Охотники за нацистскими сокровищами
---
Рейхсмаршал Герман Геринг был страстным коллекционером. В своем особняке он хранил несколько тысяч картин и скульптур. Экспонаты достались рейхсмаршалу за бесценок; многие из них были похищены из музеев и частных коллекций. Геринг не отличался утонченным вкусом: так, полотно Анри Матисса он без колебаний обменял на низкопробную картину с обнаженной женщиной.
По самым скромным оценкам, в тайниках Третьего рейха хранились несколько сотен тысяч произведений искусства. В 2011-м часть из них, включая Пикассо и Дюрера, нашли в обычной мюнхенской квартире. Таможенники сделали находку случайно, остановив для рутинной проверки 80-летнего пассажира поезда. У дедушки не было паспорта, зато имелось 9 тысяч евро наличными.
Картина или жизнь
Обширная коллекция из конфискованных артефактов должна была переехать в Музей фюрера в Линце. Ее основу составили полотна, принадлежавшие Ротшильдам. Гитлер поручил соорудить масштабный архитектурный комплекс из театра, библиотеки, дома оперы и гостиницы. Завершить композицию предполагалось склепом на холме, где в будущем упокоился бы лидер Третьего рейха. В Линц шли поезда с купленным и награбленным искусством из Италии, Польши и Голландии. Ничем не примечательный городок должен был превратиться в процветающий культурный центр. Сбором экспонатов занимался, в том числе, Карл Габершток. Антиквар сделал блестящую карьеру. В 1907-м он владел небольшим магазином, а в 1930-х стал личным искусствоведом Гитлера. Габершток специализировался на полотнах старых мастеров. Его агенты колесили по Европе, инкогнито приобретая шедевры для фюрера. Всего на формирование коллекции для музея в Линце потратили 138 миллионов рейхсмарок. Больше 20 тысяч артефактов были конфискованы во Франции и Польше.
Карл Габершток
Многие из экспонатов так и не достигли пункта назначения, осев в домах нацистских руководителей. Так, на Геринга работал известный арт-дилер Вальтер Андреас Хофер. Рейхсмаршал интересовался, в первую очередь, картинами голландских и французских мастеров. В его особняке хранились «Венера и Адонис» Кранаха-Старшего, «Портрет сестры художника» Рембрандта, «Инфанта» Веласкеса, «Триумф Марка Фурия Камилла» Аполлонио ди Джованни и «Музыкант» Жана-Батиста Патера. Геринг собрал больше 4 тысяч предметов искусства. Мебель, скульптуры, монеты и старинные музыкальные инструменты — рейхсмаршал оказался неразборчивым коллекционером. Он приказал Хоферу не стесняться в средствах, приобретая полотна. Агент шантажировал продавца, пока тот не снижал цену до минимума.
Из коллекции Геринга. «Музыкант», Жан-Батист Патер
В 1943-м Геринг спрятал часть коллекции на соляном руднике. Большой удачей стал тот факт, что шахты оказались оптимальным тайником из-за температуры, влажности и отсутствия света. Для хранения картин выбирали и другие места: брошенные поезда, подвалы и замаскированные бункеры. 19 марта 1945-го Гитлер отдал приказ об уничтожении культурных ценностей на территории Германии. План получил название «Нерон» в честь императора, который поджег Рим. Такая же участь ожидала коллекцию в шахте в Альтаусзе (Австрия). Произведения искусства попытались спасти рабочие. 12 мая в город вошли американские войска, спустя 5 дней экспонаты подняли на поверхность. Сегодня собрание оценивают в 3,5 миллиарда долларов.
Да Винчи в гостиной генерал-губернатора
Обширную коллекцию собрал рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Помимо полотен Йорданса и Дюрера, он присвоил себе археологические находки, например, мечи викингов. Богатую добычу деятель нацистской партии получил в результате «хрустальной ночи». После погромов в ноябре 1938 года были арестованы 30 тысяч евреев. Более 600 принадлежавших им галерей ликвидировали. Отряды Гиммлера следили за сохранностью произведений искусства.
