Скульптурный Зальцбург
---
Моцарт-гермафродит, двухметровые бронзовые огурцы, сплющенные коровы, башня из неработающих магнитофонов... Как видите, Зальцбург серьёзно подошёл к своему уличному искусству. Властям явно хотелось показать, что их город не только признанный центр классической музыки, но и место для современных скульптурных экспериментов. На мой взгляд, эксперименты следует признать удавшимися лишь частично.
Кто бы мог подумать, что в 10 часов утра 23-го марта в Зальцбурге внезапно пойдёт снег, да не какой-нибудь там лёгкий мартовский снего-дождь, а настоящий снегопад! За несколько минут намело не то чтобы сугробы, но по средне-европейским меркам вполне ощутимо. Погода совершенно не располагала к культурной скульптурной прогулке, но что поделать. Поэтому посидев полчасика в тёплой кафешке, я нехотя вышел на фото-охоту. В суровых, практически сибирских условиях, зальцбургские скульптуры не смогли показать себя во всей красе, например, на фото ниже должен был быть виден замок, получился же один туман.
Скульптурная охота в Зальцбурге похожа на спортивное ориентирование. В интернете легко находится карта с координатами самых значимых объектов, а те кто не понял глубокий художественный смысл, могут вместе с координатами скульптур изучить их подробное описание. Исторический центр города плотно заставлен современным искусством и благодарить за это надо фонд "Salzburg Foundation". Именно эта организация смогла отбить 6,5 миллионов сперва у всемирно известного швейцарского банка, а потом и у не менее известной австрийской страховой компании. С плохо скрываемой гордостью, устроители фонда утверждают, что на покупку искусства не пошло ни цента государственных денег.
Но давайте посмотрим на что конкретно пошли деньги банкиров и страховщиков. Первая композиция называется "Огурцы" и представляет собой 5 огурцов, стоящих перед статуей Фридриха Шиллера. На ум сразу приходит версия, что старина Шиллер был ярым поклонником огурцов и благодарные потомки решили об этом вспомнить. Версия, прямо скажем, так себе. Почитаем описание: "Разные по форме, огурцы символизируют человеческую индивидуальность и в тоже время представляют собой коллективный ансамбль..." Вроде понятно. Кстати, в городском музее можно найти продолжение огуречной темы того же скульптора: "Автопортрет с маринованными огурцами" и я этот шедевр видел, но как только захотел его снять, ко мне подбежал взволнованный смотритель и убедительно попросил не фотографировать. Поэтому будем смотреть на то что есть, т.е. на Шиллера с огурцами.
Рядом с огурцами располагается главная скульптурная достопримечательность Зальцбурга и речь не каком-нибудь очередном изваянии Моцарта. Место самого фотографируемого памятника заняла позолоченная 9-метровая сфера с "Обычным" человеком наверху. Не сразу видно, но обычный человек сделан из бронзы и весит 300 килограмм! В народе "Сферу" быстро назвали балькенхольским (по имени автора) моцарткугелем. Действительно, похоже на огромный зальцбургский марципановый шарик.
Впрочем, Моцарт не остался забыт, ему посвящено следующее произведение, представляющее собой группу металлических стульев. Композиция называется: "Дух Моцарта". По замыслу известной сербской инсталляторши-провокаторши Марины Абравомич, прохожие должны медитативно сидеть и смотреть на парящий в 15-метровой высоте стул. Таким образом должна появится спиритуальная связь со скрытым миром музыки. Я пару минут посидел на крайнем стуле, честно пытаясь вызвать дух Моцарта, не получилось.
Наверное, лучше было бы связаться с Вольфгангом Амадеевичем возле фонтана Папагено, одного из героев его оперы "Волшебная флейта".
И уж точно никому не придёт в голову пытаться связаться с духом Моцарта возле этого творения! Как такое вообще могло появится в святая-святых? Кто разрешил изобразить главную достопримечательность города в виде помеси мужчины и женщины, да ещё без руки? Что за жалкий лепет: "Автор скульптуры хотел показать противоречивость гениальности..." какая на фиг противоречивость? Хм, надеюсь вы понимаете, что я немного лукавлю. Композиция: "Чествование Моцарта" мне категорически понравилась. Никакого художественного подтекста, голый расчёт: чем больше провокаций - тем интереснее темы!
Кстати о провокациях, вот ещё одна - огромное жёлтое ухо на здании церкви. Хорошо, здание церкви переделали в музей библии, но всё-таки, что на нём делает ухо?
