Россияне отказались экономить
04.05.2018 287 0 0 davydov-index

Россияне отказались экономить

---
0
В закладки
За год значительно выросла доля россиян, которые ни на чем не экономят, выяснил холдинг "Ромир".

Россияне отказались экономить экономии, россиян, прошлом, позади, которые, расходов, государственного, годом, доходы, заявили, факторы, времена, значительно, управления, экономить, говорить, услугах, экономических, ранее, ответов


По его данным, если в 2016 году таких было лишь 11%, а в 2017 — уже 18%, то сейчас насчитывается 24% россиян, которые отказались от вынужденной экономии. Чаще, чем в среднем по выборке такой ответ давали мужчины, нежели женщины, россияне 18-24 лет, респонденты с высоким доходом.

"Таким образом, при увеличении числа не экономящих сократилась и доля тех, кто продолжает экономить — с 82% в прошлом году до 76% в текущем. При этом число россиян, которые признаются в продолжающейся экономии по тем или иным статьям расходов, значительно сократилось, а по некоторым — практически сошло на нет", — утверждают авторы исследования.

Чаще всего россияне признавались в экономии на еде в целом, однако за последний год и это число значительно сократилось — с 39% до 17%. Чаще такой ответ звучал от женщин, россиян старше 60 лет и респондентов с низким доходом.

На второе место по объемам экономии, хотя и в значительно меньших масштабах, чем годом ранее, вышла статья "Отдых и путешествия". Об экономии на такого рода тратах заявили 12% опрошенных, тогда как годом ранее аналогичный показатель равнялся 30% и даже превосходил уровень 2016 года в 21%.

О продолжающейся экономии на других статьях расходов заявили менее чем по 10% россиян. В частности, с 33% до 9% сократилось число россиян, которые не готовы были позволить себе покупку новой одежды и обуви. С 30% до 6% снизилось количество тех, кто экономил на деликатесах, а также на развлечениях. На алкоголе и сигаретах продолжают экономить 5% россиян, тогда как в прошлом году доля таких ответов составляла 21%.

По ряду других расходов, об экономии на которых в прошлом году заявляли от 10% до 20% россиян, доля аналогичных ответов в текущем году снизилась до 1-4% или вообще оказалась равна нулю, говорят аналитики. В частности, об экономии на ресторанах заявили 4% россиян при 20% аналогичных ответов годом ранее. На бытовых услугах продолжают экономить 3% соотечественников при 13% в прошлом году. Об экономии на покупке различных гаджетов в рамках опроса заявили 2% респондентов (15% в прошлом году). По 1% россиян признаются в экономии на косметике, медицинских услугах, оплате транспорта и занятиях спортом. А вот об экономии на услугах мобильной связи не заявил ни один респондент, отмечается в исследовании.

"Судя по всему, для большинства наших соотечественников трудные времена, связанные с тотальной экономией, остались позади. Цены стабилизировались, доходы начали потихоньку расти. Многие россияне наконец-то вздохнули в прошлом году с облегчением, так как долгосрочно жить в напряжении невозможно. Судя же по оценкам 2017 года, полученным, в том числе, и через характеристики покупательских настроений, можно говорить о том, что кризис отступил", — заявил президент исследовательского холдинга "Ромир" Андрей Милехин.

Добавим, что во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет, проживающих в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.

Результаты исследования оценивает кандидат экономических наук, доцент кафедры муниципального менеджмента Казанского государственного архитектурно-строительного университета Евгения Ильина: "Дело в том, что за два предшествующих года население нашей страны адаптировалось к сложившимся условиям. <...> Однако это не говорит о росте покупательной способности и тем более такие изменения не связаны с ростом доходов общества. Представленная динамика скорее может быть обоснована исключительно некой "стабильностью" кризиса экономики. Вместе с тем нам представляется наиболее вероятным, что показатели второго квартала 2018 года будут представлены несколько в ином образе. Нестабильность курса рубля, рост цен на бензин, жесткая геополитическая направленность по отношению к России спровоцирует очередную волну "экономии", что негативно может сказаться на возможной положительной динамике выхода из рецессии. И, наверное, население страны станет придерживаться высказывания: "Экономить, хватит покупать"."

Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Курского государственного университета Алексей Белостоцкий не видит в озвученных цифрах повода для оптимизма: "Согласно проведенному исследованию холдинга "Ромир" для большинства наших соотечественников трудные времена, связанные с тотальной экономией, остались позади, цены стабилизировались, доходы начали потихоньку расти. <...>
Однако я не был бы столь оптимистичен. Безусловно, основная фаза кризиса позади, доходы россиян стабилизируются, но напряженность, безопасность, санкции — все эти факторы заставляют постоянно просчитывать свои финансовые возможности. Думаю времена 2005-2008 годов, когда мы действительно очень много тратили, брали большие займы у банков под огромные проценты, позади."

Заведующая кафедрой логистики, экономики и управления на предприятиях транспорта, снабжения и сбыта Высшей школы экономики и управления Южно-Уральского государственного университета, кандидат экономических наук Алена Левина отмечает, что о выходе из кризиса говорить рано. По ее мнению, в "Ромире" учли далеко не все важные факторы: "Результаты проведенного исследования касательно экономии россиян на различных статьях расходов говорят о том, что самые тяжелые времена для потребителей остались позади. Однако для того, чтобы сделать такой вывод, необходим многофакторный анализ, включающий оценку динамики розничного товарооборота, уровень инфляции, оценку ситуации в сфере кредитования, в том числе ипотечного, динамику цен и другие факторы.
Розничный товарооборот в 2017 году по сравнению с 2016 годом вырос незначительно, реальные располагаемые денежные доходы населения на протяжении нескольких лет падают, цены имеют тенденцию увеличения, средний чек возрастает только в определенные периоды, не имея общей тенденции к увеличению. Данные факторы не свидетельствуют о преодолении кризисной ситуации. <...> Таким образом, я считаю, что учет и оценка нескольких вышеперечисленных факторов не позволяют нам говорить о улучшении ситуации для потребителей."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]