Американские солдаты у картины Мане «Зимний сад», спрятанной в шахте
Еще один крупнейший арт-дилер — генерал-губернатор оккупированной Польши Ганс Франк. Он занимал этот пост с 1940-го по 1945-й год. Среди местных жителей Франк был известен не только жестокостью, но и слабостью к живописи. Чтобы не пропустить любопытных экземпляров, генерал-губернатор издал декрет о конфискации произведений искусства. Жители обязались сообщить властям о местонахождении картин, скульптур и памятников. Произведения, связанные с историей Польши, были уничтожены. А вот картину да Винчи «Дама с горностаем» генерал-губернатор повесил в своей гостиной. Когда Франка судили в Нюрнберге, к его делу был приложен длинный список разграбленных библиотек и коллекций. Среди них — крупнейшее собрание семьи Чарторыйских. Первые экспонаты появились в фамильном особняке в 1801 году. Одним из них стал «Пейзаж с милосердным самаритянином» Рембрандта. В библиотеке Чарторыйских хранились 70 тысяч старинных рукописей и книг, часть из них была конфискована Франком. После Второй мировой войны экспонаты так и не вернулись к владельцам; польские коммунисты передали собрание в национальный музей.
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489–1490
Дерево, масло. 54 × 40 см
Национальный музей, Краков. Викисклад
В годы Второй мировой войны некоторые музейные работники вели учет конфискованных полотен. Французский искусствовед Роза Валлан рисковала жизнью, передавая Сопротивлению данные о похищенных ценностях. Валлан работала в музее Же-де-Пом. Он был транзитным пунктом на пути в Германию. Роза свободно владела немецким языком и вела учет каждого предмета, поступившего в Же-де-Пом. Роза завела карточки на 20 тысяч артефактов; записывала дальнейший маршрут произведения искусства и передавала эти данные Сопротивлению, чтобы не допустить бомбардировки того или иного объекта. После войны часть картин вернулась к владельцам благодаря деятельности Валлан. Всего после 1945-го были возвращены более 45 тысяч объектов, около 2 тысяч остаются невостребованными и сегодня. В Лувре почти 300 картин, владельцы которых так и не нашлись. Чтобы установить факт владения, необходимо предоставить старые семейные фотографии и другие свидетельства.
Дилеры неплохо наживались на фашистских конфискациях. В 2011-м году в Германии была обнаружена подпольная коллекция, принадлежавшая Корнелиусу Гурлитту. 80-летний мужчина был задержан во время таможенного осмотра поезда, следовавшего из Швейцарии в Мюнхен. Он имел при себе 9 тысяч евро. Документов у него не было; выходило, что такой гражданин никогда не проживал на территории Германии. В квартире дедушки-отшельника таможенники обнаружили 1406 картин. Он периодически продавал работы, чтобы обеспечить себе безбедное существование. Корнелиус никогда не приглашал к себе родственников, и они не знали о собрании. В ходе расследования выяснилось, что полотна приобрел в 1930-е годы отец задержанного Хильдебранд Гурлитт. После войны Хильдебранд заявил, что картины были уничтожены во время бомбардировки Дрездена. Мужчина скончался в 1956-м, и коллекция перешла его сыну Корнелиусу. В 2014-м обвиняемый выдал второй тайник в Австрии. Здесь хранились еще 240 картин. В подпольном собрании — Эмиль Нольде и Эрнст Людвиг Кирхнер. 6 мая 2014 года Гурлитт скончался. Все произведения он завещал Бернскому музею изобразительных искусств.
Генерал-губернатор оккупированной Польши Ганс Франк конфисковал у влиятельного польского семейства картину да Винчи «Дама с горностаем», а вот расстаться с полотном не смог. Заминка возникла, когда шедевр отправили в музей фюрера в Линце. После недолгих колебаний Франк приказал вернуть творение да Винчи в свой особняк и повесил его в гостиной. Ганс был страстным коллекционером, как и другие представители нацистской верхушки.
Гитлер объявил войну футуризму и кубизму в 1935 году. В одном из выступлений он подчеркнул, что эти художественные течения «отравляют» чистую арийскую кровь нездоровыми концепциями. Авангардизм был запрещен во имя немецкого народа, из музеев исчезли картины и скульптуры модернистов. В прессе эти работы называли отвратительными и уродливыми. Арт-агенты воспользовались кампанией против так называемой вырожденческой живописи; они заключали сделки с европейскими аукционными домами или прятали полотна, дожидаясь удобного момента для продажи. Известно, что картины модернистов хранил у себя Йозеф Геббельс.