Несколько раз в году зальцбургский культурный фонд организуют бесплатную 2-х часовую прогулку с гидом по скульптурным местам, так что если вам вдруг не хватило моего скудного описания, можете пройти "Walk of Modern Art" с профессионалом. Мы же пока свернём с художественной тропы в центре города и пойдём в сторону дворца "Аренберг", там те самые страховщики, устроили небольшой скульптурный сад. По дороге к дворцу увидел такой утиный фонтанчик, незапланированное скульптурное дополнение.
Сад встретил меня вновь усилившимся снегопадом и стулом, неужели его здесь поставили тоже для связи с духом Моцарта?
Скамейки у страховщиков забавные.
Точно не для сидения.
Перед самим дворцом ещё одна скамейка, на этот раз не пустая.
Признаюсь, так называемый, скульптурный парк не стоит посещения. В небольшом сквере разбросана парочка художественных "Загагулин", кроме скамеек ничего интересного там нет!
Очищаешь от снега информационные таблички и читаешь очередное: "Без названия". Логично, ну как по-другому назвать вот это?
Правда, следующая скульптурная группа название имело - "Вазы"! Надо же, не какие-нибудь "Сосуды бренности бытия", или там "Урны вселенского равновесия". Начинаю разочаровываться в австрийских художниках.
Вернёмся в центр города. Коровы там лежали без всяких информационных табличек, так что ничего конкретного про них рассказать не смогу.
Зато про этот "коровий" шарик известно более чем достаточно. Что мы видим? Десяток коров, соединённых в виде шара, т.е. без инструкции не разобраться. Читаем описание, хм... тут как раз такой случай, когда инструкция не помогает. Вроде знаешь все слова, но смысл не доходит. Включу-ка я гугль-переводчик, может станет лучше? Работа отслеживает идеологическое переопределение смысла общественного пространства и общественности в условиях постоянной этики эффективности... В общем, эти сплющенные коровы тут неспроста! Находящийся за коровами музей современного искусства, настоятельно советую обойти стороной. На 4-х этажах там лишь один забавный экспонат (ну вы помните, автопортрет с маринованными огурцами) да и тот охранялся как "Мона Лиза".
Состоящая из 20 мраморных слоёв голова девушки "Авильда", должна символизировать стремление к лучшей жизни (по версии автора, девушка приехала в Европу с карибских островов)
Следующее произведение называется "A.E.I.O.U." Это аббревиатура фразы кайзера Вильгейма Третьего, которую можно перевести примерно как: "Весь мир находится в подчинении Австрии". Не знаю, с какого перепугу прусский царёк изрёк эту мудрость, но похоже, австрийцы её запомнили. Фишка в том, что у аббревиатуры кайзера нашли более 300 значений и автор предлагает найти столько же толкований его скульптурного творения. У меня возникли сложности найти хотя бы одно объяснение увиденному, может у вас получится лучше?
Давайте сделаем небольшую паузу, а то весь этот авангардный символизм в слишком больших дозах вреден. Посмотрим на что-нибудь простое и понятное. Например, на композицию под названием: "Радость жизни".
Также не надо особого объяснять чем занимается фигура Герберта фон Караяна.
Рядом со всемирно известным дирижёром расположился отдыхающий велосипедист.
Скульптуры на детской площадки, куда уж проще.
Возле той площадки поставили два спорных памятника, т.е. в самом Копернике и Парацельсе ничего спорного нет, не вызывающая вопросов классика. Споры идут по поводу автора. Дело в том, что Йозеф Торак был одним из любимейших скульпторов фюрера, со всеми сопутствующими деяниями: одним из первых подписал культурный манифест Геббельса, бросил жену с сыном (она была еврейка) вступил в партию, конвейерным способом ваял бюсты вождя, соорудил парочку монументальных пропагандистских творений для рейхстага, рейхс-канцелярии и т.п. строений. Другими словами, чуток сбился с пути, но после войны был признан "жертвой режима" и регулярно получал госзаказы, вроде этого Коперника.
Левые активисты не успокаиваются до сих пор, как мол так, прямо у нас в парке нацистское искусство цветёт и пахнет. То что у них в Зальбурге есть улица этого самого Йозефа Торака никого не заботит, а Парацельс мешает жить!
Весьма атмосферная работа "Плащ мира". Возможны вы не помните, но в теме "Скульптурная Прага" уже была точно такая же скульптура, правда называлась она по-другому. Не знаю, почему автор решил плодить одну и ту же фигуру под разными названиями, кто этих художников поймёт.
Обычно я не публикую в скульптурных темах классическое искусство, т.к. считаю, что смотреть на бесконечно повторяющиеся мотивы безумно скучно. Однако в этой теме сделаю несколько исключений.
