Авсюнино, церковь Петра митрополита
---
Оригинал взят у proofreader_z в Авсюнино, церковь Петра митрополита
18.02.2017, https://yandex.ru/maps/-/CZxJqRm6
Полтора века назад на Гуслице весьма активно миссионерствовало известное в своё время братство Петра митрополита. Оно то и основало в сей деревне свою школу (1892 или 1893).
В 1904 вышел указ Синода об "открытии" единоверческого прихода, а в 1905 к зданию школы с востока была пристроена небольшая одноглавая церковь в русском стиле, автором которой все дружно называют Николая Александровича Тютюнова.
Сразу бросается в глаза отличие проекта алтарной части от реально построенного. На чертежах за
иконостасом узкий прямоугольный объём по оси север-юг с тремя апсидами, а в натуре - одна полукруглая апсида во всю ширину четверика. В остальном вроде всё сходится.
Перекрытие было сводчатым, кирпичным. Над спаренными окнами видны разгрузочные арки.
И школьная и церковная части здания выполнены в тычковой кладке, но первая сохранилась гораздо лучше, хотя она и старше. Может за ней был лучший уход? или качество кирпича лучше?...
Клейм ни там, ни сям не найдено.
Краеведы пишут, что по клировым ведомостям даже и в 1916 прихода тут не было, т.е. даже и через 12 лет после "указа об открытии" он так и не сложился. Церковь обслуживала лишь школу, была фактически домовой, закрыта по одним данным в 1930, а по другим - уже в начале 1920-х тут был клуб и в школьной, и в церковной частях.
В более близкие нам времена клуб оставался лишь в помещении бывшей школы, а в церкви был сарай дров и угля, шоб дискотека не замёрзла, и в начале 2000-х власти вроде даже предлагали эту часть единоверческому приходу в Куровском, но священник тамошний сказал, что мол не хочет "молиться там, где зе стенкой танцуют".
В мой нынешний приезд табличек "дом культуры" и "библиотека" не обнаружилось, зато крест на дверь
повесили. Видимо, передали наконец ..?..
И в литературе, и в инете встречаются рассуждения, типа "Затруднительно утверждать, была ли данная церковь православной или единоверческой, т. к. она освящалась и епископом Серафимом Можайским, и настоятелем Московской единоверческой Троицкой церкви Иоанном Звездинским", хотя уж давным-давно публиковался текст вышеупомянутого синодского указа 1904 года, где и школа, и церковь, и планировавшийся приход названы именно единоверческими.
А уж аргумент с участием Серафима звучит вообще странно. От чего бы епископу синодальной церкви
не освящать единоверческий храм, построенный для прихода, указом того самого Синода и "открытого"..?...
Кирпич и по цвету разный:
СкОбы ещё старинные:
Такие вот забавные лопатки на "школьной" части:
По остаткам, свод видимо был парусный:
/lj-cut>
18.02.2017, https://yandex.ru/maps/-/CZxJqRm6
Полтора века назад на Гуслице весьма активно миссионерствовало известное в своё время братство Петра митрополита. Оно то и основало в сей деревне свою школу (1892 или 1893).
В 1904 вышел указ Синода об "открытии" единоверческого прихода, а в 1905 к зданию школы с востока была пристроена небольшая одноглавая церковь в русском стиле, автором которой все дружно называют Николая Александровича Тютюнова.
Сразу бросается в глаза отличие проекта алтарной части от реально построенного. На чертежах за
иконостасом узкий прямоугольный объём по оси север-юг с тремя апсидами, а в натуре - одна полукруглая апсида во всю ширину четверика. В остальном вроде всё сходится.
Перекрытие было сводчатым, кирпичным. Над спаренными окнами видны разгрузочные арки.
И школьная и церковная части здания выполнены в тычковой кладке, но первая сохранилась гораздо лучше, хотя она и старше. Может за ней был лучший уход? или качество кирпича лучше?...
Клейм ни там, ни сям не найдено.
Краеведы пишут, что по клировым ведомостям даже и в 1916 прихода тут не было, т.е. даже и через 12 лет после "указа об открытии" он так и не сложился. Церковь обслуживала лишь школу, была фактически домовой, закрыта по одним данным в 1930, а по другим - уже в начале 1920-х тут был клуб и в школьной, и в церковной частях.
В более близкие нам времена клуб оставался лишь в помещении бывшей школы, а в церкви был сарай дров и угля, шоб дискотека не замёрзла, и в начале 2000-х власти вроде даже предлагали эту часть единоверческому приходу в Куровском, но священник тамошний сказал, что мол не хочет "молиться там, где зе стенкой танцуют".
В мой нынешний приезд табличек "дом культуры" и "библиотека" не обнаружилось, зато крест на дверь
повесили. Видимо, передали наконец ..?..
И в литературе, и в инете встречаются рассуждения, типа "Затруднительно утверждать, была ли данная церковь православной или единоверческой, т. к. она освящалась и епископом Серафимом Можайским, и настоятелем Московской единоверческой Троицкой церкви Иоанном Звездинским", хотя уж давным-давно публиковался текст вышеупомянутого синодского указа 1904 года, где и школа, и церковь, и планировавшийся приход названы именно единоверческими.
А уж аргумент с участием Серафима звучит вообще странно. От чего бы епископу синодальной церкви
не освящать единоверческий храм, построенный для прихода, указом того самого Синода и "открытого"..?...
Кирпич и по цвету разный:
СкОбы ещё старинные:
Такие вот забавные лопатки на "школьной" части:
По остаткам, свод видимо был парусный:
/lj-cut>
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]