Выставка «дегенеративного искусства» в Мюнхене
В 1937-м запрещенные произведения выставили в галерее в Мюнхене. Экспозиция должна была дискредитировать современное искусство. Картины в залах намеренно повесили так, чтобы у посетителей возникло ощущение хаоса. Кроме того, в галерее было очень душно, места гостям не хватало. Авторы каталога предупреждали посетителей: «Больной мозг авангардиста покушается на ценности самосохранения сообщества (…) Немцы в изображении авангардиста выглядят тупыми похотливыми скотами. Идеализируется потаскуха — в противовес женщине из буржуазного общества, которая, по мнению порочного творца, нравственно куда более распущена, чем проститутка». План по дискредитации нового искусства провалился. К «запрещенке» потянулись из разных уголков Третьего рейха. Экспозицию осмотрели больше 2 миллионов человек. А выставку «величайшего германского искусства», расположенную неподалеку, посетили меньше 700 тысяч немцев. Сцены из сельской жизни и изображения атлетически сложенных юношей мало интересовали публику.
Образцы запрещенного искусства уничтожали весело, под музыку оркестров и «огненные речевки». В марте 1939 года в Берлине в огне погибли больше 1000 картин и 3000 акварелей. В их числе — работы одного из крупнейших акварелистов XX века Эмиля Нольде. Спустя три года у галереи Жё-де-Пом в Париже сожгли около 600 работ, включая шедевры Дали и Пикассо. Судьба «правильного» искусства сложилась иначе; шедевры старых мастеров должны были переехать в музей фюрера в Линце. Кроме того, они оседали в частных коллекциях. В разгар войны их прятали в рудниках и железнодорожных вагонах. Крупнейшим стал тайник в австрийской шахте Альтаусзее. Именно здесь хранился Гентский алтарь, созданный братьями Хубертом и Яном ван Эйком в 1432 году.
Фрагмент Гентского алтаря. Хуберт ван Эйк. 1432
375 × 520 см
Собор Святого Бавона, Гент. Викисклад
Алтарь состоит из 24 панелей, на них изображены 258 человеческих фигур. Спасти артефакт удалось, в том числе, благодаря «хранителям памятников». Это движение было создано по инициативе Эйзенхауэра и Рузвельта. К нему примкнули искусствоведы, историки и сотрудники музеев. Они с риском для жизни «охотились» за культурными ценностями, конфискованными нацистами. Хранители определяли местоположение шедевра и договаривались с союзниками, чтобы не допустить бомбардировки объекта. Они реставрировали полотна и возвращали их на родину. Подразделение состояло из нескольких десятков художественных «разведчиков».
«Охотникам» удалось найти полотно Рембрандта «Ночной дозор», на котором изображена стрелковая рота нидерландского ополчения. Художник написал групповой портрет в 1642 году. История полотна напоминает детектив. Искусствоведы обнаружили его в XIX веке на волне нового интереса к творчеству Рембрандта. В начале Второй мировой «Ночной дозор» вывезли из музея в Амстердаме. В течение нескольких лет картина путешествовала по стране, пока ее не присвоили агенты Третьего рейха. Хранители памятников нашли работу Рембрандта в 1944 году. Свернутое в рулон полотно хранилось на глубине 35 метров в одной из пещер у города Маастрихт. В 1947-м специалисты провели реставрацию картины. Удалив слой копоти, эксперты выяснили, что сцена «Ночного дозора» на самом деле происходит днем.
Рембрандт. Ночной дозор. 1642
Холст, масло. 363 × 437 см
Государственный музей, Амстердам. Викисклад
Всего за последний год войны «хранители» спасли более 50 работ Рембрандта. В шахте Альтаусзее вместе с картинами голландского художника хранилась статуя «Мадонна Брюгге» Микеланджело. В 1944-м нацисты вывезли ее из Брюгге под матрасами в грузовике «Красного креста».