Больно уж красиво выглядят скульптуры на фоне зальцбургского замка.
А ещё меня впечатлило трепетное отношение города к старине. Многие уличные скульптуры бережно обёрнуты стеклянными саркофагами. Получилась этакая уличная выставка за стеклом.
По некоторым произведениям не понять, то ли они старинные, то ли нет. Что можно сказать об этом шедевре. Каменные ядра точно пришли к нам из глубины веков, а вот когда их залили бетоном?
Несмотря на всё своё скептическое отношение к классическому искусству, в Зальцбурге имелась одна обязательная средневековая локация, я говорю о "Саде гномов". Гномы выгодно отличаются от снежного "Сада загагулин". Не надо искать таблички с поясняющими названиями. Кто изображён на каждой из 16-и забавных скульптур ясно с первого взгляда. Была всего одна незначительная проблемка, я в этот сад так и не попал! Оказывается, когда идёт снег его закрывают и хотя снег давно прошёл, смог посмотреть на гномов лишь в интернете.
Но хватит этой многовековой старины, обратимся к чему-нибудь свеженькому. Хотя бы к такой фигуре известного кино-персонажа, чем не современное искусство?
Продолжим современной "Вавилонской башней".
Неплохая идея, свалить в кучу неработающую технику, придать куче вид башни и вуаля - готово произведение с глубокой смысловой нагрузкой!
Не смог найти описание данного произведения, но месседж более-менее понятен - не следует лезть куда не надо!
Возле аэропорта поставили несколько композиций, символизирующих полёты. Думаю, эта самолётная работа на фоне красивейших гор достойно завершит зальцбургскую тему. Подведём итоги, т.е. вернёмся к размышлениям, почему скульптурные эксперименты в Зальцбурге не удались. Мне показалось, что размещать современное искусство в старом городе в таком количестве, это не самая хорошая идея. Например, в так понравившейся мне "Скульптурной Праге", тоже было много провокационных произведений в старом городе, но там и город раз в 10 больше! В Зальцбурге же количество каких-то непонятных загагулин (многие из которых не вошли в эту тему) превысило допустимое значение. Так что я бы на месте того культурного фонда, спихнул бы всё их уличное искусство в какой-нибудь специализированный парк, а на освободившиеся места расставил бы Моцартов.
Парочка других скульптурных тем:
Скульптурный Роттердам
Скульптурная Прага
Скульптурный Кёльн
Скульптурный Дюссельдорф
Скульптурный Будапешт
Кто бы мог подумать, что в 10 часов утра 23-го марта в Зальцбурге внезапно пойдёт снег, да не какой-нибудь там лёгкий мартовский снего-дождь, а настоящий снегопад! За несколько минут намело не то чтобы сугробы, но по средне-европейским меркам вполне ощутимо. Погода совершенно не располагала к культурной скульптурной прогулке, но что поделать. Поэтому посидев полчасика в тёплой кафешке, я нехотя вышел на фото-охоту. В суровых, практически сибирских условиях, зальцбургские скульптуры не смогли показать себя во всей красе, например, на фото ниже должен был быть виден замок, получился же один туман.
Скульптурная охота в Зальцбурге похожа на спортивное ориентирование. В интернете легко находится карта с координатами самых значимых объектов, а те кто не понял глубокий художественный смысл, могут вместе с координатами скульптур изучить их подробное описание. Исторический центр города плотно заставлен современным искусством и благодарить за это надо фонд "Salzburg Foundation". Именно эта организация смогла отбить 6,5 миллионов сперва у всемирно известного швейцарского банка, а потом и у не менее известной австрийской страховой компании. С плохо скрываемой гордостью, устроители фонда утверждают, что на покупку искусства не пошло ни цента государственных денег.
Но давайте посмотрим на что конкретно пошли деньги банкиров и страховщиков. Первая композиция называется "Огурцы" и представляет собой 5 огурцов, стоящих перед статуей Фридриха Шиллера. На ум сразу приходит версия, что старина Шиллер был ярым поклонником огурцов и благодарные потомки решили об этом вспомнить. Версия, прямо скажем, так себе. Почитаем описание: "Разные по форме, огурцы символизируют человеческую индивидуальность и в тоже время представляют собой коллективный ансамбль..." Вроде понятно. Кстати, в городском музее можно найти продолжение огуречной темы того же скульптора: "Автопортрет с маринованными огурцами" и я этот шедевр видел, но как только захотел его снять, ко мне подбежал взволнованный смотритель и убедительно попросил не фотографировать. Поэтому будем смотреть на то что есть, т.е. на Шиллера с огурцами.
