей. В 1861 году здесь открылся первый в Самаре книжный магазин с публичной библиотекой (1866-77), а в 1908 - первый в городе "гараж", то есть магазин автозапчастей и автосервис. Напротив него через улицу Куйбышева - приземистый, но зато сохранивший "догубернский" облик 1840-х годов дом Шебаева, который позже был Губернским правлением, а в 1918 году его занимал отдел информации КомУч. Прямо сказать, скромное здание, если учесть, что Самарская губерния занимала второе место в Российской империи по сборам зерна и первое - по его экспорту.
45.
Другие дома 1840-50-х и дальняя от Волги часть улицы Венцека:
46.
С домами которой - ещё пара кадров напоследок:
47.
48.
В следующей части продолжим путь к следующей площади.
ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область
Гагаринское поле и Лётный городок (Энгельс).
Саратов. Общее.
Саратов. Московская улица.
Саратов. Проспект Кирова.
Саратов. Набережная и улица Рахова.
Саратов. Дома и улицы.
Саратов. Соколовая гора.
Саратов. Западные районы.
Юг области. Красноармейск.
Юг области. Усть-Золиха, Каменка, Золотое.
Самарская область.
Сызрань. Советская улица.
Сызрань. Всё остальное.
Самара (2017). Виды с Волги.
Самара. Колорит Старого города.
Самара. Запасная столица.
Самара. Дворы Старого города.
Самара. От Хлебной площади до площади Революции.
Самара. От площади Революции до площади Куйбышева.
Самара. От площади Кубйышева до площади Славы.
Самара. Север города.
Самара. Безымянка.
Самара. Юнгородок и Управленческий.
Самара (2017). Самарский метрополитен.
Чапаевск.
Челябинская область.
Пензенская область.
Взято: varandej.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]