В тайниках Третьего рейха обнаружили также бюст Нефертити из Египетского музея в Берлине. Произведение древнеегипетского искусства вывезли в Германию в 1913 году под видом неоконченного портрета; сверху его покрыли гипсом. В разгар войны артефакт поместили в шахту Меркерс вместе с золотым запасом Германии. Золото союзники забрали, а ящики с экспонатами открывать не стали. Их увезли в музей Висбадена. После 1945-го музейщики открыли коробку с надписью «Разноцветная королева», где хранился бюст Нефертити. Кстати, тогда о претензиях на артефакт заявили представители советской зоны оккупации Германии. Но Нефертити осталась в Западном Берлине. Журналисты окрестили ее «красивейшей жительницей города» и самым ярким музейным экспонатом Берлина.
К поиску картины фламандского художника Ганса Мемлинга «Мадонна с младенцем и ангелами» хранители приступили уже после войны. Полотно было изъято из коллекции Ротшильдов в 1938 году и попало к Герингу. Рейхсмаршал пообещал картину американскому полковнику Уильяму Куинну в обмен на гарантии безопасности. Куинн согласился на сделку, после этого след «Мадонны» теряется. «Хранители» приступили к поиску картины в 1947 году. По их версии, к исчезновению полотна могли быть причастны американские военнослужащие. Поиск длился несколько лет, его координировали в Федеральном бюро расследований. Найти картину так и не удалось. Сегодня она оценивается в четверть миллиона долларов.
Церковь, где немцы хранили украденные полотна
Многие произведения искусства погибли во время пожаров. Так, «Святой Матфей с ангелом» и «Портрет куртизанки» Караваджо были уничтожены огнем в Берлине. Такая же участь ожидала работы Рубенса и Кранаха.
После Второй мировой войны уцелевшие произведения искусства начали возвращаться к владельцам. В Германии появилось ведомство, ответственное за возврат культурных ценностей. Процесс затянулся на десятилетия, некоторые из картин до сих пор не нашли своих хозяев. В прессе широко освещался реституционный процесс Марии Альтман. Она отсудила у австрийского музея 5 картин Густава Климта, принадлежавших ее дяде, еврейскому предпринимателю Фердинанду Блох-Бауэру. Альтман подала иск в 1998-м, когда в Австрии начал действовать закон о реституции предметов искусства. Спустя 8 лет арбитражный суд Вены принял решение о возвращении работ Климта Марии. Похищенные нацистами ценности вернули себе и Ротшильды. В 1999-м они продали семейную коллекцию (около 250 лотов) за 90 миллионов долларов.
Автор Елена Бухтеева
Источники - Дилетант_1 и Дилетант_2
По самым скромным оценкам, в тайниках Третьего рейха хранились несколько сотен тысяч произведений искусства. В 2011-м часть из них, включая Пикассо и Дюрера, нашли в обычной мюнхенской квартире. Таможенники сделали находку случайно, остановив для рутинной проверки 80-летнего пассажира поезда. У дедушки не было паспорта, зато имелось 9 тысяч евро наличными.
Картина или жизнь
Обширная коллекция из конфискованных артефактов должна была переехать в Музей фюрера в Линце. Ее основу составили полотна, принадлежавшие Ротшильдам. Гитлер поручил соорудить масштабный архитектурный комплекс из театра, библиотеки, дома оперы и гостиницы. Завершить композицию предполагалось склепом на холме, где в будущем упокоился бы лидер Третьего рейха. В Линц шли поезда с купленным и награбленным искусством из Италии, Польши и Голландии. Ничем не примечательный городок должен был превратиться в процветающий культурный центр. Сбором экспонатов занимался, в том числе, Карл Габершток. Антиквар сделал блестящую карьеру. В 1907-м он владел небольшим магазином, а в 1930-х стал личным искусствоведом Гитлера. Габершток специализировался на полотнах старых мастеров. Его агенты колесили по Европе, инкогнито приобретая шедевры для фюрера. Всего на формирование коллекции для музея в Линце потратили 138 миллионов рейхсмарок. Больше 20 тысяч артефактов были конфискованы во Франции и Польше.
Карл Габершток
Многие из экспонатов так и не достигли пункта назначения, осев в домах нацистских руководителей. Так, на Геринга работал известный арт-дилер Вальтер Андреас Хофер. Рейхсмаршал интересовался, в первую очередь, картинами голландских и французских мастеров. В его особняке хранились «Венера и Адонис» Кранаха-Старшего, «Портрет сестры художника» Рембрандта, «Инфанта» Веласкеса, «Триумф Марка Фурия Камилла» Аполлонио ди Джованни и «Музыкант» Жана-Батиста Патера. Геринг собрал больше 4 тысяч предметов искусства. Мебель, скульптуры, монеты и старинные музыкальные инструменты — рейхсмаршал оказался неразборчивым коллекционером. Он приказал Хоферу не стесняться в средствах, приобретая полотна. Агент шантажировал продавца, пока тот не снижал цену до минимума.