Рядом с огурцами располагается главная скульптурная достопримечательность Зальцбурга и речь не каком-нибудь очередном изваянии Моцарта. Место самого фотографируемого памятника заняла позолоченная 9-метровая сфера с "Обычным" человеком наверху. Не сразу видно, но обычный человек сделан из бронзы и весит 300 килограмм! В народе "Сферу" быстро назвали балькенхольским (по имени автора) моцарткугелем. Действительно, похоже на огромный зальцбургский марципановый шарик.
Впрочем, Моцарт не остался забыт, ему посвящено следующее произведение, представляющее собой группу металлических стульев. Композиция называется: "Дух Моцарта". По замыслу известной сербской инсталляторши-провокаторши Марины Абравомич, прохожие должны медитативно сидеть и смотреть на парящий в 15-метровой высоте стул. Таким образом должна появится спиритуальная связь со скрытым миром музыки. Я пару минут посидел на крайнем стуле, честно пытаясь вызвать дух Моцарта, не получилось.
Наверное, лучше было бы связаться с Вольфгангом Амадеевичем возле фонтана Папагено, одного из героев его оперы "Волшебная флейта".
И уж точно никому не придёт в голову пытаться связаться с духом Моцарта возле этого творения! Как такое вообще могло появится в святая-святых? Кто разрешил изобразить главную достопримечательность города в виде помеси мужчины и женщины, да ещё без руки? Что за жалкий лепет: "Автор скульптуры хотел показать противоречивость гениальности..." какая на фиг противоречивость? Хм, надеюсь вы понимаете, что я немного лукавлю. Композиция: "Чествование Моцарта" мне категорически понравилась. Никакого художественного подтекста, голый расчёт: чем больше провокаций - тем интереснее темы!
Кстати о провокациях, вот ещё одна - огромное жёлтое ухо на здании церкви. Хорошо, здание церкви переделали в музей библии, но всё-таки, что на нём делает ухо?
Несколько раз в году зальцбургский культурный фонд организуют бесплатную 2-х часовую прогулку с гидом по скульптурным местам, так что если вам вдруг не хватило моего скудного описания, можете пройти "Walk of Modern Art" с профессионалом. Мы же пока свернём с художественной тропы в центре города и пойдём в сторону дворца "Аренберг", там те самые страховщики, устроили небольшой скульптурный сад. По дороге к дворцу увидел такой утиный фонтанчик, незапланированное скульптурное дополнение.
Сад встретил меня вновь усилившимся снегопадом и стулом, неужели его здесь поставили тоже для связи с духом Моцарта?
Скамейки у страховщиков забавные.
Точно не для сидения.
Перед самим дворцом ещё одна скамейка, на этот раз не пустая.
Признаюсь, так называемый, скульптурный парк не стоит посещения. В небольшом сквере разбросана парочка художественных "Загагулин", кроме скамеек ничего интересного там нет!
Очищаешь от снега информационные таблички и читаешь очередное: "Без названия". Логично, ну как по-другому назвать вот это?
Правда, следующая скульптурная группа название имело - "Вазы"! Надо же, не какие-нибудь "Сосуды бренности бытия", или там "Урны вселенского равновесия". Начинаю разочаровываться в австрийских художниках.
Вернёмся в центр города. Коровы там лежали без всяких информационных табличек, так что ничего конкретного про них рассказать не смогу.
Зато про этот "коровий" шарик известно более чем достаточно. Что мы видим? Десяток коров, соединённых в виде шара, т.е. без инструкции не разобраться. Читаем описание, хм... тут как раз такой случай, когда инструкция не помогает. Вроде знаешь все слова, но смысл не доходит. Включу-ка я гугль-переводчик, может станет лучше? Работа отслеживает идеологическое переопределение смысла общественного пространства и общественности в условиях постоянной этики эффективности... В общем, эти сплющенные коровы тут неспроста! Находящийся за коровами музей современного искусства, настоятельно советую обойти стороной. На 4-х этажах там лишь один забавный экспонат (ну вы помните, автопортрет с маринованными огурцами) да и тот охранялся как "Мона Лиза".
Состоящая из 20 мраморных слоёв голова девушки "Авильда", должна символизировать стремление к лучшей жизни (по версии автора, девушка приехала в Европу с карибских островов)
Следующее произведение называется "A.E.I.O.U." Это аббревиатура фразы кайзера Вильгейма Третьего, которую можно перевести примерно как: "Весь мир находится в подчинении Австрии". Не знаю, с какого перепугу прусский царёк изрёк эту мудрость, но похоже, австрийцы её запомнили. Фишка в том, что у аббревиатуры кайзера нашли более 300 значений и автор предлагает найти столько же толкований его скульптурного творения. У меня возникли сложности найти хотя бы одно объяснение увиденному, может у вас получится лучше?
