А что у нее сзади?
---
Вы не ожидаете увидеть на картине, скажем, 1550 годов увидеть голый зад? Именно зад, не прекрасную филейную часть? Оно понятно – не ожидаете – Высокое Возрождение ведь). А такое в искусстве тоже есть. В истории живописи много неожиданного. Давайте посмотрим.
Изображение для зрителя — это в первую очередь пространство. Оно ограничено рамками, но именно там развевается происходящее. Пейзаж ли, освещенный солнцем, натюрморт, оставленный на столе пресытившимися гостями, портрет или жанровая сцена – все в пространстве, все должно компоноваться в пределах картины. И никому, в общем-то, не приходит в голову заглянуть на оборотную сторону. Иногда это бывает зря)).
Там можно найти что-то совершенно удивительное и неожиданное – еще одно самостоятельное произведение. Иногда – это пример функциональности, подчинение изображений одной идее, как Алтарь Паумгартнеров (1503г) Альбрехта Дюрера, Гентский Алтарь(1432г.) Ян Ван Эйка и др.
Но есть и другие варианты.
Вот "Поединок Давида и Голиафа" - сцена изображена с двух сторон. Ее можно обойти и рассмотреть, как скульптуру. Действие на второй отделяет от начала лишь мгновение. Ее написал талантливый ученик Микеланджело Буанаротти, итальянский художник и скульптор Даниэле да Вольтерра. «Давид отрубает голову Голиафу», написано на большой сланцевой панели в 1550-1555 гг.
А это Пьеро дела Франческа - «Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца». 1465-72.
Знаменитый парный профильный портрет, изображавший урбинского герцога и его супругу в манере высшей эстетики эпохи Ренессанса.
На оборотной стороне диптиха изображены триумфы Федериго и Баттисты. Древнеримский обычай стал весьма популярным в эпоху Ренессанса, когда такие театрализованные представления сопровождали всевозможные празднества.
«Пьеро дела Франческа изображён как победоносный полководец в стальных латах и с жезлом в руке на колеснице, запряженной восьмеркой белых коней. Позади него стоит крылатая Слава, которая венчает его лавровым венком, у его ног - 4 Добродетели (Справедливость, Мудрость, Сила, Умеренность), впереди - фигура Амура.
Баттиста едет в повозке, запряженной парой единорогов (символ невинности и чистоты), она держит в руках молитвенник, её сопровождают 3 христианские добродетели (Вера, Надежда и Милосердие), тот же смысл имеют 2 фигуры за её спиной.
Повозки двигаются навстречу друг другу, а внизу начертаны длинные латинские надписи, которые взывают к памяти потомков»
Бронзино. Двойной портрет обнажённого придворного шута («нани») Морганте (1553 год) Уффици.
Браччио ди Бартоло, иронично названный в честь гиганта Морганте Маджоре, героя эпической поэмы Луиджи Пульчи, был самым знаменитым из 5 карликов при дворе Медичи в Палаццо Питти.
Он прибыл ко двору Козимо I Медичи около 1540 года. По словам Джорджо Вазари, он был умён, образован и чрезвычайно добр. Страдавший врождённой хондродистрофией раб, в 1555 году был удостоен дворянского титула, ему пожаловали земли и право жениться. Он даже сопровождал своего господина, которому был беззаветно предан, в дипломатических поездках. Но, несмотря на своё привилегированное положение, Морганте регулярно подвергался унижениям самого разного рода и даже физическому насилию.
В то время активно обсуждался вопрос, какой вид искусства имеет право называться «более благородным». Поэтому Бронзино изобразил карлика с двух сторон, показав, что живопись обладает способностью взглянуть на предмет с различных точек зрения, подобно скульптуре.
В работе Бронзино проглядывается мысль: пуcть он урод и шут, но он человек!
А иногда – просто шутка, фривольность, не предназначенная для глаз широкой публики. Но это позже, позже, но все равно в эпоху нравственности и жесткой морали.
Мартин ван Мейтенс, придворный художник Марии Терезии.
“Kneeling Nun”, c. 1731
Но часто, бывало, так. Что художнику просто нехватало холста, который недёшев, он переворачивал картину и другой стороне писал новую. Как Фешин. В большей степени это веяние касалось художников-самоучек или художников, работающих вне официального номенклатурного искусства, чье материальное обеспечение сводилось к нулю.
Фешин Николай Иванович. «Барабанщик». (1901-1908 гг.).
На обороте картины была нарисована другая картина – «Пузырист», но тоже с портретом брата художника. Чувашский государственный художественный музей.
Искусство надо рассматривать всесторонне).
Взято: tanjand.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]