Из коллекции Геринга. «Музыкант», Жан-Батист Патер
В 1943-м Геринг спрятал часть коллекции на соляном руднике. Большой удачей стал тот факт, что шахты оказались оптимальным тайником из-за температуры, влажности и отсутствия света. Для хранения картин выбирали и другие места: брошенные поезда, подвалы и замаскированные бункеры. 19 марта 1945-го Гитлер отдал приказ об уничтожении культурных ценностей на территории Германии. План получил название «Нерон» в честь императора, который поджег Рим. Такая же участь ожидала коллекцию в шахте в Альтаусзе (Австрия). Произведения искусства попытались спасти рабочие. 12 мая в город вошли американские войска, спустя 5 дней экспонаты подняли на поверхность. Сегодня собрание оценивают в 3,5 миллиарда долларов.
Да Винчи в гостиной генерал-губернатора
Обширную коллекцию собрал рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Помимо полотен Йорданса и Дюрера, он присвоил себе археологические находки, например, мечи викингов. Богатую добычу деятель нацистской партии получил в результате «хрустальной ночи». После погромов в ноябре 1938 года были арестованы 30 тысяч евреев. Более 600 принадлежавших им галерей ликвидировали. Отряды Гиммлера следили за сохранностью произведений искусства.
Американские солдаты у картины Мане «Зимний сад», спрятанной в шахте
Еще один крупнейший арт-дилер — генерал-губернатор оккупированной Польши Ганс Франк. Он занимал этот пост с 1940-го по 1945-й год. Среди местных жителей Франк был известен не только жестокостью, но и слабостью к живописи. Чтобы не пропустить любопытных экземпляров, генерал-губернатор издал декрет о конфискации произведений искусства. Жители обязались сообщить властям о местонахождении картин, скульптур и памятников. Произведения, связанные с историей Польши, были уничтожены. А вот картину да Винчи «Дама с горностаем» генерал-губернатор повесил в своей гостиной. Когда Франка судили в Нюрнберге, к его делу был приложен длинный список разграбленных библиотек и коллекций. Среди них — крупнейшее собрание семьи Чарторыйских. Первые экспонаты появились в фамильном особняке в 1801 году. Одним из них стал «Пейзаж с милосердным самаритянином» Рембрандта. В библиотеке Чарторыйских хранились 70 тысяч старинных рукописей и книг, часть из них была конфискована Франком. После Второй мировой войны экспонаты так и не вернулись к владельцам; польские коммунисты передали собрание в национальный музей.
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489–1490
Дерево, масло. 54 × 40 см
Национальный музей, Краков. Викисклад
В годы Второй мировой войны некоторые музейные работники вели учет конфискованных полотен. Французский искусствовед Роза Валлан рисковала жизнью, передавая Сопротивлению данные о похищенных ценностях. Валлан работала в музее Же-де-Пом. Он был транзитным пунктом на пути в Германию. Роза свободно владела немецким языком и вела учет каждого предмета, поступившего в Же-де-Пом. Роза завела карточки на 20 тысяч артефактов; записывала дальнейший маршрут произведения искусства и передавала эти данные Сопротивлению, чтобы не допустить бомбардировки того или иного объекта. После войны часть картин вернулась к владельцам благодаря деятельности Валлан. Всего после 1945-го были возвращены более 45 тысяч объектов, около 2 тысяч остаются невостребованными и сегодня. В Лувре почти 300 картин, владельцы которых так и не нашлись. Чтобы установить факт владения, необходимо предоставить старые семейные фотографии и другие свидетельства.