Давайте сделаем небольшую паузу, а то весь этот авангардный символизм в слишком больших дозах вреден. Посмотрим на что-нибудь простое и понятное. Например, на композицию под названием: "Радость жизни".
Также не надо особого объяснять чем занимается фигура Герберта фон Караяна.
Рядом со всемирно известным дирижёром расположился отдыхающий велосипедист.
Скульптуры на детской площадки, куда уж проще.
Возле той площадки поставили два спорных памятника, т.е. в самом Копернике и Парацельсе ничего спорного нет, не вызывающая вопросов классика. Споры идут по поводу автора. Дело в том, что Йозеф Торак был одним из любимейших скульпторов фюрера, со всеми сопутствующими деяниями: одним из первых подписал культурный манифест Геббельса, бросил жену с сыном (она была еврейка) вступил в партию, конвейерным способом ваял бюсты вождя, соорудил парочку монументальных пропагандистских творений для рейхстага, рейхс-канцелярии и т.п. строений. Другими словами, чуток сбился с пути, но после войны был признан "жертвой режима" и регулярно получал госзаказы, вроде этого Коперника.
Левые активисты не успокаиваются до сих пор, как мол так, прямо у нас в парке нацистское искусство цветёт и пахнет. То что у них в Зальбурге есть улица этого самого Йозефа Торака никого не заботит, а Парацельс мешает жить!
Весьма атмосферная работа "Плащ мира". Возможны вы не помните, но в теме "Скульптурная Прага" уже была точно такая же скульптура, правда называлась она по-другому. Не знаю, почему автор решил плодить одну и ту же фигуру под разными названиями, кто этих художников поймёт.
Обычно я не публикую в скульптурных темах классическое искусство, т.к. считаю, что смотреть на бесконечно повторяющиеся мотивы безумно скучно. Однако в этой теме сделаю несколько исключений.
Больно уж красиво выглядят скульптуры на фоне зальцбургского замка.
А ещё меня впечатлило трепетное отношение города к старине. Многие уличные скульптуры бережно обёрнуты стеклянными саркофагами. Получилась этакая уличная выставка за стеклом.
По некоторым произведениям не понять, то ли они старинные, то ли нет. Что можно сказать об этом шедевре. Каменные ядра точно пришли к нам из глубины веков, а вот когда их залили бетоном?
Несмотря на всё своё скептическое отношение к классическому искусству, в Зальцбурге имелась одна обязательная средневековая локация, я говорю о "Саде гномов". Гномы выгодно отличаются от снежного "Сада загагулин". Не надо искать таблички с поясняющими названиями. Кто изображён на каждой из 16-и забавных скульптур ясно с первого взгляда. Была всего одна незначительная проблемка, я в этот сад так и не попал! Оказывается, когда идёт снег его закрывают и хотя снег давно прошёл, смог посмотреть на гномов лишь в интернете.
Но хватит этой многовековой старины, обратимся к чему-нибудь свеженькому. Хотя бы к такой фигуре известного кино-персонажа, чем не современное искусство?
Продолжим современной "Вавилонской башней".
Неплохая идея, свалить в кучу неработающую технику, придать куче вид башни и вуаля - готово произведение с глубокой смысловой нагрузкой!
Не смог найти описание данного произведения, но месседж более-менее понятен - не следует лезть куда не надо!
Возле аэропорта поставили несколько композиций, символизирующих полёты. Думаю, эта самолётная работа на фоне красивейших гор достойно завершит зальцбургскую тему. Подведём итоги, т.е. вернёмся к размышлениям, почему скульптурные эксперименты в Зальцбурге не удались. Мне показалось, что размещать современное искусство в старом городе в таком количестве, это не самая хорошая идея. Например, в так понравившейся мне "Скульптурной Праге", тоже было много провокационных произведений в старом городе, но там и город раз в 10 больше! В Зальцбурге же количество каких-то непонятных загагулин (многие из которых не вошли в эту тему) превысило допустимое значение. Так что я бы на месте того культурного фонда, спихнул бы всё их уличное искусство в какой-нибудь специализированный парк, а на освободившиеся места расставил бы Моцартов.
Парочка других скульптурных тем:
Скульптурный Роттердам
Скульптурная Прага
Скульптурный Кёльн
Скульптурный Дюссельдорф
Скульптурный Будапешт
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]