Дилеры неплохо наживались на фашистских конфискациях. В 2011-м году в Германии была обнаружена подпольная коллекция, принадлежавшая Корнелиусу Гурлитту. 80-летний мужчина был задержан во время таможенного осмотра поезда, следовавшего из Швейцарии в Мюнхен. Он имел при себе 9 тысяч евро. Документов у него не было; выходило, что такой гражданин никогда не проживал на территории Германии. В квартире дедушки-отшельника таможенники обнаружили 1406 картин. Он периодически продавал работы, чтобы обеспечить себе безбедное существование. Корнелиус никогда не приглашал к себе родственников, и они не знали о собрании. В ходе расследования выяснилось, что полотна приобрел в 1930-е годы отец задержанного Хильдебранд Гурлитт. После войны Хильдебранд заявил, что картины были уничтожены во время бомбардировки Дрездена. Мужчина скончался в 1956-м, и коллекция перешла его сыну Корнелиусу. В 2014-м обвиняемый выдал второй тайник в Австрии. Здесь хранились еще 240 картин. В подпольном собрании — Эмиль Нольде и Эрнст Людвиг Кирхнер. 6 мая 2014 года Гурлитт скончался. Все произведения он завещал Бернскому музею изобразительных искусств.
Генерал-губернатор оккупированной Польши Ганс Франк конфисковал у влиятельного польского семейства картину да Винчи «Дама с горностаем», а вот расстаться с полотном не смог. Заминка возникла, когда шедевр отправили в музей фюрера в Линце. После недолгих колебаний Франк приказал вернуть творение да Винчи в свой особняк и повесил его в гостиной. Ганс был страстным коллекционером, как и другие представители нацистской верхушки.
Гитлер объявил войну футуризму и кубизму в 1935 году. В одном из выступлений он подчеркнул, что эти художественные течения «отравляют» чистую арийскую кровь нездоровыми концепциями. Авангардизм был запрещен во имя немецкого народа, из музеев исчезли картины и скульптуры модернистов. В прессе эти работы называли отвратительными и уродливыми. Арт-агенты воспользовались кампанией против так называемой вырожденческой живописи; они заключали сделки с европейскими аукционными домами или прятали полотна, дожидаясь удобного момента для продажи. Известно, что картины модернистов хранил у себя Йозеф Геббельс.
Выставка «дегенеративного искусства» в Мюнхене
В 1937-м запрещенные произведения выставили в галерее в Мюнхене. Экспозиция должна была дискредитировать современное искусство. Картины в залах намеренно повесили так, чтобы у посетителей возникло ощущение хаоса. Кроме того, в галерее было очень душно, места гостям не хватало. Авторы каталога предупреждали посетителей: «Больной мозг авангардиста покушается на ценности самосохранения сообщества (…) Немцы в изображении авангардиста выглядят тупыми похотливыми скотами. Идеализируется потаскуха — в противовес женщине из буржуазного общества, которая, по мнению порочного творца, нравственно куда более распущена, чем проститутка». План по дискредитации нового искусства провалился. К «запрещенке» потянулись из разных уголков Третьего рейха. Экспозицию осмотрели больше 2 миллионов человек. А выставку «величайшего германского искусства», расположенную неподалеку, посетили меньше 700 тысяч немцев. Сцены из сельской жизни и изображения атлетически сложенных юношей мало интересовали публику.
Образцы запрещенного искусства уничтожали весело, под музыку оркестров и «огненные речевки». В марте 1939 года в Берлине в огне погибли больше 1000 картин и 3000 акварелей. В их числе — работы одного из крупнейших акварелистов XX века Эмиля Нольде. Спустя три года у галереи Жё-де-Пом в Париже сожгли около 600 работ, включая шедевры Дали и Пикассо. Судьба «правильного» искусства сложилась иначе; шедевры старых мастеров должны были переехать в музей фюрера в Линце. Кроме того, они оседали в частных коллекциях. В разгар войны их прятали в рудниках и железнодорожных вагонах. Крупнейшим стал тайник в австрийской шахте Альтаусзее. Именно здесь хранился Гентский алтарь, созданный братьями Хубертом и Яном ван Эйком в 1432 году.
Фрагмент Гентского алтаря. Хуберт ван Эйк. 1432
375 × 520 см
Собор Святого Бавона, Гент. Викисклад
Алтарь состоит из 24 панелей, на них изображены 258 человеческих фигур. Спасти артефакт удалось, в том числе, благодаря «хранителям памятников». Это движение было создано по инициативе Эйзенхауэра и Рузвельта. К нему примкнули искусствоведы, историки и сотрудники музеев. Они с риском для жизни «охотились» за культурными ценностями, конфискованными нацистами. Хранители определяли местоположение шедевра и договаривались с союзниками, чтобы не допустить бомбардировки объекта. Они реставрировали полотна и возвращали их на родину. Подразделение состояло из нескольких десятков художественных «разведчиков».
«Охотникам» удалось найти полотно Рембрандта «Ночной дозор», на котором изображена стрелковая рота нидерландского ополчения. Художник написал групповой портрет в 1642 году. История полотна напоминает детектив. Искусствоведы обнаружили его в XIX веке на волне нового интереса к творчеству Рембрандта. В начале Второй мировой «Ночной дозор» вывезли из музея в Амстердаме. В течение нескольких лет картина путешествовала по стране, пока ее не присвоили агенты Третьего рейха. Хранители памятников нашли работу Рембрандта в 1944 году. Свернутое в рулон полотно хранилось на глубине 35 метров в одной из пещер у города Маастрихт. В 1947-м специалисты провели реставрацию картины. Удалив слой копоти, эксперты выяснили, что сцена «Ночного дозора» на самом деле происходит днем.
Рембрандт. Ночной дозор. 1642
Холст, масло. 363 × 437 см
Государственный музей, Амстердам. Викисклад
Всего за последний год войны «хранители» спасли более 50 работ Рембрандта. В шахте Альтаусзее вместе с картинами голландского художника хранилась статуя «Мадонна Брюгге» Микеланджело. В 1944-м нацисты вывезли ее из Брюгге под матрасами в грузовике «Красного креста».
В тайниках Третьего рейха обнаружили также бюст Нефертити из Египетского музея в Берлине. Произведение древнеегипетского искусства вывезли в Германию в 1913 году под видом неоконченного портрета; сверху его покрыли гипсом. В разгар войны артефакт поместили в шахту Меркерс вместе с золотым запасом Германии. Золото союзники забрали, а ящики с экспонатами открывать не стали. Их увезли в музей Висбадена. После 1945-го музейщики открыли коробку с надписью «Разноцветная королева», где хранился бюст Нефертити. Кстати, тогда о претензиях на артефакт заявили представители советской зоны оккупации Германии. Но Нефертити осталась в Западном Берлине. Журналисты окрестили ее «красивейшей жительницей города» и самым ярким музейным экспонатом Берлина.
К поиску картины фламандского художника Ганса Мемлинга «Мадонна с младенцем и ангелами» хранители приступили уже после войны. Полотно было изъято из коллекции Ротшильдов в 1938 году и попало к Герингу. Рейхсмаршал пообещал картину американскому полковнику Уильяму Куинну в обмен на гарантии безопасности. Куинн согласился на сделку, после этого след «Мадонны» теряется. «Хранители» приступили к поиску картины в 1947 году. По их версии, к исчезновению полотна могли быть причастны американские военнослужащие. Поиск длился несколько лет, его координировали в Федеральном бюро расследований. Найти картину так и не удалось. Сегодня она оценивается в четверть миллиона долларов.
Церковь, где немцы хранили украденные полотна
Многие произведения искусства погибли во время пожаров. Так, «Святой Матфей с ангелом» и «Портрет куртизанки» Караваджо были уничтожены огнем в Берлине. Такая же участь ожидала работы Рубенса и Кранаха.
После Второй мировой войны уцелевшие произведения искусства начали возвращаться к владельцам. В Германии появилось ведомство, ответственное за возврат культурных ценностей. Процесс затянулся на десятилетия, некоторые из картин до сих пор не нашли своих хозяев. В прессе широко освещался реституционный процесс Марии Альтман. Она отсудила у австрийского музея 5 картин Густава Климта, принадлежавших ее дяде, еврейскому предпринимателю Фердинанду Блох-Бауэру. Альтман подала иск в 1998-м, когда в Австрии начал действовать закон о реституции предметов искусства. Спустя 8 лет арбитражный суд Вены принял решение о возвращении работ Климта Марии. Похищенные нацистами ценности вернули себе и Ротшильды. В 1999-м они продали семейную коллекцию (около 250 лотов) за 90 миллионов долларов.
Автор Елена Бухтеева
Источники - Дилетант_1 и Дилетант_2
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]